Спасо-воротынский монастырь. Двуглавая шатровая Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Спасе (на Угре) - vadaga — LiveJournal Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь

Спасо-Воротынский монастырь основан в нач. XVI в. князем Дмитрием Фёдоровичем Воротынским. В 1665 г. приписан к Крутицкому архиерейскому дому. В 1765 г. упразднён. Спасо-Преображенский шатровый собор построен в XVI в, трапезная палата с Введенской церковью - в сер. XVII в.

В настоящее время монастырь действует как скит Калужского Казанского монастыря, ведётся реставрация.



Монастырь основан вскоре после "Стояния на Угре" на средства князя Дмитрия Федоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным, в начале XVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен. По описи 1763 г. в монастыре было три каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в том числе и колокольня, были деревянными. Каменная колокольня была возведена в копне XVIII в.

К началу XIX в. келий и стены монастыря были утрачены. К началу XX в. от обители осталось два храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы - редкие образцы шатровой архитектуры. В 30-е гг. XX в. оба храма были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых плиты с надписями XVI в. Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. В настоящее время оба храма находятся в аварийном состоянии.



К началу восстановления монастыря в шатре Спасо-Преображенского собора имелась большая пробоина и трещины, также трещины в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имел кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Была сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами культурный слой выше метра. Восстановлением монастыря и возрождением в нем монашеской жизни занимаются сестры калужского Казанского Девичьего монастыря.

С 2002 г. в обители восстановлено почитание её основателя, местночтимого святого, преподобного Никифора Медынского.

4 февраля 2005 г. был заключен четырехсторонний договор № 20 о безвозмездном пользовании Калужской епархией Русской Православной Церкви объектом культурного наследия религиозного назначения «Ансамбль Спасо-Воротынского монастыря». 29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало монастырь в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Материал собран при непосредственной помощи Калужской епархии



В статье "Спасский на Угре монастырь - исторические предания и архитектура" культуролог К. А. Соловьёв пишет: "Предание также гласит, что монастырь был основан на месте церкви или погоста. Погостами в Древнерусском государстве Киевская Русь именовали административные единицы - места, где заезжие купцы вели торг с местным населением, а князья использовали погосты в качестве временного своего пребывания, когда выезжали за данями в полюдье. В таких погостах были и перевозные языческие кумирни. Это вполне согласуется с тем, что на месте, где был основан монастырь, мог находиться древнерусский город... Сам по себе мыс, на котором был основан монастырь, являлся естественным языческим святилищем, связанным с мерянским культом священной воды и священных камней".

Основал Спасо-Преображенский монастырь Дмитрий Фёдорович Воротынский. Согласно преданию, он очень впечатлился, узнав, что икона, на которой было изображено Преображение Господне, исцелила некоего боярина по имени Карташа. Князь повелел вместо погоста и старого храма, в котором, видимо, тот образ хранился, "воздвигнуть обитель, нарекаемую Спасо-Преображенской". А ещё есть версия, что Воротынский хотел приурочить строительство обители к стоянию на реке Угре или к своему переходу в подданство Московского князя, так как ранее он служил великим князьям Литовским. Первые документальные упоминания о монастыре датируются 1511 годом. В жалованной грамоте великого князя Василия III можно прочитать: "Да положил Кер Патрикеев в Приказе Сыскных дел восемь грамот, три грамоты Великого князя Василия Ивановича всея России лета 7019 и 20-го (1511-1512), а в тех грамотах написано их монастырская вотчина в Воротынском уезде селцо Арешково..." Предполагается, что в строительстве Спасо-Преображенского монастыря участвовал ученик преподобного Тихона Калужского Никифор Медынский, ставший позже местночтимым святым. Существовала обитель, главным образом, на средства князей Воротынских, а также других именитых родов - Хотетовских, Стрешневых и Тургеневых. В 1626 году Воротынская обитель упоминается в писцовых книгах, а также в "Большом чертеже" - приложении к первому в нашей стране географическому атласу.

Соловьёв приводит любопытную цитату из дела о приезде в Россию Антиохийского Патриарха Макария: "...владыка Патриарх ночевал в Спасской обители и отдал в обитель своих коней на сохранение, затем Патриарх ехал до Москвы водою, а лошади его из обители исчезли..." В 1665 году монастырь приписали к Крутицкому архирейскому дому, а через 60 лет он, видимо, перестал функционировать - по крайней мере, после 1725 года обитель ни в каких документах не фигурирует. В следующий раз она упоминается в 1763 году в ведомостях, "учинённой в силу Ея Императорского Величества указу о Спасском монастыре, что в Воротынском уезде на устье р. Угры". Там содержится подробное описание построек обители: "Оный Спасский монастырь при каком государе, и по каким грамотам или повеления, и в каком году построен за неимением при оном монастыре власти и монашествующих подлинного известия потребовать не от кого. В оном монастыре церквей каменных две, в них престолов два. Первая настоящая во имя Преображения Господня, на ней глава одна, обита зелёной и жёлтой черепицею. Крест железный. Крыша тёсовая. Вторая - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и при ней трапеза. На ней глав две, обитые черепицею зелёною и жёлтою. Кресты железные. Крыша тоншее, токмо оная крыша весьма ветха..." Обитель после такого вердикта, разумеется, была упразднена вовсе, а церкви стали приходскими.

По описи 1763 года в монастыре имелось всего три каменных постройки - два храма да келья. Остальные здания, включая колокольню, были деревянными. Каменную звонницу решили строить в конце ХVIII века. Известно, что для её возведения снесли ограду некрополя. Примечательно, что хотя монастырские строения ремонтировались уже после реформы Никона, они не претерпели никаких изменений; в то время оставить у перестраиваемой церкви шатёр было невозможно. Объяснить это можно только тем, что они находились на содержание знатной консервативной семьи, а трапезная Введенская церковь могла быть усыпальницей древнего и знатного рода, не принимавшего Никоновкую реформу. К началу ХХ века от монастыря осталось лишь два храма. Оба приходские, причём Преображенская церковь была тёплой. В 1930-е годы их закрыли, всё имущество изъяли, уничтожили старинное кладбище с надмогильными плитами, датированными ХVI веком. Долгие годы храмы стояли в запустении, постепенно превращаясь в руины. Лишь летом 2000 года всё, что осталось от Спасо-Преображенской Воротынской обители, передали Церкви. Причём, согласно составленным тогда актам лишь во временное пользование. Оба храма к тому времени находились в аварийном состоянии. Шатёр Спасо-Преображенского собора покрылся многочисленными трещинами. Кроме того, в нём зияла огромная пробоина. Трещины имелись и в углах четверика, а также в алтарных сводах и стенах. Что касается второго храма - Введенского, то кровли на нём не было вовсе, своды трапезной разрушились, а стены потрескались. Более того: в южной стене первого этажа был сделан... автомобильный проезд для заезда в помещение автотранспорта, расплагавшейся поблизости воинской части. Кроме того, за это время оба храма сильно вросли в землю: культурный слой в некоторых местах превышал 1 метр!

Потихоньку началось возобновление монастыря. Первым делом снова начали служить молебны в честь преподобного Никифора Медынского. Это произошло в 2002 году. Официально же объект культурного наследия религиозного назначения "ансамбль Спасо-Воротынского монастыря" перешёл в безвозмездное пользование Калужской епархии лишь через три года. А в конце января 2007 года российское правительство, наконец, подписало распоряжение №89-р, согласно которому монастырь окончательно передали Церкви.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №211, 2016 г.



Воротынский Сасский монастырь, что на устье Угры

Иеромонах Леонид (Кавелин), лично побывавший на месте древней обители, писал: «Предание приписывает основание бывшего монастыря Князьям Воротынским, которые вместе с Князьями Одоевскими и Оболенскими были значительнейшие из Князей этого края. Так, удельный Князь Фёдор Воротынский в 1447 году был присяжником Литвы и получил от Литовского Князя Казимира держать в наместничестве, сверх своего удела, и Козельск, дав Казимиру присяжную запись. По значению, которым пользовались в течение XV в. Князья Воротынские, можно предполагать, что и Спасский монастырь, как ближайший к их удельному городу, основан в начале этого столетия; но, с другой стороны, принимая во внимание, что место, занимаемое им, лишь с половины XV в. начало пользоваться некоторою безопасностью от Татарского вторжения, а именно с 1480 года, когда Хан Ахмат, под влиянием внезапного страха, бежал именно с левого берега Угры, «никем же гонимый», обратно в свои улусы, вероятнее предположить, что и Спасский монастырь основан уже после этого события, и именно в благодарное воспоминание чудесного спасения России от нашествия страшного доселе врага. Все летописцы, описывая это событие, единогласно славят милость Божию, говоря: «Да не похваляются легкомысленные страхом их оружия! Нет, не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас ныне Россию!»

Синодик обители, хотя и не древний, но переписанный с древнего слово в слово, оправдывает предание о том, что она основана Князьями Воротынскими. Во главе частных родов записан род Князей Воротынских.

Название близ лежащего посела - деревня Городок, и сохранившийся близ него большой насыпной курган, наводят на мысль, не было ли здесь, до основания монастыря, военного укрепления, важного в древности по своему стратегическому значению, как находящегося на возвышении, господствующем над местом слияния двух значительных рек… По надписи на одной из уцелевших книг узнаём, что обитель сия в самом конце XVII-го столетия… была приписана к дому Крутицкого митрополита, жившего близ Москвы. Далее 1725 года уже нет данных о существовании обители, из чего и надобно заключить, что она около этого времени обращена в приходскую церковь.

От древней обители осталось два храма: 1) во имя Преображения Господня; 2) во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы… Обе церкви стоят на левом возвышенном берегу Угры, недалеко от впадения её в Оку; с южной стороны древнего монастыря деревня Городок, впереди которой находится земляная насыпь; ровное поле, её окружающее, жители называют Карташевым, рассказывая, что в старинные времена жил здесь какой-то барин, по прозвищу Карташ, которому за богохульство поворотило на сторону лицо; когда же он сознал свою вину и покаялся, то получил исцеление от явленной иконы Спаса Преображения, находящейся в церкви того же имени…». Иеромонах Леонид (Кавелин) оставил описание этих храмов, наиболее древних икон, книг и церковной утвари, сохранявшихся во второй половине XIX в., а также монастырского Синодика, который «заведён, как значится в надписи в 7201 (1693) году Казначеем Иеромонахом Авраамиеем», из которого полностью выписал «Поминовение общее, замечательное по своей форме».

На официальном сайте Калужской митрополии представлена такая информация: «Монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднён... К началу XX в. от обители осталось 2 храма древней постройки, которые были приходскими.

В 30-е гг. XX в. оба храмы были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в.

Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви, начались работы по возрождению древней обители. Восстановлением монастыря и возрождением в нем монашеской жизни занимаются сестры Калужского Казанского Девичьего монастыря. С 2002 г. в обители восстановлено почитание её основателя, местночтимого святого, преподобного Никифора Медынского».

Экскурсия в Спасо-Воротынский монастырь:

Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь

Монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен.

По описи 1763 г. в монастыре было 3 каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в т. ч. и колокольня были деревянными. Каменная колокольня была возведена в конце XVIII в. К началу ХIХ в. кельи и стены монастыря были утрачены.

К началу XX в. от обители осталось 2 храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы -- редкие образцы шатровой архитектуры. Собор в честь Преображения Господня каменный, однопрестольный, теплый. Основной несущий объем собора -- кубовидный двусветный четверик, на котором через невысокий восьмерик поставлен восьмигранный шатер. С востока к четверику примыкает трехчастный алтарь. Декор фасадов прост. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с монастырской трапезной палатой и трехъярусной колокольней представляет собой единое, неправильной четырехугольной формы двухэтажное здание. Небольшая, прямоугольная в плане, вытянутая в ширину двусветная часть храма занимает восточную его половину, завершают эту часть 2 небольших глухих шатра. Трапезная часть храма, как и монастырская трапезная в первом этаже -- одностолпные. В отделке фасадов использованы лопатки, карнизы, декоративные кокошники.

В 30-е гг. XX в. оба храмы были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в.

Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви по актам приема-передачи во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. В настоящее время оба храма находятся в аварийном состоянии. В шатре Спасо-Преображенского собора имеется большая пробоина и трещины, также трещины в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имеет кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами культурный слой выше метра.

Адрес: г. Калуга, Пригородная зона, с. Спас на Угре

Настоятельница: игумения Анастасия (Мордмилович)

Клирики: протоиерей Вадим Кобяков, иерей Вячеслав Федоров

Монастырь основан вскоре после «Стояния на Угре» на средства князя Дмитрия Феодоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным в начале ХVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Предположительно, первоначальником обители был ученик преподобного Тихона Калужского Никифор († 1506 г.). Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен.

По описи 1763 г. в монастыре было 3 каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в т. ч. и колокольня были деревянными. Каменная колокольня была возведена в конце XVIII в. К началу ХIХ в. кельи и стены монастыря были утрачены.

К началу XX в. от обители осталось 2 храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы –– редкие образцы шатровой архитектуры. Собор в честь Преображения Господня каменный, однопрестольный, теплый. Основной несущий объем собора –– кубовидный двусветный четверик, на котором через невысокий восьмерик поставлен восьмигранный шатер. С востока к четверику примыкает трехчастный алтарь. Декор фасадов прост. Храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с монастырской трапезной палатой и трехъярусной колокольней представляет собой единое, неправильной четырехугольной формы двухэтажное здание. Небольшая, прямоугольная в плане, вытянутая в ширину двусветная часть храма занимает восточную его половину, завершают эту часть 2 небольших глухих шатра. Трапезная часть храма, как и монастырская трапезная в первом этаже –– одностолпные. В отделке фасадов использованы лопатки, карнизы, декоративные кокошники.

В 30-е гг. XX в. оба храмы были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых были плиты с надписями XVI в.

Летом 2000 г., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви по актам приема-передачи во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. В настоящее время оба храма находятся в аварийном состоянии. В шатре Спасо-Преображенского собора имеется большая пробоина и трещины, также трещины в углах четверика и в сводах алтаря и алтарных стенах. Введенский храм не имеет кровли, в результате чего в трех углах трапезной своды совершенно разрушились и трещины пошли вниз. Сильно повреждена нижняя часть северной стены храма, в южной стене первого этажа в годы советской власти был пробит проезд для машин, который ослабил своды. Оба храма сильно вросли в землю, местами культурный слой выше метра.

Восстановлением монастыря и возрождением в нем монашеской жизни занимаются сестры калужского Казанского Девичьего монастыря.

С 2002 г. в обители восстановлено почитание её основателя, местночтимого святого, преподобного Никифора Медынского.

4 февраля 2005 г. был заключен четырехсторонний договор № 20 о безвозмездном пользовании Калужской епархией Русской Православной Церкви объектом культурного наследия религиозного назначения «ансамбль Спасо-Воротынского монастыря». 29 января 2007 г. Правительство Российской Федерации распоряжением № 89-р передало монастырь в собственность Калужской епархии Русской Православной Церкви.

Двуглавая шатровая Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Спасе (на Угре) April 9th, 2010

Единственное, что смог найти сходу : "В середине 17 века в монастыре была построена на месте старой деревянной существующая трапезная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы"

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы - действительно весьма примечательное сооружение - одновременно и двуглавая и шатровая. Сходу как двуглавая на память приходит только Духовская церковь в Рязани 1642 года, но это чуть раньше. С некоторой натяжкой можно считать двуглавой церковь Богоявления в Торопце, но это сильно позже и Воскресенскую церковь (или это уже базилика?) в Орле, однако это уже XIX век.

Важность датировки относится и к "шатровости" и к "двуглавости". Даже скорее к тому, что одновременно двуглавая и шатровая церковь построена во времена Никона.


Это не совсем точно, так как Никон стал Патриархом только в 1652 году. Если интересует первоисточник, то из той же вики со ссылкой на «История русского искусства. Том IV. Издательство Академии Наук СССР,М.,1959, с.164» (статья шатровые храмы) :
"...патриарх Никон повелевал строить храмы: "По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить..." - датировка не приводится, но, возможно, 1652 год, в крайнем случае 1653-й.

С другой стороны, Никон сам нарушил своё же правило с формальной точки зрения, приказав построить каменный шатёр над ротондой у храма Воскресения в основанном им же Воскресенском Новоиерусалимском монастыре, который, кстати, обрушился ни с того, ни с сего во времена Петра I.

Если Введенская церковь в Спас-городке построена реально после 1652 года, то становится весьма интересно.

То, что сумел накопать:


1) http://sobory.ru/article/index.html?object=05242

«Спас. Спасо-Воротынский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Дата постройки: приблизительно не позже 1725.
Координаты: 54.49336,36.09692»

«Спасо-Воротынский монастырь

Монастырь основан вскоре после "Стояния на Угре" на средства князя Дмитрия Федоровича Воротынского в 1498 г. (по другим данным, в начале XVI в.) в низовье р. Угры, на месте бегства хана Ахмата в 1480 г. Монастырь поддерживался вкладами князей Воротынских, Хитетовских, Стрешневых, Тургеневых и др. С 1725 г. монастырь запустел и в 1764 г. был упразднен.

Описание

По описи 1763 г. в монастыре было три каменных строения: собор в честь Преображения Господня, храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и одна келья. Остальные постройки, в том числе и колокольня, были деревянными. Каменная колокольня была возведена в копне XVIII в. К началу XIX в. келий и стены монастыря были утрачены. К началу XX в. от обители осталось два храма древней постройки, которые были приходскими. Эти храмы - редкие образцы шатровой архитектуры. В 30-е гг. XX в. оба храма были закрыты, а церковное имущество изъято. Тогда же было уничтожено существовавшее на территории монастыря древнее кладбище с уникальными надмогильными сооружениями, среди которых плиты с надписями XVI в. Летом 2000 т., когда развалины храмов Спасо-Преображенского Воротынского монастыря были переданы Церкви во временное пользование, начались работы по возрождению древней обители. В настоящее время оба храма находятся в аварийном состоянии.

Проезд : по Киевскому шоссе до поворота на Калугу, от с. Мстихино - поворот на п. Резвань, за р. Угра поворот на с. Спас - 1 км»

«Монастырь Спасо-Воротынский

Объект культурного наследия был построен в 1500 году
Местонахождение - Спас, Калужская область (N 54° 29.601000 E 36° 5.836200)
На высоком холме вблизи села осталось несколько построек, два небольших храма: Введенский - с могучими контрфорсами и двумя тонкими главками, как у Дивной угличской церкви; и Спаса Преображения, шатровый - все это в разных стадиях разрушения и восстановления. Место благолепное.
Добраться до него можно по дороге: М3 Украина , 170 км., от М3 на Росву, Угру. Р132 , 180 км., . Р92 , 0 км., на Росву, Угру.»

(предпоследняя запись в самом низу, имеется в виду 2009 год)

«* 8 апреля - Наши прихожане посетили Спасо-Преображенский Воротынский монастырь, известный раньше как «Спас на Угре». Из листовочки, изданной сестрами возрождающейся обители, узнаем об ее истории. Вероятнее всего, монастырь основан в начале ХVI века тщанием князей Воротынских близ впадения реки Угры в реку Оку. На выбор места расположения обители, повлияли события «Великого стояния на Угре» в 1480 году. У устья Угры, был расположен лагерь ордынского хана Ахмата, который в этом месте задумал перейти эту реку, но был остановлен московским войском. «Стояние» продолжалось более пяти месяцев, до начала ноября. У святителя Димитрия Ростовского читаем: «Продолжительное время войска стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям. Наконец предстательством Пресвятые Богородицы совершилось дивное чудо: страх напал на квартал, и они, боясь друг друга, бежали никем не гонимые. Так Премилостивый Бог, по молитвам Пресвятой Богородицы, даровал к радости христиан необычную победу над врагами без пролития крови». Первое упоминание о Спасском монастыре, обнаружено в жалованной грамоте великого князя Василия Ивановича от 1511 года, по которой он владел перевозом через Угру. Шатровый храм Преображения - первое каменное строение монастыря - датируется серединой ХVI века. Столпообразные храмы-памятники в русском шатровом зодчестве того времени нередко имели мемориальное значение и ставились в память знаменательных событий, чаще всего военных. Логично допустить, что и Преображенский собор монастыря построен как сооружение мемориальное. В середине ХVI века здесь сооружена каменная церковь с престолом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, сохранившаяся до наших дней. В конце ХVIII века монастырь был упразднен. Храмы действовали как приходские. В послереволюционное время храмы были закрыты, разграблены, старинное монастырское кладбище снесено. Возобновлена обитель в 2000 году. В настоящее время Богослужение совершается в Введенском храме, в котором находятся много чтимых икон с частицами мощей святых. Совершается поминовение на неусыпаемой Псалтири. Обустраивается территория обители, возводятся келии. От стен монастыря открывается прекрасный вид на долину Оки. Доехать до монастыря можно из Москвы по Киевскому шоссе, свернув на город Воротынск Калужской области.»

По реставрации.

(Раздел 6)

«СПАС-НА-УГРЕ
Наконец-то завершаются работы в Спасо-Воротынском монастыре под Калугой. Древнейшие памятники на территории области долго находились в небрежении, превратившись почти в руины. Сам помню, какие серьезные трещины были на обоих храмах в 2000 году. Теперь здесь возрожден монастырь, оба храма реставрируются. Раскрыт шатер на Спасской церкви, прежде зашитый железом, раскрыты закомары, надложенные в 18 веке. памятник заиграл изначальными формами грозненского времени.»

И приведены сравнительные фото 2004 и 2009 гг.

Ну и ещё одна ссылочка, представляющая некий интерес:

Совет министров РСФСР. Постановление от 30 августа 1960 г. №1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР»

Приложение N 1 «Список памятников археологии, подлежащих охране как памятники государственного значения»

¦Ансамбль Воротынского монастыря: ¦село Спас на Угре ¦

¦собор Спасо-Преображения, трапез- ¦ ¦

¦ная, церковь Введения, XVI - ¦ ¦

¦XVII вв. ¦¦

Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Спасо-Преображенский Воротынский женский монастырь, известный также как Спас-на-Угре, считается не просто культовым сооружением, но по-настоящему эстетической редкостью. Дело в том, что именно в здешних окрестностях в 1480 г. было Великое стояние на Угре - сражение между войсками Ивана III, объединившегося с Крымским ханством, и хана Ахмата из Большой Орды. По этой причине монастырь пользуется огромной популярностью не только среди верующих людей, но и среди историков и туристов.

Основание обители состоялось после Великого стояния на Угре. Средства на постройку выделил князь Дмитрий Феодорович Воротынский в 1498 г., а возведен монастырь был на тот самом месте, откуда бежал хан Ахмат. Изначально храм существовал на вклады князей Воротынских, Тургеневых, Стрешневых и других. Так продолжалось до 1725 г., когда обитель опустела, а чуть позже и вовсе была упразднена.

В описи 1763 г. сказано, что монастырь состоял из трех каменных строений: собора, храма и кельи, а также нескольких деревянных построек, в том числе и колокольни. Колокольню из камня построили только в конце 18 века, но уже через несколько лет монастырские стены и кельи были разрушены.

В начале 20 века обитель была представлена только двумя храмами, оставшимися еще с давних времен, но в 30-е гг. закрыли и их, а все имущество было изъято. В этот же период уничтожили древнее монастырское кладбище, датируемое 16 веком. После этих событий монастырь забросили, и пустовал она до начала 2000-х, когда его передали церкви. Начался новый виток в истории обители - ее стали восстанавливать, и сегодня ей присвоен статус объекта культурного наследия.

Что посмотреть

Наибольший интерес на территории монастыря представляют два старых храма: Спасо-Преображенский и Введенский. Оба они хранят следы разрушений, нанесенных годами. В шатре первого в глаза бросается огромная пробоина, а углы четверика, своды и стены алтаря пестрят трещинами. У второго нет кровли, по причине чего начали разрушаться стены. Но больше всего повреждена его южная стена, так как во время СССР в ней пробили проезд для автомобилей.

Со временем храмы сильно вросли в землю, отчего привести их в порядок стало еще сложнее, однако сестры монастыря прилагают все усилия, чтобы вернуть обители былую красоту.

В одном из зданий сегодня живут монахини-послушницы, а в церкви проводятся утренние и ночные службы, исповеди. Каждый желающий может принять участие в восстановлении монастыря, пожертвовав деньги при посещении или через интернет.

Практическая информация

Храм расположен в селе Спас Калужской области. Добираться до него удобнее всего из Калуги на автобусах или маршрутных такси. GPS-координаты: 54.49335; 36.09727.