Где расположен памятник ивану федорову

Книгопечатание в Европе было изобретено в середине XV века. В середине XVI века оно пришло и в Россию. Иван Федоров - первый, кто стал печатать книги. Памятники первопечатнику Ивану Федорову установлены в городах, где он жил и работал - в Москве и во Львове.

Иван Федоров

В 1563 г. на Руси открылась первая типография, Печатный двор. По приказу Ивана Грозного был выписан из Польши печатный станок с набором литер и приглашен консультант из Дании. Возглавил Печатный двор дьякон церкви Николы Гостунского в Кремле Иван Федоров (Москвитин). Вместе с Петром Мстиславцем там была напечатана в 1564 г. первая книга - "Деяния и Послания апостолов" (Апостол). Через год свет увидела вторая книга - "Часовник". Надо сказать, что переписыванием книг ранее занимались монахи при монастырях. Это занятие было прибыльным и почетным. Существует легенда, что именно они подожгли Печатный двор Ивана Федорова, который сгорел до тла. После пожара Федоров и Мстиславец уехали из Москвы. Историки считают, что причина их отъезда из столицы была иной. Книгопечатание в Москве при этом не прекратилось, уже в 1568 г. заработала новая типография под руководством Андроника Невежи.

Отъезд из Москвы

Иван Федоров уезжает из Москвы в Литву, к гетману Ходкевичу в его имение Заблудов. Там он в 1570 г. издает книгу "Псалтырь с Часословцем". После смерти Ходкевича он направляется во Львов, где печатает второе издание "Апостола". Во Львове он пытается заниматься коммерцией, но безуспешно. Переехав в Острог Федоров, печатает "Острожскую библию", это первая полная библия на церковнославянском языке. Скончался Иван Федоров в 1583 г. в предместье Львова и похоронен в Святоонуфриевском монастыре. Памятник Ивану Федорову установлен в Москве.

Первая книга

Свою первую книгу "Апостол" мастера печатали целый год. В качестве шрифта был выбран рукописный полуустав. Этот шрифт был традиционным для переписчиков церковных книг. Для нее была использована проклеенная французская бумага. На каждой из 534 страниц "Апостола" было ровно по 25 строк. Книга была выпущена очень большим, в то время, тиражом - 2000 экземпляров. В настоящее время в библиотеках их сохранилось около 60. "Апостол" был оформлен в стиле рукописных книг. Переплет был сделан из дерева, обтянутого тисненым золотом сафьяном и застежками из латуни. Начало каждой главы выделялось цветочным орнаментом, а вставки и буквицы выполнялись красной киноварью. Краска оказалось настолько стойкой, что не выцвела и в наше время.

Петр Мстиславец

Исследователи считают, что Мстиславец является автором шрифта первопечатных книг. Он покинул Москву вместе с Федоровым и работал с ним в Заблудово у гетмана Ходкевича. После этого он расстался с Федоровым и переехал в Вильно, где с помощью местных купцов оборудовал новую типографию. Памятник ему установлен в г. Мстиславль Могилевской области в Белоруссии.

История памятника

Памятник Ивану Федорову в Москве был открыт 12 октября 1909 г. Автором памятника был один из зачинателей модерна и символизма в скульптуре, преподаватель Московского училища зодчества и ваяния, Сергей Волнухин. Архитектор памятника - Иван Машков. Московское археологическое общество еще 1870 г. развернуло кампанию по созданию памятника первопечатнику Ивану Федорову. Ученый Алексей Уваров открыл всероссийскую подписку, в сборе денег принимали участие и типографские рабочие. Сбор денег на монумент продолжался 39 лет, и было собрано около 29 тысяч рублей. Первый конкурс проектов не выявил победителя. В 1901 г. был организован новый конкурс, в составе жюри которого вошли художник Аполлинарий Васнецов и историк Василий Ключевский. Во втором конкурсе победил проект Волнухина.

Вид памятника

Первопечатник изображен с оттиском книги "Апостол" в правой руке, которую он только что напечатал. В левой руке он держит печатную доску. На скамье лежит специальная подушечка для набивки краски (маца). На постаменте выбита дата выхода первой книги 19 апреля 1563 г. и экслибрис "И.Ф", которым помечены все книги мастера. На обратной стороне памятника написаны слова из послесловия к "Апостолу". К сожалению, не сохранилась ни одного портрета или описания облика Ивана Федорова. Скульптор Волнухин для создания внешности Федорова пользовался консультациями историка Ивана Забелина, а костюм посадского ремесленника был позаимствован в коллекции Сергея Иванова. Печатную доску и подушечку мацу удалось найти в Московской синодальной типографии.

Открытие памятника Ивану Федорову 12 октября 1909 г. вызвало у москвичей большой интерес. Собралась огромная толпа, и были заняты все крыши близлежащих домов. Говорят, что когда с монумента сдергивали покрывающую ткань, она зацепилась, и снять ее с первого раза не получилось. Москвичи шутили, что русская печать никак не может освободиться от преград и препон. В этот день к памятнику было возложено 99 венков. Надпись на одном из них была надпись: "Первому мученику русской печати".

Место установки

Изначально планировалось установить памятник Ивану Федорову на Театральной площади, но городские власти отказали в этой просьбе. Формальной причиной отказа служило невозможность загромождать площадь посторонними строениями. Но вскоре на месте, где должен устанавливаться памятник, был построен подземный туалет. Установить памятник решили около Третьяковского проезда, на месте где в XVI веке находился Печатный двор, недалеко от стены Китай-города. Проходящую недалеко Никольскую улицу народ называл "книжная". Памятник неоднократно передвигали, первый раз его переместили вглубь в 1934 г., когда сносили Китайскую стену и расширяли Театральный проезд. В 90-е годы монумент перенесли ближе к отелю "Метрополь" для строительства торгового центра "Наутилус". В советское время рядом с памятником первопечатника находился книжный магазин "Книжная лавка", который пользовался популярностью у книголюбов и коллекционеров.

Наше время

Сейчас монумент находится в окружении шикарных брендовых бутиков и автосалонов, где памятник Ивану Федорову явно неуместен. Рядом с ним невозможно увидеть ни одной вывески на кириллице. Кричащая реклама не способствует восприятию образа русского создателя печатных книг. Место, где установлен памятник Ивану Федорову, сейчас привлекает любителей дорогих вещей и роскоши. В связи с этим патриарх Кирилл обратился к Московскому правительству с просьбой о его переносе. По мнению патриарха, такое окружение мешает правильному отношению к памятнику. Вопрос был вынесен на рассмотрение комиссии по монументальному искусству. Комиссия приняла решение отложить рассмотрение этого вопроса, потому что не ясны источники финансирования и возможное место установки.

Чтобы добраться до памятника Ивану Федорову надо доехать до станции метро "Лубянка", выйти на Лубянскую площадь к Театральному проезду и дойти до дома 1/3 Третьяковского проезда.

Адрес: Театральный проезд, 2

Как добраться до памятника Ивану Федорову: ст. метро Лубянка, метро Театральная.

Памятник первопечатнику Ивану Федорову установлен в Москве, в Театральном проезде, рядом с домом № 2 в 1909 году. Памятник создателю первой датированной печатной книги входит в число самых известных в Москве.

По инициативе Московского археологического общества в 1870 году была объявлена подписка на сбор средств для сооружения этого памятника, но по различным причинам достаточно долгое время довести начатое дело до конца не удавалось. Спустя некоторое время был объявлен конкурс на лучший проект памятника, в котором приняли участие скульпторы из Австро-Венгрии, Франции, Сербии, Болгарии и, конечно же, России. Победителями в этом конкурсе стали С.М. Волнухин и И.П. Машков. Открытие памятника состоялось 12 октября 1909 года.

Место для размещения памятника было выбрано вблизи от бывших палат Государева Печатного двора, построенных на месте печатни Ивана Федорова в 12 веке. Кстати, в период правления Петра I здесь была выпущена первая русская газета Ведомости. В 1934 году, когда сносили Китайгородскую стену и расширяли Театральный проезд, памятник передвинули, и еще раз изменили его расположение в 1990 году, когда его переместили к гостинице Метрополь.

Известно, что прижизненного изображения Ивана Федорова не сохранилось, поэтому создатели памятника должны были полностью положиться на свое воображение. В результате, мастера изобразили во время работы. Взгляд его сосредоточен на свежем оттиске "Апостола". Левая рука Ивана Федорова придерживает печатную доску. Известно, что первопечатник Федоров выл выходцем из духовенства – он служил дьяконом, но художник одел своего героя в мирскую одежду, а волосы перехватил ремешком – как было принято у ремесленников. Впрочем, это не противоречит истине, в 16 веке служители духовенства нижних рангов часто занимались каким-нибудь ремеслом, чтобы спастись от нужды.

Постамент монумента изготовлен из черного полированного лабрадорита. На передней его стороне сделана надпись "Николы Чудотворца Гостунского диакон Иван Фёдоров". Под этой надписью высечена дата, когда Федоров начал печатать "Апостола" - 19 апреля 1563 года. Книга была готова 1 марта 1564 года – этот день считается началом эры русского книгопечатания. В центральной части пьедестала авторы памятника поместили бронзовый печатный знак Ивана Федорова. Знак представляет собой руку, со щитом, на котором изображены буквы И и Ф, между которыми находится символ, похожий на латинскую S над которой размещен наконечник стрелы. Этот символ исследователи толкуют как древнее изречение «книги - суть реки, наполняющие вселенную». Но этот знак Федоров стал использовать значительно позднее, во Львове. Так как, когда в 1565 году московский печатный двор сожгли, и Федоров вместе со своим подмастерьем Петром Мстиславцем были вынуждены бежать из Москвы и нашли пристанище во Львове. На тыльной стороне пьедестала начертана цитата из послесловия к книге "Первее нача печатати на Москве святые книги", а также девиз Федорова: "Ради братии моих и ближних моих".

ПАМЯТНИК ИВАНУ ФЕДОРОВУ В МОСКВЕ

Памятник Ивану Федорову в Москве - одно из лучших произведений русской монументальной скульптуры.

Впервые мысль о создании памятника первопечатнику возникла в конце 1869 года на заседании Московского археологического общества, посвященном 300-летию выхода в свет федоровского Учительного Евангелия. На этом заседании М. П. Погодин сделал доклад об Иване Федорове, а А. С. Уваров предложил начать сбор средств на памятник. В сборе средств приняли участие представители самых разных слоев общества, особую активность проявили типографские рабочие.

Довольно быстро была собрана сравнительно большая сумма. Скульптор М. М. Антокольский, признанный мастер исторического портрета, создал проект памятника. Однако этот проект не понравился Археологическому обществу.

Обиженный мастер писал: «По совету знатоков было решено, что эскиз мой негоден, потому что я представил его как рабочего, между тем, как он был не только рабочий, но и высоконравственный человек, который много пострадал за преданность своему делу. Черт бы их побрал! Точно рабочий не может быть весьма нравственным человеком! Точно это какой-то недостаток, что я представил его в минуту того труда, который он страстно любил и за который пострадал!»

Неудача отодвинула сооружение памятника на неопределенные сроки.

В 1883 году отмечали трехсотлетие со дня смерти Ивана Федорова.

Юбилейные торжества начались 5 декабря панихидой в Казанском соборе. На другой день в зале городской думы состоялось «бесплатное литературно-музыкальное утро для наборщиков». Присутствующим раздавали брошюру Н. И. Полевого «Очерк жизни и деятельности первого русского печатника Ивана Федорова». Она состояла всего из шестнадцати страниц, но тогда это было практически всё, что известно о первопечатнике.

Снова был поднят вопрос о памятнике. Несколько проектов, выполненных разными скульпторами, было опубликовано в печати для обсуждения, но ни один из них не был признан соответствующим масштабу личности и значению дела первопечатника. Памятник и на этот раз не был воздвигнут.

Меж тем всеобщий интерес к Ивану Федорову и желание увековечить его память не иссякали, сбор средств продолжался, и к началу XX века собранная сумма достигла 29 тысяч рублей.

В 1901 году Археологическое общество объявило новый конкурс на проект памятника. В конце марта 1902 года комиссия, в которую вошли председательница общества графиня П. С. Уварова, представители московской городской власти, историки И. Е. Забелин, В. О. Ключевский, А. И. Кирпичников, художник В. М. Васнецов, скульптор М. А. Чижов, архитекторы К. М. Быковский и С. У. Соловьев, рассмотрела двадцать семь работ. В конкурсе приняли участие не только русские скульпторы, но и мастера из Болгарии, Сербии, Германии и Франции.

Чтобы исключить какую-либо пристрастность, авторы проектов выступали не под своими именами, а под девизами. Лучшим был признан проект под девизом «Плес», второе место занял проект под девизом «Ярославль». Когда огласили имена авторов, оказалось, что обе работы принадлежат одному скульптору - Сергею Михайловичу Волнухину. (Третье место под девизом «Стена» занял ученик Волнухина - Н. А. Андреев.)

Все проекты в течение недели были выставлены в помещении Археологического общества на Берсеневской набережной для всеобщего обозрения.

Волнухин приступил к работе. О сложности поставленной перед собой задачи скульптор рассказывал так: «Ведь ни портрета, ни даже описания наружности первопечатника не дошло до нас. Пришлось вглядываться в эпоху, в условия, обстановку его жизни и работы и таким образом воссоздавать его образ».

Волнухин советовался с учеными-историками, в собрании своего друга-коллекционера разыскал подлинный костюм XVI века, в Синодальной типографии нашел старинные принадлежности типографского оборудования. Работа над гипсовой моделью в натуральную величину заняла более двух лет.

Наконец настало время переводить модель в бронзу. Волнухин пригласил квалифицированного литейного мастера - итальянца Анджелло Робекки, но тот, не закончив отливку, неожиданно скончался. Завершил работу его сын Эмиль.

В 1907 году близ Китайгородской стены, неподалеку от того места, где когда-то находился Московский печатный двор, был заложен памятник первопечатнику.

Проект постамента создал архитектор И. П. Машков, облицовку черным мрамором выполнил мастер В. И. Орлов.

От денег, собранных на памятник, осталось около четырех тысяч рублей, они были переданы на нужды рабочих-типографов, призреваемых в инвалидном доме.

Торжественное открытие памятника Ивану Федорову состоялось в сентябре 1909 года. День был дождливый, но народу собралось великое множество. Образ Ивана Федорова - труженика, просветителя, честного человека, скромно и мужественно служившего своему делу, не мог не вызывать интереса и симпатии.

«Торжественна и знаменательна настоящая минута в истории русского просвещения, - говорилось в одной из речей. - Мы открыли сегодня памятник не человеку высокого положения, не князю, не полководцу, не громкому администратору или писателю, а простому рабочему печатного дела…»

Волнухин сумел создать живой и очень достоверный образ первопечатника. Иван Федоров стоит, опираясь одной рукой на наборную раму, и внимательно читает только что отпечатанный лист.

Судьба Ивана Федорова вызывала и ассоциации с современностью. Тернистый путь просвещения вообще и печатного слова в частности актуален во все времена. На одном из венков, возложенных к подножию памятника, была надпись: «Первому мученику русской печати».

Сейчас уже невозможно представить себе облик первопечатника иным, чем он запечатлен в памятнике. E. Л. Немировский пишет: «Портрета первопечатника не сохранилось. Но образ, созданный С. М. Волнухиным, настолько жизнен и правдоподобен, что приобрел подлинную документальность».

В 1934 году во время расширения Театрального проезда и сноса Китайгородской стены памятник передвинули чуть дальше от проезжей части. Долгое время рядом с памятником Ивану Федорову находился любимый всеми москвичами букинистический магазин «Книжная находка». В 1969 году в «Книжной находке» произошло знаменательное событие - магазин приобрел экземпляр Острожской Библии Ивана Федорова.

В 1990-х годах при строительстве торгового комплекса «Наутилус» памятник был отодвинут еще дальше от своего первоначального места, «Книжная находка» снесена, на ее месте построен салон, торгующий автомобилями.

10 сентября 2010 года в газете «Московская правда» была помещена заметка, в которой сообщалось о церемонии, прошедшей возле памятника в связи с условной датой 500-летия со дня рождения первопечатника. В заметке говорится, что выступавший на церемонии председатель Издательского совета РПЦ (Русской православной церкви) митрополит Калужский и Боровский Климент «отметил, что заслуги Ивана Федорова неоправданно забыты обществом, а его памятник, который ранее был установлен у Китайгородской стены, сегодня является незаметным украшением престижного автосалона.

“Необходимо вернуть статус великого просветителя нашего отечества Ивану Федорову, водворить памятник на видное место в нашем городе”, - подчеркнул митрополит».

Но, несмотря на то, что памятник первопечатнику переживает сейчас не лучшие времена, москвичи знают и любят его, проходя мимо, останавливаются, чтобы заглянуть в спокойное, сосредоточенное лицо Ивана Федорова, поглощенного своим делом, и прочесть надпись, выведенную вязью на постаменте: «Первее нача печатати на Москве святые книги в лето 7070 первое (1563 год) априля 19 ради братий моих и ближних моих».

Из книги Иван Калита автора Борисов Николай Сергеевич

Похвала Ивану Калите из «Сийского Евангелия» Около 1339-1340 г.В лето 600-е 800-е 47-е (1340-е) инидикта 12 миротворенаго и солнечьного круга в 4-е лето висикостное, жидовь сего ирук в 7-е лето, епакта 18 лето, в 5-и каланд месяца марта, жидовь-скы нисана, написано бысть си еуангелие в граде

Из книги Вурдалак Тарас Шевченко автора Бузина Олесь Алексеевич

Как Шевченко Лесю Украинку к Ивану Франко ревновал Решил как-то Тарас Григорьевич зайти в Киевский университет – проверить, как идет украинизация. А там его уже депутация профессоров встречает.– Чим займаєтесь, панове?– Разрешите доложить, Тарас Григорьевич! Вот этот

Из книги Князь Курбский автора Филюшкин Александр Ильич

ПЕРЕВОД-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТРЕХ ПОСЛАНИЙ АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ Помещаемые ниже тексты ни в коей мере не претендуют на дословность перевода лексических единиц. Эти качества в полной мере представлены в уже существующих работах. Вниманию читателей предлагается

Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

ПЕРЕВОД-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПЕРВОГО ПОСЛАНИЯ АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ [Я пишу к] царю, [изначально] прославленному от Бога, пресветлому в православии, [которому Господь даровал победы над многими царствами и который должен вести свой народ в Царствие Небесное и отвечать

Из книги Пржевальский автора Хмельницкий Сергей Исаакович

ПЕРЕВОД-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВТОРОГО ПОСЛАНИЯ АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ Краткий ответ Андрея Курбского на [не в меру] пространное послание великого князя московского.Твое послание, [посвященное очень многим вопросам и столь шумно их обсуждающее],получил, и уразумел, и

Из книги Правда смертного часа. Посмертная судьба. автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

ПЕРЕВОД-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТРЕТЬЕГО ПОСЛАНИЯ АНДРЕЯ КУРБСКОГО ИВАНУ ГРОЗНОМУ Ответ недостойного Андрея Курбского, князя Ковельского, на второе послание царя великого московского.Пребывая из-за твоих гонений в изгнании и в убожестве, [пишу тебе],опустив твой великий и

Из книги Гаврила Державин: Падал я, вставал в мой век... автора Замостьянов Арсений Александрович

МОЙ ПАМЯТНИК Мой скромный памятник не мрамор бельведерский, Не бронза вечная, не медные столпы: Надменный юноша глядит с улыбкой дерзкой На ликование толпы. Пусть весь я не умру: зато никто на свете Не остановится пред статуей моей И поздних варваров гражданственные

Из книги Угрешская лира. Выпуск 3 автора Егорова Елена Николаевна

ПАМЯТНИК Город Каракол, в котором Пржевальский окончил свой путь, переименован в Пржевальск.За городом, на крутом берегу Иссык-куля, у порога Центральной Азии, стоит памятник. Он сложен из глыб тяньшанского гранита. Посередине укреплена бронзовая медаль с изображением

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

Из книги Избранное. Мудрость Пушкина автора Гершензон Михаил Осипович

ПАМЯТНИК В таких святых местах ничего так просто не делается. М.Шемякин Драматическая история памятника на могиле В.С.Высоцкого началась уже 28 июля 1980 года. Ночью после похорон кто-то украл (взял на память?) стандартный колышек «Владимир Высоцкий. 1938–1980».Каким быть

Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.

ПАМЯТНИК В длинном ряду русских переложений программной оды Горация (от Ломоносова до Бродского и, наверное, далее) Державин не затерялся. Эти горделивые строки он отчеканил в 1795 году, тогда же и опубликовал в «Приятном и полезном препровождении времени» под скромным

Из книги Сквозь время автора Кульчицкий Михаил Валентинович

Памятник Приснилось мне, что я чугунным стал. Мне двигаться мешает пьедестал. В сознании, как в ящике, подряд чугунные метафоры лежат. И я слежу за чередою дней из-под чугунных сдвинутых бровей. Вокруг меня деревья все пусты, на них ещё не выросли листы. У ног моих на

Из книги автора

B. П. Федорову («Василий Павлыч Федоров…») Василий Павлыч Федоров, Дарю тебе я книгу эту, Читай ее и будь здоров; Василий Павлыч Федоров, Здесь нет есенинских коров И пролетарских громов нету; Василий Павлыч Федоров, Дарю тебе я книгу эту! 1926 г. 28 апреля.

Из книги автора

Памятник 1 «Замко?м» называют камень, замыкающий и укрепляющий свод; в критической легенде о Пушкине есть частность, исполняющая роль такого «замка». Если общепринятое истолкование «Памятника» верно, то легенда имеет за себя важный аргумент: зрелое самосознание самого

Из книги автора

Памятник …А потом, по прошествии года, – Как венец моего исправленья – Крепко сбитый литой монумент При огромном скопленье народа Открывали под бодрое пенье, Под мое – с намагниченных лент… 25 января 1985 года в театре прошел день памяти В. Высоцкого. Конечно, театру

Из книги автора

Памятник Им не воздвигли мраморной плиты. На бугорке, где гроб землей накрыли, как ощущенье вечной высоты пропеллер неисправный положили. И надписи отгранивать им рано - ведь каждый, небо видевший, читал, когда слова высокого чекана пропеллер их на небе высекал. И хоть

(1510-1583) был открыт в Москве 12 октября 1909 года. Его создал архитектор Иван Машков по проекту преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергея Волнухина художника, скульптора, одного из основоположников символизма и модерна в русской пластике.

Мысль об увековечивании памяти великого мастера родилась в кругах Московского археологического общества еще в 1870 году. Именно тогда по инициативе ученого Алексея Уварова была открыта всероссийская подписка. В ней, в частности, участвовали и типографские рабочие.

Сбор денег продолжался в течение 39 лет. К началу XX века общая сумма собранных денег составила более 29 тысяч рублей. Однако, конкурс проектов не увенчался успехом комиссия не приняла ни одного, строительство откладывалось.
В новом конкурсе 1901 года, в состав жюри которого вошли историк Василий Ключевский и художник Аполлинарий Васнецов , победил проект Волнухина.

Иван Федоров служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Кремле. После строительства в Москве в 1553 году Государственного печатного двора он возглавил Типографию, в которой вместе с Петром Мстиславцем напечатал первую в России книгу «Деяния и послания святых Апостолов» («Апостол»). Поэтому и изображен первопечатник с только что отпечатанным оттиском этой книги в правой руке, левой рукой он поддерживает печатную доску. Рядом, на скамье, лежит маца (кожаная подушечка на рукоятке для набивки краски на набор).

На небольшом постаменте, над которым возвышается фигура Ивана Федорова в одежде посадского человека, дата выпуска первой печатной книги : 19 апреля 1563 года и знак «И.Ф.» на бронзовом диске своего рода экслибрис, которым первопечатник помечал свои издания. На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана Федорова из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз: «Ради братии моих и ближних моих».

История не сохранила для нас ни одного рисунка, портрета или описания наружности Ивана Федорова. Помогал скульптору погрузиться в эпоху историк Иван Забелин , а средневековый костюм был взят из собрания художника Сергея Иванова. Доска и маца в ту пору еще сохранялись в Московской Синодальной типографии.

Работал над памятником Сергей Волнухин около двух лет.

Памятник хотели установить на Театральной площади , в чем городские власти отказали, под предлогом, что «не представляется возможным загромождать площадь сооружениями». Вскоре городское управление заняло место, предназначавшееся для памятника «подземным туалетным павильоном с двумя высокими выступами». В итоге было принято решение установить скульптуру около Третьяковского проезда , на месте, где в XVI веке находился Государев печатный двор, рядом с Китайгородской стеной. Исстари расположенная рядом Никольская улица звалась в народе «книжной».

Чествование памяти Ивана Федорова в день открытия памятника было ознаменовано многочисленными мероприятиями по всей Москве. Горожане проявили к событию большой интерес и приняли в торжествах самое активное участие.

(1510-1583) был открыт в Москве 12 октября 1909 года. Его создал архитектор Иван Машков по проекту преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сергея Волнухина художника, скульптора, одного из основоположников символизма и модерна в русской пластике.

Мысль об увековечивании памяти великого мастера родилась в кругах Московского археологического общества еще в 1870 году. Именно тогда по инициативе ученого Алексея Уварова была открыта всероссийская подписка. В ней, в частности, участвовали и типографские рабочие.

Сбор денег продолжался в течение 39 лет. К началу XX века общая сумма собранных денег составила более 29 тысяч рублей. Однако, конкурс проектов не увенчался успехом комиссия не приняла ни одного, строительство откладывалось.
В новом конкурсе 1901 года, в состав жюри которого вошли историк Василий Ключевский и художник Аполлинарий Васнецов , победил проект Волнухина.

Иван Федоров служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Кремле. После строительства в Москве в 1553 году Государственного печатного двора он возглавил Типографию, в которой вместе с Петром Мстиславцем напечатал первую в России книгу «Деяния и послания святых Апостолов» («Апостол»). Поэтому и изображен первопечатник с только что отпечатанным оттиском этой книги в правой руке, левой рукой он поддерживает печатную доску. Рядом, на скамье, лежит маца (кожаная подушечка на рукоятке для набивки краски на набор).

На небольшом постаменте, над которым возвышается фигура Ивана Федорова в одежде посадского человека, дата выпуска первой печатной книги : 19 апреля 1563 года и знак «И.Ф.» на бронзовом диске своего рода экслибрис, которым первопечатник помечал свои издания. На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана Федорова из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве святые книги» и девиз: «Ради братии моих и ближних моих».

История не сохранила для нас ни одного рисунка, портрета или описания наружности Ивана Федорова. Помогал скульптору погрузиться в эпоху историк Иван Забелин , а средневековый костюм был взят из собрания художника Сергея Иванова. Доска и маца в ту пору еще сохранялись в Московской Синодальной типографии.

Работал над памятником Сергей Волнухин около двух лет.

Памятник хотели установить на Театральной площади , в чем городские власти отказали, под предлогом, что «не представляется возможным загромождать площадь сооружениями». Вскоре городское управление заняло место, предназначавшееся для памятника «подземным туалетным павильоном с двумя высокими выступами». В итоге было принято решение установить скульптуру около Третьяковского проезда , на месте, где в XVI веке находился Государев печатный двор, рядом с Китайгородской стеной. Исстари расположенная рядом Никольская улица звалась в народе «книжной».

Чествование памяти Ивана Федорова в день открытия памятника было ознаменовано многочисленными мероприятиями по всей Москве. Горожане проявили к событию большой интерес и приняли в торжествах самое активное участие.