Рождества Богородицы Анастасовский мужской монастырь. Поездка в Богородице-Рождественский Анастасов монастырь - ajukra Мужской монастырь одоев

Монастырь назван «Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь.

По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.

Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен.

В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада — монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Невысокая шатровая колокольня стоит отдельно к северу от церкви, с которой была соединена когда-то крытым переходом.

Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока — прямоугольный в плане алтарь, с севера — оба придела — Валаама Хутынского и Екатерины — и между ними проход к колокольне, с юга — двухэтажная арочная галерея с папертью в вернем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная.

За истекшие три века многое в памятнике было переделано, утрачено, искажено и перестроено.

Судя по сведениям более чем столетней давности и по описаниям сравнительно недавнего времени, прихожане входили в храм со стороны колокольни. Вход этот сохранился до наших дней. Через простой арочный проем, лишенный декоративного оформления, мы попадаем в тесные сени. Налево — миниатюрный придел в честь Варлаама Хутынского, прямо — вход в церковь, точнее говоря, на ее левый клирос.

Через двойной проем в южной стене церкви пройдем в арочную галерею. Дверной проем, через который мы вышли на галерею, украшен с внешней стороны богатым многоступенчатым порталом: в западном торце галереи виден заложенный теперь вход в трапезную, обрамленный простым, но выразительным наличником. Арочные проемы галереи имеют разную ширину6 самый широкий размещен в оси ступенчатого портала, самый узкий — в третьем проеме, считая от трапезной.

Очень интересен интерьер трапезной. В монастырском строительстве XV-XVII веков выработался устойчивый и часто применявшийся тип так называемых одностолпных трапезных. Просторное помещение перекрывалось сводами, опирающимся на один центральный столп. Трапезной присущи выразительная мощь и монументальность. Отличительной чертой является то, что несущий столп находится на в центре палаты, а несколько ближе к стене соседнего помещения.

В толще северной наружной стены устроена узкая лестница, связывающая трапезную с цокольным этажом, где размещалась монастырская кухня, хлебная и т.д.

Кирпичное входное крыльцо было устроено в 1883г.

Облик храма читается отчетливо и ясно. Главенствующее значение собственно церкви подчеркнуто ее высоким объемом и пятиглавием, главный вход в храм акцентирован двухэтажной арочной галереей; трапезная и апсида значительно ниже самой церкви; боковые приделы выявлены главками на стройных шейках; шатровая колокольня логично завершает композицию. Все предельно ясно, внутренне обосновано и архитектурно слаженно.

Декоративное обрамление храма решено сдержанно и с большим художественным тактом. Суровая гладь стен церкви смело противопоставлена ажурности арочной галереи. Высокий объем кажется более строгим, а аркада — воздушнее и легче.

Четверик церкви разделен лопатками на три поля, завершенные полукружьями. Трехчастное построение фасадов подражает схеме так называемых четырехстолпных храмов, где четырем внутренним столпам конструктивно отвечают лопатки на фасадах.

В бесстолпной Анастасовой церкви, перекрытой единым сомкнутым сводом, две срединные лопатки, да и полукружия — только декорация. Широкая гладь стены прорезана двумя небольшими окнами. Пятиглавие, с его непропорционально малыми главами на тонких и слишком широко расставленных барабанчиках противоречит монументальности основного объема. Окна прорезаны только в барабане центральной главы; четыре угловые барабанчика поставлены наглухо на сомкнутый свод церкви и имеют лишь декоративное значение.

Очень интересно и своеобразно решен восточный фасад апсиды: две полуколонки делят его на три слегка выпуклых поля с окном в каждом из них. Декоративное убранство остальных частей здания очень скромно. Единственным, но зато действенным украшением являются оконные наличники в формах, характерных для начала и середины XVII века. Прекрасно сложенные своды здания опираются на мощные, чуть ли не до двух метров толщиною стены. В подклете они сложены из белого камня, в верхнем этаже — из очнь больших, хорошо обожженных кирпичей. Пяты сводов и арок умело укреплены железными связями. Купола и главки выполнены из кирпича.

Шатровая колокольня — единственный сохранившийся образец этого типа на всем пути от Алексина до Белева.

Невысокая трехъярусная колокольня, построенная в 1674 году, повторяет традиционную схему «восьмерик на четверике»: на двух квадратных в плане ярусах высится увенчанный шатром восьмерик «звона». Во втором ярусе имеется небольшое помещение, именовавшееся в старину «казенкой». Поскольку первый ярус прорезан в двух направлениях широкими арочными проемами, все сооружение покоится на мощных угловых устоях. Декоративное убранство колокольни ограничивается красивыми наличниками окон «казенки» и ширинками на парапетах яруса «звона».

Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960г.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой — председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище.

Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.

Сейчас уже сделаны крыши, двери, в приделе святой мученицы Екатерины проводятся богослужения, есть надежда, что в скором времени будет восстановлено все.

20.09.2016

Живет на приокской земле, в Белёвской епархии, 100-летний старец-монах, вернувшийся из эмиграции десять лет назад. Архимандрит Анастасий (Швецов-Загарский) приехал в соименную ему обитель – Анастасов Богородице-Рождественский монастырь Одоевского района Тульской области.

Родился он в Вятке в 1915 году на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Несмотря на то, что он был сыном священника, ему удалось поступить в медицинское училище. Фельдшером служил на Финской войне, в 1941 году попал в плен. Вспоминать о пребывании там не любит – тяжело очень. После войны возвращаться на родину не стал, побоялся. Пробыл два года в лагере для интернированных в Лихтенштейне. Потом с помощью русского духовенства перебрался в Аргентину. Сначала работал грузчиком, потом получил место в больнице и работал по специальности.

В 1950-х годах принял монашеский постриг, переехал в США, закончил Джорданвильскую семинарию, помогал митрополиту Нью-Йоркскому Анастасию (РПЦЗ). Полвека служил в храмах Северной и Южной Америки. Был хранителем святыни русского зарубежья Курской-Коренной иконы Божией Матери. В 80 лет ушел на покой, жил в Нью-Йорке, следил за новостями из России.


Отец Анастасий, а почему Вы приехали из благополучного места в Россию, оставили все и сюда прибыли? Почему Вы так решили в свои 90 лет?

– Почему я приехал? Сам не знаю. Бог управляет везде. Отец Парфений меня сюда пригласил. Он видел меня где-то по снимкам и пригласил, чтобы я сюда приехал. Я уже совсем уезжал, там был, потом думаю, тут ждут, надо ехать. Раз монах просит. Надо ехать. Вот я и приехал. Сейчас болею, сердце выходит из строя. Так что я в любой момент могу кончиться.

– Вы рады, что вы сейчас в России? – спрашивает иеромонах Арсений, который привез нас в Анастасово.

– Ну, что было, вы уже не вернете, не вернете.. Спасибо тебе, друг мой, что пришел сюда сегодня, - тепло глядя на собрата, взял в свои ладони его руку.

Батюшка, простите, что мы Вас беспокоим.

– Нет, нет, ничего. Я все равно хотел погулять на свежем воздухе. Раз пришли, почему я должен там сидеть, когда вас хочу повидать? – сказал отец Анастасий, с интересом разглядывая собеседников. Правда, заметна была усталость – в этот жаркий день старец попутешествовал по окрестностям, его возили в Одоев, наверное, к врачу.

За десять лет жития в этой обители старец Анастасий принял сотни людей, он любит говорить с каждым индивидуально и как-то признался, что эта востребованность для него очень важна.

Просим Ваших молитв!


Анастасов монастырь, красиво вписанный в высокий берег речки Упа, основан в XVI веке. До нашего времени дошел только один храм – самый первый каменный собор XVII века (в советское время здесь была сельская столовая), остальное с 2002 года воссоздавалось практически с нуля. Сейчас это один из самых ухоженных монастырей, с самой многочисленной братией из обителей Белёвской епархии – 25 человек.

– Храм старше Преображенского собора Белёвского монастыря на 20 лет. Строил его один и тот же человек, архимандрит Иов, почивший уже у нас в монастыре. Нынешний костяк – выходцы из Оптиной пустыни игумен Парфений, игумен Корнилий. Здесь вокруг них «наросла» братия. Основана обитель в 1525 году князем Иваном Михайловичем Воротынским, который является потомком святого благоверного князя Михаила Черниговского, умученного татарами в 1242-м, его потомки в 1380 году оказались здесь, в Одоеве. Монастырь был упразднен во времена Екатерины II и был простым храмом, – рассказывает инок Амвросий.


– Наш храм, как и храм на Куликовом поле, посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Как известно, Куликовская битва состоялась в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, – продолжает он. – И наш храм – в честь победы над агарянами. В 1517 году князь Иоанн Воротынский одержал победу над Мехмет-гиреем, который сюда вторгся. Здесь тогда земли принадлежали литовцам. К Москве удельные князья не торопились отходить, они здесь себя чувствовали свободно – Литва далеко.

Иоанн Воротынский одержал несколько побед над татарами. Он какие-то бонусы, как сейчас говорят, стяжал себе, но, тем не менее, по навету, по политическим каким-то мотивам Елена Глинская (мама Иоанна Грозного) лишила его жизни, обвинив, что князь с Курбскими связан и все такое.


Осели в здешних краях три рода потомков святого благоверного князя Михаила Черниговского – Воротынские, Одоевские и Белёвские. Воротынские пресеклись незадолго до Петра I, род по мужской линии угас. Одоевские – в XIX веке, одним из последних представителей был писатель Владимир Одоевский, написавший сказки «Черная курица», «Городок в табакерке». Белёвские, говорят, сейчас еще встречаются...

Елена ДОРОФЕЕВА

Фото Марии ТЕМНОВОЙ и Елены ДОРОФЕЕВОЙ

Публикация подготовлена в рамках проекта, получившего грант Международного конкурса «Православная инициатива 2016-2017»

Богородице-Рождественский Анастасов монастырь (Одоевский район) начал восстанавливаться 12 лет назад. За это время здесь многое изменилось, но до окончательного завершения работ еще очень далеко.

Наши предки умели строить

— Тут трудов на целую жизнь хватит,- говорит настоятель монастыря отец Парфений.- Но это радостные труды…

У Анастасова монастыря - древняя история. Он был построен в 1550-х годах на средства князя Ивана Михайловича Воротынского и его супруги Анастасии (по одной из версий, монастырь был назван в ее честь, но большинство историков считают, что скорее в честь одного из первых игуменов Анастаса). Во владение обители дали четыре деревни - 244 крестьянских двора, но жили они «в скудности», содержать монастырь было не на что, и в результате к 1722 году здесь, кроме игумена, не осталось ни одного монаха.

В 1764 году обитель была упразднена и превращена в село Анастасово. Монастырские строения ветшали и разрушались. Уцелел лишь каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный в 1669 году на месте старого, деревянного. Храм уникальной для наших мест архитектуры с характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: асимметрия, сложность организации пространства - и удивительная свобода. Здание прямоугольное, с пятью куполами и шатровой трехъярусной колокольней.

Храм расположен в живописнейшем месте: на холме, на берегу Упы, в ландшафт вписан безупречно. То, что он сохранился до наших дней,- настоящее чудо, особенно если учесть, что в 30-х годах прошлого века его закрыли и приспособили под овощной склад. Здание устояло благодаря очень толстым стенам: наши предки умели строить.

В 2002 году по благословению Патриарха всея Руси Алексия II обитель решили восстанавливать, а меня назначили ее настоятелем,- вспоминает игумен Парфений.- Мы сюда приехали вчетвером. Из всех монастырских построек тогда оставался только храм, но и он стоял в руинах: без окон, без дверей, без крыши, с проломанными сводами. Жить нам было негде - пришлось купить три дома в деревне Анастасово…

Отец Парфений родился в Москве. В 23 года пришел в Даниловский монастырь, в 26 - принял постриг. Большую часть жизни был насельником обители в Оптиной пустыни.

К слову, многие из сегодняшней анастасовой братии, а всего в монастыре в настоящее время живут 25 монахов, в прошлом - оптинские.

Сколько стоит дареный конь

Сегодня трудно поверить, что еще чуть больше десяти лет назад в этом месте стоял лишь полуразрушенный храм - и больше ничего. На монастырской территории появились несколько корпусов с кельями для братии, небольшой гостиницей на 7 мест (только для приезжающего духовенства, паломников здесь пока принимать нет возможности), с трапезной. Возведены хозяйственные постройки и часть стены, которой в будущем будет обнесена вся обитель.

Все строения строго выдержаны в стиле XVII века и составляют единый архитектурный ансамбль с центральным зданием - храмом. Многие из приезжающих даже думают, что все это сохранилось с тех самых времен. Увы, не то что зданий, даже описаний, какими они были, не осталось. Только фундаменты.

Строительные работы ведет специальная бригада из пяти человек, насельники ей помогают - это лишь одно из послушаний. А их немало: в обители есть своя пекарня, просвирня, огород, куры и корова. Монахи все делают сами: готовят, стирают, убирают, летом собирают грибы и ягоды и делают заготовки на зиму. Выезжают в город за продуктами, которые невозможно вырастить самим: например, подсолнечным маслом и крупами. В общем, работы много.

Наш день начинается в 7 часов утра службой в храме. Затем работа: у каждого свое послушание,- продолжает игумен.- В полдень - обед, после него до 14.00 - келейное время (то есть свободное, мы в начале второго, например, наблюдали, как один из братьев направился к Упе с удочкой.- И. С.). Потом снова работа. День заканчивается в 19.30 ужином. Если у нас праздничная вечерняя служба, то позже. Каждый ложится спать, когда считает нужным…

Одна из важнейших обязанностей монахов - заготовка дров на зиму. Дело в том, что ни к монастырю, ни к домам в Анастасово до сих пор не подведен газ. Конечно, это создает много проблем и для обители, и для местных жителей - тем более что с началом восстановления монастыря жизнь в деревне заметно оживилась.

Отец Парфений показывает нам летний храм - восстановительные работы в нем планируют закончить к августу-сентябрю, после чего храм освятят. А пока службы идут в зимнем: небольшом, очень уютном, с великолепно, в древнерусском стиле расписанными стенами.

Летний храм обещает быть другим - более торжественным. Уже почти готов иконостас, декорированный тонким резным деревянным орнаментом: его по просьбе о. Парфения для Анастасова монастыря делали мастера из Оптиной пустыни. Впечатляет паникадило - кованая, с цветными вставками люстра, выполненная в эстетике XVII века - это работа кузнеца, уроженца Тулы, ныне живущего в Калуге. У стены расставлены деревянные кресла (стасидии) с откидными сиденьями, высокими спинками и подлокотниками. Они позволяют монахам выдержать долгие уставные службы.

Службы действительно у нас бывают очень длинные,- говорит игумен.- Все-таки наше главное послушание - это молитва…

Обращаем внимание на большое резное распятие на богато украшенном постаменте. Отец Парфений признается, что выменял его у резчика из Новомосковска на лошадь, которую пожертвовал обители один из благотворителей. Животное оказалось породистым и для поденной работы не предназначенным. Его пытались запрячь, да быстро поняли, что это плохая идея. «Дареного коня» обменяли на крест, который обошелся бы обители в 150 тыс. рублей.

О. Анастасий из Сан-Франциско

Игумен подчеркивает: монастырь живет и строится исключительно на пожертвования. Благотворителей немало: службы проходят здесь ежедневно, а в праздники собирается множество людей - верующие приезжают не только из Одоева и Тулы, но и из Москвы, иногда целыми автобусами. Кто-то дает деньги, кто-то помогает стройматериалами. Вот недавно монастырский парк пополнился стареньким «Рено». В обители, между прочим, есть не только легковушки, но и КамАЗ: в условиях бесконечной стройки это необходимость.

Из зимнего храма выходим на открытую галерею. Вид на Упу и Одоев - потрясающий. Отец Парфений показывает нам место, где когда-то располагалось большое монастырское кладбище. Сейчас от него почти ничего не осталось. А когда-то здесь стоял памятник гражданину Одоева Никите Колупаеву, который в 1612 году не присягнул на подданство Лжедмитрию, за что его и сбросили с башни Одоевской крепости. Памятник не сохранился, но монахи решили восстановить историческую справедливость и поставили в честь героя Смутного времени высокий деревянный крест.

Самому молодому из насельников Анастасова монастыря - 30 лет. Был, правда, двадцатилетний брат, но его перевели в другую обитель: так и не смог парень привыкнуть к неустроенному быту и каждодневному физическому труду. Отец Парфений сокрушается: нынешнему молодому поколению не хватает выносливости и крепости.

Монахи родом из самых разных мест, в том числе из Владивостока и Узбекистана. А самому старшему - отцу Анастасию, приехавшему в монастырь из США, в следующем году исполнится 100 лет.

У отца Анастасия - драматическая судьба. Он родился в 1915 году в Вятке в семье священника. Отца расстреляли в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны о. Анастасий попал в плен к немцам, потом жил в разных странах - Аргентине, Лихтенштейне, Италии. Наконец, осел в Америке: служил в Сан-Франциско в православном храме. В середине 70-х прошлого века собрался было умирать, даже купил место на местном кладбище. А потом передумал. Место на кладбище продал и стал мечтать о возвращении на родину. Узнав, что в России восстанавливается Анастасов монастырь, отец Анастасий понял, что его место - именно здесь…

На высоком холме на правом берегу Упы, окруженный бескрайними полями, расположился Анастасов Богородице-Рождественский монастырь Одоевского района Тульской области. В его стенах поселился старец-монах архимандрит Анастасий (в миру - Борис Владимирович Швецов-Загарский). В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы ему исполнилось 102 года.
Корреспонденту «Центр 71» удалось лично поздравить долгожителя и узнать, как складывалась его жизнь на протяжении века.

Сын попа

Отец Анастасий в свой день рождения выглядит бодро, весело. Расположившись за столом у камина, в котором тлеют поленья, старец благословляет, дает напутствие, благодарит всех пришедших поздравить его. Гости поднимают за него бокалы и благодарят Бога за то, что подарил им возможность познакомиться с отцом Анастасием. Старец же скромно попивает сок из бокала через трубочку, улыбается и рассказывает:

Родился я в Вятской области, в селе Лебяжье, в далеком 1915 году в семье священника - протоиерея Владимира Афанасьевича Швецова и Елены Ивановны Загарской. Нас было 9 детей - семь мальчиков и две девочки. Родину я свою не помню. Меня увезли оттуда маленьким, так как отца все время арестовывали за якобы неуплату налогов, и мы переезжали с места на место. Так отец сменил 7 приходов.

С 5 лет Борис служил в церкви, помогал папе. В селе Кувшинское в семь лет он пошел учиться в школу. Сверстники его не принимали в свои игры из-за его происхождения. В то время родители детей были атеистически настроены.

Маленький Боря плакал, расстраивался, но в церкви служить продолжал, несмотря на то, что презирали.

После школы Борис поступил в медицинское училище. Получив профессию, стал работать фельдшером. В 1937 году все духовенство, и его отца в том числе, расстреляли в Вятке.

С третьего раза на Финскую войну

Когда пришло время в армию идти - не взяли. Мол, сын служителя культа, не подходит. И так два раза. А когда в 1939 году Финская война началась, было уже все равно, какое происхождение, главное - что здоров. По словам отца Анастасия, много в те времена народу пострадало - 1,5 миллиона раненых и убитых. Видел он, как обмораживались солдаты, сидя в окопах на снегу с винтовками в руках, как ампутировали им потом конечности. Оставались только туловище и голова. И таких были сотни.

Два года в плену

Сначала Финская война, потом Великая Отечественная. Сражаясь в Латвии, он оказался в немецком плену. Провел там два с половиной года. Вспоминать о пребывании там не любит - тяжело очень. По его словам, это были самые тяжелые годы в его жизни: голод, болезни, смерть...

Из массажиста в иеромонахи

По окончании войны отец Анастасий эмигрировал на Запад. На Родину возвращаться побоялся - вдруг предателем сочтут. По распределению со многими пленными был направлен в Аргентину, где и прожил десять лет. Начал работать грузчиком, после нашел работу по специальности. Обучился массажу, жил в комнате при больнице.

Спустя несколько лет принимает решение последовать примеру отца - посвятить свою жизнь служению Богу. Он обратился к архиепископу Иоасафу (Аргентинскому) с просьбой о принятии монашества. Тот дал свое согласие. Незадолго до тяжкой болезни Иоасафа Борис стал его келейником: ухаживал за ним, облегчал страдания. Позже принял от Владыки монашеский постриг - стал Анастасием, также был возведен в сан иеродиакона и иеромонаха. На его руках Иоасаф и скончался.

Годы в Америке

В середине 50-х переехал в США. Закончил Джорданвильскую семинарию, два с половиной года был келейником у митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Анастасия, возведен им в игумены. Так стал хранителем святыни русского зарубежья - Курской-Коренной иконы Божией Матери. Образ «Знамение» считается чудотворным. Четыре года батюшка возил его по православным приходам Америки.

Происходило все так: приезжаю, икону отдаю священникам. Возили они ее к тем, кто болел сильно. И многие выздоравливали. Рак на последней стадии отступал. Все чудеса, которые творились от иконы, записывали в книги. Три тома накопилось, - рассказывает отец Анастасий.
Полвека, которые батюшка служил в храмах Северной и Южной Америки, он вспоминает с благодатью и почтением. А когда в 80 лет Анастасий ушел на покой, поселился в Нью-Йорке.
Но долго отдыхать не вышло: о необыкновенном старце узнали в России. Отец-настоятель монастыря игумен Парфений обратился к нему с просьбой приехать в Россию. Анастасий согласился.

Нужен людям

Почему я приехал в Одоев? Сам не знаю. По воле Божией, наверное. В Нью-Йорке у меня была пенсия, хорошая медицинская страховка, своя квартирка. Но в Америке я только телевизор и смотрел, а здесь делом занят: исповедую, помогаю советом, наставлением. Я все же священник! - отмечает старец.

С 2010 года отец Анастасий не только исповедует священнослужителей, но и духовно помогает многочисленным верующим, которые приходят к нему за советом. Стоять ему трудно, потому принимает паломников в келье. Поток людей на исповедь к нему не иссякает, а только растет. Значит, народ его уважает и почитает. Как признает сам отец Анастасий, Господь дарует ему жизнь и здоровье в его преклонные годы, наверное, потому что еще нужен он на этой земле.
Нужен людям.

Батюшка наш Анастасий уже несколько раз на тот свет собирался. Мы ему даже могилу вырыли по его велению. Однако - нет. Воскресает все время. Дай Бог ему здоровья, и пусть с нами будет еще хотя бы до 150 лет, - говорит настоятель монастыря отец Парфений.

Кстати

В Вербное воскресенье, 9 апреля, в Анастасов монастырь снова прибыли гости из разных уголков Тульской области. Но не только для того, чтобы поздравить Анастасия с прошедшим днем рождения, а поприсутствовать на великом монашеском постриге. 102-летний архимандрит ступил на новую ступень православного монашества - стал схиархимандритом. И имя его теперь - Аверкий (с латинского - «удерживающий»). Постриг провел настоятель монастыря отец Парфений.

Почтение от губернатора

Глава Тульского региона Алексей Дюмин поздравил 102-летнего архимандрита Анастасия с днем рождения. Батюшке было передано поздравительное письмо и сладкий подарок: пряники, белевская пастила, конфеты. Алексей Геннадьевич отметил безграничное человеколюбие старца, его искренность и неравнодушие. Он пожелал ему крепкого здоровья, неиссякаемой энергии и бодрости духа.

Поездка в Богородице-Рождественский Анастасов монастырь January 17th, 2015

5 июля я побывала вместе с сыновьями и их жёнами в Богородице-Рождественском Анастасовом монастыре. Путь из Дубны (Тульская область) держали по автотрассе на соседний районный центр Одоев.
Не доезжая примерно 1 км до конечного пункта, мы свернули по просёлочной дороге налево, где перед нами открылся живописный вид на белоснежный монастырь, расположенный на холме вблизи реки Упа.

Монастырь назван "Анастасов» по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия.
По преданию первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм.
Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960 г., на его территории находится жемчужина тульского зодчества - Храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Рядом с храмом, несколько ниже его, расположено древнее монастырское кладбище.

В 2002 году здесь не было ни крыши, ни окон, ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году, и поначалу его хотели взорвать, но, по одной версии, не хватило взрывчатки для толстых стен, а по другой – председатель колхоза сказал, что ему негде хранить зерно, и церковь стали традиционно использовать, как зернохранилище.
Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года воссоздан, и в его стенах начались строительные работы. Сегодня трудно поверить, что еще чуть больше десяти лет назад в этом месте стоял лишь полуразрушенный храм. На монастырской территории появились несколько корпусов с кельями для братии, небольшой гостиницей для приезжающего духовенства, с трапезной. Возведены хозяйственные постройки и часть стены, которой в будущем будет обнесена вся обитель. Все строения строго выдержаны в стиле XVII века и составляют единый архитектурный ансамбль с центральным зданием - храмом.

Дополню свой рассказ выдержкой из книги Уклеина В.Н. «Змеится лентою дорога»:
«Монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь, основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.
В архитектуре храма мы встречаемся с очень характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: живописной асимметрией объемного построения, со сложным планом и с подкупающей свободой, с которой мастер решал архитектуру храма. Все здание покоится на высоком подклете (цокольном этаже). Высокий, почти кубический объем церкви, покрытый четырехскатной (уже утраченной) крышей увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объему примыкает невысокая апсида, с запада – монастырская трапезная. Творческая одаренность зодчего сказалась в эффектном вчленении в общую композицию южной двухъярусной арочной галереи. Зрительно объединяя трапезную с апсидой и закрывая по пояс стоящий за ней высокий объем, монументальная галерея придает зданию своеобразный и запоминающийся облик.
Невысокая шатровая колокольня стоит отдельно к северу от церкви, с которой была соединена когда-то крытым переходом.
Место для постройки выбрано с большим художественным чутьем. Массивный объем церкви на редкость органично вписался в живописную панораму речного берега. Строгая архитектура храма донесла до нас сосредоточенную настороженность середины XVII века, когда на Тульской земле были свежи воспоминания о годах лихолетья и татарских набегов. Объемно-пространственное построение храма довольно сложно. К основному высокому объему собственно церкви примыкают: с востока - прямоугольный в плане алтарь, с севера – оба придела – Валаама Хутынского и Екатерины – и между ними проход к колокольне, с юга – двухэтажная арочная галерея с папертью в верхнем этаже. С запада к церкви примыкает монастырская трапезная».

В приделе святой мученицы Екатерины проводятся богослужения.

Один из монахов, о. Амвросий, рассказал нам о жизни монастыря, о его истории, провёл по территории. Нам было разрешено посетить храм Рождества Пресвятой Богородицы. Многие из сегодняшней анастасовой братии, а всего в монастыре в настоящее время живут 25 монахов, в прошлом - оптинские.


о. Амвросий


На обратной дороге посмотрели ещё раз на монастырь...

Ещё мы съездили на святой источник, расположенный на другой стороне Упы. Для этого нам пришлось въезжать в Одоев, а потом проехать по просёлочной дороге несколько километров. Дороги, скажу вам, находятся там в ужасном состоянии. Не знаю уж, как мы их одолели. Источник нашли, кое-кто даже искупался в нём!

На обратной дороге любовались красивыми дубенскими пейзажами.

Поездка доставила нам радость… Удивила красота восстанавливаемого монастырского комплекса, о котором мы, живя всего в нескольких десятках километров, ничего до этого не знали.