Замок святого ангела рим тайные ходы. Замок Святого Ангела: история самой известной крепости Рима. Что можно посмотреть


Замок Святого Ангела в Риме имеет довольно бурную и противоречивую историю. Начать хотя бы с его необычного названия. Роскошный мавзолей для императоров, убежище пап, сокровищница, тюрьма для политических заключенных и еретиков – с этим зданием связано много рассказов и легенд. Даже Дэн Браун избрал именно замок Святого Ангела в качестве логова коварных иллюминатов.

А что вы знаете о замке Святого Ангела? Давайте проверим.

Замок Святого Ангела входит в маршрут квеста . Раскройте тайны самого маленького государства в мире и пройдите по пути, который укажут ангелы!

1. Где находится замок Святого Ангела

Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo ) находится в Риме на правом берегу реки Тибр, на расстоянии всего 1 км от .

С левого берега, где находятся Колизей, Римский форум и Пантеон, к мосту Святого Ангела ведет одноименный пешеходный мост, украшенный фигурами ангелов. Открыточные фото на фоне моста и замка обязательно привозят с собой все туристы, посещающие Рим.

Фотограф

Замок окружен парком Адриана (Parco Adriano ), «звездная» форма которого повторяет внешний контур замка. Здесь вы можете отдохнуть на скамейках в тени деревьев, поиграть с детьми на детской площадке или в зимнее время покататься на коньках с видом на замок.

Адрес замка Святого Ангела: Lungotevere Castello, 50

2. Когда и при каких обстоятельствах был построен замок Святого Ангела

Здание, которое мы сегодня знаем как замок Святого Ангела, изначально никакого отношения к ангелам и папской власти не имело. Оно было построено во II веке н.э. в качестве роскошной усыпальницы для императора Адриана, его семьи и последующих преемников. В период между 139-217 гг. н.э. в мавзолее хранился прах императоров, последним из которых стал Каракалла.

Адриан большую часть жизни провел в военных походах и путешествиях по империи, поэтому хотел оставить после себя нечто грандиозное именно в Риме. Здание мавзолея Адриана, украшенное статуями животных и людей и насыпным садом, состояло из квадратного основания, на котором были установлены две колоннады разного размера и формы. Сужающуюся к верху конструкцию венчала статуя императора Адриана в виде бога солнца Гелиоса, управляющего золотой квадригой (двухколёсной колесницей с четырьмя запряжёнными конями).

Это было второе подобное строение в Риме после мавзолея первого императора Октавиана Августа. На момент постройки оно являлось самым высоким в Вечном городе.

3. Почему мавзолей Адриана превратили в крепость

В 270 г. н.э. император Марк Аврелий, озабоченный угрозой вторжения готов, инициировал строительство оборонительных сооружений. Позже они получат название Аврелианской стены, которая опоясала Рим вторым защитным периметром (более древняя Сервиева стена уже не справлялась со своими задачами).


Фрагмент Аврелианских стен, возведенных императором Аврелианом в 271 – 275 годы (можно увидеть в районе )

В состав стены был включен и мавзолей Адриана, который из-за своих размеров и стратегического положения стал играть роль крепости. Именно благодаря этому языческая постройка сохранилась до наших дней, не разобранная на камни, как это случилось с другими античными зданиями. Хотя все же то, что мы видим сегодня, гораздо скромнее с точки зрения внешнего вида – ни травертина, ни мрамора, ни статуй, ни лишнего декора, как было при императорах. Все, что не служило напрямую в оборонительных целях, было утрачено за века или попросту разграблено в лихие Средние века.

В наши дни замок напоминает слоеный пирог. Нижняя часть, основание – это то, что осталось от мавзолея Адриана, а верхняя – надстройки и добавления различных пап, которые приспособили его под свои нужды.

4. Почему замок назван в честь ангела?

Название связано с событиями 590 года. Страшная чума прокатилась по Риму и унесла жизни тысяч человек. Легенда гласит, что архангел Михаил явился папе Григорию Великому над бывшим императорским мавзолеем. Архангел вложил меч в ножны, что растолковали как счастливое предзнаменование – эпидемия скоро закончится! Так и случилось.

В благодарность за чудо замок был переименован, а на его вершине установили деревянную статую ангела как символ Божьей милости. С течением времени статую на вершине меняли несколько раз, и в наши дни она бронзовая.

5. Убежище пап

В лихие Средние века замок Святого Ангела спасал жизни римских пап , которые могли переждать нашествие врагов за его толстыми стенами. По приказу папы Николая III был построен Passeto – проход в крепостной стене длиной 800 метров, соединивший Ватикан и замок. Так папы могли быстро покидать свою основную резиденцию и укрываться в более надежном месте.

А в XIV веке замок начал приобретать тот вид, который нам знаком сегодня. Был расширен фундамент, построены зубчатые стены и бастионы, вырыт ров и создан единственный вход с подъемным мостом.


Бастион замка Святого Ангела

Самым известным случаем, когда замок действительно спас жизнь папе, стало «Разграбление Рима» – вторжение войск Карла V. Папе Клименту VII удалось сбежать из Ватикана по Пассето и пересидеть бурю за надежными стенами замка Святого Ангела. Другим повезло меньше – почти все швейцарские гвардейцы (мини-армия Ватикана) погибли на ступеньках собора Святого Петра, а население Рима за время жестокой осады сократилось с 55 000 до 10 000 человек.

6. Сокровищница, хранилище предметов искусства и секретных архивов

Замок Святого Ангела на протяжении Средних веков и эпохи Возрождения часто использовался в качестве второй папской резиденции. Конечно, понтифики не могли жить и принимать гостей в условиях кельи, поэтому появилась необходимость в усовершенствовании внутренних покоев. Так к концу XVI века интерьер замка стал больше напоминать дворец, чем чисто военное здание.


По всему замку развешаны гербы пап, принадлежавших различным могущественным семействам: шары Медичи, лилии Фарнезе, пчелы Барберини, бык Борджиа. Все эти папы приложили руку к тому, чтобы не только повысить обороноспособность крепости, но и улучшить интерьеры, приспособить их под свои вкусы. Более других постарался папа Павел III Фарнезе, который привлек талантливых мастеров, в том числе ученика Рафаэля. По его заказу комнаты были расписаны изысканными фресками, украшены скульптурами, колоннами, картинами.

Замок использовался не только для официальных приемов, но и для тайных встреч. В Риме ходили слухи, что самый распутный папа Александр VI Борджиа покидал стены Ватикана и отправлялся по Пассето в замок Святого Ангела, где встречался со своими любовницами, устраивал оргии и даже отравления своих оппонентов. У Борджиа был плохой пиар, как сказали бы сейчас, поэтому трудно сказать, так ли это было на самом деле или людская молва немного сгущала краски.

7. Тюрьма для врагов пап

Замок служил не только убежищем пап, но и тюрьмой для их пленников (причем со временем все больше и больше превращаясь в тюрьму). В стенах замка Святого Ангела, где были оборудованы комнаты пыток и тюремные камеры, томились довольно известные личности – скульптор, живописец и авантюрист Бенвенуто Челлини, Джордано Бруно и даже граф Калиостро. Самое интересное, что некоторые папы сами являлись узниками в замке Святого Ангела.

Тюрьма в замке Святого Ангела была окончательно упразднена только в 1901 году.

8. Стоимость билетов в замок Святого Ангела. Как купить билеты в замок Святого Ангела онлайн

Сегодня замок Святого Ангела не несет оборонительных функций и не служит убежищем пап. Теперь это национальный музей, который может посетить любой желающий. Музей замка Святого Ангела включен в туристическую карту Roma Pass.

✅Время работы музея замка Святого Ангела: каждый день с 9.00 до 19.30.

✅Официальный сайт музея замка Святого Ангела: http://www.castelsantangelo.com/

✅Стоимость билетов в кассе:

  • Взрослый – 14 евро
  • 7 евро
  • Детский (до 18 лет) – бесплатно

✅Первое воскресенье каждого месяца – бесплатный вход для всех.

✅В музее действует сеть Wi-Fi и собственное бесплатное приложение с маршрутом прогулки по замку.

✅По билету в замок Святого Ангела можно также посетить Палаццо Венеция (Piazza di S. Marco, 49).

Билеты в замок Святого Ангела можно купить онлайн на официальном сайте tosc.it (также здесь можно купить, например, ). Особого смысла покупать билеты заранее нет, так как в билетные кассы замка редко выстраивается большая очередь. Но если вы едете в высокий сезон или просто не хотите терять время, то покупка заранее будет оправдана.

✅Стоимость билетов при покупке онлайн (к обычной стоимости билетов прибавляется сервисный сбор):

  • Взрослый – 15 евро
  • Льготный (для граждан ЕС 18-25 лет) – 7,5 евро
  • Детский (до 18 лет) – 1 евро

9. Что можно увидеть в замке Святого Ангела

Обязательно посетите замок Святого Ангела – военную крепость и сокровищницу римских пап, чтобы получить представление о том, как и чем жил Рим в Средние века и эпоху Возрождения.

✅В замке сохранился спиралеобразный пандус (часть оригинального мавзолея), который ведет к залу, где хранились урны с погребальным прахом императоров и членов их семей. Замысел был в том, чтобы посетитель не сразу видел драгоценные урны с прахом правителей, а медленно поднимался к ним. Технически это подъем в гору, но по ощущению – спуск в подземелье, спуск в царство мертвых.


✅В открытом внутреннем дворике находится еще одна статуя ангела – изготовленная из мрамора, авторства Рафаэлло да Монтелупо. Ранее она украшала вершину замка и позже была заменена на бронзовую (работа фламандского скульптора Петера Антона фон Вершаффельта), которую мы видим сегодня.


Дворик Ангела

✅В музее замка Святого Ангела представлены коллекции оружия и военного обмундирования 15-20 веков, выставлены статуи, картины и керамика, в основном эпохи Возрождения.

✅Самое интересное прячется в комнатах замка (Библиотека, Сокровищница, Зал Колонн и т.д.), которыми пользовались понтифики. Здесь можно полюбоваться картинами эпохи Возрождения и фресками.


Вид на собор Святого Петра из комнат замка Святого Ангела

✅На вершине крепости находится большая панорамная терраса , с которой открывается красивый вид на собор Святого Петра и левый берег Тибра. Также можно вблизи рассмотреть бронзовую статую архангела Михаила, созданную фламандским скульптором Петером Антоном фон Вершаффельтом.

Замок Святого ангела – это историко-архитектурный памятник, расположенный в самом сердце Рима – недалеко от Ватикана. Первоначально замок Святого ангела был построен как мавзолей, позднее он стал резиденцией пап и одновременно тюрьмой, он также был сокровищницей и неприступной крепостью, а в наши дни в нем располагается Национальный музей.

Как доехать до замка Святого ангела

  • Метро – станции Lepanto или Ottaviano - San Pietro – линия А
  • Автобусы маршрутов № 62, 23 и 271, 982 и 280 - остановка Piazza Pia или № 34 - остановка у Porta Castello

Режим работы Замка Святого ангела в Риме в 2019 г.

Стоимость билетов в Замок Святого ангела в Риме в 2019 г.

  • Для взрослых с 9:00 до 11:00 - 5 евро
  • Для взрослых с 11:00 до закрытия - 14 евро
  • Для детей до 18 лет - бесплатно
  • Для лиц от 18 до 25 лет, граждан ЕС, - 2 евро
  • Бесплатный вход для все посетителей каждое первое воскресенье месяца

Из истории

В 130 году император Адриан, предчувствуя наступление смерти, по примеру мавзолея Августа решил построить большую усыпальницу, где в каменных гробах могли быть захоронены его останки и останки членов его семьи. Мавзолей решили расположить не в Риме, а на противоположном берегу Тибра. Чтобы не переправляться на лодках, сразу приняли решение построить каменный мост, названный Элио.

Император Адриан не дождался окончания строительства, он умер в 138 году, а мавзолей был завершен в 139 году. Его наследник Антоний Пий приказал перенести останки Адриана в построенную усыпальницу, где до 207 года хоронили всех последующих императоров, последним из которых стал легендарный Семптий Север.

Мавзолей Адриана, как и усыпальница Августа, представлял собой гигантскую цилиндрическую структуру с холмом на вершине, засаженным кипарисом. В самой высокой точке сооружения, видимо, было изображение императора в виде бога Солнца, правящего квадригой, очень похожей на ту, что установлена на крыше Большого театра в Москве.

Еще до окончательного распада Римской империи мавзолей стал крепостью, участвовавшей во всех военных баталиях, разворачивающихся вокруг Рима. Здесь римские папы скрывались от преследования врагов, а в перерывах между сражениями замок служил тюрьмой, получившей славу самого ужасного застенка во всем Риме.

Достоверно известно, что сбежать из тюрьмы удалось единственному человеку – скульптору, ювелиру и авантюристу Бенвенуто Челлини, который только одним своим побегом заработал славу, которой бы никогда не добился как обычный ювелирных дел мастер.

Правда, Челлини сидел в обычной камере, а в крепости были клетушки, устроенные в вентиляционных трубах, в которых и повернуться было нельзя.

Теперь тюрьма является главной приманкой крепости, также популярностью пользуются папские покои и особенно ванная папы Климента XVII, расписанная учеником Рафаэля Джулио Романо.

Туристы с удовольствием гуляют по расписным галереям с гротескными фресками, снимаются на фоне разложенных по периметру ядер и на фоне бронзового ангела.

Замок Святого ангела - название

Надо заметить, что это уже шестой ангел на замке, предыдущие стали жертвой молний и нехватки металла на оружие.

По преданию, при Григории Великом в 590 году случилась страшная эпидемия чумы и тогда папа организовал Крестный ход по городу, во время которого над крепостью возникло видение – фигура архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. Это предвещало окончание мора и в честь этого события замок быстро перекрестили в Castel Sant"Angelo и в это же время возникла традиция стрелять из замковой пушки, оповещая римлян о наступлении полдня. Позднее была установлена первая фигура бронзового ангела.

В настоящее время окрестности замка выглядит как парковая зона. Во рву горожане выгуливают собак, на аллеях устраиваются благотворительные ярмарки и книжные выставки, организуются народные гуляния. А каменный мост оккупируют торговцы, предлагающие туристам по 10 евро сумки Louis Vuitton и Gucci. Евросоюзное законодательство и штрафы от 500 евро за торговлю подделками продавцы и клиенты благополучно игнорируют.

Замок Святого ангела - один из немногих памятников Рима, сохранившийся практически в неизменном виде. Это прекрасный образец античной архитектуры, который притягивает к себе не только туристов, но также поэтов, художников и скульпторов, которые черпают здесь вдохновение.

, который находится в Риме, выглядит грандиозно. Однако и его история не менее внушительна, чем его внешний вид. Построенный в период зарождения христианства в Риме мавзолей цилиндрической формы расположен на берегу . В течение всей своей жизни этот замок многое пережил. Он выполнял роль последнего пристанища римского императора, служил некоторое время резиденцией для понтификов. Далее он стал фортом, а после – темницей. В конечном итоге Замок Святого Ангела стал сокровищницей и музеем.

Примерно в 139 году н.э. в Риме была построена усыпальница для императора Адриана Публия. Изначально форма у мавзолея была цилиндрическая, его убранство было весьма богатым. На плоской крыше находился декоративный сад, в самом его центре располагалась квадрига в позолоте. В основном подобные архитектурные украшения, т. е. ковриги, использовались для театральных зданий, они являют собой двухколесную колесницу Аполлона в упряжке из четырех лошадей.

Прах императора Рима поместили в гробницу вместе с урнами его супруги Сабины с ее сыном, приемным для императора. Также был построен Ponte Sant’ Angelo – знаменитый и сейчас мост св. Ангела. Он ведет к усыпальнице из самого .

Упадок

Былая торжественность и роскошь вскоре были утрачены мавзолеем, потому как он стал использоваться по военному назначению, в качестве укрепления. Нашествия готов на Рим в V в. привели к тому, что статуи, украшения и урны были разрушены и разворованы.

Одна из легенд гласит, что в 590 году н.э. в Риме над мавзолеем появился архангел Михаил. Он вложил в ножны свой меч, тем самым, ознаменовав этим событием последующее завершение эпидемии чумы. Это событие привело к тому, что усыпальница стала называться так как она называется и по сей день – Замок Святого Ангела.

Существует любопытная особенность. В Италии, как и в некоторых других странах Европы, когда человек чихает, ему, на манер привычного нам «Будь здоров!» говорят «Благословенен будь!». Объясняется это тем, что во времена средневековья первыми симптомами чумы считалось именно чихание. Кто еще мог помочь человеку, ей заболевшему? Только Бог! Вот так наше прошлое создает нашу с вами повседневность, пусть даже в столь малых ее проявлениях.

Замок Святого Ангела: крепость, резиденция пап, тюрьма

XIV столетие вновь изменило предназначение нынешней достопримечательности Рима. Так, Замок Святого Ангела был преобразован в резиденцию для пап. Это привело не только к изменению функционального его предназначению, но и к постепенным внешним изменениям. Папа Николай III, например, объединил замок и базилику св. Петра в Риме. Это было сделано с помощью специального крытого коридора, который также получил свое название – Пассетто.

Когда в Рим в 1527 году вторглась армия Карла V, стены замка стали убежищем для папы Климента VII. Противостоять атакам нападающих обитатели подверженного осаждению форта могли через специальные окна-бойницы. Кстати, в числе героических защитников в то время там находился Бенвенуто Челлини, известный в Риме и не только, скульптор-ювелир.


Несколько позднее территория мавзолея была обустроена понтификатом комфортными апартаментами на тот случай, если Рим вновь подвергнется осаде. Одновременно с этим католическая церковь в Риме приняла решение возвести темницу в стенах укрепляемого замка. В свое время в ней провел шесть долгих лет Джордано Бруно, известный как монах-доминиканец, астролог и ученый.

Что интересно, былой защитник форта, Бенвенуто Челлини, оказался в немилости понтификата через некоторое время, и его также упекли за решетку. Однако скульптор оказался человеком ловким и умелым, а потому ему удалось совершить побег, тем самым, покинув Замок Святого Ангела.

В 1901 г. Замок Святого Ангела обрел официальный статус национального .

Главный архитектурный ансамбль, основа замка, сформировалась еще во времена правления императора Адриана в Риме. В облицовке и без того массивного основания кубической формы был использован дорогой мрамор. Для «шайбы», расположенной наверху, был использован вулканический камень. Для облицовки строения с наружной стороны был применен травертин, а в качестве украшений здесь же добавлены резные пилястры, имеющие вид голов рогатого скота. Окружением для мавзолея Рима стали стены, играющие не только декоративную, но и фортификационную роль.

Сегодня Замок Святого Ангела в Риме выглядит на порядок скромнее чем во времена правления Адриана. Многовековая история замка привела к тому, что в этих веках было затеряно и его великолепное убранство. И все же внешняя структура, которую сейчас имеет Замок Святого Ангела практически не подверглась изменениям.

А вот изнутри преобразования происходили всегда, и в более значительных объемах. Древние усыпальницы Рима, вечный покой в которых обрел император со своей семьей, включая Антония Пия и Марка Антония с приближенными к ним лицами, разрушены были очень серьезно. Сами урны, в которых хранился прах, оказались утерянными.

С XIV в. мавзолей Рима был преобразован в крепость. Стены замка подлежали усилению по поручению папы Бонифация IX, чем занялся архитектор Никколо Ламберти. Им также были оборудованы бастионы и создан единый вход, представлявший собой подъемный мост. Новое помещение появилось и непосредственно в здании мавзолея, это капелла св. Михаила.

Ход истории Рима и дальше сказывался на изменениях замка. Так, папой Александром VI было принято решение создать самый, что ни на есть, настоящий боевой оплот. Именно такая задача с его подачи была поставлена перед исполнителем, которым стал Антонио да Сангало старший. В итоге для укрепления здания было возведено 4 бастиона, а постройки стал окружать глубокий ров. Также обустройство крепости Рима предполагало появление папских апартаментов. Фрески для них в свое время создавал сам живописец Пинтуриккьо. Новый дворец стал местом для проведения торжеств и приемов.

Изменения в оформлении

Статуя архангела Михаила, который держит меч в руках, была создана здесь в 1536 году. Возведена она из мрамора, для крыльев святого использовалась бронза. Это символ замка, ставший своеобразным напоминанием событий прошлого и легенды, с ним связанной. Он также охраняет замок. Благодаря стараниям де Монтелупо на территории замка образовался Дворик Ангела, в нем и обрела собственное место статуя архангела.

Значительная часть имевшихся построек форта Рима, возведенных в XV-XVI веках, во второй половине XVII в. была уничтожена. Папа Урбан VIII поспособствовал этому с целью усовершенствования форта. Это предусматривало наличие защитной стены и соответствующих укреплений.

Мост, который ведет к замку, в 1667 г. стали украшать, с этого времени на нем появились статуи ангелов. За два года архитектор Бернини со своими учениками создал 10 скульптур. Изваяния в барочном стиле и по сегодняшний день можно увидеть в Риме на мосту, который ведет к замку. Мост этот охраняют ангелы.

Замок Святого Ангела все продолжал меняться. Так, каменная скульптура архангела Михаила с XVIII в. обрела продолжение, для которого использовалась бронза. Речь идет о крыше замка, над которой работал фламандский скульптор фон Вершаффельт. Смотровая площадка позволяет лицезреть шикарные виды Рима.

Сегодня Замок Святого Ангела доступен для желающих в качестве достопримечательности. Он разделена на 6 функциональных уровней. Это дворик Святого Ангела и апартаменты папы Бонифация XI. Также это внутренний дворик (былое место казни) и небольшая часовенка (ее осужденные посещали перед казнью для совершения последней молитвы). Также это римский атриум в виде арки, ведущей к усыпальнице Адриана. И, наконец, спиральный спуск, следующий непосредственно к самому мавзолею Рима.

В замке за коридором находится зал, где прежде хранился прах императора и членов его семьи. Присутствуют в замке тюремные помещения и различные кладовые, созданные в XVI в. для хранения продуктов и зерна. В замке имеются отдельные помещения, использовавшиеся прежде под хранение масла, которое, в свою очередь, служило в качестве универсального средства, применяемого во время осады.

Замок Святого Ангела дополняет уютный Дворик Ангела. В зале папы Климента III расположен изящный камин, а также дверь, оригинально украшенная резьбой. В зале Суда в качестве украшений служат пушки, сохранившиеся до наших дней со времен средневековья, а также ядра к ним. Здесь же, на стенах находится часть фрески с изображением на ней ангела. В зале Аполлона при замке прежде проводились светские приемы.

В числе других мест и помещений замка обозначим капеллу св. Косьмы и Дамиана, зал Климента VII. Кроме того, здесь можно увидеть дворик Александра VI, оснащенный колодцем, а также часовню и дворик Льва X. Но и это далеко не все. Например, в числе интересных мест при замке находится симпатично оформленная купальня, созданная архитектором, живописцем и декоратором Джованни да Удине при Клименте VII.

Галерея в Замке Святого Ангела

Замок Святого Ангела располагает также галереей. В свое время по ней совершалось паломническое шествие с целью последующей встречи с папой. Здесь находятся комнаты папы Пия IV и лоджия Юлия II, с которой открывается великолепный вид на мост Элио и на город. Перечисленные достопримечательности при замке реализованы благодаря усилиям мастера Джулиано да Сангалло, флоринтийского инженера и архитектора.

В замке находится обширная коллекция военного обмундирования и оружия, датированная XV-XX в. В противоположной от лоджии Юлия стороне (в сторону via Flaminia) располагается лоджия Павла III. Частью наиболее роскошных и богатых в своему убранстве апартаментов замка Павла III стал зал Паолины. В качестве воплощения былой мифологии выступил зал Персея, соответствующим образом украшенный мотивами, взятыми из одноименной легенды. Тема мифологии прослеживается также в зале Амура и Психеи.

Замок Святого Ангела, как уже было отмечено, располагает и сокровищницей. Она имеет вид округлой комнаты, содержавшей в себе в XV-XVI в. богатства понтификата. В замке имеется и библиотека, заложенная при Павле III. Богатство украшения можно заметить и в залах Гирлянд и Адрианео, для чего были использованы роскошные фрески, датированные XVI в. Есть здесь и тройные комнаты, называются они Cagliostra. Апартаменты в замке в свое время использовались самим графом Калиостро. Коридор Помпеано, расположенный между залом Аполлона и библиотекой, украшен великолепной потолочной росписью. Разумеется, Замок Святого Ангела располагает помещением смотрителя. Его комната появилась в замке в XVIII в.


Замок Святого Ангела располагает также круглым и колонным залами. Появились здесь они в XIV в. Для украшения используются мраморные колонны, их в свое время заказал папа Бенедикт XIV. На данный момент эти помещения замке Рима используются в качестве места для хранения знамен пехоты. Пройдя круглый зал, можно оказаться на Террасе Ангела, вид на Рим, отсюда открывающийся, просто шикарный.

Замок Святого Ангела в Риме: как добраться

Точный адрес замка в Риме: Lungotevere Castello, 50. Добраться сюда можно по линии метро А, это станции Lepanto и Ottaviano-San Pietro.


Также в направлении замка следуют такие автобусы Рима: 40, 280, 23, 62, 982, 271. Выбрав любой из них, нужно будет выйти на остановке Piazza Pia. Если сядете на автобус 34, то тоже сможете оказаться возле замка, выйти в этом случае нужно на остановке via di Porta Castello. Следуя на одном из автобусов под номером 990,87,926 или 49 нужно будет выйти на пересечении улиц via Crescenzio и Piazza Cavour. Если вы добираетесь на автобусах под номером 64 или 46, то выйти нужно на остановке Santo Spirito, Замок Святого Ангела окажется совсем рядом.

Замок Святого Ангела доступен к посещению с 9 утра до 19.30 вечера. В 18.30 закрывается билетная касса. Стоимость входного билета составляет 10 евро. Для граждан ЕС действует возрастная скидка, при которой стоимость посещения замка лицами от 18 до 25 лет составит 5 евро. Групповое посещение, начиная от 20 человек, предусматривает бронирование размером в 1 евро с посетителя. Бесплатно Замок Святого Ангела можно посетить каждый месяц в первое его воскресенье. Номер телефона для связи: +39 0632810. Замок Святого Ангела доступен в интернете для информации о нем на сайте castelsantangelo.com

Февраль 13, 2019

Возвышаясь над берегами Тибра почти 2000 лет, мощные стены Castel Sant Angelo являются свидетелем многих захватывающих событий – потрясений и перемен, несчастий и славы Вечного города. Замок Святого Ангела в разные времена служил императорской усыпальницей, папской крепостью и резиденцией, форпостом обороны и страшной тюрьмой инквизиции. История Рима тесно переплетена с его многовековым прошлым.

Замок Святого Ангела

Мавзолей императоров Рима

В 125 году правящий император Адриан велел построить на правом берегу Тибра монументальную усыпальницу, которая должна была стать последним пристанищем для всех членов его императорского рода. В те времена запрещалось хоронить умерших жителей Рима в черте города, для этого использовались окраинные земли за рекой. Тем не менее, выбор места не был случайным: по преданию, неподалеку находилось захоронение одного из учеников Иисуса Христа – апостола Петра, замученного императором Нероном.

Это интересно!

Достоверно известно, что проект грандиозного сооружения разработал древнеримский архитектор Деметриано по образу и подобию мавзолея Октавиана Августа. Однако при жизни Адриана гробница так и не была достроена. Ее возведение завершил преемник императора – Антонин Пий – в 139 году, спустя год после смерти своего предшественника.


Усыпальница императора поражала современников своими исполинскими размерами и красотой. По углам кубического основания, отделанного светлым мрамором цвета восходящей Луны, размещались группы бронзовых статуй, изображавших лошадей, застывших в движении, и их наездников. Поднимающееся над ним сооружение цилиндрической формы с насыпным курганом было украшено садом вечнозеленых растений. Вершину мавзолея венчала позолоченная бронзовая колесница с императором Адрианом в образе бога Гелиоса.

Мавзолей Адриана и мост Элио

Еще при жизни императора, в 134 году, оба берега Тибра объединил великолепный мост Элио, задуманный императором как образные врата для входа в усыпальницу. Построенный, также, по проекту Деметриано, сегодня он широко известен как Мост Ангелов с размещенными на нем изваяниями ангелов, несущих орудия Страстей Христовых. Скульптуры были разработаны и выполнены учениками его школы.

Мост Святого Ангела


На протяжении многих лет Мавзолей использовался по своему прямому назначению. В нем были помещены многочисленные урны с прахом особ императорских династий, в том числе:
  • жены Адриана – Сабины Вибиа;
  • приемного сына Адриана – Луция Элио;
  • императора Антонина Пия и его супруги Фаустины Маджоре;
  • императора Марка Аврелия Комодо;
  • императора Септимия Севера, его жены Юлии Домны и их сыновей – Гета и Каракаллы.

Неприступный бастион

Свое первоначальное предназначение возведенный Адрианом Мавзолей потерял в 403 году, когда Флавий Онорио, император Западной Римской Империи, объединил его со стеной, построенной Аврелианом в 271 году. С этого времени постройку начали использовать как фортификационное сооружение – его превратили в неприступный бастион, предназначенный для обороны города с севера.
Троекратная осада Рима, проводившаяся королем Аларико I на протяжении 408 — 410 гг, обозначила ключевое значение крепости как оборонительного комплекса для отражения нашествия вестготов.

Осада Замка Святого Ангела 537 — 538 года. Работа Lodovico Pogliaghi, 1886


Однако наибольшие разрушения крепость претерпела во время осады варварами под предводительством Гензерико в 455 году, когда защитники Рима сбрасывали на головы нападавших все, что находилось под рукой – камни, запас которых довольно быстро иссяк, урны с прахом императоров и даже статуи. Одна из них была найдена в 1620-х годах во рву, окружавшем крепость. Известная как Fauno Barberini или Пьяный Сатир, сегодня она находится в Глипотеке Мюнхена, в Германии.

Пьяный Сатир. Скульптура неизвестного мастера. Около 200 в. до н.э.


Во второй половине десятого века управление городом перешло в руки семьи Кресченци, и за крепостью Святого Ангела на протяжении последующих столетий закрепилось новое название – Castrum Crescentii, которое также сохранилось при правлении семей Перлеони и Орсини.

На протяжении почти четырех веков сооружение многократно перестраивалось и укреплялось в оборонительных целях. Наиболее масштабной реконструкции крепость подверглась в 1395 году. Папа Бонифаций IX поручил архитектору Никколо Ламберти восстановить оборонительную структуру замка, разрушенную населением Рима, восставшего против французского гарнизона в 1379 году. Этим проектом предусматривалось оставить единственный вход через подъемный мост, а на самом верху здания построить часовню Архангела Михаила.
Папа Николай V за время своего понтификата (1447 – 1455гг.) впервые сделал замок своей резиденцией. При нем были дополнительно построены три наружные башни по углам четырехугольного основания.

Замок Святого Ангела. Stefano Du Perac, 1575


Дальнейшие фортификационные работы продолжил папа Александр VI Борджиа (1431 – 1503гг.). Возведенные его предшественником башни архитектор Антонио да Сангалло укрепил бастионами пятиугольной формы, окружил стены более глубоким рвом и заполнил его водой из Тибра. По указанию папы Борджия была возведена еще одна круглая башня на входе в крепость.
Спустя 32 года это позволило папе Клименту VII семь месяцев противостоять осаде войскам ландскнехтов Карла V, начавшейся 6 мая 1527 года.

Осада Рима 1527 года. Картина Johannes Lingelbach, 17 век


Последние масштабные работы по укреплению Замка святого Ангела проводились при понтификате папы Павла IV (1555 – 1559гг.). Военный инженер Франческо Лапарелли закончил возведение грандиозного пятиугольного бастиона вокруг крепости Сант Анджело.

Замок Святого Ангела после реконструкции Франческо Лапарелли


Постепенно крепость утратила свое оборонительное значение. При Урбане VIII башни, включая башню Борджия между мостом Ангелов и замком Сант Анджело, были разрушены. Не единожды доказав свое ключевое предназначение в обороне города, мощные стены крепости многие годы служили надежным убежищем для понтификов, обустроивших в них свою резиденцию.

Легенда о спустившемся ангеле

Свое нынешнее название – Кастель Сант Анджело , мавзолей Адриана получил в 590 году. В это время на Рим обрушились многие беды: разлившийся Тибр затопил бо́льшую его часть, а эпидемия страшной чумы опустошила город, некогда бывший столицей мира. Папа Григорий I призвал блуждающих в руинах граждан совершить трехдневный покаянный Крестный ход и молиться, чтобы вызвать Божью милость.

Согласно легенде, 29 августа 590 года процессия, проходя мимо стен мавзолея, увидела над ним яркий фиолетовый силуэт Архангела Михаила, вкладывавшего огненный меч в ножны. Видение было истолковано как признак скорого избавления от напасти, обрушившейся на город, что и произошло на самом деле. О случившемся чуде до сих пор напоминает статуя Ангела, венчающего здание, и давшая свое нынешнее название замку.

Это интересно!

Первоначальное изваяние, выполненное из дерева, не сохранилось до наших дней. Второй ангел, высеченный из камня, был разрушен при осаде Рима в 1379 г. и заменен лишь в 1453 г. мраморной статуей с бронзовыми крыльями. Однако и она простояла недолго – в 1497 г. Ангел сильно пострадал при взрыве пороховой бочки, в которую попала молния. Взамен была изготовлена новая статуя из позолоченной бронзы, но в 1527 году и она была переплавлена на пушки.

В 1563 году очередную статую вновь водрузили на прежнее место. Ее изваял из мрамора Рафаэлло да Монтелупо (1504–1566гг.). Фигуру в образе Архангела Михаила с бронзовыми крыльями и сейчас можно увидеть во внутреннем дворике замка.

Статуя Архангела Михаила работы Рафаэлло Монтелупо


Сегодня Замок Cвятого Ангела венчает скульптурная композиция фламандского архитектора Peter Anton von Verschaffelt(1710 – 1793гг.), изготовленная им в 1753 году из бронзы.

Скульптура Святого Ангела работы Peter Anton von Verschaffelt, 1753

Резиденция понтификов

Как уже отмечалось выше, первые жилые апартаменты в Замке Святого Ангела принадлежали папе Николаю V. Отказавшись от традиционной резиденции в Латеранском дворце, он выбрал крепость в качестве наиболее безопасного места для представительства Святой церкви. Здесь же, в 1451 году он начал собирать коллекцию материалов, связанных с управлением Престола, привлекая к сотрудничеству для написания заметок многих гуманистов того времени. Этим дальновидным решением было положено начало будущей библиотеки Ватикана, которая на момент смерти понтифика, в 1455 году, насчитывала уже более 1200 документов.

Около пятидесяти лет спустя Папа Александр VI Борджиа (1492 – 1503гг.) заказал для себя строительство новых апартаментов. Стены, расписанные художником Бернардино ди Бетто, более известным как Пинтуриккио, превратили замок в роскошный дворец с садами и фонтанами. Послы иностранных держав здесь принимались с большой помпой, а банкеты следовали один за другим практически без перерывов. К сожалению, сегодня в крепости ничто не напоминает о былой роскоши резиденции Борджиа, разрушенной в 1628 году Папой Урбаном VIII.
Сегодня в одной из частей замка можно видеть две комнаты Папы Климента VII, в которых он находил убежище на протяжении семи месяцев во время осады крепости ландскнехтами.

Фрагмент потолка


До наших дней хорошо сохранилось лишь великолепие папских апартаментов эпохи Возрождения, полностью реализованное во время понтификата Павла III (1543 – 1549гг.). Выполненная флорентийским художником Перин дель Вага и его учениками роспись стен и потолков замка, полностью преобразовала военный форт в аристократическую резиденцию.

Знаменитые узники Замка Святого Ангела

Сменявшие друг друга понтифики использовали, также, и подвалы своей резиденции, которые стали местом последнего пристанища для особых преступников. В разные годы узниками замка были:

Одними из последних узников Замка Святого Ангела в середине XIX века были патриоты всеобщего национального движения Рисорджименто, боровшиеся против австрийского господства и за объединение государства, которые требовали присоединения Рима к Итальянскому Королевству. Летом 1871 года, после того как Рим был провозглашен столицей, Папа Пий IX заявил, что он стал вечным пленником итальянского государства. Новая власть упразднила папскую тюрьму, отдав Замок Святого Ангела под юрисдикцию военного министерства, устроившего в нем военную тюрьму и казармы.

  • Джованни Батиста Орсини – итальянский епископ и кардинал, принадлежавший к роду одной из самых влиятельных семей Рима. Обвиненный в заговоре против Папы Александра VI Борджиа и попытке отравления, 3 января 1503 года он был брошен в Замок Сант Анджело. Зная слабость Борджиа к драгоценностям, семья Орсини пыталась выкупить приговоренного к смерти кардинала. Приняв в дар огромную жемчужину, Папа, тем не менее, отравил узника;

    • Замок Святого Ангела. Фотография 1878 года Fratelli Alinari

      Музей, донесший дыхание столетий

      За небольшой промежуток времени, в течение которого замок находилось в военном ведомстве, инфраструктура сооружения и его многочисленные помещения начали постепенно приходить в упадок. Исправила положение инициатива начальника гарнизона полковника Луиджи де ла Пенне, собравшего вокруг себя бригаду специалистов из военных инженеров под руководством капитана Мариано Боргатти, историка-любителя военной архитектуры. Разработанный проект предусматривал восстановление первоначального внешнего вида здания и создания в нем музея военной техники.

      Замок Святого Ангела. 1901 год


      Начавшаяся в 1901 году реконструкция была завершена через пять лет. В начале 1906 года король Виктор Эммануил III торжественно открыл новый музей. Найденные при реставрации крепости древние артефакты, дополненные монетами, керамикой и редкими фотографиями, оформили в отдельную экспозицию, которая заняла несколько залов.
      Коллекцию экспонатов расширили к 1911 году, приурочив открытие новых залов к пятидесятилетнему юбилею объединения Италии и проводимой в Риме крупнейшей Всемирной выставке. Министерство образования и культуры, проявив свой интерес, способствовало приобретению для Замка Святого Ангела древних скульптур из Римского Национального музея. В результате, к концу выставки в июне 1912 года, все здание замка перешло под управление этого министерства, оставив оборонному ведомству лишь нижнюю часть памятника с садом.

      В 1916 году римский коллекционер Марио Менотти пожертвовал коллекцию старинных картин и мебели для зала Амура и Психеи. Аналогичное пожертвование было сделано, также, Викторией и Алессандро Контини Бонакосси для обустройства пяти папских апартаментов.

      Папское ложе




      Королевским указом от 4 мая 1925 года Замок Святого Ангела приобрел официальный статус Национального музея. Его первым директором стал тот самый Мариано Боргатти, историк-любитель, внесший неоценимый вклад в восстановление и популяризацию Замка Сант Анджело. Дожив до 80 лет, он умер в Риме 5 апреля 1933 года в ранге генерала армии, оставив потомкам в наследство дыхание столетий, воплощенное в обновленных им стенах крепости.

      Замок Святого Ангела в Риме (Castel Sant’Angelo) имеет грандиозный вид и не менее внушительную историю. Цилиндрический мавзолей, выстроенный на заре христианства на берегу , в ходе своей долгой жизни успел побывать последним пристанищем для , резиденцией понтификов, превратиться в форт, затем в темницу, а в последствие получить статус музея и сокровищницы .

      Мавзолей Адрина

      Усыпальница императора Адриана Публия (лат. Publius Hadrianus) была воздвигнута на высоком берегу реки около 139 года нашей эры. В оригинале мавзолей имел цилиндрическую форму и был богато украшен. Плоскую крышу здания украшал декоративный сад, по центру которого была установлена позолоченная квадрига. В 138 г. прах императора Адриана был помещен в гробницу , совместно с урнами его жены Сабины и приемного сына. Также по приказу Адриана был построен Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), ведущий из центра Рима к усыпальнице.

      Упадок

      К 5-му веку н.э. мавзолей Адриана растерял свой былой блеск и торжественность , поскольку постепенно был превращен в военное укрепление. Во времена нашествия готов, большая часть бронзовых украшений, урн и статуй были украдены или разрушены.

      Существует легенда, которая гласит о том, что Архангел Михаил появился над мавзолеем, вкладывая свой меч в ножны . Таким образом, было ознаменовано окончание эпидемии чумы в 590 г. н.э. В честь этого знамения усыпальница получила свое нынешнее имя.

      Еще один любопытный факт : в Италии, да и во многих других европейских странах человеку, только что чихнувшему, говорят «Благословенен, будь!», аналог нашего «Будь здоров!». Так вот, в средневековье считалось, что чума начинается с приступов чихания. А уж заболевшему чумой человеку мог помочь только Бог!

      Крепость, папская резиденция и тюрьма


      К 14-ю столетию Замок Святого Ангела в Риме превратился в резиденцию римских пап. Николай III (лат. Nicolaus III), соединил замок с (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) при помощи крытого коридора названного Пассето (Passetto di Borgo). В ходе вторжения армии Карла V (Carolus V) в 1527 г. в Рим, папа Климент VII (лат. Clemens VII) нашел убежище в стенах замка. Обитатели осажденного форта активно атаковали нападающих, через окна-бойницы. Среди славных защитников был замечен скульптор-ювелир Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini).

      Чуть позже понтификат обустроил на территории мавзолея комфортные апартаменты, на случай, если повторится история с осадой столицы. Как ни печально, но католической церкви также пришлось организовать в стенах укрепленного замка темницу.

      Так, знаменитый средневековый ученый, астролог и монах-доминиканец Джордано Бруно (Giordano Bruno) был заточен в стенах Кастело Сан-Анджело 6 лет!

      Примечательно, что защитник форта Бенвенуто Челлини, спустя некоторое время впал в немилость понтификата и также угодил за решетку. Ловкий и умелый скульптор, Челлини, сумел совершить побег из замка.

      С 1901 года Замок Святого Ангела был официально объявлен национальным музеем (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo).

      Архитектура


      Еще при императоре Адриане сложился основной архитектурный ансамбль Замка Святого Ангела. Мощное кубическое основание было облицовано дорогостоящим мрамором. Сверху на пьедестале возвышалась «шайба» мавзолея, исполненная из вулканического камня. Снаружи строение было облицовано травертином и украшено резными пилястрами в виде голов крупного рогатого скота (Bucrani). Усыпальница была окружена стеной, имевшей декоративное и фортификационное назначение.

      В наши дни, замок выглядит гораздо скромнее, чем это было при Адриане. Травертин, мрамор, пилястры и бронза растерялись в веках. Однако внешняя структура мавзолея осталась практически без изменений. Гораздо сильнее строение было преобразовано изнутри. Древние усыпальницы, в которых покоился император и его семья, а также Антоний Пий, Марк Антоний и приближенные к ним лица, были сильно разрушены. Урны с пеплом - утеряны.


      Уже в 14 столетии мавзолей был превращен в крепость. Папа Бонифаций IX (лат. Bonifacio IX) поручил архитектору Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti) усилить стены замка, оборудовать бастионы и создать единственный вход в виде подъемного моста. В самом здании появилось новое помещение - капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo).

      В 15 веке папа Александр VI (Alessandro VI) из рода Борджиа поставил перед архитектором Антонио да Сангало старшим (Antonio Giamberti da Sangallo) задачу, превратить замок в полноценный боевой оплот. Четыре бастиона укрепили здание, так же вокруг построек был вырыт ров. Крепость была обустроена папскими апартаментами, в которых писал фрески сам Пинтуриккьо (Pinturicchio). Новый дворец Александр VI служил для роскошных приемов и торжеств.


      В 1536 г. Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) создал статую Архангела Михаила с мечом. Мраморный святой с бронзовыми крыльями напоминает римлянам о событиях, описанных в легенде, и охраняет замок. В 17 столетии на территории Замка появляется Дворик Ангела, в котором обрел свое место архангел в исполнении де Монтелупо.

      Во второй половине 17 столетия Урбан VIII (лат Urbano VIII) уничтожил большую часть военных и декоративных построек 15-16 века, чтобы создать новый вариант форта с мощной защитной стеной и укреплениями. В 1667 году мост Сант-Анджело (Ponte Sant’Angelo), ведущий к замку, начали украшать статуями ангелов. В течении 2-х лет (Giovanni Lorenzo Bernini) и его ученики выполнили 10 скульптур в барочном стиле, которые охраняют мост и по нынешнее время.


      В 18 веке каменный архангел Михаил получил продолжение в бронзе. Работа фламандского скульптора Петера Антона фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) до сих пор украшает собой крышу замка.

      Что посмотреть

      Для современных посетителей, Замок Святого Ангела предстанет в виде достопримечательности, разделенной на 6 уровней:

      1. Дворик Спасителя , рабочие комнаты Бонифация XI, внутренний дворик , в котором ранее проводилась казнь осужденных, часовня Святого распятия , служившая для последней молитвы обреченных на смерть узников, римский атриум - древняя арка, ведущая к гробнице Адриана и спиральный спуск к усыпальнице.
      2. Коридор и зал , в котором хранился прах императора и его семьи, тюремные помещения , кладовые для зерна и продуктов, созданные в 16 веке, помещения для хранения масла - универсального средства на случай осады.
      3. Дворик Ангела, зал Климента III (лат. Clemens III) - красивый камин и украшенная резьбой дверь, зал Суда украшают средневековые пушки и ядра, на стене - часть фрески, изображающей ангела, зал Аполлона - место для светских приемов, служившее понтификам, капелла святых Косьмы и Дамиана (Capella dei SS. Cosma e Damiano), зал Климента VII , дворик Александра VI, снабженный колодцем, дворик и часовня Льва X (лат. Leone X), красиво оформленная купальня Климента VII работы Джованни да Удине (Giovanni da Udine).
      4. Крытая галерея , по которой в средние века паломники совершали свое шествие на встречу с Папой Римским, комнаты Пия IV (лат. Pio IV), лоджия Юлия II (Giulio II), с видом на город и мост Элио, приписывается к работам Джулиано да Сангало (Giuliano da Sangallo), обширный арсенал , в котором собрана коллекция оружия и военного обмундирования 15-20 веков, лоджия Павла III , находится на противоположной стороне относительно лоджии Юлия (смотрит на Виа Фламиния (Via Flaminia), зал Паолины - часть наиболее богато убранных апартаментов Павла III Фарнезе (лат. Paulus III), зал Персея тематически украшен по мотивам одноименной легенды, продолжает тему мифологии зал Амура и Психеи.

      5. - круглая комната, вмещавшая в себя в 15-16 веках богатства понтификата, библиотека , начало которой положил Павел III, залы Адрианео и Гирлянд богато украшены фресками 16 века, тройные комнаты, носящие название Калиостара (Cagliostra) некогда служили апартаментами для самого графа Калиостро, между библиотекой и залом Аполлона расположился коридор Помпеано, украшенный затейливой потолочной росписью, комната смотрителя замка 18 века.
      6. Круглый зал, колонный зал , построенный и украшенных мраморными колоннами по заказу Бенедикта XIV сейчас служит хранилищем для знамен итальянской пехоты. Через круглый зал можно попасть на Террасу Ангела (Terrazzo dell’Angelo), с которой открывается незабываемый вид на весь Рим.

      Как добраться

      • Адрес : Lungotevere Castello, 50
      • На : линия А (станции: Lepanto, Ottaviano-San Pietro).
      • Автобусом : №62,40,23,271,982,280 (остановка: Piazza Pia), №34 (остановка: via di Porta Castello), №49,87,926,990 (остановка: пересечение Piazza Cavour и via Crescenzio), №46,64 (остановка: Santo Spirito).
      • Часы работы : с 9:00 до 19:30; касса закрывается в 18:30.
      • Цена билета : 10 евро, льготный для граждан Евросоюза с 18 до 25 лет - 5 евро. Для групп, начиная с 20 человек, предусмотрено бронирование в размере 1 евро с каждого посетителя.
      • Первое воскресенье каждого месяца посещение музея в Замке Святого Ангела - бесплатное.
      • Телефон : +39 06 32810
      • Официальный сайт : www.castelsantangelo.com