Казанский собор описание архитектуры. История строительства. Внешний облик собора и стиль архитектуры

Казанский собор — украшение Невского проспекта. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. Прославленный фельдмаршал нашёл здесь свой последний приют. История строительства собора и много других интересных фактов в этой статье

В 1813 году прах светлейшего князя М. И. Кутузова, умершего в прусском городе Брунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решетку, ограждающую могилу М. И. Кутузова и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку самого А. Н. Воронихина. В 1813 году в собор были помещены трофейные штандарты и ключи от взятых городов. В 1837 году около храма были установлены памятники М.Б. Барклаю-де-Толли и М.И. Кутузову.

Главный фасад собора выходит на Невский проспект и формирует неповторимый облик главной магистрали города. Здание храма несёт в себе черты европейской классической архитектуры, в частности, собора Святого Петра в Риме, и в то же время здесь явно прослеживается русский архитектурный стиль с элементами эклектики и классицизма. Собор поражает своей гигантской, слегка изгибающейся колоннадой, которая состоит из 96 тринадцатиметровых колонн коринфского ордера. Эти огромные колонны составлены из блоков камня, привезённого со специальных каменоломен в Гатчине, пригороде Санкт-Петербурга. А во внешнем оформлении собора имеются живописные рельефы и статуи.

История Казанского собора

История Казанского собора уходит корнями в наше славное историческое прошлое. Главная святыня храма - почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери. Икона принадлежала царице Прасковье Фёдоровне и была привезена ею в Санкт-Петербург при переезде царского двора из Москвы, после объявления в 1712 году Санкт-Петербурга столицей государства российского. В 1737 году, в присутствии императрицы Анны Иоанновны была освящена церковь Рождества Богородицы, ставшая отныне местом хранения чудотворного образа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона была помещена в новом Казанском кафедральном. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. После закрытия собора она была перенесена в Смоленскую кладбищенскую церковь, а в 1940 году — в Князь-Владимирский собор и помещена у правого клироса. 4 июля 2001 года икона была возвращена в Казанский собор.
Но вернемся к истории строительства собора. Объявленный императором Павлом I конкурс на создание проекта Казанского собора не дал результата. Стройки такого рода не могли обойти стороной самые знаменитые архитекторы. На конкурс съехалась практически вся архитектурная элита, которая была допущена ко двору. Надо сказать, что все проекты не удовлетворяли ни градостроительной задаче, ни амбициям Павла но, скрепя сердцем был утвержден проект «европейского гранда классицизма» — Чарльза Камерона. Но, к счастью для Казанского собора и Петербурга в целом, через полгода неудовлетворенный Павел отверг иноземный проект, и отдал предпочтение не просто русскому новичку, не просто малоизвестному архитектору, а бывшему холопу и крепостному.

Надо сказать, что получить «вольную» в России было не просто, но Воронихин обрел свободу именно за свой талант архитектора. Более того, за три года до описываемых событий крайне консервативная Академия Наук присвоила Воронихину звание академика. Но Воронихин представлял свой проект не просто так, инициатором проекта был бывший барин, а ныне высокий покровитель архитектора — граф Строганов.
Помимо русского архитектора граф предлагал на строительстве Казанского собора использовать исключительно русских мастеров и отечественные материалы. В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Закладка трёхпридельного храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии Александра I. Возведение храма заняло целых десять лет, а окончательная стоимость проекта – 4,7 миллиона рублей, огромные по тем временам деньги. 15 (17) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Особенности архитектуры Перед горожанами предстал величественный храм, самый большой на тот момент в Петербурге. Внутри и снаружи собор украшали уникальные колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов, весом до тридцати тонн каждая. Размеры собора – 72,5 на 57 метров, высота – 71,6 метра. При создании купола, имеющего диаметр семнадцать метров, Воронихиным впервые в практике мирового строительства была разработана и применена металлическая конструкция. Интересно, что Воронихин смог решить проблему, с которой сталкивались многие архитекторы, возводившие церкви на Невском проспекте. По канону православные храмы должны иметь вход на западе, а алтарь – на востоке. Но именно так тянется Невский проспект – с запада на восток. Воронихин решил проблему, сделав боковую северную часть Казанского собора парадной. В проекции здание выглядит как четырехконечный латинский крест, вытянутый по оси запад-восток. Его средокрестие венчает изящный купол. Главный вход при этом расположен на западной стороне - не с Невского, а с боковой Казанской улицы. Алтарь, как и положено, ориентирован на восток, поэтому крест на куполе собора повернут к Невскому ребром. Еще одна особенность Казанского собора - скульптурные изображения святых. Православная традиция не поддерживала поклонение статуям, но Воронихин строил храм в традиции итальянского Возрождения.

Реликвии Казанского собора

Святые образа Казанского собора были написаны такими прославленными мастерами живописи, как А.Иванов, С. Щукин, О. Кипренский. Ныне самой примечательной святыней Казанского собора является список с Казанской иконы Божией Матери. Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе:
— Икона Спасителя в иконостасе.
— Икона святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные М. И. Кутузовым.
— Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Н. Н. Никонова в 1891 году.
— Икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Казанский храм Санкт-Петербурга является кафедральным православным собором, который располагается в центральной части города с выходом своих фасадов на Грибоедовский канал и пр-т. Невский. В Северной столице представленная молельня считается одной из наиболее больших построек, высота которой подходит к отметке в 71,5 м., а по его имени были даже переименованы улицы, отходящая от святилища, моста расположенного на пересечении канала Грибоедова и Невского пр-та, а также в дельте Невы остров. Узнать же более подробно о том, какую историю скрывает в себе Казанский собор в Санкт-Петербурге, время работы, как к нему добраться и не только — вы сможете из этой статьи.

На пр-те Невском в 1710 г. неподалеку от деревянного сооружения с госпиталем была возведена часовня, а немного позднее выстроена деревянная церковь Казанской Богоматери. По указу государыни Анны Иоанновны новая каменная богомольня была заложена только в 1733 г. в сентябре месяце и возводилась по чертежам М. Земцова, носящее впоследствии название Рождественский. Нововозведенная церковь имела довольно грандиозное украшение, а именно многоярусную колокольню в высоту, достигающую 58м.

В этот Божий храм из Троицкого святилища 2 июля была перенесена знаменитый чудотворный образ Богоматери, после чего церковь стала называться по имени божественного лика и получила статус собора, который впоследствии стал главным православным местом в Северной столице.

Здание храма к началу 19-го века значительно обветшало, поэтому было принято решение возвести новое строение. Павел I планировал, построить храм схожий с храмом Св. Петра, находящимся в Риме и уже в 1799 г. был объявлен конкурс на лучший проект для будущего святилища.

Неподалеку находилась резиденция графа Строганова А.С., который впоследствии предложил проект, созданный молодым архитектором Воронихиным А.Н., ранее приходящимся крепостным. Представленный Андреем Никифоровичем чертеж получил одобрение. Новый Божий храм стал закладываться в присутствии Александра I, а граф Строганов при этом был назначен ответственным за проведение строительных работ, которые были завершены к 1811 г. А автор самого архитектурного проекта был представлен к награде ордена Анны II степени, а также пожизненной пенсией.

Также интересным фактов считается, то, что в возведении принимали участие лишь русские мастера. Каменщиками руководил Самсон Суханов, при этом большая часть задействованных строителей были обычными крепостными крестьянами, которые все свои заработки были вынуждены отдавать хозяевам. Обитали они изначально за огородом в землянках, а потом спустя время перебрались на Конюшенную площадь в бараки.

Для отделки святилища применялись лишь качественные отечественные строительные материалы: рижский известняк, сердобольский и выборгский гранит, оленецкий мрамор, а при наружном покрытии стен – пудожский камень, привезенный из Гатчины.

Где находится Казанский собор в Санкт-Петербурге и часы работы

Кафедральный Казанский храм считается действенным святилищем Православной Русской Церкви Московского Патриархата. Также стоит заметить, что на территории молельни установлены некоторые правила, а именно:

  • мужчины, прежде чем зайти в помещение святилища должны снять головной убор, а женщины наоборот покрыть голову платком или косынкой;
  • в православной молельне запрещено сидеть, кроме тех случаев, когда человек болен;
  • говорить необходимо тихо, дабы не мешать другим посетителям собора;
  • согласно более строгим канонам, вход в богомольню женщинам в юбках короткой длины, брюках и с нанесенной на лицо косметикой воспрещено.

Режим работы Казанского собора в Санкт-Петербурге

Молебен открыта для всех желающих с понедельника по пятницу с 07:00-20:00, а в выходные дни, а также в праздничные с 6:30 утра и до 20:00 вечера. Закрывается же храм сразу после проведения вечернего богослужения. Вход же является бесплатным, однако если туристы желают послушать экскурсию, то за пожертвование работники святилища могут провести ее.

Расписание богослужения выглядит следующим образом. В будние дни:

  • 07:00 – песнопение божественное (ранние часы), начинание исповедания также происходит в это же время;
  • 10:00 – песнопение божественное (поздние часы), начало исповедания приходится на 09:30;
  • 18:00 0 вечерняя служба.

В праздничные и воскресные:

  • 07:00 – божественное раннее песнопение, начало исповедания в 07:00;
  • 10:00 – божественное позднее песнопение, исповедание проводится в 9:30 утра;
  • 18:00 – вечернее служение.

В этом храме каждодневно проводятся богослужения, венчания, таинства крещения, а также панихиды. В храме постоянно присутствует дежурный священнослужитель. Есть Церковно-приходская школа для взрослых и воскресная школа для детей, школа художеств и читальня.

Действует программа «Православный путь верования», которая направлена на просвещение православных в церковном плане. Из года в год в сентябре месяце 12-го числа от молебни по Невскому пр-ту вплоть до Александро-Невской Лавры в честь князя Александра Невского совершаются крестные ходы. С покровительством архимандрита храма священнослужителя Павла Красноцветова здесь проходят паломнические служения.

Как добраться в Казанский собор в Санкт-Петербурге

Божий храм находится по такому адресу: Невский пр-т, д. № 25, г. Санкт-Петербург.

Наиболее близкими станциями метрополитена являются «Гостиный Двор» и «Проспект Невский». Святилище располагается как раз напротив входа в станцию метрополитена (выход из метрополитена к Грибоедовскому каналу).

Храни Вас Господь!

В 1801 году начали строить Казанский собор. Его проект разработал Андрей Никифорович Воронихин - бывший крепостной барона Строганова, сумевший со временем стать искуснейшим зодчим и «старшим профессором» Академии художеств.
По требованию Петра I Казанский собор, крупнейшее культовое здание русской столицы, надлежало сделать похожим на собор святого Петра в Риме - главный храм католической Европы. Этим требованием объясняется введение в композицию Казанского собора наружной колоннады, отдаленно напоминающей колоннаду римского прототипа; два ее крыла, изогнутые в плане, состоят из семидесяти двух каннелированных коринфских колонн, несущих антаблемент с балюстрадой.
Однако, проектируя собор, Воронихин руководствовался в первую очередь не требованием царя, а градостроительными соображениями. Поэтому он разместил свою колоннаду со стороны северного фасада храма, который по канонам церкви считается второстепенным, но обращен к Невскому проспекту - важнейшей магистрали города.
Сам собор, имеющий в плане форму вытянутого с запада на восток «латинского креста», стоит в некотором отдалении от проспекта. Но упруго развернутые крылья колоннады надежно связывают здание с улицей и в то же время формируют перед входом в собор небольшую, но просторную площадь. Сплошная застройка магистрали здесь разрывается, возникает дополнительная перспектива, эффектно замыкающаяся центральным портиком колоннады и поднимающимся над ним куполом на стройном барабане Массивные боковые портики, словно останавливающие стремительный разбег колоннады в стороны, размещены по осям отходящих от проспекта набережной канала Грибоедова и улицы Плеханова. Купол выделяет в силуэте города место пересечения важных магистралей. Зодчий сумел органично ввести здание в «ткань» уже сложившихся кварталов и сделал его доминантой района.
В композиции Казанского собора отразились новаторство Воронихина-градостроителя и его способность разобраться в ситуации, сложившейся ранее, развить приемы, наметившиеся в работах его предшественников. В самом деле, в основном планировочном замысле собора нельзя не увидеть развитие той системы, которая еще в XVIII веке стала использоваться при размещении культовых зданий на противоположной стороне Невского проспекта - с отступом от красной линии в разрывах между жилыми домами. Но Воронихин значительно усилил градостроительное значение такого приема, придал ему совсем иные масштабы и размах.
В начале XIX века усилилась тенденция к углублению идейно-художественного содержания произведений зодчества, к увеличению их образной силы. Достичь этой цели архитектура могла в тесном союзе с изобразительным искусством, роль которого в раскрытии общей темы должна была стать особенно ответственной. Казанский собор явился, по существу, первым в истории русского классицизма сооружением, в котором воплотилось новое отношение к проблеме синтеза искусств.
В композиции фасадов Казанского собора очень важную роль играют произведения скульптуры. Наиболее значительные из них размещены на северном фасаде, обращенном к Невскому проспекту. Аттики, венчающие боковые портики наружной колоннады собора, заполняют длинные барельефные фризы. Сюжеты барельефов заимствованы из Библии. Над восточным портиком расположен рельеф «Истечение Моисеем воды из камня», созданный И. П. Мартосом. «Медный змий» - тема другого рельефа, исполненного И. П. Прокофьевым. Однако библейские сюжеты послужили художникам лишь поводом для раскрытия несравненно более значительной и очень характерной для классицизма темы героя, приходящего в трудный час на помощь своему народу. Патетическая героика фризов и приподнятый, мажорный строй архитектуры здания прекрасно дополняют друг друга. По сторонам огромной двери северного входа в собор, украшенной горельефами, стоят в нишах бронзовые скульптуры князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Они отливались по моделям, созданным крупнейшими ваятелями классицизма - С. С. Пименовым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, В. И. Демут-Малиновским и А. А. Анисимовым. Мощные, суровые изваяния, воспринимаемые зрителем с близкого расстояния, гармонично сочетаются с монументальной колоннадой. Включение в число скульптур наряду с изображениями легендарных персонажей статуй реальных героев русской истории должно было, по мысли строителей Казанского собора, способствовать усилению национальной, патриотической темы.
Сооружение Казанского собора, продолжавшееся десять лет, завершилось незадолго до начала Отечественной войны 1812 года. Мажорная, торжественная архитектура здания оказалась созвучной героике борьбы с иноземными захватчиками и пафосу победы над врагом. Сама жизнь связала собор с важнейшими для судеб России историческими событиями, сделала здание памятником русской воинской славы. Из Казанского собора после торжественного молебна отправился в действующую армию фельдмаршал М. И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года, когда неприятель уже был изгнан за пределы отчизны, доставили из маленького немецкого города Бунцлау прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма; рядом на специальных кронштейнах, вделанных в стену, разместили трофейные знамена и ключи от сдавшихся русским армиям городов.
Мемориальное значение Казанского собора в 1837 году было закреплено установкой перед боковыми портиками наружной колоннады памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли. Они органично вошли в архитектурно-скульптурный ансамбль собора. Бронзовые фигуры полководцев, великолепно воспринимающиеся на фоне колоссальных порталов, отливались по моделям скульптора Б. И. Орловского. Гранитные пьедесталы проектировал архитектор В. П. Стасов.
По композиционному решению оба памятника почти идентичны: герои Отечественной войны 1812 года изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи, ниспадающие живописными складками. Но трактовка каждой фигуры имеет свои особенности. В позе Барклая воплощено настороженное ожидание. Фигура Кутузова, наоборот, кажется олицетворением наступательного порыва: решительным жестом руки с маршальским жезлом полководец как бы дает сигнал своим войскам преследовать бегущего неприятеля.
Светский, гражданский характер, присущий архитектуре Казанского собора, свойствен и его интерьеру, напоминающему огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн не расчленяют, а объединяют пространство этого зала, позволяя ему наполниться светом, льющимся из окон. Треугольные в сечении подкупольные столбы размещены настолько удачно, что почти незаметны зрителю. Благодаря этому кажется, что поддерживаемый ими купол свободно парит на огромной высоте.
В 1810-1811 годах, уже завершая постройку Казанского собора, Воронихин решил видоизменить свой первоначальный замысел, спроектировав вторую наружную колоннаду перед южным фасадом здания. Боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер, созданный перед западным главным входом в собор. Осуществлению этого проекта помешала начавшаяся война, и о нем теперь напоминает лишь чугунная решетка, установленная в 1812 году.
В «чугунном кружеве» Ленинграда эта ограда - одно из лучших украшений. Часто поставленные вертикальные прутья создают в каждом ее звене своего рода нейтральный фон, на котором контрастно выделяются плотные орнаментальные «пятна» в форме ромба. На верху решетки помещена широкая полоса растительного орнамента, своей массой уравновешивающая гранитный цоколь. Опорами чугунных звеньев служат массивные картелированные колонны, увенчанные шарами. Их строгий ритм укрупняет масштаб ограды. Этому ритму вторит широкий шаг ромбовидных узоров. И, несмотря на большую длину ограды - 153 метра, рисунок решетки не кажется ни монотонным, ни мелким. Ограда прекрасно выдерживает соседство с громадным зданием.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Санкт-Петербург - это город архитектурных шедевров, настоящий учебник по стилям и направлениям зодчества. Одним из величайших строений города является Он восхищает и удивляет уже не одно поколение жителей и гостей Северной столицы. Из публикации вы узнаете о том, когда, кем и в каком стиле построен Казанский собор, в чем его особенности и чем он знаменит.

Предыстория

На том месте, где сегодня стоит Казанский собор в Петербурге, стиль которого мы рассматриваем, еще в 1710 году была построена деревянная часовня, принадлежащая близлежащему госпиталю. Чуть позже на этом месте была возведена из дерева церковь Казанской Божьей Матери.

Парадное место на Невском проспекте недолго украшало деревянное здание. В 1733 году по указанию императрицы Анны Иоанновны на этом месте был заложен придворный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Над проектом работал известный архитектор М. Земцов. Он построил красивый барочный собор с деревянным куполом и надвратной колокольней. Перед освящением храма в него была перенесена икона Казанской Божьей Матери - почитаемый и чудотворный образ. Но в те времена церковь называлась Рождественской, и в ней часто стояли службы представители царской семьи. В 1773 году здесь венчался цесаревич Павел Первый, здесь же отмечались многочисленные победы русского оружия.

Постепенно храм ветшал и требовал обновления. В середине XVIII века несколько выдающихся архитекторов разрабатывали проекты реновации собора, в том числе свои проекты предлагали поклонник А. Палладио Николай Львов и знаменитый архитектор Джакомо Кваренги. Так, стиль Казанского собора уже заранее был определен как классический, хотя проект в то время еще и не был создан. В конце XVIII века император Павел Первый объявил конкурс на создание проекта для нового собора, он хотел, чтобы постройка напоминала собор Святого Петра в Ватикане.

Архитектор

В 1799 году был объявлен конкурс на проект для постройки нового Казанского собора. Архитектурный стиль изначально определялся как классицизм - самый актуальный стиль того исторического периода. В конкурсе приняли участие множество знаменитостей того времени: Ч. Камерон, П. Гонзаго, Ж. Тома де Томон. Павел Первый склонялся к проекту Камерона, но так и не принял окончательного решения о победителе конкурса.

Через год в судьбе храма решил принять участие граф Строганов, резиденция которого находилась неподалеку от места будущей постройки. Он принес императору проект своего архитектора А. Н. Воронихина. Проект получил верховное одобрение, и граф Строганов стал главой попечительского совета стройки. Андрей Воронихин происходил из семьи крепостных графа Строганова. Но с детства он показывал большие способности к рисованию, что не осталось незамеченным. Граф дал Воронихину хорошее классическое образование, финансировал 4 его поездки в Европу. В 1785 году архитектор получил отпускную, но продолжал работать на графа Строганова. Он занимался внутренней отделкой Строгановского дворца, построил для графа дачу на Черной речке, создал известный проект колоннад в Петергофе, за который получил звание академика архитектуры. Воронихин считается основоположником русского ампира.

Проект

В конце XVIII века граф Строганов предлагает Воронихину сделать проект для Казанского собора. Какой стиль выбрать для постройки? Такой вопрос даже не вставал - это было время победного шествия классицизма по всему миру. Архитектор предложил амбициозный проект с впечатляющей колоннадой с северной и южной сторон собора. Если бы проект был воплощен в первоначальном замысле, то сегодня мы бы видели на Невском проспекте удивительное сооружения с двумя полукружиями колоннад. Архитектор предлагал заложить вокруг церкви три больших площади, но воплотить такую дорогостоящую задумку полностью не удалось, и в итоге храм украсила только северная колоннада. Проект очень впечатлил императора Александра Первого. И уже через 8 дней после царского одобрения, 27 августа 1801 года, произошла закладка первого камня.

Архитектурный классицизм

XVII-XIX века в Европе и в России ознаменованы господством стиля классицизм. Основной его чертой является обращение к античным канонам зодчества. Этот стиль характеризуется рационализмом, просчитанной гармонией. Постройкам свойственна простота линий, регулярность планировки, симметрично-осевые композиционные решения, четкость объемов и лаконичность декора. Главная примета классики - античные ордеры.

Образцом позднего классицизма является Казанский собор, стиль которого часто называют ампиром. считается основоположником русского ампира, т. е. позднего, зрелого классицизма. Эстетика классицизма тяготела к масштабным градостроительным решениям, особенно отличался имперским размахом ампир. Именно таким - масштабным, симметричным, с ордерным декором - и был проект Воронихина.

Строительство

Возведение храма велось очень быстрыми темпами. Для расчистки площадки пришлось снести 11 частных домов, но за это владельцы получили приличную компенсацию. Казанский собор, стиль которого предполагал приличный размах, должен был занять большое пространство вдоль Невского проспекта, но все же город не мог себе позволить вместить такую махину полностью, поэтому Воронихину пришлось ограничить свой проект. Предполагалось, что собор построят за три года, и Строганов старался уложиться в этот срок, но все же работы затянулись, мешали перебои с финансированием, которые возникали из-за больших трат государства на внешнеполитические цели, к тому же Воронихин никак не укладывался в смету. Для возведения храма использовались только отечественные материалы (идея Строганова), но это все равно не удешевляло строительство. Окончание возведения собора пришлось на 1811 год. 15 сентября храм был освящен, чуть позже была разобрана старая церковь, которая портила вид нового сооружения. Воронихин за эту постройку получил Орден святого Владимира четвертой степени. Постройка собора стоила казне баснословную сумму - 4,7 миллиона рублей.

Архитектура

Поскольку Казанский собор по стилю архитектуры должен был напоминать главный католический собор в Риме, при его возведении ориентировались в первую очередь на религиозные архитектурные каноны. Собор ориентирован с запада на восток, и это вызывало определенные трудности: невозможно было вписать постройку в перспективу Невского проспекта. Воронихин нашел оригинальное решение и сделал северный фасад парадным, хотя главный вход находится сбоку по отношению к главной городской магистрали.

Главным украшением собора является колоннада из 94 коринфских колонн, общее же число колонн на фасаде - 136. По большому счету, внешний облик собора очень светский, даже крест на куполе развернут так, что виден лишь с определенного ракурса, а в остальных проекциях смотрится как шпиль. В постройке удивительным образом сочетаются две тенденции: монументальность и грандиозность и невероятная легкость, изящность. Казанский собор в Питере, стиль которого положил начало истинно русскому классицизму, считается знаковой постройкой для русского зодчества. Специалисты отмечают, что эта постройка ознаменовала собой появление именно русской архитектуры, не подражательницы европейским образцам, а зодчества с национальным колоритом в рамках общеевропейских тенденций.

Интерьер

Внутреннее убранство Казанского собора не менее интересно, чем его внешний облик. Пространство собора разделено колоннами из гранита на три нефа, потолки украшены розетками в виде стилизованных цветов, напоминающими живописную роспись. Напольные мозаики выполнены из разных сортов отечественного камня. Вообще, собор считается настоящим памятником отечественным минералам. Большая часть икон и картин собора написана специально для него выдающимися мастерами своего времени, в том числе, Брюлловым, Боровиковским, Кипренским. Иконостас был создан по эскизам Тона, и на него пошло трофейное серебро, отвоеванное у наполеоновской армии. Главным украшением собора является чудодейственный список иконы Казанской Божьей Матери.

Современное состояние

Сегодня Казанский собор в Санкт-Петербурге, стиль архитектуры которого восхищает всех людей, является действующим православным храмом, а также памятником культуры. В советское время собор был подвергнут реставрации, здесь располагался Музей истории религии и атеизма. В 1994 году на купол был возвращен православный крест и возобновились церковные службы.

Мифы и легенды

Казанский собор, стиль которого вызывает непременный восторг у любого человека, за свою историю оброс немалым числом легенд. Первая история связана с пустыми пьедесталами собора. На них до середины XIX века стояли гипсовые скульптуры архангелов, в перспективе предполагалось, что их заменят бронзовыми, но этого так и не произошло. Народная молва говорит, что архангелы займут свое место только тогда, когда у России появится мудрый и справедливый правитель. Пока, видимо, этого не случилось. Собор со времен войны 1812 года считается Храмом русского оружия. Сюда свозились трофейные знамена, ключи от завоеванных городов. Генерал-фельдмаршал Кутузов очень почитал этот собор, и именно в нем захоронен сосуд с сердцем полководца.

Адрес: Москва, Красная площадь
Первое упоминание: 1625 год
Начало строительства: 1990 год
Окончание строительства: 1993 год
Автор проекта: О. И. Журин, Г. Я. Мокеев
Святыни: Казанская икона Божьей Матери
Координаты: 55°45"19.5"N 37°37"09.0"E

Содержание:

Небольшой по размеру собор обладает особым статусом среди храмов, которые окружают Московский кремль . Он появился, благодаря князю Дмитрию Пожарскому - национальному герою и одному из руководителей народной борьбы против захвативших Москву поляков. В 1930-е годы Казанский собор полностью разрушили, но спустя 60 лет отстроили заново.

Собор на фоне Государственного исторического музея и Никольской башни

История знаменитой иконы

В 1579 году, через 27 лет после взятия Русью Казанского ханства, в его столице случился большой пожар. Огонь быстро разнесло ветром, и безжалостное пламя уничтожило часть домов в Казани. По сохранившемуся преданию, именно тогда десятилетняя Матрона увидела во сне Богородицу, и та просила ее отыскать икону на пепелище.

Девочка поспешила рассказать о сновидении местному священнику Ермолаю. Когда пожарище раскопали, в указанном месте действительно обнаружили образ Богоматери. Позже на пожарище отстроили новый женский монастырь, и Матрона, приняв имя Мавры, стала его первой послушницей.

С вновь обретенного образа было сделано несколько копий или списков. Первый из них в 1579 году отправили в дар русскому государю Иоанну IV Грозному. Потом иконы появились и в других российских городах. Всюду их берегли, как святыни, в честь Казанских икон строили отдельные храмы и основывали монастыри. Праздник обретения православной святыни и в наши дни отмечается верующими 8 июля.

История строительства

В вышедшем в конце XVIII века историческом путеводителе по городу сообщалось, что первый храм, который воздвигли в честь почитаемой иконы, появился у кремля в 1625 году. Он был построен из дерева на деньги Дмитрия Михайловича Пожарского.

Вид собора от Красной площади

Известно, что во время второго народного ополчения, сформированного в 1611 году, Пожарский не расставался со списком, сделанным со знаменитой иконы. После победы над польско-литовскими захватчиками и освобождения столицы, он хранил заветный образ в своем приходском храме на Лубянке. Новый деревянный собор был выстроен князем специально для Казанской иконы. Однако, церковь простояла всего 9 лет и сгорела во время пожара.

Место возле Красной площади пустовало недолго. Уже в 1636 году царь Михаил Федорович выделил деньги, и возле Московского кремля поставили новый каменный храм. Как это было принято в храмовой архитектуре в начале XVII столетия колокольню пристроили с северо-запада от церковного здания. Новая церковь сразу приобрела высокий статус, потому что ее освятил сам Московский патриарх Иоасаф I.

История храма в XVII-XX веках

В 1647 году к Казанскому собору пристроили придел, посвященный святым Гурию и Варсонофию. В торжественной церемонии его освящения участвовал сын и приемник Михаила Федоровича - российский государь Алексей Михайлович.

Несмотря на то, что храм имел маленькие размеры, он всегда играл большую роль в духовной жизни города. Казанский собор почитали вместе с самыми известными церквями Москвы, а его настоятель был очень уважаем среди московского духовенства.

Шло время, и в 60-е годы XVIII века на средства княжны М. А. Долгоруковой Казанский собор реконструировали. Обветшавший придел снесли, а вокруг колокольни появилось множество торговых лавок, где продавали восковые свечки, яблоки и румяные калачи. Долгое время в каменной церкви приводили к присяге московских купцов.

Вид собора от Государственного исторического музея

Со временем возвышавшиеся рядом Верхние торговые ряды настолько расстроились, что практически закрывали вид на храм со стороны кремля. В самом начале XIX века шатровую колокольню разобрали, и вместо нее возвели двухъярусную звонницу по новому образцу.

Как и вся Москва, Казанский собор претерпел немало испытаний во время нашествия французских войск в 1812 году. Перед самым приходов врагов возле храма москвичи охотно скупали лубочные картинки и карикатуры на французов и самого Наполеона. Чтобы почитаемая икона не досталась врагу, священник храма заблаговременно спрятал ее. Однако, когда французские войска вошли в город, они не преминули поглумиться над православным храмом. Солдаты выбросили из алтаря престол и втащили внутрь церкви лошадиный труп.

Еще одну масштабную переделку собора провели в 1865 году. Архитектор Николай Иванович Козловский подготовил проект, храмовые фасады перестроили в классических традициях, а к колокольне добавили еще один ярус. Примечательно, что и прихожане, и священники сильно сожалели о таких переменах. После реконструкции Казанский собор утратил свой оригинальный вид и стал похож на множество сельских храмов, стоявших в разных уголках страны.

С приходом советской власти церковная жизнь изменилась. Богослужения в соборе запретили не сразу. Летом 1918 года проповедовавший здесь патриарх Тихон рассказал прихожанам о том, что царская семья была расстреляна большевиками. А осенью того же года самая бесценная храмовая святыня - знаменитая Казанская икона бесследно исчезла.

Вид на собор с юго-востока и Аверкиевский придел

В середине 1920-х годов известный реставратор Петр Дмитриевич Барановский занялся капитальной реставрацией здания. Работы растянулись на несколько лет, так как реставраторы старались вернуть собору исторический облик. К 1929 году они сумели оформить стены и воссоздать ряды старинных килевидных кокошников, но произошло неожиданное. Барановскому стало известно, что руководство Москвы приняло решение снести собор. Московские власти хотели проводить на Красной площади физкультурные парады и демонстрации трудящихся и поэтому не желали видеть рядом ни одного культового здания.

Архитектор был очень огорчен, но успел провести тщательные замеры всех архитектурных частей храма. Составленные им документы были использованы несколько десятилетий спустя, во время восстановления собора. В начале 1930-х годов богослужения в соборе запретили. Сначала внутри бывшего церковного здания открыли столовую, а потом создали склад мрамора, который использовался для строительства московского метро.

В 1936 году собор разрушили до основания, а на его месте вырос павильон, сооруженный по проекту Бориса Михайловича Иофана. Потом здесь соорудили летнее кафе, затем площадку отделали мрамором и устроили посредине фонтан. После всего этого на месте православного храма построили общественный туалет.

Возрождение храма

С инициативой воссоздать старинный храм выступили сотрудники общества охраны памятников города. Стройка началась в 1990 году и заняла три года. Собор возле кремля стал первой церковью на территории бывшего СССР, которую восстановили в историческом виде.

Купол собора и мозаика Казанской Божьей Матери

Примечательно, что все работы проходили под руководством талантливого архитектора Олега Игоревича Журина, который учился у П. Д. Барановского. Строителям повезло, потому что сохранились старые записи, чертежи и фотографии собора. Фото настенных росписей найти не удалось, поэтому профессиональные живописцы из Брянска и Палеха расписали храм в традициях XIX века.

Открытие возрожденной святыни было приурочено к началу ноября. И теперь этот храм считается символом освобождения столицы от польско-литовских войск.

Архитектура храма и его внутреннее убранство

Собор Казанский иконы Божией Матери - это одностолпный храм. Его опоясывают ряды живописных кокошников, которые делают одноглавую церковь очень нарядной. С северо-востока расположен придел, посвященный святому Аверкию Иерапольскому, а северо-западный угол занимает стройная шатровая колокольня.

Внутри храма можно увидеть почитаемую икону и мощехранительницу. Все побывавшие в соборе отмечают красоту его интерьеров и прекрасное исполнение церковного хора.

Современное состояние собора и режим посещения

Православный храм – действующий. Верующие и туристы могут попасть в него с 8.00 до 18.30. Церковные богослужения здесь проводятся в 8.30 и 16.50.