Египетские гробницы. Как проклятие фараонов убивает людей, нарушивших покой египетских гробниц Как называется египетская гробница

Время чтения 3:50, польза 97%

В связи с развитием царского культа происходит глубинный процесс видоизменения основных форм египетской религии. Древние боги природы постепенно превращаются в государственных богов - покровителей государства, царя и царской власти.

Так, бог умирающей и воскресающей природы Осирис с течением времени превращается в царя загробного мира, первого царя Египта и покровителя царской власти и поэтому часто изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Жреческая пропаганда и в религиозной догматике и в изобразительном искусстве постоянно стремилась резко подчеркивать ту неразрывную связь, которая соединяла небесных богов с земным богом - обоготворенным царем.

Наиболее важные виды архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта и их особенности. Создание монументального стиля зодчества. Религиозная символика пирамид.

Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной «вечной жизни», а следовательно - сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал- камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы - «дома вечности» - явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души».

По представлениям обитавшего в долине Нила первобытного человека, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой; гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Из этого же родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница- дом умершего- должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Гробницы знати, так называемые «мастаба», состояли из подземной части, где ставили гроб с мумией, и массивной надземной постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Этот «дом» представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые.

Для истории архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, сооружению которых посвящались огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству царских гробниц придавалось большое значение и потому, что они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что предводитель племени является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий на Египет», а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза.

В нарастающей грандиозности царских усыпальниц наглядно сказалось желание утвердить деспотическую монархию и в то же время проявилась неограниченная возможность эксплуатации этой монархией труда народных масс. Мысль зодчих и совершенствование технических приемов шли по линии наращивания надземной массы здания, однако, горизонтальное увеличение последнего, в конце концов, не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась поэтому идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династии Джосера (ок. 3000 лет до н. э.)

Еще не были найдены присущие каменному строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное- здание начало расти вверх, и камень был определен как главный материал египетского зодчества.

Каждая из пирамид в Гизе была окружена архитектурным ансамблем; однако расположение зданий в Гизе показывает значительно возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие пирамиды цариц; разница их масштабов по сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточной стороне примыкал царский заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родичами. Наиболее отчетливое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известковых блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для заупокойных царских статуй. За залом был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знание конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах при пирамидах Гизы впервые в Египте встречаются свободно стоящие столбы. Вся декорировка зданий построена на сочетании отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами, так же как аналогичное оформление зала ворот в долине составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера.

Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] Элфорд Алан

ГРОБНИЦЫ ФАРАОНОВ?

ГРОБНИЦЫ ФАРАОНОВ?

Предполагалось, что в этой удивительной Великой пирамиде должно было быть три гробницы - на случай, если фараон умрет во время строительства. И это вполне серьезно утверждают учебники! Эксперты Британского музея объясняют «особенности внутренней конфигурации пирамиды изменением планов по ходу строительства». Это непосредственно связано с традиционной версией, согласно которой каждая из камер была предназначена для гробницы, и что, следовательно, строители изменили свои планы в ходе строительства.

Имеются ли какие либо доказательства в подкрепление все еще бытующего представления о том, что Великая пирамида действительно должна была служить гробницей? Такое предположение - что будто бы камера царя (или же царицы) в Великой пирамиде служили гробницей - разваливается перед лицом имеющихся у нас свидетельств. К удивлению многих, кто принимал теорию гробниц за чистую монету, в Великой пирамиде так и не было найдено ни останков, ни мумий, ничего, что имело бы какое бы то ни было отношение к захоронению или гробнице.

Арабские историки, которые описывали проникновение Мамуна в пирамиду, утверждают, что там не было никаких следов захоронения, равно как и никаких следов грабителей, так как верхняя часть пирамиды была очень тщательно запечатана и замаскирована. Ясно, что грабители могил не стали бы запечатывать ограбленную гробницу - они постарались бы поскорее убраться! Очевидный вывод из этих соображений заключается в том, что согласно замыслу, пирамида должна была оставаться пустой.

Кроме того, сама идея, что верхние помещения Великой пирамиды предназначались для захоронения, никак не совместима с тем обстоятельством, что гробницы египетских фараонов никогда не помещались высоко над уровнем земли. Более того, при исследовании множества других пирамид в Египте не было обнаружено никаких свидетельств того, что хотя бы одна из них использовалась в качестве гробницы.

Согласно традиционной точке зрения, мания строительства пирамид началась с одного из первых фараонов III династии Джосера примерно в 2630 году до РХ, несколько лет спустя после начала египетской цивилизации. По каким-то неясным для нас причинам фараон решил отказаться от простых гробниц, сложенных из глиняных кирпичей, которые применялись его предшественниками, и построил в Саккаре первую каменную пирамиду. Это был весьма амбициозный проект, по-видимому, уникальный и беспрецедентный в Египте (хотя в Месопотамии подобные зиккураты строились еще за несколько веков до того). В этом строительстве Джосеру помогал архитектор по имени Имхотеп - загадочная личность, о которой нам мало известно. Пирамида Джосера была выстроена с углом примерно 43,5 градуса.

В начале XIX века под пирамидой Джосера были найдены две «погребальные камеры», а при дальнейших раскопках были обнаружены подземные галереи с двумя пустыми саркофагами. С тех пор стали считать, что эта пирамида служила гробницей Джосера и членов его семьи, но в действительности останки его так и не были найдены, и нет никаких веских доказательств того, что Джосер действительно был похоронен в этой пирамиде. И даже напротив, многие выдающиеся египтологи ныне убеждены, что Джосер был похоронен в найденной в 1928 году величественной, богато украшенной гробнице, расположенной к югу от пирамиды. Они смогли лишь сделать заключение, что сама пирамида не предназначалась для того, чтобы служить гробницей, а была либо символической гробницей, либо хитроумным способом отвлечь внимание грабителей могил.

Преемником Джосера считается фараон Сехемхет. В его пирамиде также имеется «погребальная камера», а в ней - опять-таки пустой саркофаг . Официальная версия гласит, что гробница была ограблена, но на самом деле обнаруживший камеру археолог Закария Гонейм увидел, что саркофаг закрыт вертикальной раздвижной дверью, запечатанной цементом. И, опять-таки, нет никаких доказательств того, что эта пирамида предназначалась в качестве гробницы.

В других, менее известных пирамидах III династии такая же картина: ступенчатая пирамида Хабы оказалась совершенно пустой ; по-соседству с ней была найдена еще одна недостроенная пирамида с загадочным овальным - наподобие ванной - помещением - запечатанным и пустым ; а также еще три малых пирамиды, в которых не обнаружено никаких следов захоронений.

Первым фараоном IV династии, приблизительно в 2575 году до РХ, был Снофру. Теории пирамид-гробниц был нанесен очередной удар, так как предполагается, что Снофру построил не одну, а целых три пирамиды! Первая его пирамида в Медуме оказалась слишком крутой и рухнула. В погребальной камере не было обнаружено ничего, кроме обломков деревянного гроба, который, как предполагается, представляет собой более позднее захоронение. Вторая и третья пирамиды Снофру были построены в Дашуре. Вторая пирамида, известная под названием пирамиды Бента, как считают, строилась в то же время, что и пирамида в Медуме, так как угол наклона стен был внезапно, в середине строительства, изменен с 52 градусов до более безопасных 43,5 градуса. Стены третьей пирамиды, именуемой Красной - по цвету местного розового известняка, из которого она построена, возведены под безопасным углом примерно 43,5 градуса. В этих пирамидах имеются две и три «погребальные камеры» соответственно, но все они оказались совершенно пустыми .

Зачем фараону Снофру понадобились две стоящие рядом пирамиды и что должны были означать эти пустые камеры? Если уж были затрачены такие усилия - то почему же он был похоронен в другом месте? Для того чтобы сбить с толку грабителей гробниц было бы, разумеется, достаточно одной фальшивой гробницы?!

Но считается, что Хуфу был сыном Снофру, и, следовательно, мы можем установить предполагаемое время строительства Великой пирамиды в Гизе, не располагая ни малейшим доказательством того, что какая бы то ни было из пирамид вообще предназначалась для захоронения. А между тем во всех книгах, во всех путеводителях и документальных телевизионных фильмах категорически утверждают, что пирамиды Гизы, как и все пирамиды в Египте, были гробницами!

Вообще, мы видим в этом превосходный пример того, как может овладеть мыслями людей любая, самая нелепая теория. И тогда ученые вынуждены защищать принятую теорию, изобретая все более хитроумные доводы, как, например, то, что строители пирамид в Гизе «изменяли свои планы». Эти ученые слишком высокомерны, чтобы честно сказать нам - «не знаем», и слишком нерешительны, чтобы бросить вызов господствующему мнению. Ну, а мы - будем ли мы и впредь слепо верить тому, что внушают нам эти ученые?

Из книги Небесные учителя [Космический код древности] автора Дэникен Эрих фон

Глава 7 Свет для фараонов Электрические батареи из Багдада. - Энергия из глиняных бокалов. - Угроза фараонов. - Все виды изоляторов. - Крипта Дендеры. - Зажегся свет. - Атланты из Тулы. - Бабочки против здравого смысла.Как освещали древние египтяне свои подземные

Из книги Древние цивилизации автора Миронов Владимир Борисович

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура автора Тодд Малькольм

Из книги Эпоха Рамсесов [Быт, религия, культура] автора Монте Пьер

Из книги Древние загадки фараонов автора Фахри Ахмед

Из книги Древние скандинавы. Сыны северных богов автора Дэвидсон Хильда Эллис

Из книги Ленин жив! Культ Ленина в Советской России автора Тумаркин Нина

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Из книги По следам древних кладов. Мистика и реальность автора Яровой Евгений Васильевич

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Из книги Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало автора Кузнецова Лилия Константиновна

Из книги автора

Из книги автора

Гробницы и мумии плато Укок Речь пойдет об археологической сенсации в самом прямом и сугубо научном смысле этого слова. После раскопок римских городов (Стабий, Геркуланум и Помпеи), уничтоженных извержением Везувия в 79 г. н. э., и открытия нетронутой гробницы Тутанхамона

Из книги автора

Чернильница в новомодном «стиле фараонов» Страна седых пирамид давно манила европейцев. Еще древние греки считали ее колыбелью искусства. Да и позднее неизменно привлекали своей таинственностью как странные египетские боги Осирис, Исида и Серапис, так и их жрецы,

Особенно будоражит воображение безупречное искусство мумифицирования, которым владели почитатели культа священного Амона Ра. Древние египтяне кардинально отличались от других народов поклонением смерти, возведением ее в культ. Археологи постоянно находят новые захоронения мумий, стараются изучать их с помощью компьютерного оборудования, ведь хрупкие останки превращаются в прах от соприкосновения с солнечными лучами. Хотя сколько не проводятся исследования, загадок древности становится все больше.

Подготовка к загробной жизни

По законам современности, люди стараются жить здесь и сейчас, взять для себя только самое лучшее. Для древних египтян вся жизнь считалась подготовкой к главному таинству - смерти. Даже свадьбы не отмечались так пышно, как похороны. Чем качественнее провести мумификацию, тем более целостным сможет предстать перед богами усопший. Если земное существование - только миг, то к вечной жизни следует подготовиться с максимальной тщательностью. Мумию надлежало сопроводить к месту погребения с качественной посудой, амулетами, драгоценностями и фигурками богов. А чтобы мертвец не забыл своих благих дел, совершенных при жизни, ему дополнительно клали в похоронную камеру папирусы, где все добрые поступки были доподлинно изложены. Стены камеры тоже украшались рельефами и росписями, хотя они исполнены по существовавшим в Египте строгим правилам живописи. На все это великолепие взирала маска с широко открытыми разрисованными глазами, расположенная на месте лица мумии.

Способы мумификации

Тысячелетия сменяли друг друга, но в оптимальных условиях в громадных усыпальницах покоились нетленные мумии фараонов Египта и знати. Хотя достойно сохранить останки могли себе позволить даже простые египтяне. Но только жрецы оставляли за собой почетное право проводить бальзамирование. Это связано с легендой о боге Анубисе, который сделал мумию из тела бога Осириса, чтобы подготовить его к вечной жизни в загробном царстве.

Знать оплачивала дорогую мумификацию

Родственники умершего египтянина обращались к бальзамировщикам, а те предлагали на выбор один из способов мумификации исходя из финансовых возможностей просителей. После соблюдения формальностей жрецы приступали к работе. Мумификация в Древнем Египте была недешевым удовольствием. Поэтому для разных слоев общества процесс проходил по-разному.

Как делали египетские мумии? В первую очередь, удаляли мозг железными приспособлениями через ноздри, а его остатки растворяли специальными снадобьями, которые впрыскивали в черепную коробку. В Древнем Египте не знали о функции мозга, поэтому его просто выбрасывали, хотя старались тщательно законсервировать все другие органы. После осмотра левой стороны живота покойника главный писец указывал место для разреза. Острым камнем парасхист (или вспарыватель) делал на обозначенном участке разрез брюшной полости. Один из жрецов проникал рукой в разрез, чтобы достать все органы, оставляя при этом на месте легкие и сердце. Считалось, что через пищевые органы происходит загрязнение плоти, а впоследствии и человеческой души. Извлеченные внутренности промывали бальзамом и пальмовым вином. Органы ни в коем случае не выбрасывали, а бережно погружали в сосуды, наполненными специальными бальзамами. Такие сосуды назывались канопы, их было у каждой мумии по четыре. На крышках сосудов изображали головы сыновей Хора.

Секреты бальзамирования

Наступала очередь бальзамирования. После промывания вином внутренних полостей покойника его тщательно натирали изнутри корицей, кедровым маслом, миррой и подобными средствами для бальзамирования. В специальных бальзамах замачивали бинты из льняной ткани, которыми тампонировали тело внутри и обматывали снаружи. Немного позже бальзамировщики научились заполнять мумии ароматическими травами, настоянными на маслах. Спустя некоторое время сливали остатки масла и приступали к сушке тела, чтобы убрать жидкость и избежать гниения. Сушка продолжалась около 40 дней. Теперь жрецы наполняли чрево благовониями и зашивали отверстие, а мумию погружали в концентрированный раствор натрового щёлока на 70 дней. По истечении срока тело обмывали, чтобы приступить к завершающему процессу. Разрезали на длинные ленты виссонное полотно и обматывали покойника, а полоски скрепляли между собой при помощи камеди.

Стремление к загробной жизни у бедных египтян

Бедняки не могли себе позволить оплатить такой трудоемкий процесс, поэтому соглашались на более дешевую мумификацию. В Древнем Египте покойнику впрыскивали в брюшную полость кедровое масло, при этом не делали разрез для извлечения внутренностей. После такой процедуры мертвеца опускали в щелок на несколько дней. По истечении времени из кишечника сливали залитое масло, которое обладает свойством растворять внутренности. Натровый щелок известен свойством разлагать мясо, поэтому впоследствии родные покойника получали иссушенную мумию, состоящую только из костей и кожи. Хотя самые бедные египтяне могли воспользоваться еще более дешевым способом. Он заключался во введении в брюшную полость покойника сока из редьки и погружении тела в раствор натрового щёлока на 70 дней.

Правитель в загробной жизни обладает несметными богатствами

В Древнем Египте свято придерживались традиций. Считалось, что вельможи после смерти должны продолжать обитать среди нажитого богатства. Воин не сможет заниматься охотой после погребения, если лишится своего оружия. Фараон не займет полагающиеся его особе высокое место среди богов, если явится на суд Осириса без запаса драгоценностей, изысканной пищи и множества золотых статуэток. Поэтому в гробницах хранились несметные богатства, а «черные» археологи стремились к ним отыскать тайный ход.

Для строительства неприступных усыпальниц придумывали различные ловушки, надежные запоры, которые можно было открыть специальными амулетами. Но все старания древних правителей по сбережению драгоценностей гробниц не увенчались успехом. Под влиянием человеческой жадности множество усыпальниц было разворовано, а заклятия и магия совсем не останавливали желающих нажиться на предметах древнейшей цивилизации.

Артефакты из гробницы Тутанхамона

Почти в полной сохранности до наших дней дошла только гробница девятнадцатилетнего фараона Тутанхамона, правившего в 1332-1323 годах до н. э. Ее первооткрывателями являются два энтузиаста в области археологии Говард Картер и лорд Карнарвон, открывшие миру необыкновенную роскошь древней усыпальницы.

Несколько лет археологи пытались отыскать захоронение юного фараона, и, наконец, в 1923 году удача им улыбнулась. Толпы зевак и журналистов устремились в маленький городок Луксор, чтобы передавать очерки и репортажи всем любителям старины. По ступенькам археологи осторожно двинулись вглубь отверстия в скале, а впереди увидели замурованную стену, за которой находился вход в гробницу. После освобождения хода они двинулись по коридору, но пришлось уделить еще некоторое время для очистки прохода от завала. Прошло время, и, наконец, снова ученым надлежало разобрать еще один замурованный вход. Сердце Картера глухо забилось в груди, когда он просунул руку со свечой в дыру в кладке. Из погребальной камеры вырвался теплый поток воздуха, заставив затрепетать на сквозняке пламя свечи. В полумраке постепенно проявились очертания комнаты, и взгляду открылись мерцающие при тусклом свете очертания статуэток зверей и статуй из золота.

Золотое великолепие

Археологи испытали настоящий шок, когда смогли войти в первую комнату гробницы. Фараона снарядили в загробное путешествие с потрясающей пышностью, хотя и не успели для него построить более просторной усыпальницы. Здесь находились пышные кровати, украшенные золотыми пластинками, богато инкрустированные самоцветами и слоновой костью кресла, сосуды, перчатки для стрельбы, колчаны для стрел, одежда и украшения. Также сохранились сосуды с остатками еды и засохшего вина. В каменных сосудах исследователи обнаружили дорогие благовония, сохранившие сильный аромат. Царская персона и после смерти должна была вести полноценное существование, продолжая умащивать тело душистыми веществами.

В знак особого уважения к усопшим их тела украшались венками из сезонных цветов. Именно в гробнице Тутанхамона ученые обнаружили веночек из цветов, которые превратились в пыль от прикосновения. Осталось несколько листиков, их опустили в тепловатую воду, чтобы избежать разрушения. После анализа удалось узнать о месяце погребения фараона - от середины марта до конца апреля. В Египте в это время расцветают васильки и созревают паслен и мандрагора, которые послужили для составления венка.

Для передвижения фараона по загробному миру в камеру было водружено несколько золотых колесниц. За первой комнатой следовала вторая, обладающая не меньшим запасом драгоценных предметов.

Мумия Тутанхамона

В погребальных покоях обнаружено несколько ковчегов, уложенных один в другой по типу матрешки. Необходимо было открыть саркофаги, чтобы добраться до царской мумии. Останки находились в гробу, но они были настолько залиты ароматическими маслами, что к нему прочно приклеились. Золотая маска прикрывала собой лицо и плечи, она полностью повторяла прижизненные черты молодого фараона. Маску тоже попытались снять, хотя она под воздействием смолы прикрепилась к гробу. Для изготовления гроба фараона использовали золотой лист толщиной до 3,5 мм. Мумию египетского фараона при захоронении обернули в несколько пелен, а на самую верхнюю пелену нашили кисти рук с плетью и жезлом. После развертывания мумии нашли еще много драгоценностей, описание которых составило 101 группу.

Проклятие или череда совпадений?

После грандиозного открытия гробницы Тутанхамона череда неожиданных смертей членов экспедиции всколыхнула общественность. Спустя год в каирской гостинице умирает от воспаления лёгких лорд Карнарвон. Его смерть моментально обросла немыслимыми подробностями и фантастическими догадками. Некоторые утверждают, что летальный исход спровоцировал укус москита, хотя другие рассказывают о ранении бритвой, ставшей причиной заражения крови. Так или иначе, но несколько следующих лет в прессе муссировалось понятие «проклятия фараонов». Один за другим скоропостижно скончались 22 члена экспедиции, которые первыми оказались на пороге знаменитой гробницы. Английские газетчики раздули сенсацию, а общественность не интересовали никакие разумные объяснения.

Незавидная участь

До наших дней в достаточно хорошем состоянии дошли только мумии фараонов Древнего Египта. Ведь участь останков бедных египтян осталась незавидной. Во времена Средневековья существовало немало рецептов целебных микстур, изготовленных из растертых мумий. Не обошлось и без варварства: в 19 веке бинты древних мертвецов стали использовать в качестве бумаги, и сами мумии стали топливом. Но останки царственных особ остались почти нетронутыми, чтобы стать бессловесными свидетелями былого величия Древнего Египта.

Сохранившиеся мумии фараонов

Одним из величайших завоевателей был фараон Сети I. Его правление относится к эпохе 19-й династии. Великий фараон вел жесткую политику, укрепил границы царства до территории, где сейчас располагается Сирия. Он мудро правил в течение 11 лет, оставив сильный Египет своему преемнику - Рамзесу II.

Европейскую печать потряс факт вскрытия могилы Сети I в 1817 году. Сейчас мумия Сети 1 выставлена на обозрение в зале Каирского египетского музея.

Диагностирование болезней древнего правителя

Легендарным фараоном древности был Рамзес II. Он дожил до преклонного возраста и правил Египтом предположительно 67 лет. Его мумия обнаружена в тайнике среди скал учеными Г. Масперо и Э. Бругшем в 1881 году. В Каирском музее можно увидеть мумию Рамзеса II. В 1974 году сотрудники музея забили тревогу ввиду разрушения мумии. Решено было срочно отправить ее на медицинскую экспертизу в Париж. Пришлось позаботиться о египетском паспорте для мертвого царя, чтобы пересечь границы между государствами. В ходе проведения исследований у Рамзеса обнаружили ранения и переломы, а также заболевание артрит. После обработки мумию вернули в музей, чтобы сохранить ее величие для будущих поколений.

Древний Египет – великая цивилизация прошлого, чьи неразгаданные тайны терпеливо ожидают своего часа, а секреты знаменитых фараонов, их храмов и гробниц манят археологов всего мира, привлекая на берега Нила в надежде на новые открытия. С древних времен, египтяне верили в переход души в загробную жизнь при условии сохранения телесной оболочки неповрежденной. В Древнем Египте появилась традиция возведения величественных гробниц – домов для умерших царей и цариц. Одними из ярких примеров таких захоронений являются гробницы некрополей в Долине Царей и Долине Цариц, расположенные в окрестностях древней столицы страны - Фив, что поблизости к современному Луксору. Давайте расскажем о каждой из этих долин по отдельности.

Отдаленная и бесплодная местность неподалеку от реки Нил, стала некрополем для погребения египетских фараонов «Нового царства». В этой долине расположено, более чем шестьдесят гробниц фараонов, сделанных в течении пятисот лет, с шестнадцатого по одиннадцатый века до нашей эры. Все началось с пожелания фараона Тутмоса Первого о тайном захоронении его тела, так как он знал о разграблениях других королевских усыпальниц и хотел избежать подобной участи. Он приказал отыскать для своего захоронения тайное место, которое имело бы скрытый вход от посторонних глаз. Его захоронение, в отличие от пышных традиционных царских погребений, было выполнено в форме колодца, в совершенно пустынном ущелье, названном «Долина Царей». С тех пор, появилась новая традиция оформления могил правителей – их вырезали в скальной породе, входом являлся длинный наклонный туннель, уходящий глубоко в недра скалы, снаружи тщательно замаскированный. Стены украшали яркими и красочными резными барельефами, рассказывающими о славной жизни и о многочисленных подвигах покойного.

Нужно отметить, что фараон Тутмос I, не зря беспокоился о целостности своей гробницы и ее расхищения нечистыми на руку людьми, мечтающими в один день сказочно разбогатеть: подобные воры, захватив драгоценности, во избежание кары за свои проступки, сжигали останки мумий, что навсегда лишало усопшего возможности перехода души к новой загробной жизни. Новый тайный способ захоронений оказался малоэффективным, так как множество гробниц фараонов все равно были разграблены, хотя, некоторые из них смогли сохранить египетские жрецы, успевшие перепрятать мумии царей и их сокровища, в новые тайники. Большинство таких захоронений фараонов были перенесены в местность около Дейр- эль- Бахри. Не были ограблены лишь гробницы фараонов Юйи и Туйи.

Самая знаменитая из всех гробниц в «Долине царей» в Фивах, обнаруженная в 1922 году Говардом Картером - ученым-археологом из Англии. Эта гробница, в свое время, тоже была частично разграблена, но жрецам удалось спасти многие ее сокровища и останки Тутанхамона. Богатство и многочисленность сокровищ гробницы Тутанхамона потрясли мировое сообщество, ведь большая часть предметов состояла из золота, в том числе и роскошный гроб фараона. А вот сама гробница выглядела довольно скромно, в результате чего, ученые сделали вывод, что ее строили наспех, потому что молодой фараон умер внезапно. Кстати, в 2006 году, американскими археологами была обнаружена гробница эпохи восемнадцатой династии фараонов, расположенная около склепа фараона Тутанхамона. Тут нашли пять мумий, лежавших в саркофагах, на лице которых находились нетронутые погребальные маски, а вокруг стояли двадцать ларцов с деньгами и печатью фараона.

Стоит упомянуть о величии и поразительной красоте гробницы фараона Сети I, о ее искусно выполненных барельефах, прекрасных золотых росписях и изумительной погребальной камере, оформленной потолком - «звездное небо». Эта гробница имеет невероятно сложную конструкцию и подразделяется на множество залов, лестниц, галерей. А вот мумии фараона в гробнице обнаружено не было, ее перенесли в тайное место, чтобы уберечь от вандалов.

– это огромный подземный комплекс, включающий несколько помещений: огромный зал-вестибюль, большой колонный зал, погребальные покои, сокровищницу. Стены всех помещений украшены изумительными фресками, где можно в подробностях почерпнуть сведения об обыденной жизни фараонов Египта. Вход в гробницу Тутмоса III находится на тридцатиметровой высоте, к нему приходится подниматься вверх по лестнице, потом снова спускаться вниз, но даже это препятствие не спасло гробницу от разграбления вандалами и от былой обстановки тут остался лишь саркофаг фараона и стены, расписанные эпизодами из египетской «Книги мертвых» - главного «путеводителя» по загробной жизни в Древнем Египте.

В «Долине Царей» в Фивах похоронен и фараон Аменхотеп II, чья гробница была разграблена во времена фараонов. Стены огромного зала, своды которого поддерживают шесть колонн, украшает текст и иллюстрации эпизодов «Книги мертвых». Ученые обнаружили здесь девять саркофагов, где находились мумии фараонов. Сам фараон был похоронен с цветочной гирляндой на шее и букетом мимозы на сердце.

С 1979 года египетская достопримечательность «Долина Царей» - крупнейший археологический комплекс страны, признана организацией ЮНЕСКО – «Объектом Всемирного исторического наследия».

Располагается в Фиванской долине, юго-западнее «Долины Царей». Этот некрополь появился во времена правления фараона Рамзеса I, примерно в 1300 году до нашей эры. Здесь начали возводить склепы для женщин царской половины династии и их детей, но некоторых цариц продолжали хоронить вместе с мужьями-фараонами. На сегодняшний день в «Долине Цариц» найдено семьдесят девять гробниц и помещений культового назначения, в том числе комнат для мумифицирования тел усопших. Некрополь царских жен и детей изучен не так хорошо, как «Долина Царей». К сожалению, тут не сохранилось нетронутых гробницы, потому что эти захоронения не пытались тщательно прятать, как могилы фараонов. Тут отсутствовали ложные ходы, коварные ловушки, лабиринты, поэтому все захоронения «Долины Цариц» ограбили еще в древности. Долгие века в этих усыпальницах ночевали грабители караванов, укрывались от непогоды местные пастухи, в некоторых гробницах даже устраивали загоны для скота. Древние помещения некрополя до сих пор хранят на стенах и потолках следы копоти от горевших внутри костров. Тем не менее, это не может скрыть великолепие старинных фресок и росписей, и многие из них сохранились в отличном виде. Сами древние египтяне часто называли этот царский некрополь – «Та-Сет-Неферов» или «Пристанище красоты».

В «Долине Цариц» находятся захоронения супруг фараонов, их отпрыски, некоторые высокопоставленные сановники Древнего Египта. Но их усыпальницы – это гробницы, вырубленные в скальных породах, в большинстве своем, довольно скромные и небольшие. Гробница включает небольшую прихожую на уровне поверхности, узкий наклонный ход, ведущий в погребальную камеру. Сейчас не распознана и половина гробниц «Долины Цариц». Посетить туристам можно лишь несколько из них.

Самое впечатляющее захоронение принадлежит царице Нефертари - любимой супруги фараона Рамзеса Второго. Оно устроено сложней прочих гробниц «Долины Цариц» и включает семь залов. Прекрасные фрески, покрывающие стены гробницы, заставили говорить о ней, как о «Сикстинской капелле Древнего Египта». Стены гробницы украшены изображениями самой царицы в разные моменты ее жизни, но всегда в окружении египетских богов. Погребальная камера Нефертари имеет четыре колонны, и все здесь расписано сюжетами «Книги мертвых». Несколько лет назад тут провели реставрацию и строго ограничили доступ посетителей. Яркие настенные фрески, по сей день выглядят свежими и яркими. Изображения исполнены согласно древней традиции Египта: все портреты написаны в профиль. Над мощным гранитным саркофагом царицы, находится роспись «звездное небо». На поверхностях стен лестницы, коридора тоже находятся росписи со сценами «Книги мертвых», начертаны сакральные тексты, советы, заклинания, чтобы усопший смог быстро попасть в царство Осириса. Здесь часто встречаются изображения богов Осириса и Анубиса, сопровождавших души умерших в путешествии по чертогам загробного мира. Усыпальницу Нефертари обнаружили в 1904 году, под руководством Эрнесто Скиапарелли - директора «Египетского музея» итальянского города Турина. Росписи гробницы стали важным историческим источником, который может рассказать о мироощущениях и познаниях древних египтян о загробной жизни. Кстати, на стенах этой гробницы вырезано собственное стихотворение фараона Рамзеса II к любимой, но рано его покинувшей жене, трогающее до глубины души: «Любовь моя единственная! Никто ей не соперник, она – красивейшая из живших на земле женщин, за мгновение укравшая мое сердце!»

– славится очень колоритными и красочными росписями. Стены погребальной камеры украшены изображениями египетской богини Хатор – в обличье коровы на фоне гор, и она же, но уже в человеческом облике, оживляющая царицу Тити в водах Нила. Могилу украшают изображения самой царицы двадцатой династии Древнего Египта, а также изображения божественных представителей, самых распространенных в то время религиозных культов: Тот, Атум, Исида, Нефтида, Нейт, Осирис, Селкуит.

– это сын фараона Рамзеса II, умерший в десятилетнем возрасте. На изображениях, покрывающих стены захоронения, он находится со своим отцом и богами Тотом, Птахом, а также Анубисом – охранником потустороннего мира, богом с головой шакала. В его же захоронении нашли мумию нерожденного пятимесячного ребенка: у матери царевича случился выкидыш, когда она услышала о смерти их с Рамзесом сына-наследника.

– загадочная и таинственная страна Африки, привлекающая людей своими грандиозными архитектурными сооружениями и гигантскими некрополями. Особенно интересными с этой точки зрения для туристов являются «Долина Царей» и «Долина Цариц», расположенные рядом с современным городом Луксор.

Говард Картер работал над поисками гробницы Тутанхамона вместе со своим компаньоном лордом Джорджом Карнарвоном. В 1923 году лорд Карнарвон скоропостижно скончался в гостинице в Каире. Официальную причину смерти точно не установили, так как уровень развития медицины в Египте в то время был еще слабый. Это было либо воспаление легких, либо заражение крови от пореза бритвой.

Именно после этой смерти пресса начала активно “трубить” о “проклятье Тутанхамона”. Начались разговоры о каких-то мифических грибках и микроорганизмах, которые жрецы оставляли, чтобы погубить грабителей. А потом еще Голливуд подхватил идею.

Конечно, это не более чем небылицы. Лорд Карнарвон не был 20-летним мальчиком, в момент смерти ему уже было 57 лет. Воспаление легких и заражение крови в те времена были смертельно опасными болезнями, так как антибиотики еще не были изобретены.

Сам Говард Картер умер в 1939 году в возрасте 64 лет. По логике, если проклятье и существует, то оно должно было коснуться его в первую очередь.

Другая версия гласит, что никакой мистики в смертях некоторых участников экспедиции нет. Их, якобы, убили египетские спецслужбы, чтобы скрыть фальсификацию. Эта версия более реалистична, о ней мы поговорим подробно.

Обвинения в фальсификации

Существует мнение, что эти раскопки и вся гробница фараона Тутанхамона – это подделка. Якобы, Картер и власти Египта построили фальшивую гробницу. В этом есть некоторый смысл, ведь Египет заработал огромные деньги на продаже сокровищ.

Поклонники этой теории приводят следующие доводы:

Во-первых , в момент находки Картера вся Долина Царей уже была перерыта, и найти там что-то новое было уже невозможно.

Этот довод сразу можно отбросить. Как это невозможно? Археолог Отто Шаден нашел тут еще одну гробницу в 2005 году. И еще, вероятно, найдут.

Второй довод . Картер очень долго проводил раскопки - около 5 лет. Якобы он тратил это время на строительство подделки.

Этот довод также ничего не значит. Могут копать и 5 лет, могут и 10, что тут удивительного?

В-третьих , некоторые предметы выглядят совсем новыми. Такое также возможно, какие-то предметы сохранились лучше, какие-то хуже.

В-четвертых , крышка гроба была расколота. Якобы это сделали специально, так как она не пролезала в дверь гробницы. Этот довод весьма сомнительный - крышка гроба раскололась, что тут удивительного?

И еще масса подобных доводов, которые наводят тень сомнения, но ничего не доказывают.

Давайте подумаем здраво. Эти люди утверждают, что Картер потратил 110 килограммов золота на изготовление из него саркофага, еще 11 килограммов золота на маску. Нашел или произвел около 3500 артефактов.

Он вырубил в скале гробницу, произвел два каменных саркофага. Нашел где-то бесхозную мумию человека возраста около 20 лет. Потом он упаковал все это в гробницу и заявил об открытии.

Прочитайте все это! Он должен был сделать все это незамеченным! Вы верите, что такое возможно? Откуда золото и деньги? Как это можно было сделать в тайне? Это просто нереально.

Музеи, купившие эти экспонаты, проводят экспертизы предметов своих коллекций. Если бы Картер и египетское правительство провели такую аферу, она бы давно уже была раскрыта научными методами.