Спас-на-Сенной, история разрушения. Успенский собор на сенной будет восстановлен Храм на сенной

История и Архитектура Санкт-Петербурга Спас-на-Сенной

СПАС-НА-СЕННОЙ

Мысль о постройке храма возникла у сенновских купцов в 1743 году, но разрешение на неё последовало только через 8 лет. Поначалу купцы купили на Выборгской стороне деревянную церковь Спаса Происхождения Честных Древ и, перенеся, освятили ее в 18.7.1753 на новом месте. Через 2 дня, 20(31).7.1753, архиепископом Сильвестром была заложена каменная церковь. Её автором был Андрей Квасов. План и пропорции сооружения, изящество постановки главного купола позволяют предполагать, что в возведении церкви участвовал Б.-Ф. Растрелли, возведший неподалеку несохранившийся особняк купца Саввы Яковлева.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, более известная в народе как «Спас-на-Сенной», или «Сенной Спас», строилась в 1753-1756 годах на углу Сенной площади, на месте нынешнего вестибюля станции метро «Сенная площадь». Она являлась памятником позднего барокко.

Внешний вид храма был окончен в год коронации Екатерины II, и чтобы увековечить это событие, на крест главного купола водрузили корону. К своему приятному изумлению, Екатерина II, въезжая в столицу после коронации, увидела 1-ю церковь на границе города, увенчанную короной.

В отличие от Казанского и Петропавловского соборов, где преобладала знатная публика, «Спас» посещали главным образом мелкие торговцы с рынка, приезжие крестьяне, мастеровые. До 1869 года вокруг церкви шла красивая ограда небольшого живописного сада. Однако, в связи с тем, что дома в этой местности приносили большой доход, на месте сада выстроили большой 4-этажный дом с магазинами (Садовая ул., 40). Пятиглавый, лёгкий и воздушный храм стал архитектурной доминантной площади. Способный принять до 5 тысяч верующих, он был одним из самых больших храмов Северной столицы.

Строился храм на средства богатого купца Саввы Яковлева на месте старинной деревянной церкви. Рядом с храмом высилась 40-метровая трёхъярусная колокольня с колоколом в 542 пуда весом. Один язык его тянул более чем на 17 пудов. Тщеславный Яковлев пожелал выбить на колоколе надпись: «Асессора Саввы Яковлева в церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Сенной». Колокол был знаменит. В Петербурге о нём ходили легенды. Говорили, что при жизни Саввы Яковлева, «очень тщеславного человека, вышедшего из крестьян Тверской губернии, звонили в этот колокол только тогда, когда он это дозволял, и будто бы язык к чему-то прикреплялся особой цепью, которую Яковлев запирал замком, а ключ держал у себя и выдавал его, когда хотел».

В Петербурге Яковлев вообще слыл личностью легендарной. Одно из городских преданий рассказывает, как Екатерина II приказала выразить ему своё монаршее неудовольствие за то, что тот, вопреки царскому указанию, в день её восшествия на престол отказался выдавать народу водку бесплатно. Говорили, что за такое ослушание Яковлеву была выдана чугунная медаль в пуд весом с приказанием носить её по праздникам на шее.

Согласно первоначальному плану церковь разделялась на тёплую половину с двумя приделами и однопрестольную холодную. Через 5 лет храм был готов, но комиссия архитекторов предложила переделать в нём своды, отчего освящение первого, левого, Трёхсвятительского придела задержалось до 20.6.1761. В склеп под ним Яковлев перенёс останки своих родителей с Сампсониевского кладбища. Внешне церковь была завершена строительством к 1762 году. 2.10.1764 настал черёд правого придела во имя преподобного Саввы Освященного, имя которого носил храмоздатель, и, наконец, 5.12.1765 – главного, холодного, освящённого сначала во имя Сретения Господня. Позже он был переосвящён во имя Успения Божией Матери. Образа в этом приделе исполнил известный живописец М.Л. Колокольников. Величественный и просторный храм увенчивали пять куполов, стоявших на многогранных барабанах. К высокой трапезной примыкала трёхъярусная колокольня, завершавшаяся слегка удлинённым куполом.

В 1816-1817 годах архитектор Л. Руска несколько переделал колокольню, которая повредилась от неравномерной осадки, и соединил вместе теплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, такого же вида, как и у стоящей в северном углу площади гауптвахты, возведенной этим же зодчим.

В 1833-1835 годах архитектор А.И. Мельников при ремонте церкви переделал купола и своды. Еще раньше, 14.1.1822 был освящён им же созданный придел на южной стороне от главного алтаря – во имя Всемилостивого Спаса, а позже 14.2.1835 – северный придел во имя архистратига Михаила, построенный П.Ф. Воцким. В итоге здание несколько утратило стилистическое единство. В 1867 году по проекту Г.И. Карпова начата капитальная переделка верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, несколько изменена форма глав и переделаны портики. Сначала обновили главную церковь, а после её освящения и малую. Все пять престолов были сняты с мест, поэтому новое освящение каждого было полным. Работы продолжались до 1873 года, хотя 1.10.1870 обновлённый храм был уже освящен.

В 1897-1898 годах В.В. Виндельбандт пристроил бетонные тамбуры и облил купола золочёной медью. В 1902-1903 годах были удлинены боковые приделы храма по проекту И.И. Яковлева, произведён ремонт и реставрация образов. Три года спустя причт этой огромной и посещаемой церкви просил возвести храм в ранг собора, но этот ранг был получен только в 1923 году.

Высокий вызолоченный иконостас церкви в стиле барокко с иконами середины XVIII века считался одним из лучших в столице. Кроме него в церкви стоял великолепный престол 1786 года с золочёной ротондой, украшенной серебряными барельефами, отличавшийся совершенством художественной чеканки и весивший более 100 килограммов, - пожертвование создателя храма. Таких престолов не было более ни в одной столичной церкви. Храмоздатель Яковлев подарил также плащаницу из малинового бархата, шитую серебром, золотом и жемчугом, для которой в 1856 году известный ювелир Ф.А. Верховцев изготовил новую гробницу из серебра весом в 7 пудов, по образцу которой позже была исполнена гробница для Исаакиевского собора. Более всего в храме почитались местный образ Успения в золочёной серебряной раме с осыпанной жемчугами ризой, список Тихвинской Божией Матери из часовни, который 27 июня выставлялся на паперти для поклонения и образ Христа Спасителя, перед которым вологодское землячество молилось 18 октября в память избавления в 1605 году их города от чумы. Художественной ценностью обладали большие иконы "Погребение Спасителя" и "Прп. Андрей, епископ Критский" кисти В.М. Пешехонова, картины Г.Г. Мясоедова. Гордостью храма были также его колокола, несравненный благовест которых восхищал петербуржцев и гостей. Среди пятнадцати колоколов некоторые вполне могли сравниться с лучшими произведениями отечественного художественного литья. Самый большой из них имел 542 пуда 18 фунтов веса и был отлит в Москве на заводе Ясона Струговщикова.

В 1820-х годах при Спасо-Сенновской церкви было приходское духовное училище. Кроме того, в домах церкви помещали вдов и сирот духовного звания. Эта церковь считалась особым приютом для сирот. В декабре 1871 года при Спасо-Сенновской церкви было учреждено Благотворительное общество для вспоможения бедным прихожанам, оно начало действовать с 16.12.1873. При Обществе существовали богадельня для старых женщин и приют для детей.

В 1920-е годы все ценности из этой богатейшей церкви, несмотря на сильное сопротивление прихожан, были изъяты, в апреле 1938 года храм был закрыт и снят с охраны. Старшее поколение горожан ещё помнит этот темно-зелёный пятиглавый храм с высокой колокольней над входом, взорванный в 1961 году, чтобы освободить место для новой станции метро. Абсурдность этого действия до сих пор бросается в глаза: по мнению ряда специалистов, храм никоим образом не мешал тому убогому ларьку, каким является павильон станции, и даже говоря об эстетической стороне - облик города сильно потерял с исчезновением этого памятника старины.

Трагедия Сенной площади произошла в разгар Оттепели. В 1952 году Сенная была переименована в Площадь Мира. Было решено построить станцию метро «Площадь Мира». Главным украшением площади, её доминантой, по-прежнему оставалась церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ежегодные реставрации церкви не велись с 1916 года. но осознание её значимости, как раритетного архитектурного памятника сохранилось – не даром она пережила блокаду, уцелела в ходе второй реконструкции… сейчас трудно понять, что послужило причиной её разрушения? И почему это произошло в относительно благоприятный для страны отрезок истории? Разгар оттепели, первый полёт в космос, до роста цен ещё год… Мало кто помнит, что наряду со многими положительными чертами, в этот период усилились церковноборческие тенденции. А ослабление партийного аппарата привело к росту чиновничьего самодурства на местах. Есть предание, что секретарь Ленинградского горкома, торопился на заседание в Москву, и на вопрос, где строить новый павильон станции Метро, сделал торопливый и неопределенный жест в ту сторону, где стоял Спас-на-Сенной….

Проектировщики института “Ленметропроект” передали на рассмотрение Государственной инспекции по охране памятников архитектуры, как тогда назывался КГИОП, три варианта размещения новой станции на дуге строящегося подземного путевого тоннеля между станциями “Невский проспект” и “Технологический институт”. Наиболее предпочтительным им представлялось место в западном углу площади, где расположен так называемый дом Денежкина (ныне магазин “Океан”). Далее предлагался вариант полуподземного решения вестибюля станции, без надземного павильона, как это практически реализовано сейчас, и, наконец, снос церкви на Сенной. Последний вариант показался наиболее подходящим А.В. Победоносцеву, бывшему с 1938-го по 1961 год начальником Отдела по охране памятников архитектуры Ленинграда. Во-первых, церковь действительно находилась в весьма плачевном состоянии, так как еще в 1913 году в ней начались работы по устройству центрального отопления взамен печного, так и не завершенные из-за начавшейся Первой мировой войны. Во-вторых, храм уже в апреле 1938 года был лишён статуса памятника архитектуры и охранных привилегий, не представляя с точки зрения искусствоведения стилистически цельного образца архитектуры середины XVIII столетия из-за перманентных перестроек, исказивших первоначальный облик церкви.

Самым яростным и упорным защитником идеи сохранения церкви Успения Пресвятой Богородицы был В.И. Пилявский, известный своими трудами и лекциями по истории русской архитектуры. В адрес тогдашнего министра культуры СССР Е.А. Фурцевой было направлено письмо, подписанное ведущими преподавателями кафедр архитектурного факультета ЛИСИ, с просьбой предотвратить разрушение ещё одного локального, но очень важного градостроительного ансамбля города. Ответ, пришедший неожиданно оперативно, содержал информацию о том, что рассмотрение вопроса о судьбе церкви Успения Пресвятой Богородицы поручается группе московских специалистов под руководством академика архитектуры Н.В. Баранова. Тем не менее, руководство метростроя начало подготовку к сносу храма. Тогда, кстати, была обнаружена граница между кладкой стен, которую вели каменщики, приглашенные купеческой гильдией Сенного рынка - первоначального заказчика строительства церкви, - и тем, что в наши дни назвали бы “откровенной халтурой”, после того как право на продолжение строительства откупил владелец огромной территории от Сенной площади до Фонтанки между Гороховой улицей и Московской дорогой, “миллионщик” Савва Яковлевич Собакин. Как свидетельствует легенда, Савва Яковлевич очень торопился закончить строительство церкви к моменту возвращения из Москвы с коронации императрицы Екатерины II, почему и кладку стен отличал отпечаток крайней спешки, да и вся венчающая часть храма и колокольни была скоропалительно возведена деревянной. Тем не менее императрица благосклонно приняла приглашение к благодарственной службе, после чего Савва Яковлевич Собакин был награжден бронзовой медалью весом в пуд “За скупость” и получил разрешение изменить фамилию и стать основателем рода Яковлевых.

Прибывшая комиссия оказалась на редкость энергичной и оперативной: не боясь испачкать одежду и обувь, академики бойко облазали всю церковь, с интересом рассматривая зондажи опорных конструкций и возмущаясь самоуправством руководства Метростроя и безответственностью ГИОПа. Уходя, Н.В. Баранов пообещал срочно доложить ситуацию с храмом в правительстве и позаботиться о том, чтобы разрушение уникального и единственного в своем роде памятника отечественной архитектуры середины XVIII столетия было немедленно остановлено. Но на следующее утро метростроевское начальство объявило о введении трёхсменной работы в связи с необходимостью “своевременной подготовки строительной площадки для вывода на дневную поверхность наклонного хода эскалаторного тоннеля будущей станции метрополитена”.

Но главный архитектор Ленинграда тех лет В.А. Каменский, сменивший после Отечественной войны Н.В. Баранова, находился в весьма натянутых отношениях с последним, осуждая его за стратегические недостатки действующего Генерального плана города, за экономическое несовершенство малоэтажного жилого строительства первых послевоенных лет и т. п. Поэтому В.А. Каменский, узнав об угрозах Н.В. Баранова, потребовал, как он выразился, собрать “своих академиков”, чтобы на закрытом заседании в своем кабинете добиться подписания документа о полной никчемности церкви Успения Пресвятой Богородицы в ареале Сенной площади.

Взрыв был назначен в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года. Но как ни торопились метростроевцы, они всё же опоздали. За сутки до назначенного для взрыва времени в ГлавАПУ Ленгорисполкома было доставлено письмо министра культуры Е.А. Фурцевой с запрещением разрушать храм Успения Пресвятой Богородицы, имеющий уникальное историко-архитектурное значение крупного культового сооружения середины XVIII века. Письмо в АПУ прочли, снова запечатали и направили нарочным на площадь Островского, где тогда размещалось Управление Ленметростроя. Там письмо не рискнули вскрывать и отправили назад в ГлавАПУ, куда оно и вернулось в субботу 1 февраля 1961 года, которая была нерабочим днём. Глубокой ночью того же раздался глухой удар, земля дрогнула под ногами и церковь как-то медленно, при полном молчании зрителей, осела, превратившись в огромную кучу строительного мусора. Исключение составила колокольня, которая сперва наклонилась вправо, а затем, почти не разрушившись, легла вдоль южной стороны площади. Церкви больше не было, а был глубочайший провал, обнаруживший какие-то неприглядные постройки, мрачные задние дворы и облезлые брандмауэры дворовых флигелей.

Строительный мусор от разрушенной церкви сгодился на засыпку котлована строящейся станции метрополитена «Горьковская».

Заключительным актом этой трагической мистерии стало гневное письмо министра культуры СССР Е.А. Фурцевой в адрес главного архитектора с выговором за нарушение запрета на снос церкви Спаса-на-Сенной, установленного авторитетной правительственной комиссией. Итак, в феврале 1961 года была уничтожена церковь Успения Пресвятой Богородицы, инвентаризационная стоимость которой составляла 8 миллионов рублей. Примерно в такую же сумму обошлось разрушение храма. При этом осталась неудовлетворенной просьба администрации института им. Н.К. Крупской с пожеланиями взять на свой баланс здание бывшей церкви в целях приспособления его под сценическую площадку театрального факультета.

Станция метро «Площадь Мира» (ныне – «Сенная площадь») была открыта 1.7.1963 рядом с фундаментом храма: на него заходит лишь левый край ступеней.

В 1980-х годах заговорили о восстановлении церкви. Будто бы даже был разработан проект, к которому благосклонно отнеслись отцы города. Затем о храме вроде как забыли. Вновь вспомнить о нём неожиданно заставили трагические обстоятельства. 10.6.1999 неожиданно рухнул козырёк наземного вестибюля станции метро «Сенная площадь». Под его обломками погибло несколько человек. Многие были ранены. И сразу же заговорили о каре небесной за поругание святыни. Ещё вечером накануне катастрофы в городе разразилась гроза, и многие наблюдали над Сенной площадью какие-то знамения в виде крестов. Говорили о дурной энергетике всей площади. А свидетели трагического обвала утверждают, что само падение козырька сопровождалось некой мистикой. Будто бы на него кто-то «надавил сверху». Да и как могло быть иначе, если вестибюль станции, добавляли знатоки, «углом заходит на фундамент Успенской церкви».

Как будут развиваться дальнейшие события, предсказать трудно, но проект восстановления Спаса-на-Сенной ещё не отвергнут. В постсоветское время на месте разрушенной церкви была воздвигнута часовня (Сенная пл., 2). 15.5.2003 освящён и поднят крест на её купол.
Взорванный Спас-на-Сенной будет восстановлен

11 февраля в КГИОП (Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры) состоялось первое заседание Попечительского совета по вопросу воссоздания храма Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади (Спас на Сенной).
Вид Сенной площади в 1814 г.

В настоящий момент, ранее озвученные идеи по небольшому расширению стоящей на месте храма часовни и строительства под Сенной площадью (как в своё время хотели сделать под Марсовым полем) большого подземного паркинга - пересмотрены.
"Концепция освоения подземного пространства под Сенной площадью" представленная в конце прошлого февраля на презентации «Идеи для Петербурга - развитие территорий»

Принято официальное решение при очередной реконструкции Сенной площади восстановить снесённый в 1961 году храм. Ситуация с полным восстановлением несколько затруднительна из-за того, что вход в метро, а также недавно построенный ужасающий стеклянно-пошлый ТРК «Пик» и строящийся « Пик-2», не дадут возвести собор в том виде, в котором он был до его уничтожения.
Проект фасада « Пик-2» без учёта проекта воссоздания храма - проектирование ООО «СУАР.Т-проект»

Тем не менее, при археологических раскопках, которые проводились во время ремонта асфальтового покрытия на близлежащей к вестибюлю станции метро «Сенная площадь», был обнаружен в хорошем состоянии фундамент церкви, в том числе под алтарной частью и вход в подвал, где должны быть захоронения.
Вид Сеной площади 1822 г.

В ближайшее время вновь начнутся углублённые археологические раскопки, после чего будут демонтированы и перенесены различные городские инженерные коммуникации, и лишь к началу 2014 года планируется начать строительство церкви.
Проект вида Сенной площади с восстановленным храмом - проектирование ООО «СУАР.Т-проект»

При продолжении археологических раскопок, которые начнутся в марте, скорей всего, может быть обнаружено много интересного. В подземной части действительно должны быть захоронения - так в 1763 году строитель церкви коллежский асессор Савва Яковлев перенёс под предел «Трёх святителей» прах своих родителей, и, практически, церковь стала их родовой усыпальницей. Серебряные доски, которыми был обложен престол главного храма, конечно же, давно разворованы революционными экспроприаторами, но зато уже при первых раскопках были найдены церковные ступени.
Внутреннее убранство церкви в 1910-х годах

Церковь более всего известная и поныне, как Спас-на-Сенной, первоначально должна была быть освящена во имя Сретения Господня, но потом была именована Успения Божией Матери, хотя закладка её была совершена в 1753 году в день Ильи Пророка. После многолетнего строительства (ныне сроки, скорей всего, будут более компактными) церковь была закончена к 1762 году - к коронации Екатерины II, в ознаменование которой на кресте была воздвигнута имперская корона, чтобы новая императрица видела её, въезжая через Фонтанку в официальные столичные границы того времени со стороны Московской заставы.
Фото 1890-х (слева) и 1910-х (справа) годов церкви Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади

К слову, вся территория охватывающая пространство от Гороховой до Семёновского моста принадлежала С.Яковлеву, где он построил себе дачу с садом, выходящую фасадом на Фонтанку (арх.Растрелли), часть которой сохранилась и поныне. Также сохранился большой дом Яковлева (угол Садовой и Сенной), к которому и примыкал Спас-на-Сенной. Храм имел вокруг себя красивую ограду и "Настоятельский" сад, но в 1869 году на месте сада был возведён четырёхэтажный "доходный" дом.
Демонтаж церкви - перед взрывом в 1961 г.

Спасу-на-Сенной удалось пережить тридцатые годы, когда по всей России активно уничтожались церкви, но строительство метрополитена пережить он не смог. Взорван он был в 1961 году (а через год была уничтожена и Греческая церковь ради строительства БКЗ «Октябрьский»), когда подобные события можно было бы уже назвать нонсенсом.
После взрыва - 1961 г.

Уступил он всем известной убогого вида коробке станции метро, печально известной тем, что в недавнем прошлом под её обрушившимся бетонным козырьком погибли люди. Теперь же существует проект переноса вестибюля метро в строящийся комплекс « Пик-2», фасаду которого, кстати, не мешало бы придать более пристойный вид, вписывающийся в общий ансамбль площади.
Козырёк вестибюля (ныне демонтированный) станции метро «Сенная площадь»

Проект реновации существует для всего участка Сенной площади и окружающей её территории, затрагивая большую часть бывших Яковлевских владений. И пока трудно сказать насколько это не ухудшит нынешнюю ситуацию, когда новоделы и архитектурно-структурная сумятица практически погубили этот один из приятнейших районов старого "нетуристического" Петербурга.
Проект вида Сенной площади после восстановления церкви - проектирование ООО «СУАР.Т-проект»

Храм Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади в настоящий момент официально отнесён к утраченным главным городским доминантам, а потому обязательно подлежит воссозданию, которое будет курироваться КГИОПом. Восстанавливать утраченное - более благородное дело, имеющее много граней и выходящее за узко-церковные рамки, нежели бесконечное строительство стандартных церквушек среди новостроек, порой в очень не подходящих для этого местах.

За годы советской власти утрачено большое число исторических архитектурных памятников, в том числе и церквей, и многие из которых, по возможности должны быть возрождены в наши дни. Вот вопрос - сколько утраченной петербургской архитектуры придётся восстанавливать грядущим поколениям после бурного сноса-строительства в историческом центре города в начале 21 века...

© «Петербургские страницы», 2007-2014 Взорванный в советское время храм восстановлению не подлежит, но строить его все-таки собираются

Такой парадокс объясняется просто: археологи, закончив раскопки, пришли к выводу, что использовать найденные ими остатки фундамента для строительства нового здания нельзя. По сути - это руины, которые можно только музеефицировать. Однако ни в Русской православной церкви, ни в руководстве города пока не отказались от планов воссоздать церковь на том же месте, где она стояла до 1961-го.

ВМЕСТО СВЯТЫНИ ТРУБЫ И ПРОВОДА

Уже несколько месяцев каждый, кто выходит из павильона метро на Сенной площади, видит перед собой длинный синий забор. С конца мая здесь велись раскопки. За два месяца археологи исследовали больше полутора тысяч квадратных метров. Откопали рядом с часовней центральную апсиду - полукруглый выступ здания, а также основания арочных сводов и множество подвальных перегородок.

Немногие стены, которые сохранились от первоначального храма, сложены из кирпичей XVIII века, - проводит экскурсию начальник археологической экспедиции Сергей Семенов. - Видите, желтоватый раствор, это известка - то есть здесь кладку проводили еще тогда. А уже край прохода выложен из кирпичей более позднего времени и покрыт сверху цементом, то есть это реконструкция начала XX века.

Следы перестроек - и на полу, и на стенах. Впрочем, археологи радуются тому, что вообще смогли что-то найти. В те времена, когда храм взрывали, ради строительства метро, газеты еще и восхищались тем, как быстро и качественно его сравняли с землей.

После рабочие рыли шахты, строили павильон «Сенной» - тогда «Площади Мира» - и прокладывали инженерные коммуникации, так что сегодня часть раскопанной территории - это просто траншеи, по которым тянутся трубы и провода.

В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ

В середине XVIII века церковь строили на средства знаменитого предпринимателя и мецената Саввы Яковлева. Ее величина и центральное расположение предопределили и большой приход, и богатое внутреннее убранство. Вызолоченный иконостас, плащаница, шитая серебром, золотом и жемчугом, гробница из серебра, образы в серебряных рамах - уже в 1920-х все эти ценности было решено изъять из храма, так что археологи не рассчитывали на серьезный улов.

Это закладная монетка, - демонстрирует заместитель директора института материальной культуры Наталья Соловьева. - Серебряный рубль с изображением Екатерины Второй чеканки 1776 года. Если его аккуратно приподнять, то мы увидим, что монету закладывали еще в сырой раствор.

Удивительно то, что сам храм построили на двадцать лет раньше. Ученые думают, закладной рубль появился во время одной из первых реконструкций, когда переделывали центральный купол.

Среди других находок - осколки посуды, изразцы, остатки светильников и несколько огарков. Самые ценные вещи - цепочку и крестик - нашли в местах погребений. Уже точно известно, что в склепах, под полом храма, были захоронены как минимум шесть человек - всего археологи обнаружили около шестисот фрагментов костей.

Нашли несколько погребений, и все они были нарушены, - говорит Наталья Соловьева, - К примеру, сохранился нательный золотой крестик с погребения ребенка, но захоронение буквально разворотили.ЗАБОР ОСТАНЕТСЯ НАДОЛГО

Теперь, когда раскопки уже закончились, должна состояться историко-культурная экспертиза. Ее будут проводить московские аккредитованные специалисты. От них зависит, признают ли найденные остатки фундамента памятником - и соответственно будут ли их сохранять. Пока же, до наступления холодов, территорию собираются законсервировать, засыпав песком.

Это позволит сохранить сети и археологические находки, - объясняет настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы, иерей Михаил Малюшин. - Но благоустраивать территорию и укладывать плитку не будут, так что забор останется. Это не просто наше решение - это решение губернатора.

Уже весной, как рассчитывают в РПЦ, на площади начнут переносить сети. Правда, кто этим займется, а главное - на какие деньги, еще неизвестно. Церковь рассчитывает, что в скором времени организуют фонд: одному инвестору подобные задачи не под силу, поскольку речь может идти о миллиардах рублей.

Однако если взяться всем вместе, то можно и, как говорится, горы свернуть. Точнее, даже, не горы, а павильон метро. Иначе храм просто не удастся восстановить в прежних границах.

Нужно ли это делать - вопрос открытый. Впрочем, сейчас еще не готова проектная документация, а потому, как будет выглядеть Сенная площадь лет через десять, остается лишь гадать. Появятся ли на ней новые торговые центры в придачу к павильону станции метро «Спасская» или все пространство займет воссозданный храм Успения Пресвятой Богородицы, ради которого теперь тоже придется что-нибудь разрушить.

На Сенной площади предложили возвести 70-метровую колокольню

Церковь Спаса-на-Сенной. Акварель К.Беггрова по литографии А.Брюллова
Фото: wikimedia.org
Строительство колокольни предполагается как первый этап строительства храма на Сенной площади. Предложение озвучил иерей Михаил Мамошин (настоятель храма на Сенной площади). Чиновники пока взяли паузу.

На Сенной площади предложили построить 70-метровую колокольню по проекту архитектурного бюро Рафаэля Даянова. С таким предложением к вице-губернатору Игорю Албину обратился настоятель храма на Сенной площади иерей Михаил Мамошин. Чиновники, в свою очередь, отнеслись к идее без энтузиазма.

Ранее в центре площади стоял храм Успения Пресвятой Богородицы. Но он был снесен для строительства метро «Сенная» в 1961 году. Реконструкция Сенной площади началась в 2003 году, именно тогда вместо стихийных ларьков на площади появились торговые павильоны, а в память о снесенной Успенской церкви была выстроена часовня.

По словам М.Мамошина, строительство колокольни станет первым этапом восстановления храма. В настоящее время воссоздать основную часть храма невозможно из-за необходимости перестройки машинного зала станции метро «Сенная площадь».

«Предлагаем поэтапно восстанавливать храм. Возвести сначала колокольню и трапезную часть. Останется пять метров до ступеней - это можно оставить на будущее. Это будет почти половина храма», - сказал М.Мамошин.

Вице-губернатор на это ответил, что решение о строительство храма на этом месте необходимо выносить на рассмотрение Совета по сохранению культурного наследия Петербурга. «Здесь очень плотная застройка, памятники архитектуры, зона тяготения к выходом из метро», - отметил И.Албин. По его словам, власти пытаются найти решение вопроса, которое устроит жителей Петербурга, но при этом будет учитывать транспортную ситуацию. Чиновник также добавил, что власти хотят пойти навстречу епархии, но окончательное решение по проекту еще не принято.

Глава КГА Владимир Григорьев, в свою очередь, заявил, что построить храм в урезанном виде невозможно из-за павильона метро, но поставить колокольню теоретически, «с градостроительной точки зрения», можно.

Строительство храма Успения Пресвятой Богородицы, который будет располагаться прямо на месте выхода из вестибюля станции «Сенная площадь», было включено в масштабный проект реконструкции Сенной площади. Но власти сразу же столкнулись с проблемой его финансирования, ведь ранее Министерство культуры отказалось оплачивать эти работы. Сам конкурс на реконструкцию Сенной площади (стоимостью 1,2 млрд рублей) был проведен осенью прошлого года. В качестве генподрядчика работ была выбрана компания «Балтстрой». ЗАО «БалтСтрой» входит в холдинговую компанию «Форум», владельцами которой, по данным Forbes, являются Дмитрий Михальченко и Николай Негодов. Н.Негодов - генерал-майор ФСБ в отставке, а Д.Михальченко участвовал в создании АНО «Управление делами Фонда поддержки ФСБ».

Первоначальный срок окончания реконструкции всей площади - конец 2016 года. Но в корректировке бюджета на 2015 год на Сенную площадь выделили лишь 10 тыс. рублей (в действующем варианте - 350 млн рублей), на два последующие года - по 100 млн рублей. Из-за сокращения бюджета деньги, которые были заложены на Сенную площадь, было решено направить на «иные цели».

Подробнее на РБК:


В Петербурге на месте храма Спаса-на-Сенной может появится колокольня

Настоятель храма Спаса-на-Сенной иерей Михаил предложил построить на месте снесенного здания церкви колокольню высотою в 70 м, а также для прихожан трапезную. Свое предложение он высказал вице-губернатору города Игорю Албину.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Спас-на-Сенной) возвели на Сенной площади в 1761 году. В 1961 году ее взорвали. Сейчас город решил восстановить объект.

Спас на Сенной

Храмы дореволюционного Петербурга являлись доминантами города и его важнейших площадей.

При советской власти началось массовое закрытие и снос храмов. Особенно усердствовал «мальчик из Уржума», любимец партии (ВКП(б), я имею в виду), почитатель балетных девочек. Сергей Миронович Киров. Были снесены Благовещенская церковь на теперешней площади Труда (1929), Покровская церковь на нынешней площади Тургенева (1934), Свято-Троицкий собор на Троицкой площади (1930). Почему перечисляю именно эти церкви и храмы? Их снос оставил заметный след. Пустота тоже может быть заметна. Площади осиротели. Может быть, потому, что исчезли доминанты, а под них выстраивался весь архитектурный ансамбль. Может быть, потому, что намоленные места. Корнями вросли храмы в землю. И живы еще корни эти. Вот мы их и чувствуем. До сих пор помню детские впечатления, оставшиеся после посещения тех площадей. Ощущения тоски, бесприютства и сиротства. Почему они возникали? Вокруг – шикарные здания и дворцы. А выглядит все убого, будто случайное нагромождение кубических форм. О том, что там, на этих площадях, когда-то были церкви, узнал позже, будучи взрослым.

Унылое впечатление производят и перестроенные в те годы храмы. Церкви закрыли, воровато растащили богатую утварь и перестроили. Хотя вроде и архитектура приспособленных под другие нужды зданий неплохая, добротная. А что-то не то. Видно, здания эти конструктивистского толка не чувствуют себя на своем месте. Напоминают они человека, захватившего в блокаду is реме ппо пустующую квартиру семьи фронтовика. Собор преподобного Сергия Радонежского всей артиллерии на Литейном, 6, перестроенный в 1932-м под здание для ОГЛУ. Немецкая Реформаторская церковь на Мойке, используемая с 1929 г. под общежитие и перестроенная в 1939-м под ДК работников связи. Очень большой список.

Ну и, наконец, новая борьба за атеистический образ жизни и пролетарские, так сказать, ценности, поднятая несгибаемым продолжателем дела Ленина – Сталина и бесстрашным революционером Никитой Сергеевичем Хрущевым. Это я уже сам застал. Каждый день ходил в институт по Сенной площади мимо величественного Спаса на Сенной. В один «прекрасный» день вместо второго по размеру и значимости храма Ленинграда – гора каменных обломков. И куча газетных реляций – как изящно взорвали, почти ничего не пострадало. Уничтожение храма дало неожиданный эффект. Ансамбль развалился, площадь осиротела. Что только там не делали в дальнейшем. И обелиск поставили. И огромные торгово-развлекательные центры. И малые архитектурные формы по периметру. Все впустую. Полный волапюк – умственности и архитектурной суеты много, а толку чуть.

Напоследок скажу хоть что-то хорошее. Планируется восстановление Спаса на Сенной. Знать, крепки корни взорванного собора. Вот и прорастают. Ведутся инженерные изыскания, расчищают фундамент. Фундамент, говорят, сохранился. И подвал с захоронениями.

Что же мы все ругаем да ругаем власти предержащие? Что-то и хорошее делается. Надо бы в адрес губернатора доброе слово сказать. Не в пример его предшественнице с ее безумными неосуществленными «Набережными Европы», «Зенит-Ареной» и второй сценой Мариинского театра. Если восстановят храм, Сенная заживет новой жизнью, хорошая память о губернаторе останется. Может, и не самый главный сейчас вопрос – Спас на Сенной заново построить, а тоже неплохо. Ведь Петербург – это дом наш. Хоть что-то в нашем прекрасном доме сдвинется в лучшую сторону.

Из книги Технологии «Пятой Империи» автора Проханов Александр Андреевич

Победа – наш русский Спас Как сотворяются в Космосе светила и зажигаются гигантские солнца, так сотворялась Победа.Ее питали первые, разрозненные бои пограничников, погибавших в неравных схватках. Фанерные истребители-одиночки, вылетавшие навстречу стаям стальных

Из книги Газета День Литературы # 120 (2006 8) автора День Литературы Газета

Тимур Зульфикаров ЯБЛОЧНЫЙ СПАС ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ Когда Он входил в Иерусалим Когда Он бездонно сходил нисходил в Иерусалим У ног Его осла плескалась необъятно пылкая роящаяся пыльная облезлая толпа И толпа в животном упоеньи

Из книги Газета Завтра 301 (36 1999) автора Завтра Газета

Владимир Голышев ТРЕТИЙ СПАС И спокон веков августовские Господские праздники на Руси именуют Спасами. Август закончился, но едва уловимый аромат липового меда и "антоновки", кажется, по сию пору витает под сводами русских храмов. Все, как в старину: Филиппов пост,

Из книги Роман с урной. Расстрельные статьи автора Росляков Александр

Спас на крови Выборная эпопея 1. Разминулись На скользкую дорожку выборного шельмовства я вышел из-за полного отсутствия в кармане, на что жить. Зачем на ту же скользкую дорожку вышла вся страна, став на ней сразу расшибаться и катиться вниз, умом понять нельзя. Только

Из книги Газета Завтра 349 (32 2000) автора Завтра Газета

Владимир Голышев МЕДОВЫЙ СПАС Приходящиеся на август Господские праздники - Происхождение Честных Древ Креста Господня, Преображение и празднование в честь Нерукотворного Образа - издревле именуют Спасами. Август - время жатвы и сбора плодов, потому и

Из книги Литературная Газета 6344 (№ 43 2011) автора Литературная Газета

«Гайдар спас мне жизнь» «Гайдар спас мне жизнь» ПАМЯТЬ Так не раз говорил на встречах с молодёжью и писал в своих письмах друзьям и школьникам ветеран войны и труда Ашот Бадалович Манукян, живший в городе Кафане Армянской ССР. Около 30 лет назад волнующее письмо он

Из книги Итоги № 11 (2012) автора Итоги Журнал

Спас на бумагах / Дело / Капитал Спас на бумагах / Дело / Капитал «Все четыре раза власть избирала сама себя. Денег она никогда на это дело не жалела. И всегда страховалась - от чего только возможно..» Рынок ценных бумаг в России сложился в ходе

Из книги Жёсткая ротация автора Топоров Виктор Леонидович

«На Сенной били бабу кнутом» После торжественного празднования семидесятилетия товарища Сталина в Москве был открыт музей подарков вождю, и подарки эти оказались один другого нелепей. Сейчас, по завершении острой фазы трёхсотлетия, впору открывать музей подарков

Из книги Литературная Газета 6428 (№ 35 2013) автора Литературная Газета

Павший «за други своя» - спас душу Книга русской скорби. Памятник русским патриотам, погибшим в войне с внутренним врагом. - М.: Институт русской цивилизации, 2013 / Сост. В.М. Ерчак, научный редактор О.А. Платонов. – 1136 с. – Тираж не указан. Книга, честно говоря, тяжеленная. И

Из книги Литературная Газета 6437 (№ 44 2013) автора Литературная Газета

Мюнхен спас фюрера Насколько важной исторической вехой был Мюнхенский сговор? На вопрос "ЛГ" отвечает историк, писатель Игорь Шумейко. Сопоставление советско-германского пакта 1939 года с Мюнхенским сговором -1938 должно бы стать главной темой историков XXI века. Как-то в

Из книги Врата в будущее. Эссе, рассказы, очерки автора Рерих Николай Константинович

Спас Нередицкий Синодик погибшей старины вырастает.Показали снимок незнакомой церкви. «Откуда это?» - «Вот ваш любимый Спас в новом виде».Сделался некрасивым чудный Нередицкий Спас. Нынче летом его переделали. Нашли мертвую букву Византии, отбросили многое, тоже веками

Из книги Литературная Газета 6466 (№ 23 2014) автора Литературная Газета

Спас Спас - Милостивый, Спас - Кроткий, Спас - Всеведущий, Спас - Всемогущий, Спас - Грозный, Спас - Всеисцеляющий, все тот же Великий Лик, полный бездонной мощи, к которому извечно приходят люди со всеми радостями, горями, болестями и причитаниями.Так, в 1903 году после

Из книги Древняя мудрость Руси. Сказки. Летописи. Былины автора Жикаренцев Владимир Васильевич

«Звёздный Спас» Фантастический роман Виктора Слипенчука вышел на монгольском языке (издательство "Арилдал") Роман «Звёздный Спас» Виктора Слипенчука дважды издавался в России. Выходил в Китае в 2011 году, во Вьетнаме и Сербии - в 2013 году. Современное звучание роману

Из книги Противостояние. Обама против Путина автора Пушков Алексей Константинович

Бог, Дюжина или Спас Дюжий Двенадцать голов змея, двенадцать месяцев в году, двенадцать сыновей Владимира Красно Солнышко, двенадцать титанов – шесть сестёр и шесть братьев (титаны – это боги первого поколения, олицетворяющие стихии природы), двенадцать аргонавтов

Из книги Птицы автора Кругосветов Саша

Спас ли Гайдар Россию от голода? Личный друг и сподвижник Гайдара Анатолий Чубайс утверждает, что реформы были трудными, но необходимыми. Без них Россия погрузилась бы во мрак, голод и холод. Анатолий Чубайс, ныне - гендиректор государственной корпорации

Из книги автора

Спас-на-Сенной Храмы дореволюционного Петербурга являлись доминантами города и его важнейших площадей.При советской власти началось массовое закрытие и снос храмов. Особенно усердствовал «мальчик из Уржума», любимец партии (ВКП(б), я имею в виду), почитатель балетных

Про Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, которая до 2 февраля 1961 года стояла на Площади Мира в Ленинграде, написано уже очень много раз. Существует огромное количество рисунков, литографий и фотографий с ней. Однако, авторство этого храма есть вопрос тёмный. Внешним видом храм несколько напоминал стиль Растрелли, поэтому предположительное авторство Растрелли отмечается многими исследователями, однако, автором проекта храма называется и Андрей Квасов.

1960, храм ещё с куполами, но забор уже стоит - демонтаж начался.

Не буду вдаваться в подробности её постройки в 1753 году, перестройки и расширения в 1813 по проекту Луиджи Руска и 1836 по проекту А. И. Мельникова. Отмечу лишь, что крайняя перестройка и надстройка по проекту петербургского епархиального архитектора Г. И. Карпова 1867-1871 годов была последней, после нее храм больше не перестраивался, сохраняя свой облик вплоть до 1960-х годов. Вот про крайние годы существования и снос мы и поговорим, пожалуй. Ибо 50 — 60-е годы XX века — моё любимое время, как всем хорошо известно.

Борьба со всем церковным в этой стране после 1917 года не обошла храм стороной. Из него дважды изымались церковные ценности. В 1923 году храм возвели в ранг собора. С 25 января 1932 года до своего закрытия в апреле 1938 года храм являлся Кафедральным Обновленческим собором. И да, про «обновленчество» чуть-чуть. Обновленчество (оно же — Православная Российская Церковь; позднее — Православная Церковь в СССР) — раскольническое движение в русском христианстве, возникшее официально после Февральской революции 1917 года. Декларировало цель «обновления Церкви»: демократизацию управления и модернизацию богослужения. С 1922 по 1926 год движение было единственной официально признаваемой государственными властями РСФСР православной церковной организацией.

В 1933 году одиннадцать его колоколов общим весом более 1200 пудов (почти 20 тонн) были сданы в Госфонд и, видимо, пошли в переплавку. Храмовые иконы в 1936-1938 передали в Спасо-Преображенский собор и в городские музеи. В апреле 1938 храм закрыли. Уцелевший в годы блокады, не смотря на то, что храм был указан в качестве ориентира для немецкой артиллерии, он не пережил хрущевской «оттепели» и новой волны антирелигиозной политики государства.


9 мая 1945 года. С самолета По-2 разбрасываются листовки с сообщением об окончании войны. Внизу Спас-на-Сенной.

Основным оправданием необходимости сноса церкви являлась необходимость постройки наклонного хода и выхода станции «Площадь Мира» второй очереди второй линии Ленинградского метрополитена. Первым сигналом к предстоящей антирелигиозной акции стала статья в сентябрьском номере 1960 года газеты «Вечерний Ленинград», где корреспондент ставил в известность читателей о том, что скоро "позорное пятно на облике площади Мира« — бездействующий с 1913 года, разрушающийся Спасо-Сенновский храм — будет снесено и на его месте возникнет надземный павильон станции метрополитена «из стекла и бетона».

Однако, проектировщики института «Ленметропроект» передали на рассмотрение инспекции три варианта размещения новой станции на дуге строящегося подземного путевого тоннеля между станциями «Невский проспект» и «Технологический институт». Наиболее предпочтительным им представлялось место в западном углу площади, где расположен так называемый дом Денежкина (угловой дом с тремя адресами: Садовая ул., 39 — наб. кан. Грибоедова, 56 — Сенная пл.). Ещё предлагался вариант полуподземного решения вестибюля станции, без надземного павильона, как это практически реализовано сейчас для «Садовой» («Площадь Мира −3» в девичестве), и, наконец, снос церкви на Сенной.

Последнее по ряду обстоятельств показалось наиболее подходящим. Во-первых, церковь действительно находилась в весьма плачевном состоянии, так как еще в 1913 году в ней начались работы по устройству центрального отопления взамен печного, так и не завершенные из-за начавшейся Первой мировой войны. Во-вторых, храм уже в апреле 1938 года был лишен статуса памятника архитектуры и охранных привилегий, не представляя с точки зрения искусствоведения стилистически цельного образца архитектуры середины XVIII столетия, что явилось следствием перманентных перестроек, исказивших первоначальный барочный облик церкви, да еще при полной неразберихе с атрибуцией имен авторов не только первоначального замысла, но и последующих многочисленных реконструкций.


Справа виден портик храма, 1956 год.


1966 год, Видны остатки ограды храма. Автомобиль принадлежит финну, путешествовавшему по Ленинграду и области в 1966 году.

Далее была череда заседаний, споров, совещаний, писем в различные министерства и ведомства. До крайнего момента снос не подтверждали из Москвы, и в Ленинграде никто не брал на себя ответственность за это. Тем не менее, начался демонтаж куполов, оставшегося внутреннего убранства. И, позднее, закладка взрывных устройств. Одновременно с этим в Москве была создана экспертная группа, которая собиралась вникать в очередной Генеральный План развития Ленинграда (будет утверждён Советом министров СССР 15 июля 1966 года), а заодно и посмотреть, что там да как на Сенной площади. Было решено, что независимо от решения экспертной группы, храм должен быть обследован и обмерен, а обмерные чертежи переданы в архив Государственной инспекции по охране памятников архитектуры Ленинграда.


Фотография Денисова и Смирнова незадолго до сноса.

Обмерами и фотографированием храма занимались несколько человек с новейшей по тем временам аппаратурой. Организовал работы исполняющий обязанности декана архитектурного факультета ЛИСИ (СПбГАСУ с июня 1993) Владимир Иванович Пилявский, он привлёк к этому своего аспиранта Юрия Денисова. А руководил работами доцент кафедры геодезии Павел Иванович Поляков, который привлёк к этому тоже своего аспиранта Виктора Смирнова.


Фотография во время обмеров здания.

Тогда впервые в Ленинграде был использован стереофотограмметрический (с использованием стереофототеодолита) метод обмера архитектурного памятника, наравне с использованием обычных геодезических приборов. Метод этот применяется в случаях, когда объекты труднодоступны для выполнения ручных обмеров. Мне этот метод не знаком, есть кто-то, кто смог бы на пальцах объяснить принцип работы?

Смирнов и Денисов вели и подробное фотографирование церкви при обмерах, во время сноса и при расчистке завалов. Часть фотографий в этой статье принадлежит как раз им. Напомню, это был уже январь 1961 года. Почему нельзя было обмер произвести заранее? Решение-то о строительстве метро было принято как минимум в 1959. Как всегда, «ай, потом сделаем, время ещё есть».


Демонтаж и вывоз сохранившейся утвари.

Одновременно с началом работ по обмеру начались и работы по разбору церкви силами «Ленметростроя». Стало ясно, что столь быстрый процесс разрушения церкви вряд ли оставит необходимое время даже для стереофотограмметрических методов фиксации. А методы эти, как оказалось, тоже достаточно трудоемкие и, главное, не всегда успешные, учитывая полное отсутствие опыта в проведении подобных работ и краткость светового дня сумеречных январских суток ленинградской мокрой зимы. Поэтому было принято решение проводить одновременно со стереофотограмметрией в максимальном объёме ручной обмер церкви, насколько это позволит отсутствие лесов или каких-либо иных подмостов и, главное, нехватка рабочих рук. Специалисты чуть ли не вдвоём работали.

Вспоминает Смирнов: «В конце января прораб запретил пускать нас в церковь — стали готовить взрыв. Мы торопливо делали последние фотоснимки и искали пробелы на грязных и мятых кроках обмеров. Взрыв был назначен на ночь с 1 на 2 февраля 1961 г. Но как ни спешили метростроевцы, они все же опоздали. В ГлавАПУ за сутки до взрыва пришло письмо <Министра культуры СССР> Екатерины Алексеевны Фурцевой с запретом разрушать храм Успения Пресвятой Богородицы, имеющий уникальное историко-архитектурное значение крупного культового сооружения середины XVIII в. Письмо там прочли, снова запечатали и направили нарочным в Управление Ленметростроя, где письмо не рискнули вскрывать и вернули назад в ГлавАПУ в субботу 1 февраля, в нерабочий день.

А ночью мы с Юрием Михайловичем <Денисовым> стали свидетелями разрушения церкви, стоя на углу Садовой ул. и ул. П. Алексеева (Спасский пер.), то есть напротив церкви, рядом с угловым магазином игрушек, чьи витрины, укрытые мешками с песком, напоминали годы блокады. Ассоциации стали почти галлюцинациями, когда при глухом ударе земля дрогнула, а церковь как-то медленно осела, став огромной кучей строительного мусора. Колокольня же сперва наклонилась вправо, а затем почти целиком легла перед нами. Несмотря на окрики охраны, мы бросились обмерять третий ярус и венчающий шатер колокольни. Желание завершить работу заслонило на время горечь непоправимости произошедшего: глубочайший провал вместо церкви обнажил какие-то неприглядные постройки, мрачные задние дворы, облезлые брандмауэры флигелей. »

Очевидцы рассказывали, что перед взрывом церкви Успения Божией Матери по домам ходили люди и, ничего не объясняя, настойчиво рекомендовали жителям заклеить стекла в окнах как во время войны. Но все и так знали, что должно произойти. Многие накануне не ложились спать.


Взрыв в ночь с 1 на 2 февраля 1961 года.

В ночь с 1 на 2 февраля 1961 года церковь Спаса на Сенной была взорвана по разработанному еще в 1930-е годы методу накладных зарядов с миллисекундным замедлением для безопасного сноса крупных зданий. Заряды накладывались на несущие конструкции внутри здания и срабатывали по очереди — сначала обрушивались столбы, падали крыша и купола, потом стены. Таким образом, осколки не разлетались в стороны, а разрушенное здание оседало вовнутрь своих стен, падавших последними. Упавшую почти целиком колокольню Ю. М. Денисов и В. В. Смирнов обмеряли уже на земле. За забором, окружавшим церковь, образовалась гигантская груда битого кирпича.

Говорят, что над площадью в течение нескольких дней висела пыль. Хотя по фотографиям это не заметно. Кстати, про фотографии: на них отчётливо видно практически полное отсутствие снега, а ведь это январь-февраль. Выходит, что и полвека назад зимы в Ленинграде были разные, в том числе и бесснежные?

После сноса все действующие лица, организовавшие «акцию протеста», подверглись показательному разносу. Так, В. И. Пилявский не стал деканом архитектурного факультета ЛИСИ, Ю. М. Денисов не защитил диссертацию.


Площадь Мира после открытия одноимённой станции, 1965.

Через два года метро достроили. Станция метро была открыта 1 июля 1963 года в составе участка "Технологический институт" — "Петроградская«. Наименование получила из-за расположения на одноимённой площади. До 1 июля 1992 года носила название «Площадь Мира».

Уже несколько лет идут исследования и археологические раскопки на месте церкви. Существует несколько планов восстановления храма. Поживём — увидим.


Художник М. Конеев «Ленинград, 1960»

При подготовке этого текста использованы различные источники. Авторская позиция может не совпадать с позициями авторов использованных материалов.

Возможное восстановление Спаса на Сенной в Петербурге потребует реконструкции станции метро «Сенная площадь», сообщил «Интерфаксу » главный архитектор города, глава комитета по градостроительству и архитектуры Владимир Григорьев.

«Основная существующая проблема в вопросе воссоздании церкви Успения Пресвятой Богородицы «Спас на Сенной» - это нахождение пятна застройки объекта над сооружениями метрополитена. В случае принятия окончательного решения о воссоздании церкви потребуется выполнение работ по реконструкции наклонного хода с заменой эскалаторов станции «Сенная площадь», - сказал В.Григорьев.

По его словам, окончательного решения о реконструкции храма не принято. Вместе с тем приход храма приступил к работам по расширению часовни, которая находится на этом месте с 2004 года. Разрешение службы Госстройнадзора на эти работы получено.

В приходе рассчитывают, что работы будут завершены к концу 2017 года.

Тем временем приход храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной) сообщил о том, что 5 декабря 2016 года на Сенной площади начались работы по реконструкции Часовни во имя св. влмч. Иоанна Нового Сочавского, сообщает сайт прихода .

Работы будут производиться на основании разрешения на строительство №78-001-0105-2016 от 13 октября 2016 г.

Реконструкция Часовни является промежуточным этапом на пути к воссозданию на своем историческом месте взорванного в 1961 году Храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной).

Необходимость реализации данного этапа была вызвана с одной стороны затяжным характером процесса получения разрешительной документации на строительство Храма из-за внесения изменений в Федеральный закон «Об охране памятников...», с другой - приостановкой работ по воплощению в жизнь городского проекта реконструкции Сенной площади.

А вместе с тем, количество прихожан в той небольшой Часовне, которая находится сейчас на Сенной площади неуклонно растет. В любую погоду, в снег и дождь, они вынуждены молиться зачастую на улице, слушая трансляцию богослужения, потому что Часовня не вмещает всех желающих.

Данные обстоятельства и вызвали необходимость проведения реконструкции Часовни в части увеличения её площади с 16,6 кв.м. до 109 кв.м, или более чем в 6,5 раза.

Работы будут проводиться генеральным подрядчиком ООО «Прогресс».

«Приход очень рассчитывает, что, благодаря, в том числе, вашим пожертвованиям и вашей помощи, удастся закончить начатые работы за год и отпраздновать Рождество Христово 2017/2018 г. уже в обновленной Часовне, которая, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, будет освящена так же как и первый появившийся на Сенной площади в XVIII веке деревянный Храм - во имя ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА!», - говорится в сообщении на сайте.

Реквизиты Храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной)

Православная местная религиозная организация Приход храма Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной) г. Санкт-Петербурга

ИНН 7839290039 КПП 783901001

расчетный счет № 40703810916000492801

Санкт-Петербургский филиал ОАО «Промсвязьбанк» г. Санкт-Петербург
БИК 044030920

к/сч № 30101810000000000920

В назначении платежа необходимо указать:

«Пожертвование на целевую приходскую программу по проектированию и реконструкции часовни во имя Иоанна Нового Сочавского»

Что в марте 2014 года власти города фундамент храма объектом культурного наследия и запретили на этом участке любые работы, кроме восстановления здания церкви. Фундамент был ранее обнаружен при проведении работ у станции метро «Сенная площадь».

При губернаторе Валентине Матвиенко обсуждалась идея на его историческом месте. На месте собора появилась часовня. В 2011 году начались работы по установлению границ храма.

Каменный храм на Сенной площади был построен во второй половине XVIII века. Это был один из самых крупных храмов «северной столицы». В начале 1960-х годов церковь взорвали, а на его месте построили выход станции метро.