Тяжелая судьба «Акул. Подводная лодка акула - железный хищник эпохи Серии 941 акула

22.09.2014, 19:24

Несколько фактов о самой большой подводной лодке в мире.

23 сентября 1980 года в Советском Союзе года была спущена на воду атомная субмарина «Акула», которая и сегодня остается главным морским исполином. Это был симметричный, но более мощный ответ на то, что в ВМС США поступили подлодки класса «Огайо».

От нее не скрыться

Работы над проектом 941 по созданию подводной лодки «Акула» (по классификации НАТО «Тайфун» - прим. Интерполит.ру) начались 19 декабря 1973 года, когда правительство СССР приняло постановление, предусматривающее строительство нового ракетоносца. Проект разработало Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» (Санкт-Петербург), которое возглавлял генеральный конструктор Игорь Спасский.

Строили подлодки класса «Тайфун» в Северодвинске, на местном судостроительном заводе «Севмаш». Первый подводный крейсер стратегического назначения был заложен 30 июня 1976 года. 23 сентября 1980 года он был спущен на воду, а еще через три месяца вошел в состав Северного флота под номером ТК-208. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа.

Всего было заложено семь «тайфунов», но один не был достроен. В соответствии с Договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, три из шести построенных кораблей проекта были утилизированы. Базировались все лодки этого типа на Северном флоте, в бухте Нерпичья.

Мощность подлодки такова, что ракеты ее способны пролететь около десяти тысяч километров. Иными словами, из зоны Северного полюса для нее доступны любые цели до экватора.

Девятиэтажка и Царь-пушка

В настоящее время в боевом составе ВМФ РФ на Северном флоте находятся две подлодки класса «Акула» - ТК-20 «Северсталь» и ТК-17 «Архангельск».


Чтобы лодки могли нести дежурства в холодных водах и проламывать лёд толщиной в два с половиной метра, ограждение рубки выполнено из очень прочного материала. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается к ледяному потолку, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.

Внутри подлодка имеет катамаранное устройство. В стальном брюхе «Акулы» располагаются два прочных корпуса диаметром по 7,2 м. Каждый из них разделен на восемь отсеков. Утверждают, что трагедии, подобной случившейся на «Курске», на «Акуле» быть не может, поскольку торпедный отсек надежно изолирован.

Главная энергетическая установка состоит из двух атомных реакторов по 190 МВт и двух паровых турбин по 45 000 лошадиных сил.

В сущности, «Акула» - это огромный подводный атомоход высотой с девятиэтажный дом. Про нее говорили, что если эту лодку выставить рядом с Царь-Пушкой, то, глядя на нее, человечество навсегда откажется вести какие-либо войны.

Плавучий «Хилтон»

Считается, что экипажи подводных лодок класса «Тайфун» размещены в необыкновенно комфортных условиях, за что «Акулу» прозвали плавучим «Хилтоном». Что-то подобное мог вообразить только Жюль Верн, но перенести написанное на бумаге в реалии XX века казалось невозможным. Советские проектировщики и строители субмарин сказку сделали былью.

Матросы отдыхают в маломестных кубриках. Командный состав размещается в каютах по два, четыре и шесть человек. В каждом из «номеров» есть умывальник, телевизор, письменный столик и даже книжные полки. Спортивную форму на «Акуле» можно поддерживать в спортзале, где имеется шведская стенка, боксерская груша, а также различные тренажеры. Можно покрутить педали, поработать веслами или пробежаться на беговой дорожке.

Отдельно следует сказать о том, что на подлодке девять гальюнов. Сауну обшили дубовыми досками. Рассчитана она на пять человек, но набивается туда до десяти. После сауны приятно окунуться в бассейн. На субмарине он небольшой: четыре метра на два. И два метра глубиной. Заполняется пресной водой или забортной соленой. При необходимости воду можно было подогреть.

Из других развлечений отметим «живой уголок» и солярий, а также две кают-компании – для командного состава и для матросов и мичманов.

Основное вооружение

На подлодках проекта 941 размещены ракетные комплексы с двадцатью трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39. Вместе с пусковой установкой одна ракета весит 90 тонн. 17-метровая ракета Р-39 – самая длинная из принятых на вооружение в мире. Каждая боеголовка по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте. Каждая имеет индивидуальное наведение. Система управления пуском ракет продублирована и застрахована от несанкционированного запуска.


Старт всего боекомплекта ракет может быть осуществлён одним залпом. Р-39 имеет трехступенчатый твердотопливный двигатель, более безопасный в эксплуатации, чем жидкостные на других типах ракет.

Запустить ракеты можно как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Разработка новой ракеты Р-39УТТХ «Барк» предусматривала даже пуск из-подо льда. Но в 1998 году после третьего неудачного пуска Минобороны РФ решило прекратить работы над комплексом.

На лодке также установлено шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений.

Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

Радиоэлектронное вооружение «Акул»:

Боевая информационно-управляющая система «Омнибус»

Аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 в процессе среднего ремонта установлен цифровой «Скат-3»)

Гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»

Эхоледомер МГ-518 «Север»

Радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»

Навигационный комплекс «Симфония»

Комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»

Телевизионный комплекс МТК-100

Две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.

Технические характеристики субмарин класса «Тайфун»

Длина – 172 м

Ширина – 23,3 м

Осадка – 11 м

Водоизмещение надводное – 23200 тонн

Водоизмещение подводное – 48000 тонн

Глубина погружения подводной лодки – 500 м

Рабочая глубина погружения – 380 м

Скорость хода надводная – 12 узлов

Скорость хода подводная – 25 узлов

Экипаж – 160 человек

Автономность – 120 суток (по другим источникам – до 180 суток)

Подводная лодка «Акула» занесена в книгу рекордов Гиннесса.


Новости СМИ2

Mediametrics.ru

Читайте также:

Китай представит на выставке в Чжухае Airshow China 2016 аналог российского оперативно-тактического ракетного комплекса ОТРК «Искандер». Как сообщил 25 октября ресурс Defence-blog.com, китайцы продемонстрируют экспортный вариант нового тактического ракетного комплекса M20. По своим тактико-техническим характеристикам и даже внешне он напоминает экспортный вариант нашего «Искандера». В частности, имеет две тактические ракеты с дальностью действия до 280 км (с возможностью действия до 400 км), однако, в отличие от российской системы, китайские ракеты расположены в индивидуальных транспортно-пусковых контейнерах.

Ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» после модернизации получит управляемые противотанковые ракеты увеличенной дальности, рассказал ТАСС генеральный конструктор коломенского КБ машиностроения Валерий Кашин. Модернизация вертолета, которому согласно кодификации НАТО присвоено имя «Опустошитель», началась в 2009 году. Он предполагает увеличение боевых возможностей крылатой машины при помощи широкого спектра конструктивных усовершенствований, к которым относятся повышение функциональности, ударной мощи, установки более современной авионики.

Атомная подводная лодка специального назначения БС-64 «Подмосковье» после ремонта и модернизации покинула акваторию северодвинского завода «Звездочка» и вышла на ходовые испытания. Об этом 24 октября сообщила пресс-служба предприятия, которое входит в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация». «В морских условиях экипаж корабля и сдаточная команда „Звездочки" выполнят цикл проверок всех систем и механизмов атомной подводной лодки и отработают плановые задачи, подтверждающие проектные характеристики субмарины», - заявили на предприятии.

Россия подготовила серию мероприятий, которые станут несимметричным ответом на санкции США в случае их ужесточения. Об этом на заседании комитета Совета Федерации рассказал заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков. «Санкционная политика США по отношению к России продолжается уже длительное время. Мы использовали этот период, чтобы провести определенную исследовательскую работу, заготовить серию мероприятий, которые могут применяться именно в несимметричном режиме на случай дальнейшего ужесточения санкционного режима», - сообщил Рябков.

Баллистический ракетный комплекс Д-19 класса Р-39 «Вариант»

Комплекс Д-19 разрабатывался специально для подводных лодок проекта 941. Состоит из 20 баллистических трехступенчатых ракет Р-39 «Вариант». Учитывая размеры и вес данных снарядов «Акула» - единственный тип подводных лодок, способный нести их на борту.

Дальность поражения ракет - 8300 км, боевая часть разделяется на 10 боеголовок, каждая с собственным наведением. Масса ракеты на старте - 90 т, вес каждой боеголовки в тротиловом эквиваленте составляет 100 килотонн.

Запуск всех ракет может производится залпом, с небольшим интервалом между отдельными пусками. Допускается ведение огня с надводного положения, а также с глубины до 55 м. Погодные условия на запуски не влияют. Амортизационная ракетно-стартовая система снижает интервал между пусками и уровень производимого шума.

Ракетный комплекс Д-19У с 20-ю баллистическими ракетами Р-39УТТХ «Барк»

В 1986 ракетный комплекс подлодок «Акула» планировалось модернизировать под ракеты Р-39УТТХ «Барк». Данные снаряды должны были покрывать расстояние до 10 тыс. км, а также проходить через лед. Перевооружение должно было состояться в 2003, когда заканчивался срок эксплуатации Р-39. Однако в 1998 после неудачных испытаний было решено свернуть проект и разработать новую баллистическую ракету на твердом топливе - «Булаву».

Технические характеристики

Открытые пусковые шахты

Технические характеристики подводных лодок проекта 941 - самые выдающиеся в мире. Гигантские размеры в сочетании с безопасной схемой компоновки и огневой мощью делают каждый такой крейсер надежным инструментом ядерного сдерживания.

Водо-водяной ядерный реактор мощностью 190 МВт

Ядерная энергетическая установка выполнена по блочному типу. Состоит из двух водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах ОК-650. Тепловая мощность каждого - по 190 МВт, общая мощность на валу - 2х50000 л. с.

Турбина

Подводная лодка «Акула» имеет две паротурбинных установки. Каждая находится в кормовых отсеках основных корпусов, что повысило выживаемость подлодки. За счет двухкаскадной резинокордной амортизации и блочной компоновки обеспечивается виброизоляция агрегатов, что снижает общий шум.

Движитель

«Акула» имеет два низкооборотных семилопастных гребных винта с фиксированным шагом. Для снижения производимого шума винты находятся в кольцевых обтекателях (фенестронах).

Резервные средства движения

К резервным средствам движения подводных лодок проекта 941 относят два дизельных генератора АСДГ-800 по 800 кВт, два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт и свинцово-кислотную аккумуляторную батарею. Для маневрирования в ограниченном пространстве предусмотрены две подруливающие установки с двигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Расположены они в носовой и кормовой части.

Радиоэлектронное оборудование

Проектирование «Акулы» изначально рассчитывалось на службу в полярных условиях

Радиоэлектронное оборудование и вооружение представлено следующими системами:

  • информационно-управляющая боевая система «Омнибус»;
  • гидроакустический комплекс «Скат-КС», на ТК-208 заменен на «Скат-3»;
  • гидроакустическая станция поиска мин МГ-519 «Арфа»;
  • эхоледомер МГ-518 «Север»;
  • радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
  • навигационная система «Симфония»;
  • комплекс радиосвязи «Молния-Л1» и система спутниковой связи «Цунами»;
  • телевизионный комплекс МТК-100.

Также предусмотрены две всплывающие антенны буйкового типа. Они позволяют принимать сигналы, сообщения и целеуказания на глубине 150 м, а также при нахождении под льдами.

Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения

Скоростные характеристики подводных лодок «Акула» имеют следующие показатели:

  • надводная скорость - 12 узлов;
  • подводная - 25 узлов (46,3 км/ч);
  • автономность плавания - до 6 месяцев.

Надводное водоизмещение составляет 23200 т, подводное - 48000 т. Данные подлодки в шутку называют водовозами, поскольку при погружении половину их веса составляет балластная вода.

Глубины погружения

Подлодки проекта 941 способны погружаться до 500 м. Рабочая глубина составляет 400 м, радиосвязь обеспечивается на 150 м, запуск баллистических ракет - до 55 м.

Размеры

Размеры подводной лодки проекта 941 имеют следующие значения:

  • длина по ватерлинии - 172,8 м;
  • ширина корпуса - 23,3 м;
  • осадка по ватерлинии - 11,2 м.

Благодаря этим параметрам «Акула» - самая большая подводная лодка в мире, созданная специально для переноса ракет Р-39. Численность экипажа составляет 160 человек, включая 52 офицера.

Достоинства и недостатки

С появлением высокоточных баллистических ракет стратегического назначения стационарные пусковые шахты стали терять позиции в вопросе нанесения гарантированного ответного удара. Атомные подводные крейсеры проекта 941 создавались с целью восстановления данного потенциала.

Достоинства подлодок «Акула» представлены тремя ключевыми аспектами:

  • возможность несения службы в Арктике, включая подледные шельфы;
  • тяжелые Р-39, не имеющие аналогов среди переносимых стратегических ракет;
  • повышенная безопасность и живучесть экипажа и подлодки ввиду конструктивной компоновки.

Появление таких крейсеров на вооружении советского флота подтолкнуло США к подписанию договора ОСВ-2. Именно данные лодки обеспечили паритет мировых держав в Холодной войне , их фото до сих пор внушают уважение и страх перед возможной ядерной войной.

Недостатки проекта 941 имеют спорные основания. Высказываются претензии к размерам, вызванным низким качеством твердого топлива Р-39, ходовым свойствам и управляемости подлодки, шуме, высокой стоимости. В современной аналитике бытует мнение, что для СССР важнее было показать масштаб и мощь, чем практическую эффективность и целесообразность.

Однако сравнение ТТХ с зарубежными и отечественными аналогами показывает, что большая часть этих претензий не имеют существенных оснований. Определенные проблемы с уровнем шума и стоимостью действительно существуют, однако они находятся в допустимых пределах с поправкой на время разработки и соразмерность.

Размеры подводных лодок в сравнении

В качестве основного конкурента проекту 941 выделяют подводные лодки класса «Огайо» - серия кораблей в США, рассчитанная на стратегические ракеты. Оба проекта разрабатывались примерно в одно время.

По габаритам у «Огайо» размеры подводной лодки в сравнении ненамного уступают «Акуле» - 170,7 м длины, 12,8 м ширины и 11,1 осадка. Значительнее отличается водоизмещение - американская субмарина весит 16746 и 18750 тонн в надводном и подводном состоянии соответственно.

Несмотря на меньшие размеры американская подлодка несет 24 баллистические ракеты Trident II D5. Ее ключевое преимущество - модульная система отдельных агрегатов, что облегчает постепенную модернизацию подлодки.

Применение в боевых условиях

В боевых условиях корабли проекта 941 не применялись. Основное их участие - патрулирование в арктических водах, участие в испытаниях. В 1987 ТК-12 осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику со сменой экипажей. В 1997 в ходе испытаний Северного флота с борта ТК-20 осуществлен залповый пуск 20 ракет Р-39.


Парпурин Вадим

Проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) - советские тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения. Разработаны в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург).

Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года. Атомные подводные лодки проекта 941 - самые большие в мире.

История создания

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа.. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции.

23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинска, на гладь Белого моря была спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. На Западе же лодке присвоили кодовое имя «Typhoon». Впоследствии Тайфуном эту лодку стали называть и у нас.Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.

Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС. Брежнев специально назвал «Акулу» «Тайфуном», чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение.

Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ.

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей.

27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты - выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.

В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

Конструкция

Энергетическая установка выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в разных прочных корпусах. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов. При проектировании в ТТЗ включался пункт о необходимости обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).

Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 - самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести - более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз»., а в конкурирующем КБ «Малахит» - «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.

Корпус

Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки. По мнению генерального конструктора С. Н. Ковалева.

«То, что произошло на «Курске» (проект 949А), на 941 проекте таких катастрофических последствий иметь не могло. На «Акуле» торпедный отсек выполнен в виде отдельного модуля. И взрыв торпеды не привел бы к разрушению нескольких носовых отсеков и гибели всего экипажа.»Оба главных прочных корпуса соединены между собой тремя переходами через промежуточные прочные отсеки-капсулы: в носу, в центре и в корме. Общее число водонепроницаемых отсеков лодки - 19. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств.

Прочные корпусы изготовлены из титановых сплавов, лёгкий - стальной, покрыт нерезонансным противолокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием общим весом 800 т. По мнению американских специалистов, звукоизолирующими покрытиями снабжены и прочные корпуса лодки.

Корабль получил развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещёнными непосредственно за винтами. Передние горизонтальные рули выполнены убирающимися.

Для того, чтобы лодки были способны нести дежурства в высоких широтах, ограждение рубки выполнено очень прочным, способным проламывать лёд толщиной 2-2,5 м (зимой толщина льда в Северном ледовитом океане варьирует от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м). Снизу поверхность льда покрыта наростами в виде сосулек или сталактитов значительных размеров. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается к ледяному потолку специально приспособленным для этого носом и рубкой, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.

Силовая установка

Главная ядерная энергетическая установка спроектирована по блочному принципу и включает в себя два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 с тепловой мощностью по 190 МВт и мощностью на валу - 2×50 000 л. с., а также две паротурбинные установки, расположенные по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть лодки. Применение двухкаскадной системы резинокордной пневматической амортизации и блочной компоновки механизмов и оборудования позволило значительно улучшить виброизоляцию агрегатов и, тем самым, снизить шумность лодки.

В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для уменьшения уровня шума винты установлены в кольцевых обтекателях (фенестронах).

На лодке имеются резервные средства движения - два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. Для маневрирования в стеснённых условиях имеется подруливающее устройство в виде двух откидных колонок с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Подруливающие устройства размещены в носовой и кормовой частях корабля.

Обитаемость

Экипаж размещён в условиях повышенной комфортности. На лодке имеются салон для отдыха, спортзал, плавательный бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, «живой уголок». Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав - в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна - для офицеров, другая - для мичманов и матросов. Моряки называют «Акулу» «плавучим „Хилтоном"».

Вооружение

Основное вооружение - ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером - 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет - 8300 км, боевая часть - разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Из-за больших габаритов Р-39 лодки проекта «Акула» были единственными носителями этих ракет. Конструкция ракетного комплекса Д-19 испытывались на специально переоборудованной по проекту 619 дизельной субмарине К-153, но на ней смогли разместить только одну шахту для Р-39 и ограничились семью запусками бросковых макетов. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Благодаря амортизационно ракетно-стартовой системе АРСС старт ракеты осуществляется из сухой шахты с помощью порохового аккумулятора давления, что позволяет уменьшить интервал между запусками и уровень предстартового шума. Одна из особенностей комплекса - с помощью АРСС ракеты подвешиваются у горловины шахты. При проектировании предусматривалось размещение боекомплекта из 24 ракет, но, по решению главнокомандующего ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова, их число было сокращено до 20.

В 1986 году было принято постановление правительства о разработке усовершенствованного варианта ракеты - Р-39УТТХ «Барк». В новой модификации планировалось увеличение дальности стрельбы до 10 000 км и реализация системы прохождения через лёд. Перевооружение ракетоносцев планировалось проводить до 2003 года - срока истечения гарантийного ресурса произведённых ракет Р-39. В 1998 году после третьего неудачного пуска Министерство обороны решило прекратить работы над готовым на 73 % комплексом. Разработать другую твердотопливную БРПЛ «Булава» поручили Московскому институту теплотехники, разработчику «сухопутной» МБР «Тополь-М».

Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений.

Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

Ракетоносцы проекта «Акула» оснащаются следующим радиоэлектронным вооружением:

  • боевая информационно-управляющая система «Омнибус»;
  • аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 в процессе среднего ремонта установлен цифровой «Скат-3»);
  • гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»;
  • эхоледомер МГ-518 «Север»;
  • радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
  • навигационный комплекс «Симфония»;
  • комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»;
  • телевизионный комплекс МТК-100;
  • две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.

Условия экипажа

На «Тайфуне» экипажу были обеспечены не просто хорошие, а немыслимо хорошие для подводных лодок бытовые условия. Такое, пожалуй, можно было бы ожидать от «Наутилуса», но никак не от настоящей лодки. За небывалый комфорт «Тайфун» прозвали «плавучей гостиницей». При проектировании «Тайфуна», по всей видимости, особенно не стремились к экономии веса и габаритов, и команда была размещена в обшитых пластиком под дерево 2-, 4- и 6-местных каютах, с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами.

Был на «Тайфуне» и специальный комплекс для отдыха: спортивный зал со шведской стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело– и гребными тренажерами, беговыми дорожками. (Правда, кое-что из этого – чисто по-советски – не работало уже с самого начала.) Есть на нем и четыре душевые, а также целых девять гальюнов, что тоже весьма существенно. Обшитая дубовыми досками сауна, вообще говоря, была рассчитана на пять человек, но если постараться, то в ней могло разместиться и десять. А еще был на лодке небольшой бассейн: 4 метра в длину, два в ширину и два в глубину.

Сравнительная оценка

У ВМС США находится на вооружении только одна серия стратегических лодок - «Огайо», относящаяся к третьему поколению (построено 18, из них 4 впоследствии переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк»). Первые АПЛ этой серии вступали в строй одновременно с «Акулами». За счёт заложенной в «Огайо» возможности последовательной модернизации (в том числе и шахтами с запасом места и со сменными стаканами) на них используется один тип баллистических ракет - Trident II D-5 вместо первоначальных Trident I С-4. По количеству ракет и числу РГЧ «Огайо» превосходят и советские «Акулы», и российские «Бореи».

Следует отметить, что «Огайо», в отличие от российских подводных лодок, предназначены для боевых дежурств в открытом океане в сравнительно тёплых широтах, тогда как российские субмарины часто дежурят в Арктике, находясь при этом на относительном мелководье шельфа и вдобавок под слоем льда, что оказывает существенное влияние на конструкцию лодок. В частности, для «Акул» забортная температура выше +10 °C может послужить причиной существенных механических проблем. У подводников ВМС США плавание на мелководье под льдами Арктики считается очень рискованным.

Предшественники «Акул» - подводные лодки проектов 667А, 670, 675 и их модификации, из-за повышенной шумности были прозваны американскими военными «ревущими коровами», районы их боевых дежурств находились у берегов США - в зоне действия мощных противолодочных сое­динений, к тому же им приходилось преодолевать противолодоч­ный рубеж НАТО между Гренландией, Исландией и Великобританией.

В СССР и России основную часть ядерной триады составляют наземные РВСН.

После принятия в боевой состав ВМФ СССР подводных лодок стратегического назначения типа «Акула» США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023-2026 годов.

3-4 декабря 1997 года в Баренцевом море при утилизации ракет по договору СНВ-1 методом отстрела с борта АПЛ «Акула» произошёл инцидент: в то время, как с борта российского судна за отстрелом наблюдала делегация США, многоцелевая АПЛ типа «Лос-Анджелес» совершала манёвры около АПЛ «Акула», приближаясь на расстояние до 4 км. Лодка ВМС США покинула район стрельб после предупредительного подрыва двух глубинных бомб.

Основные характеристики

  • Тип корабляТРПКСН
  • Обозначение проекта941 «Акула»
  • Разработчик проектаЦКБМТ «Рубин»
  • Главный конструкторС. Н. Ковалёв
  • Классификация НАТОSSBN «Typhoon»
  • Скорость (надводная)12 узлов
  • Скорость (подводная)25 узлов (46,3 км/ч)
  • Рабочая глубина погружения400 м
  • Предельная глубина погружения500 м
  • Автономность плавания180 суток (6 месяцев)
  • Экипаж160 человек (в т.ч. 52 офицера)

Размеры

  • Водоизмещениенадводное23 200 т
  • Водоизмещение подводное48 000 т
  • Длина наибольшая (по КВЛ)172,8 м
  • Ширина корпуса наиб.23,3 м
  • Средняя осадка (по КВЛ)11,2 м

Силовая установка

  • 2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый.
  • 2 турбины по 45000 - 50000 л.с. каждая
  • 2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
  • 4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт

Резервные:

  • 2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
  • Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Вооружение

  • Торпедно-минное вооружение6 ТА калибра 533 мм;
  • 22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М,УСЭТ-80 или ракето-торпеды«Водопад»
  • Ракетное вооружение20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
  • ПВО8 ПЗРК «Игла»

Подводные лодки (ПЛ) показали свою эффективность в борьбе за господство на море. Ключевая особенность данных кораблей - скрытность, позволяющая наносить мощные удары по наиболее уязвимым целям противника.

Широкое распространение подводные лодки получили во Вторую Мировую, развивались и средства борьбы против них. В послевоенное время официально известно лишь о двух случаях боевого применения подлодок против надводных кораблей. Однако они остаются на вооружении 33 государств мира, становясь неотъемлемой частью флота.

Проект 941 «Акула» (в классификации НАТО - SSBN «Typhoon», «Тайфун») - атомные тяжелые подводные ракетные крейсеры стратегического назначения (АПРК, РПКСН). Разработаны в СССР, перешли на вооружение российского флота. Подлодки данного типа считаются самыми большими в мире.

История создания и дата начала работы над проектом

Техническое задание на разработку проекта 941 выдано в 1972 году. Ориентир делался на соперничество с США, где велась разработка над атомной подлодкой «Огайо». В итоге первые корабли обоих проектов были заложены почти одновременно в 1976.

Пр. 941 изначально разрабатывался под межконтинентальные баллистические ракеты Р-39. Данный аспект потребовал от лодки-носителя значительных габаритов. Спуск на воду первого подводного тяжелого крейсера ТК-208 состоялся 29 сентября 1980. В строй подлодка вступила 12 декабря 1981.

Первоначально план разработки ориентировался на выпуск 12 подводных лодок. Позже это количество сократили до 10 субмарин. В период с 1981 по 1989 годы заложено и спущено на воду 6 таких кораблей. Остальные так и не были изготовлены.

Три из поступивших на вооружение подлодки утилизированы в середине 2000-х в ходе сотрудничества с США. ТК-208 «Дмитрий Донской» уже после смерти главного конструктора С. Н. Ковалева модернизирован под новые ракеты «Булава» . Сколько он будет оставаться еще в строю - неизвестно.

Две оставшиеся лодки ТК-17 и ТК-20 подлежали утилизации, однако летом 2019 было заявлено об их переоборудовании под крылатые ракеты. Ориентировочное количество - 200 штук.

Основные цели и задания

Подводные лодки проекта 941 Акула относятся к атомным крейсерам стратегического назначения. Помимо базового вооружения они несут на борту межконтинентальные твердотопливные баллистические ракеты. Мобильность таких установок позволяет уходить из-под атаки противника и выходить на нужную точку обстрела.

Это гарантирует ответный ядерный удар в случае применения атомного оружия. В сочетании с другими сдерживающими факторами наличие таких подлодок на вооружении ведущих держав обеспечивает определенный военный паритет.

В тактические задачи данной атомной подводной лодки (АПЛ) входило патрулирование, участие в учениях, испытания новых вооружений. Ввиду своих габаритов подлодка не рассчитана на активное участие в морских сражениях в составе флотов.

Конструкционная специфика корпуса

Компоновка корпуса

Общая конструкция подводных лодок проекта 941 «Акула» разделена на пять отдельных прочных корпусов, объединенных одним внешним. Два из них считаются ключевыми, диаметр в некоторых местах доходит до 10 м. В передней части между ними располагаются ракетные шахты.

Основные корпусы имеют переходы в передней, центральной и задней части лодки. Всего предусмотрено 19 водонепроницаемых отсеков. У основания рубки имеются две всплывающие камеры, рассчитанные на эвакуацию всего экипажа.

Кроме двух основных корпусов имеются три дополнительных - торпедный отсек, модуль управления и механический. Все они изолированы друг от друга, что повышает пожаробезопасность и выживаемость подлодки в экстренных ситуациях.

Внешний легкий корпус стальной, имеет нерезонансное звукоизолирующее и противолокационное резиновое покрытие. Обшивка прочных корпусов выполнена из титановых сплавов. Особое внимание уделено рубке - верхние ограждения позволяют пробивать полярный лед до 2,5 м толщиной.

Кормовое оперение подводной лодки крестообразное, имеет горизонтальные рули за винтами. Передние горизонтальные рули убираются.

Для экипажа предусмотрены комфортные условия размещения. Имеется салон для отдыха, спортивный зал, бассейн 4х2х2 м, солярий, сауна, «живой» уголок, две кают-компании для офицеров и матросов. Рядовые размещены в малогабаритных кубриках, офицеры - в двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и кондиционерами.

Реакторный и турбинные отсеки

Реакторный и турбинные отсеки находятся в кормовой части в двух основных корпусах. Между турбинными имеется отдельная кормовая шлюзовая рубка.

Три носовых отсека

Два носовых отсека основных корпусов - гидроакустические. Между ними в изолированном корпусе находится торпедный отсек. Прилегающие отсеки основной части - ракетные.

Три прилегающих к главному командному пункту

Три прилегающие к центральному посту отсека обеспечивают живучесть лодки. Здесь же располагаются всплывающие камеры для эвакуации.

Надежно изолированный носовой корпус торпедного отсека

Торпедный отсек изолирован от основных корпусов прочной обшивкой. По заявлению главного конструктора С. Н. Ковалева ситуация, произошедшая с атомной подлодкой «Курск» после взрыва торпеды, на «Акулах» не имела бы таких катастрофических последствий.

Корпус для размещения ГКП и радиотехнического оборудования

Главный командный пост (ГКП) располагается в центральной части, в рубке. Имеет изолированный от других отсеков корпус. Сюда же выведено все радиотехническое оборудование, обеспечивающее управление лодкой.

Кормовой переходной корпус общей длиной 30 метров

Кормовой переходный корпус - технические отсеки, от реактора к турбинному отделению. Отдельного изолирования от общих отсеков не имеет, однако герметичное закрытие присутствует.

Вооружение

Вооружение подводных лодок проекта 941 делят на три категории:

  • баллистические ракеты;
  • торпеды;
  • радиоэлектронные системы.

Баллистические ракетные комплексы Д-19 - стратегическое вооружение подлодки. Для стрельбы торпедами (53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80) и ракето-торпедами («Шквал», «Водопад») предусмотрено 6 пусковых аппаратов, калибр - 533 мм. Также через них допускается установка минных заграждений. Противовоздушная оборона лодки обеспечивается восемью ПЗРК «Игла-1» .

Баллистический ракетный комплекс Д-19 класса Р-39 «Вариант»

Комплекс Д-19 разрабатывался специально для подводных лодок проекта 941. Состоит из 20 баллистических трехступенчатых ракет Р-39 «Вариант». Учитывая размеры и вес данных снарядов «Акула» - единственный тип подводных лодок, способный нести их на борту.

Дальность поражения ракет - 8300 км, боевая часть разделяется на 10 боеголовок, каждая с собственным наведением. Масса ракеты на старте - 90 т, вес каждой боеголовки в тротиловом эквиваленте составляет 100 килотонн.

Запуск всех ракет может производится залпом, с небольшим интервалом между отдельными пусками. Допускается ведение огня с надводного положения, а также с глубины до 55 м. Погодные условия на запуски не влияют. Амортизационная ракетно-стартовая система снижает интервал между пусками и уровень производимого шума.

Ракетный комплекс Д-19У с 20-ю баллистическими ракетами Р-39УТТХ «Барк»

В 1986 ракетный комплекс подлодок «Акула» планировалось модернизировать под ракеты Р-39УТТХ «Барк». Данные снаряды должны были покрывать расстояние до 10 тыс. км, а также проходить через лед. Перевооружение должно было состояться в 2003, когда заканчивался срок эксплуатации Р-39. Однако в 1998 после неудачных испытаний было решено свернуть проект и разработать новую баллистическую ракету на твердом топливе - «Булаву».

Технические характеристики

Технические характеристики подводных лодок проекта 941 - самые выдающиеся в мире. Гигантские размеры в сочетании с безопасной схемой компоновки и огневой мощью делают каждый такой крейсер надежным инструментом ядерного сдерживания.

Водо-водяной ядерный реактор мощностью 190 МВт

Ядерная энергетическая установка выполнена по блочному типу. Состоит из двух водо-водяных реакторов на тепловых нейтронах ОК-650. Тепловая мощность каждого - по 190 МВт, общая мощность на валу - 2х50000 л. с.

Турбина

Подводная лодка «Акула» имеет две паротурбинных установки. Каждая находится в кормовых отсеках основных корпусов, что повысило выживаемость подлодки. За счет двухкаскадной резинокордной амортизации и блочной компоновки обеспечивается виброизоляция агрегатов, что снижает общий шум.

Движитель

«Акула» имеет два низкооборотных семилопастных гребных винта с фиксированным шагом. Для снижения производимого шума винты находятся в кольцевых обтекателях (фенестронах).

Резервные средства движения

К резервным средствам движения подводных лодок проекта 941 относят два дизельных генератора АСДГ-800 по 800 кВт, два электродвигателя постоянного тока мощностью по 190 кВт и свинцово-кислотную аккумуляторную батарею. Для маневрирования в ограниченном пространстве предусмотрены две подруливающие установки с двигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Расположены они в носовой и кормовой части.

Радиоэлектронное оборудование

Радиоэлектронное оборудование и вооружение представлено следующими системами:

  • информационно-управляющая боевая система «Омнибус»;
  • гидроакустический комплекс «Скат-КС», на ТК-208 заменен на «Скат-3»;
  • гидроакустическая станция поиска мин МГ-519 «Арфа»;
  • эхоледомер МГ-518 «Север»;
  • радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
  • навигационная система «Симфония»;
  • комплекс радиосвязи «Молния-Л1» и система спутниковой связи «Цунами»;
  • телевизионный комплекс МТК-100.

Также предусмотрены две всплывающие антенны буйкового типа. Они позволяют принимать сигналы, сообщения и целеуказания на глубине 150 м, а также при нахождении под льдами.

Характеристики скоростей полного хода и водоизмещения

Скоростные характеристики подводных лодок «Акула» имеют следующие показатели:

  • надводная скорость - 12 узлов;
  • подводная - 25 узлов (46,3 км/ч);
  • автономность плавания - до 6 месяцев.

Надводное водоизмещение составляет 23200 т, подводное - 48000 т. Данные подлодки в шутку называют водовозами, поскольку при погружении половину их веса составляет балластная вода.

Глубины погружения

Подлодки проекта 941 способны погружаться до 500 м. Рабочая глубина составляет 400 м, радиосвязь обеспечивается на 150 м, запуск баллистических ракет - до 55 м.

Размеры

Размеры подводной лодки проекта 941 имеют следующие значения:

  • длина по ватерлинии - 172,8 м;
  • ширина корпуса - 23,3 м;
  • осадка по ватерлинии - 11,2 м.

Благодаря этим параметрам «Акула» - самая большая подводная лодка в мире, созданная специально для переноса ракет Р-39. Численность экипажа составляет 160 человек, включая 52 офицера.

Достоинства и недостатки

С появлением высокоточных баллистических ракет стратегического назначения стационарные пусковые шахты стали терять позиции в вопросе нанесения гарантированного ответного удара. Атомные подводные крейсеры проекта 941 создавались с целью восстановления данного потенциала.

Достоинства подлодок «Акула» представлены тремя ключевыми аспектами:

  • возможность несения службы в Арктике, включая подледные шельфы;
  • тяжелые Р-39, не имеющие аналогов среди переносимых стратегических ракет;
  • повышенная безопасность и живучесть экипажа и подлодки ввиду конструктивной компоновки.

Появление таких крейсеров на вооружении советского флота подтолкнуло США к подписанию договора ОСВ-2. Именно данные лодки обеспечили паритет мировых держав в Холодной войне , их фото до сих пор внушают уважение и страх перед возможной ядерной войной.

Недостатки проекта 941 имеют спорные основания. Высказываются претензии к размерам, вызванным низким качеством твердого топлива Р-39, ходовым свойствам и управляемости подлодки, шуме, высокой стоимости. В современной аналитике бытует мнение, что для СССР важнее было показать масштаб и мощь, чем практическую эффективность и целесообразность.

Однако сравнение ТТХ с зарубежными и отечественными аналогами показывает, что большая часть этих претензий не имеют существенных оснований. Определенные проблемы с уровнем шума и стоимостью действительно существуют, однако они находятся в допустимых пределах с поправкой на время разработки и соразмерность.

Размеры подводных лодок в сравнении

В качестве основного конкурента проекту 941 выделяют подводные лодки класса «Огайо» - серия кораблей в США, рассчитанная на стратегические ракеты. Оба проекта разрабатывались примерно в одно время.

По габаритам у «Огайо» размеры подводной лодки в сравнении ненамного уступают «Акуле» - 170,7 м длины, 12,8 м ширины и 11,1 осадка. Значительнее отличается водоизмещение - американская субмарина весит 16746 и 18750 тонн в надводном и подводном состоянии соответственно.

Несмотря на меньшие размеры американская подлодка несет 24 баллистические ракеты Trident II D5. Ее ключевое преимущество - модульная система отдельных агрегатов, что облегчает постепенную модернизацию подлодки.

Осенью 2011 года в отечественных средствах массовой информации появились сообщения, согласно которым к 2014 году планировалось списание и утилизация всех оставшихся атомных подводных лодок проекта 941 «Акула». На следующий день официальные представители министерства обороны опровергли эту информацию. Как оказалось, в ближайшие годы эти субмарины останутся в составе флота. С тех пор время от времени поступают новые сообщения о дальнейшей судьбе «Акул». В первую очередь называется возможная модернизация этих лодок. Однако ремонт и переоснащение «Акул» порой называются нецелесообразными, ведь в строю осталось всего три такие лодки. А ведь в начале восьмидесятых годов Советский Союз собирался построить десять подлодок проекта 941. Почему же вместо десятка самых крупных в мире субмарин наша страна сейчас имеет лишь три?

Когда в ЦКБ МТ «Рубин» под руководством С.Н. Ковалева начиналась разработка проекта 941, командование флота могло высказывать достаточно смелые пожелания. Согласно некоторым источникам, всерьез рассматривалась возможность строительства серии из двенадцати новых подлодок. Очевидно, по экономическим причинам впоследствии ее сократили до десяти кораблей. Несмотря на такое сокращение, середину семидесятых годов, когда создавался проект, можно назвать одним из самых лучших периодов в отечественного военно-морского флота. Поэтому от выдачи тактико-технического задания до закладки головной «Акулы» прошло всего три с половиной года. Еще через четыре года первая лодка проекта ТК-208 сошла со стапелей и в декабре 1981 года вошла в строй. Таким образом, на создание головной субмарины ушло около девяти лет.

До 1986-87 годов на северодвинском заводе «Севмаш» успели заложить семь подлодок проекта 941. Однако проблемы начались уже в 1988-м. Из-за ряда финансовых и политических проблем седьмая субмарина, готовая на 35-40 процентов, была разрезана на металл. Последние три лодки серии вообще остались на стадии предварительной подготовки к строительству. В стране началась Перестройка и финансирование оборонных проектов значительно сократилось. Кроме того, о новых подлодках узнал бывший (?) вероятный противник, который был прямо заинтересован в отсутствии подобной техники.

Стоит отметить, у Соединенных Штатов был веский довод опасаться «Акул». Лодки проекта 941 были самыми крупными подводными кораблями в мире и несли солидное вооружение. Оригинальная конструкция лодки с двумя основными прочными корпусами, расположенными на расстоянии друг от друга, позволила вписать в обводы легкого корпуса два десятка ракетных шахт комплекса Д-19 с ракетами Р-39. Рекордно крупные размеры лодок проекта 941 были обусловлены габаритами ракет. Р-39 имели длину в 16 метров и попросту не помещались на подлодках старой конструкции наподобие поздних версий проекта 667. В то же время, увеличение размеров лодки позволило разместить на ней удобные каюты и кубрики для экипажа, небольшое помещение для отдыха, спортзал, бассейн и даже сауну.

В обоих основных прочных корпусах размещалось по одному реактору типа ОК-650ВВ с тепловой мощностью до 190 МВт. Две паротурбинные установки с турбозубчатыми агрегатами имели общую мощность до 90-100 тыс. лошадиных сил. Благодаря такой энергетической установке лодки проекта 941 при водоизмещении в 23-28 (надводное) или 48-50 тыс. тонн (подводное) способны двигаться под водой со скоростью до 25-27 узлов. Предельная глубина погружения 450-500 метров, автономность – до 120 суток.

Главной полезной нагрузкой «Акул» были баллистические ракеты Р-39. Эти трехступенчатые твердотопливные боеприпасы могли лететь на дальность порядка 8200-8500 километров и доставлять к целям десять боевых блоков мощностью, по различным данным, от 100 до 200 килотонн. В сочетании с неограниченной дальностью плавания и сравнительно низкой шумностью лодки-носителя ракета Р-39 обеспечивала субмаринам проекта 941 высокие боевые характеристики. Стоит отметить, ракеты Р-39 были не слишком удобны в эксплуатации. Проблемы с ними были связаны, в первую очередь, с массогабаритными параметрами. При длине в 16 метров и диаметре в 2 метра ракета с агрегатами т.н. амортизационной ракетно-стартовой системы (АРСС) весила около 90 тонн. После запуска Р-39 избавлялась от шести тонн веса АРСС. Однако, несмотря на такую массу и размеры, ракету Р-39 посчитали пригодной к эксплуатации и поставили в производство.

В общем, у потенциального противника были все основания бояться. В 1987 году появился новый повод для опасений. В Советском Союзе решили модернизировать все имеющиеся «Акулы» в соответствии с проектом 941УТТХ. Главным его отличием от базового проекта было использование модернизированных ракет Р-39УТТХ. До распада СССР на «Севмаше» успели доработать только одну головную лодку проекта, ТК-208. Другие субмарины не модернизировались – на это попросту не было денег. В дальнейшем отсутствие денег постоянно сказывалось на судьбе «Акул», причем исключительно в отрицательном ключе.

Согласно некоторым источникам, поддержание одной «Акулы» в боеспособном состоянии стоило в 1,5-2 раза больше, чем эксплуатация лодок проекта 667БДРМ. Кроме того, в конце восьмидесятых и начале девяностых руководство нашей страны было готово идти на самые разные уступки в международных переговорах, в том числе и на заведомо невыгодные для собственной обороноспособности. В результате консультаций с, как тогда начали говорить, зарубежными партнерами о строительстве седьмой подлодки серии полностью забыли, а половину из изготовленных решили постепенно списать и утилизировать. Кроме того, в начале девяностых прекратилось производство ракет Р-39. Подлодки рисковали остаться без своего главного .

Из-за недостаточного финансирования лодки проекта 941 почти все время стояли у причалов безо всякой надежды выйти в поход. Первым из боевого состава флота вышел подводный крейсер ТК-202. Утилизация затянулась: вместо планировавшегося начала в 1997 году работы начались только в 1999-м. Резка «на иголки» завершилась к середине двухтысячных годов. В 1997-98 годах из боевого состава флота исключили две другие лодки – ТК-12 и ТК-13. Они очень долго стояли у причалов, и в начале двухтысячных годов появилась надежда на их возвращение. Рассматривался вариант возвращения в строй лодки ТК-12. Кроме того, она должна была получить имя «Симбирск», поскольку администрация города Ульяновска выразила желание взять над ней шефство. Но эти предложения не воплотились в жизнь. В 2004 году США добились начала утилизации лодки. Контракт об уничтожении последней субмарины ТК-13 был подписан в 2007 году. Через несколько месяцев начались работы.

Как видим, «зарубежные партнеры» все же смогли продавить выгодное для них решение. Важность уничтожения «Акул» прекрасно иллюстрирует тот факт, что около 75-80% расходов на утилизацию лодок оплачивали США и НАТО. В общей сложности они затратили порядка 25 миллионов долларов. Вероятно, ввиду опасности советских и российских подводных крейсеров, они были готовы еще раз выложить суммы такого порядка за утилизацию оставшихся российских субмарин, в том числе и других проектов.

Может возникнуть вполне справедливый вопрос: почему руководство России не разорвало соглашение о совместном уничтожении уникальных лодок? Тому есть свои причины. В течение первых лет у нашей страны просто не было возможности полноценно содержать все шесть субмарин. Без должного ухода атомные энергетические установки могли бы стать причиной колоссальных экологических катастроф. Позже, в начале двухтысячных годов, деньги появились, но одновременно с этим проявилась другая проблема. К концу девяностых начало сказываться отсутствие производства ракет. Немного позже ситуация с боеприпасами приобрела фатальный характер: в 2005 году появились сообщения, что на три подлодки имеется всего десять ракет Р-39. Иными словами, не было возможности укомплектовать даже одну подлодку.

Стоит отметить, командование военно-морского флота обратило внимание на эту проблему еще в середине девяностых. В 1998 году началась модернизация подлодки ТК-208 в соответствии с проектом 941У (другое обозначение «941М»). Вместо старых пусковых установок на лодке смонтировали несколько новых шахт, предназначенных для использования ракет Р-30 «Булава». Разработка этой ракеты только началась в то время, но уже принимались соответствующие меры для испытаний и последующей эксплуатации. После ремонта, в 2002 году, лодка ТК-208 получила имя «Дмитрий Донской», а с 2003-го она начала участвовать в испытаниях «Булавы».

Эксплуатация подлодки «Дмитрий Донской» продолжается до сих пор. Две другие оставшиеся лодки оказались менее везучими: их не стали модернизировать. В 2004 году ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» вывели в резерв. Осенью 2001 года лодка «Северсталь» отправилась в поход с целью проведения двух учебных пусков. Вместе с моряками к месту выполнения учебно-боевой задачи отправились телевизионные журналисты, снимавшие документальный фильм «Русская “Акула”». Впоследствии отснятые материалы неоднократно использовались в различных фильмах о подлодках-рекордсменах. По иронии судьбы, эти съемки оказались последними на данный момент в биографии лодки ТК-20.

После памятных заявлений неназванного источника от 2011 года ситуация с лодками проекта 941 неоднократно становилась предметом обсуждений. Через пару месяцев после официального опровержения о списании руководство завода «Севмаш» подтвердило, что субмарина «Дмитрий Донской» впредь будет использоваться в качестве опытной для отработки технологий и технических решений, предназначенных для перспективных проектов. Дальнейшая судьба «Архангельска» и «Северстали» тогда не называлась. В начале 2012 года главком ВМФ В. Высоцкий рассказал, что все три имеющиеся подлодки останутся в составе флота и будут эксплуатироваться в течение следующих лет. Ситуация с отсутствием ракет не комментировалась. С тех пор не было никаких официальных сообщений о дальнейшей судьбе оставшихся подлодок проекта 941. Вероятно, из-за отсутствия каких-либо внятных перспектив «Северсталь» и «Архангельск» пробудут в составе флота еще несколько лет, а затем будут списаны. По крайней мере, сейчас никто не собирается их модернизировать для использования ракет Р-30. Вероятно, командование флота оценило возможности и перспективы такой модернизации и пришло к соответствующим выводам.

Подлодкам проекта 941 не повезло появиться в очень сложный период истории. В самый разгар их строительства начались преобразования, в конечном итоге оказавшиеся фатальными для страны. Ликвидация их последствий заняла еще много лет и в итоге «Акулы» провели у причала большую часть своей жизни. Теперь же, когда можно изыскать возможности для возвращения лодок в строй, целесообразность этого стала вызывать вопросы. Несмотря на рекордные для своего времени характеристики, лодки проекта 941 порядочно устарели и в их обновление придется вложить столько денег, сколько ушло бы на создание совершенно нового проекта. Есть ли в этом смысл?

По материалам сайтов:
http://flot.com/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://deepstorm.ru/
http://lenta.ru/
http://ria.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-578.html

Бухта Нерпичья, 2004 год. Резерв. Фото http://ru-submarine.livejournal.com