Самый крупный порт в европе. Где находятся крупнейшие морские и речные порты мира? Sami крупнейший морской порт в мире

Недавно я делал по итогам 2015-го.
И меня несколько раз спрашивали, какая картина в целом по миру.

Так вот, на сейчас можно посмотреть ситуацию по итогам 2014-го (по рейтингу AAPA World Port Rankings). В нём учитывается 100 крупнейших портов планеты по двум показателям - грузообороту и контейнерообороту. Поскольку рейтинг ведётся уже много лет, то весьма любопытно сравнить порты-рекордсмены в сопоставимых показателях с расстоянием примерно в 10 лет: такой подход хорошо показывает глобальный сдвиг мировой торговли и активности в Восточную Азию, которая теперь генерирует основную часть тоннажа.

Кроме того, видна относительно скромная роль ЕС и Соединённых Штатов в морском торговом обороте. Главным содержанием десятилетия 2003-2014 было возвышение Китая: теперь порты этой страны - "мастерской мира" начала XXI века - занимают большую часть Топ-25. Их рост за десятилетие - наиболее быстрый, если не сказать взрывной.

Как видите, общий оборот 25-ти крупнейших портов за десятилетие вырос на 82% - с 4,2 млрд. до 7,7 млрд. тонн и отражает общий рост интенсивности мировой торговли. Средняя величина порта также существенно выросла - если в 2003-м в Топ-25 попали даже порты с грузооборотом менее 100 млн. тонн, то сейчас порог входа в "высшую лигу" - 150 млн. тонн. Но это только самая общая картина, многое изменилось и внутри.

А в структуре изменений самое существенное - бурный рост Китая (на таблице выделен жёлтым).
Если в 2003-м в десятке лидеров - 2 китайских порта: Шанхай и Гуанчжоу, плюс Гонконг (исторически унаследовавший это положение ещё с момента британского протектората и только 6 лет назад вошедший в КНР на правах специального административного района), то в 2014-м - 6 (!), то есть больше половины верхней десятки! Причём Шанхай вышел на безоговорочное первое место.

Продолжается падение роли Японии, которая неуклонно сокращает свою роль в мировом судоходном трафике уже полтора десятилетия. В 2003-м два японских порта (Тиба, Нагоя) были в десятке и на 21-м месте находилась Иокогама, то спустя десятилетие их осталось два и они упали на 16-е и 23-е места. Некоторое снижение доли произошло и у Южной Кореи, при абсолютном росте грузооборота (2003 - 4 порта в Топ-25, 2014 - 3 и позициями ниже). Выбыл из Топ-25 Тайвань (Гаосюн).

Евросоюз в 2003-м был представлен четырьмя портами в Топ-25 - Роттердам (главный европейский хаб), Антверпен, Гамбург и Марсель. К середине "десятых" их осталось только два, причём они существенно опустились в рейтинге - скажем, Роттердам со второго места в мире на седьмое. Германские и французские порты выбыли из Топ-25 вообще, и сейчас они занимают 26-е (Гамбург) и 47-е (Марсель) места. Далее идут Амстердам (39-е место), испанский Альхесирас (43-е) и Бремен (48-е). Итальянские и английские порты (эти страны ранее - крупные морские державы) находятся в арьергарде списка. Так, английский Гримсби занимает 68-ю позицию, а итальянский Триест - 71-ю. Лондон - когда-то ворота "мастерской мира" - и вовсе на 96-м месте.

Соединённые Штаты также потеряли относительные позиции: в 2003-м - 3 порта в Топ-25, в том числе 5-е и 6-е места; в 2014-м - только 2 и ниже, а Нью-Йорк опустился с 18-го на 34-е место. Выросла доля Австралии: если десятилетие назад она была представлена единственным портом на 25-й позиции, то сейчас их три, в том числе и пятая позиция в мире. Однако австралийский грузооборот очень специфичен и представляет собой вывоз ресурсов полезных ископаемых.

Вообще, в таблице можно выделить два принципиально разных вида портов: специализированные и универсальные. Первые обрабатывают преимущественно определенный вид груза, который занимает подавляющую долю в их погрузке (австралийский Порт-Хедленд, например). Вторые работают с широкой номенклатурой грузов - обслуживая, как правило, крупный экономически активный регион (Шанхай, Роттердам).

Здесь тоже можно выделить два вида: порты, находящиеся непосредственно в местах генерации грузопотоков (скажем, Шанхай) и те, которые специализируются на перевалочных операциях в удобной точке Мирового океана с пересечением маршрутов, т.н. трансшипменте (Сингапур).

Надо также отметить, что оборот контейнеров в мире рос заметно быстрее общего грузооборота (по портам ТОП-25 - 113% прироста против 66%).

Когда-то крупнейшим контейнерным портом планеты был Роттердам (1987). Это время давно минуло - в 2003-м он опустился на 8-е место, а теперь находится всего лишь на 11-м месте, непрерывно теряя позиции. В начале "нулевых" безоговорочное лидерство держали Гонконг и Сингапур, преимущественно за счёт операций трансшимпента. Однако сейчас лидерство и тут захватил "основной" (материковый) Китай: даже если вычленить Гонконг с его статусом специального района, то в первой десятке 6 (!) китайских портов - Шанхай, Шэньчжэнь, Гонконг, Нинбо, Циндао, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Настоящая "мастерская мира"!

Закономерности с падением роли ЕС и Соединённых Штатов с Японией действуют и тут: их доля падает, несмотря на то, что они специализируются на продукции с более высокой добавленной стоимостью (2014: ЕС - 4 порта в Топ-25, США - 3). Японских портов по этому показателю в Топ-25 теперь нет, зато появились вьетнамцы (Сайгон).

В качестве хаба для ближневосточного региона выступает Дубай, выросший втрое. Пусан в Южной Корее сохранил свои позиции, а вот Индонезия и Филиппины выбыли из Топ-25. Тайваньские порты "похудели" в табели о рангах - так, Гаосюн спустился с 6-го на 13-е место.

Российские порты занимают в обоих рейтингах скромное место: доля нашей страны в мировой торговле невелика, а транспортный трафик в весьма немалой степени - континентальный, а не морской. Крупнейший порт России - Новороссийск (127 млн.т., 2015), которого сейчас стремительно догоняет Усть-Луга, приближающаяся к стомиллионному рубежу (87,9 млн. т.). Крупнейший контейнерный порт России - Санкт-Петербург (ок. 2,5 млн. TEU). Кстати, в таблицах AAPA грузооборот российских портов приведён в существенно заниженном размере - возможно, различается методика учёта.

2) Показатели грузооборота: MT - метрическая тонна, FT - фрахтовая тонна, RT - таможенная тонна. Два последних показателя учитывают не только вес, но и объем, учитывая случаи "груз тяжелый, но компактный" и "легкий груз с большим объёмом" и задавая строго определенное соотношение веса и объёма. Порты разных стран исчисляют свои показатели в эти незначительно отличающихся единицах измерения.

3) Трансшипмент – режим перевозки, при котором перевозчик вправе в любое время перегрузить груз на другое судно, не снимая с себя ответственности за его доставку перед владельцем.

В наше время Европа, является лидером по общему количеству портов (от малых до огромных). Так как ее омывает 9 морей и Атлантический, Северно-Ледовитый океаны. В настоящее время насчитывается более девятисот морских портов.

Большим плюсом любого порта является его грузооборот. Маленькие могут за год переработать всего лишь 1 миллион тонн, а крупные, на которые уже стоит обратить внимание, перерабатывают более 40 миллионов тонн. Им дают название самые большие порты, потому что они играют огромную роль в мировом хозяйстве.

Самым крупным морским портом в Европе и мире является рыболовная бухта Роттердам.

Небольшая часть из истории мирового порта

Возведен на берегу северного океана в Нидерландах. Это был маленький рыбацкий поселок, в котором процветала рыболовство. Обычные рыбаки меняли свой улов на нужную группу товаров. Со временем в поселке начали появляться драгоценности и заморские фрукты, о существовании которых многие даже не знали. Ближе к 19 веку случились серьезные перемены, масштабно начали застраивать промышленными зданиями, шахтами и т.д. История этого поселка всегда тесно связана с морем, и теперь это самый крупный порт в Европе. В год он мог обслужить до 40 тысяч судов.

Во времена Второй мировой войны от города мало что осталось. Были разрушены дома и памятники. Люди с нуля своими силами восстанавливали и ставили на ноги свой город.

Сейчас порт Роттердам всеми узнаваемый в Нидерландах и во всей Европе

Информация о городе

Один из крупных городов Нидерландов, с огромным количеством людей, известен лучшими учебными заведениями, удивительными видами на реку и, конечно же, необычными постройками. Вот так из обычного поселка получился огромный мегаполис. Культура этого города развита, поэтому регулярно проводят гуляния с переодеваниями.

В Роттердаме есть один из масштабных аэропортов. Имеется 7 железнодорожных вокзалов, один из них является международным. Благодаря этому за несколько часов можно доехать в ближайшие страны мира. А вот велосипеды здесь не развиты, из-за современной постройки города. Здесь больше ценятся автобусы, метро и, конечно же, морское такси. Погода здесь умеренная, зимой не холодно, около +5 С, а летом не подымается выше 20 С. Большое количество осадков выпадает в осенне-зимний период.


Роттердам – первый город, в котором открыли метро, и уже насчитывается в районе 60 станций

Преимущества порта Роттердам

В городе Роттердам развито судостроение. Имеется огромный арсенал разнообразных яхт, буксиров, кораблей-такси (пользуется большим спросом), кораблей-маяков. Они поражают своим внешним видом и оригинальностью. Находится порт в самом сердце Нидерландов, занимается импортом и экспортом товаров и сырья. Что играет огромную роль в жизни данного порта.

Общая площадь этого порта составляет 105 квадратных километров, а длина 40 километров. Благодаря своим габаритам, он может обслуживать очень большие суда, что себе не могут позволить их многочисленные конкуренты.


Роттердам называют «немецким портом», так как он импортирует все необходимые товары в Германию

Достопримечательности

Одной из самых знаменитых достопримечательностей является высокая 185 метровая башня. На нее можно подняться с помощью лифта, а там открывается великолепная картина города. А еще выше находится 85-ти-метровая «Космическая башня». У нее прозрачные стены и люк в полу, спуститься можно на ней же, а можно с помощью альпинистских снаряжений. Она крутится вокруг своей оси, самая высокая точка ее – 185 метров.


В городе есть 19 мельниц, одна из них является музеем, а в 18 остальных все еще проживают предки мельников

Мост «Эрасмус» был построен в 1996 году, высотой 800 метров. Это самый тонкий разводной мост, который есть в мире. Ширина более 2 метров. Он сделан из стали никеля и хрома. Мост служит переходом от Роттердама к городу и Северному морю. Особый вид открывается ночью, когда включается его подсветка.

В 20 столетии Бломом – один из известных архитекторов, построил 3-х этажные здания. Они построены в виде кубов, которые соединяются в один мост вдоль улицы. У них прозрачные крыши, и прохожие могут наслаждаться видом.


В кубических домах находятся школы, рестораны и тд.

Другие крупные порты Европы

Роттердам самый крупный морской порт Европы, но не единственный. Ниже перечислены другие большие портовые города:

  • Антверпен (Бельгия). Второй в Европе, входит в двадцатку крупнейших портов мира. Суммарный грузооборот - около 200 млн т в год.
  • Гамбург (Германия). Протянулся на 100 км. Был образован в 1189 году. Грузооборот - более 138 млн т в год.
  • Новороссийск (Россия). Крупнейший в Краснодарском крае, рекордсмен в России по протяженности причальной линии, достигающей 8,3 км. Оборот морских грузоперевозок - более 117 млн т в год.
  • Амстердам (Нидерданды). Столица Нидерландов. Соединен с Северным морем Нордз-каналом. Грузооборот - более 78 млн т в год.
  • Марсель (Франция). Крупный портовый комплекс, включающий Восточный Марсель и несколько портов залива Фос. Грузооборот основного порта - 110 млн т в год, района Фос - более 73 млн т.
  • Приморск (Россия). Крупнейший в нашей стране нефтеналивной порт на Балтийском море. Грузоборот - более 64 млн т в год.
  • Альхесирас (Испания). Крупнейший на юге Испании, входит в десятку портом Европы с грузооборотом, превышающим 50 млн т в год.
  • Гавр (Франция). Первый в стране по перевозке пассажиров, второй - по перевозке грузов. Грузооборот превышает 50 млн т в год (в основном это нефть).
  • Бремен (Германия). Второй по величине после Гамбурга. Грузооборот - около 50 млн т в год.

Первенство в мировом грузообороте принадлежит морским перевозкам , причиной этого являются дешевизна и доступность морского или речного судоходства, а также возможность перевозить особо крупные грузы в больших объемах. Ежедневно в море выходят десятки тысяч судов, соединяющих различные страны и континенты нашей планеты.

Для того, чтобы обслуживать огромный товарообмен и грузооборот, мировые страны-лидеры строят крупнейшие морские порты мира, способные принимать и обслуживать множество судов всех видов, от контейнеровозов и танкеров до пассажирских лайнеров.

Размер портов определяется по их грузообороту, который исчисляется в миллионах тонн груза, или по контейнерообороту, измеряемому в TEU - 20-футовом эквиваленте, подразумевающем собой стандартный контейнер для морских перевозок.

Разность позиций может объясняться тем, что некоторые порты специализируются на перевозке контейнеров, другие на приеме наливных судов, в первую очередь нефтяных танкеров.

Азия

В десятке крупнейших морских портов мира по контейнерообороту все десять располагаются в Азии, из них девять относятся к Тихоокеанскому бассейну, а семь принадлежат Китаю. Так что можно констатировать, что мировой экономический центр в наше время окончательно сместился на Дальний Восток.

Крупнейшие порты мира по контейнерообороту ныне располагаются в Китае - главной «мастерской мира», именно отсюда и генерируется поток грузов, распределяемый на весь мир.

Главными портами Баренцева моря являются Мурманск (22 млн тонн в 2015 году) и Нарьян-Мар.

Архангельск — крупнейший российский морской порт Белого моря , расположен в 50 км от побережья в устье Северной Двины.

Важнейшими гаванями Карского моря являются Диксон, Игарка и Дудинка. Однако планируется, что важнейшим портом этого моря станет строящийся порт Сабетта, который станет перевалочным пунктом для перевозки углеводородного сырья, добытого на Ямальском полуострове.

Единственными гаванями моря Лаптевых являются Тикси и Хатанга, обеспечивающие северный завоз по северному морскому пути.

Дальний Восток

На Дальнем Востоке располагаются одни из крупнейших портов России, связывающие этот регион России со странами Восточной Азии и с другими государствами мира. Долгое время первенство принадлежало порту Владивостока, но в наше время его обогнали другие гавани российского побережья Японского моря. Среди крупнейших гаваней Дальнего Востока России выделяются:

  1. порт Восточный в заливе Находка Приморского края (65 млн тонн в 2015 году);
  2. Ванино , Хабаровский край (26,8 млн тонн);
  3. Находка , Приморский край (21,3 млн тонн);
  4. порт Пригородное , Сахалинская область (16 млн тонн).

Кавказ

Именно на Северном Кавказе на побережье располагается крупнейший по грузообороту порт России - Новороссийск .

Грузооборот — 127 млн тонн. Такие цифры делают Новороссийск не только важнейшей гаванью Северного Кавказа, но и одним из крупнейших портов Европы.

Также на Черноморском побережье выделяется Туапсе (25,2 млн тонн) и порт Тамань , мощность которого по плану должна достигнуть объемов в 70 млн тонн ежегодно.

Азовское море располагает одной из крупнейших гаваней России - это Порт Кавказ (30,5 млн тонн). Также важное значение имеют Азов, Таганрог и Темрюк.

Портовые реки

Главные речные порты России располагаются на крупных реках:

  • река Дон (Ростов-на-Дону);
  • Волга (Астрахань);
  • Северная Двина (Архангельск);
  • Иртыш (Омск);
  • Енисей (Красноярск и Норильск);
  • Лена (Якутск);
  • Амур (Благовещенск и Хабаровск).

Речные порты России, как правило, обслуживают крупные предприятия, по ним осуществляется сплав леса, а также происходит снабжение северных районов Сибири и Дальнего Востока.

Также важной речной гаванью является Москва , ведь недаром ее называют «портом пяти морей». Здесь расположено три речных порта (Северный, Южный и Западный).

Америка

Из-за географического положения морские гавани Америки принадлежат акваториям двух океанов : Тихого и Атлантического. Атлантические порты Америки связывают страны в основном с Европой, а Тихоокеанские обслуживают морские маршруты в Восточную, Юго-Восточную и Южную Азию, а также Австралию.

США

Крупнейшими портами Атлантического побережья США по контейнерообороту являются:

  1. Нью-Йорк (6,3 млн TEU);
  2. Саванна , Джорджия (3,7 млн TEU).

По грузообороту среди атлантических портов выделяются главный нефтяной порт Техаса Хьюстон (212 млн тонн), а также порт Южной Луизианы в Лаплас , который обслуживает импорт и экспорт продукции сельского хозяйства. Именно этому порту принадлежит первенство в общем тоннаже в - 242 млн тонн.

На Тихоокеанском побережье главные гавани располагаются в Калифорнии :

  • порт Лос-Анджелеса (8,1 млн TEU);
  • порт Лонг-Бич (7,2 млн TEU).

Также важное значение имеет столица штата Вашингтон — Сиэтл - 3,5 млн TEU. Тихоокеанские порты в основном обслуживают торговлю промышленной продукцией со странами Восточной Азии, поэтому измерение их грузооборота идет в основном в условных контейнерах.

Латиноамериканские

Главные порты Латинской Америки расположены в Панаме в акватории знаменитого Панамского канала, обеспечивающего связь между Тихим и Атлантическим океанами. Именно здесь происходит перевалка грузов на другие судна, поэтому главные порты страны Бальбоа (3 млн TEU) и Колон (2,7 млн TEU) являются важнейшими точками на мировой торговой карте.

К другим важным портам Латинской Америки принадлежат:

  1. Сантус , Витория , Сан-Луис и Сальвадор (Бразилия);
  2. Картахена (Колумбия);
  3. Веракрус и Тампико (Мексика);
  4. Буэнос-Айрес (Аргентина);
  5. Каракас (Венесуэла);
  6. Вальпараисо и Сан-Антонио (Чили);
  7. Гуаякиль (Эквадор).

Крупнейшие порты Латинской Америки в первую очередь ориентированы на торговлю с США и странами Восточной Азии, товарообмен со странами Европы значительно ниже.

Африка

Главные порты Африканского континента, входящие в мировой топ гаваней, находятся на самом севере (Танжер) и юге (Дурбан) континента.

  • Порт Танжер (Марокко) расположен на побережье Гибралтарского залива, соединяющего Средиземное море и Атлантический океан.
  • Крупнейшие порты расположены в экономическом лидере Африканского континента - ЮАР , среди них Дурбан, Кейптаун и Порт Элизабет.
  • Среди стран Черной Африки важнейшими портами являются Абиджан (Кот-д’Ивуар), Дакар (Сенегал) и Лагос (Нигерия).
  • На побережье Средиземного моря важнейшими гаванями считаются Думьят, Порт-Саид и Александрия (Египет).

Смотрите также видео о самых крупных портах мира:



Ниже представлен список десяти крупнейших портов мира, составленный исходя из их ежегодного контейнерного грузооборота.

10 Порт Роттердама

Порт Роттердама - крупнейший порт Европы расположенный в устьях рек Рейн и Маас в городе Роттердаме, Нидерланды. С 1962 по 2004 гг. являлся самым загруженным портом в мире. В 2008 году его общий грузопоток составил более 421 000 000 тонн. Порт Роттердама, имеющий долгую историю, уходящую корнями в 14 век, в длину вытянут почти на 40 км и занимает общую площадь в 105 квадратных километра.

9 Циндао

Девятую строчку рейтинга крупнейших портов мира занимает порт Циндао, расположенный в акватории Жёлтого моря близ города Циндао, провинция Шаньдун, Народная Республика Китай. Был основан в 1892 году. По состоянию на 2012 г. грузопоток этого порта составил около 400 миллионов тонн.

8 Джэбэль Али

Порт Джэбэль Али общей площадью 134 квадратных километров расположен на северо-западном побережье Объединённых Арабских Эмиратов в 35 километрах от города Дубай. Был построен между 1976–1979 гг. Является самым оживлённым портом на Ближнем Востоке. В 2007 году Джэбэль Али обслужил 8 696 судов общей грузоподъёмностью 227 894 526 тонн. Способен принимать корабли длиной до 414 метров. В 2011 году контейнерный грузооборот порта составил 13,010,000 TEU.

7 Гуанчжоу

Порт Гуанчжоу - главный морской порт города Гуанчжоу, провинция Гуандун, КНР. Расположен на пересечении трёх рек - Сицзян, Бэйцзян и Дунцзян. В настоящее время является крупнейшим портом в Южном Китае. По данным на 2013 год его грузопоток составил 460 миллионов тонн.

6 Пусан

Порт Пусан - крупнейший порт в Южной Корее, расположенный в устье реки Нактонган близь города Пусан. Был основан в 1876 году. В 2013 году порт обслужил 14 306 судов, из которых 24,3% грузоподъёмностью более 50 000 тонн. Занимает шестую строчку рейтинга с показателем 13,2 миллиона TEU.

5 Порт Шэньчжэнь

Шэньчжэнь - один из самых быстрорастущих портов мира. Расположен в дельте реки Чжуцзян, близь города Шэньчжэнь в провинции Гуандун, Китайская Народная Республика. Включает в себя 140 причалов общей протяжённостью 22 км. По состоянию на 2010 год контейнерный грузооборот данного порта составил 22,51 млн TEU.

4 Порт Гонконга

Порт Гонконга - один из крупнейших грузовых портов мира специализирующийся на обработке ISO-контейнеров, сырья (сырой нефти) и стройматериалов. Расположен в акватории Южно-Китайского моря. На 2014 порт Гонконга обработал 298 млн тонн грузов и 22,2 млн TEU. Это свыше 90% всего грузооборота Гонконга. Еженедельно его посещает около 350 контейнеровозов.

3 Нинбо-Чжоушань

Третье место в списке крупнейших портов мира занимает Нинбо-Чжоушань созданный в результате слияния портов Нинбо и Чжоушань 1 января 2006 года. Расположен на побережье Восточно-Китайского моря в провинции Чжэцзян, Китай. В 2012 г. грузооборот порта составил 744,000,000 тонн.