Поиск упавшего за борт моряка ведется в черном море в районе мыса меганом полуострова крым. Поиск упавшего за борт моряка ведется в черном море в районе мыса меганом полуострова крым Зенитно ракетное вооружение
Вооружение
Артиллерийское
- 1х1 76-мм АК-176М-550 выстрелов;
- 1х6 30-мм АК-630М- 2000 выстрелов;
- Система управления огнём МР-123/176 "Вымпел-А".
Противолодочное
- 1x12 213-мм бомбомёт РБУ-6000 "Смерч-2";
- 2 кормовых бомбосбрасывателя.
Зенитно-ракетное
- 1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК "Оса-МА" от РЛС 4Р33А;
- 8 ПЗРК "Стрела-3".
Торпедное
- 2х2 533-мм ТА ДТА-53-1124 с прибором АТУ-1;
- КТУ-77 "Терек".
Малые противолодочные корабли проекта 1124М - тип малых противолодочных кораблей, предназначены для поиска и уничтожения подводных лодок в "ближней" морской зоне. Разрабатывались в 1976 году, Зеленодольским ПКБ, как модифицированный вариант с более современными образцами вооружения. Проект выполнялся под руководством главного конструктора Ю. А. Никольского и главного наблюдающего от ВМФ капитана 2 ранга А. П. Демешевича. Было построено 31 кораблей проекта 1124М (для советского флота).
История создания
В 60-х годах главнокомандующий ВМФ СССР С. Г. Горшков дал указание начать разработку нового малого противолодочного корабля с повышенными возможностями противовоздушной и противолодочной обороны. Предполагалось получить новый мощный противолодочный корабль для ближней и прибрежной морских зон, как развитие проекта 204. Впервые на практике военно-морского судостроения небольшой корабль должен был получить на вооружение зенитно-ракетный комплекс самообороны и мощную буксируемую гидроакустическую станцию. В 1963 году Зеленодольскому ЦКБ -340 было выдано техническое задание на проектирование малого противолодочного корабля под шифром «Альбатрос». Главным конструктором корабля был назначен руководитель бюро Ю. А. Никольский.
В ходе конструкторских работ главное внимание было уделено выбору наиболее оптимальных обводов корпуса будущего надводного корабля. Чтобы добиться требуемой 35 узловой скорости полного хода при стандартном водоизмещении 800 тонн, предложили так называемые комбинированные обводы корпуса. Основной трудностью стала необходимость оптимизации мореходных качеств корпуса, и его ходкости при условии наличия большого подкильного обтекателя гидроакустической станции.
Надводный корабль получил гладкопалубную архитектуру с развитой носовой надстройкой во всю ширину палубы, что придавало альбатросам их неповторимый внешний облик. Сплошная протяженная надстройка в сочетании с изящной седловатостью не только повышала высоту надводного борта, но и позволила получить солидные дополнительные объемы внутри корпуса.
В проект 1124М установили более совершенный ЗРК «Оса-МА», 76-мм АУ, РЛС «Топаз-2В», ГАС с антенной в подкильном обтекателе «Платина-С» и подруливающее устройство «Поворот-159», которое обеспечивает управление кораблем во время использования ГАС «Шелонь-Т». Для компенсации весов и размещения аппаратуры КТУ-71 (телеуправления торпед) сняли одну РБУ-6000 с боезапасом и сократили запасы топлива, и на некоторых кораблях устанавливался ПЗРК «Стрела-3»
Описание конструкции
Схема наружного вида МПК проекта 1124М:
Схема наружного вида МПК проекта 1124М
1 – 76-мм АУ АК-176; 2 – 30-мм АУ АК 630М; 3 – ПУ НУРС СППП ПК-16; 4 – АП РЛС СУАО «Вымпел-А»; 5 – обтекатель тросоукладчика ПОУ ГАС «Шелонь-Т»; 6 – кормовой мостик; 7 – 533-мм ТА ДТА-53-1124; 8 - визирная колонка СУАО «Вымпел-А»; 9 - АП радиопеленгатора; 10 - АП РЯС «Топаз-2В»; 11 - АП станции РТР «Бизань-4Б»; 12 - АП РЛС «Дон-2»; 13 - сигнальный мостик; 14 15 - ходовой мостик; 16 - оптический перископический визир ходовой рубки; 17 - ходовая рубка; 18 - фундамент под 45-мм салютную пушку; 19 - РБУ-6000; 20 - ПУ ЗРК «Оса-МА»; 21 22 - 45-см прожектор; 23 - фундаменты под ПУ НУРС СППП ПК-10; 24 - спасательные плотики ПСН-6; 25 - шахта антенны ГАС «Шелонь-Т»; 26 - подруливающая колонка «Поворот-159»; 27 - минные рельсы; 28 - шестивесельный ял.
Схема продольного разреза МПК пр. 1124М:
1 - дегазационный пост; 2 - румпельное отделение и помещение кормовой шпилевой машины; 3 - 76-мм АУ АК-176; 4 - подбашенное отделение 76-мм АУ АК-176; 5 - 30-мм АУ АК-630М; 6 - подбашенное отделение 30-мм АУ АК-630М; 7 - АП РЛС СУАО «Вымпел-А»; 8 - помещения вентиляторов; 9 - обтекатель тросоукладчика ПОУ ГАС «Шелонь-Т»; 10 - коридор кормовой надстройки: по левому борту - посты СУАО «Вымпел-А, а по правому борту - ПОУ ГАС «Шелонь-Т» и радиорубка»; 11 - кубрики личного состава; 12 - кормовой мостик; 13 - 533-мм ТА ДТА-53-1124; 14 - помещение фильтров; 15 - дымоход (по левому борту) и камбуз (по правому борту); 16 - АП РЛС «Топаз-2В»; 17 - АП РЛС «Дон-2»; 18 - посты РТВ и выгородки высокочастотных блоков; 19 - АП РЛС СУО 4Р ЗЗМА ЗРК «Оса-МА»; 20 - ГКП; 21 - ходовая рубка; 22 - бытовые помещения личного состава; 23 - шахта забора воздуха к ГТД; 24 - тамбур офицерских кают; 25 - буфетная; 26 - кают-компания офицеров (по левому борту) и каюта командира корабля (по правому борту); 27 - ПЭЖ (по левому борту); 28 - РГБ-6000; 29 - посты наведения РБУ-6000; 30 - погреб РГБ-60; 31 - ПУ ЗРК «Оса-МА»; 32 - погреб ЗУР и отделение перезарядки ПУ ЗРК «Оса-МА»; 33 - носовое шпилевое отделение; 34 - кладовые различного назначения; 35 - форпик; 36 - цепной ящик; 37 - шахта гидродинамического лага; 38 - посты гидроакустиков и выгородки агрегатов ГАС «Платина-С»; 39 - обтекатель антенны ГАС «Платина-С»; 40 - антенна ГАС «Платина-С»; 41 - гиропост; 42 - насосы общесудовых систем; 43 - топливные цистерны; 44 - носовое МО (ГТД); 45 - ДГ мощностью 300 кВт; 46 - ГТД; 47 - редуктор; 48 - кормовое МО; 49 - главный ДД; 50 - ДГ мощностью 500 кВт.
Корпус
Корпус корабля стальной, гладкопалубный, с комбинированными обводами. Для улучшения мореходности корабля в штормовых условиях надводную часть корпуса решили уширить в носовой части, это позволило обеспечить необходимую высоту надводного борта в носовой оконечности и получить дополнительные объёмы внутри корпуса.
Одиннадцатью водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, корпус делиться на двенадцать отсеков, имеет верхнюю и нижнюю палубы, ниже их располагается платформа, трюм и двойное дно.
Энергетическая установка
Главная энергетическая установка МПК трёхвальная, дизель-газотурбинная эшелонного типа, состоящей из газотурбинного двигателя типа М-8М мощностью в 18 000 л. с.(использовался как форсажный), и бортовые дизеля М-507А1 мощностью в 10 000 л. с.Дизеля работают на бортовые валы с гребными винтами диаметром 2,0 м. В носовом эшелоне размещён ГТУ «М-8М», работает на средний вал с гребным винтом диаметром 2,4 м.
На кораблях так же установлены три дизель-генератора (ДГ-500, ДГ-300 и ДГ-200), они обеспечивали корабль переменным трехфазным током с напряжением 380 В и частотой 50 Гц.
Рулевое устройство
Рулевое устройство состояло из двух балансирных рулей, двухцилиндровой электрогидравлической рулевой машинкой Р-14 с поршневым приводом для руля, двух электропроводных насосов переменной производительности, и авторулевой системой управления «Питон-211» или вручную из румпельного отделения.
Швартовное, якорное и буксирное устройства
Мореходность
Мореходные качества катера обеспечивают безопасное нахождение на пониженных скоростях при состоянии моря до 7-8 баллов.
Спасательные устройства
Носовая часть корпуса в виде «топора» в эксплуатации оказалась неудачной, так-как корабль «рубит» волну, и при волнении сильно забрызгивается и заливается, обладает резкой килевой качкой.
Экипаж и обитаемость
Экипаж кораблей проекта 1124М состоит из 86 человек, в том числе 9 офицеров, 12 мичманов, а остальные 65 членов экипажа состоит из старшин и матросов срочной службы.
При разработке проекта 1124М обитаемости корабля уделялось повышенное внимание. Устанавливались круглогодичные системы охлаждения и кондиционирования воздуха в служебных, жилых помещениях и на боевых постах, это позволило поддерживать в помещениях кораблей нормальную температуру, влажность, чистоту и сменяемость воздуха. На кораблях также оборудована система обогрева помещений и вентиляции, системама хозяйственных паропроводов и система пресной воды.
Вооружение
Противолодочное вооружение
12-ствольная реактивно-бомбомётная установка РБУ-6000
В носовой части надстройки на левом борту размещен 12-ствольная реактивно-бомбомётная установка с механическим заряжанием «РБУ-6000». Под установками в подпалубном помещении размещены погреба на 48 глубинных бомб РГБ-60 калибра 212 мм (масса снаряда - 11,5 кг, заряда - 23,5 кг. Заряжание и разряжание пакета стволов происходит автоматически при помощи специального подъёмника. Предельные углы наведения РБУ-6000 в горизонтальной плоскости по курсовому углу: от 0° до +170°; в вертикальной плоскости от - 90° до +65°. Скорость наведения в автоматическом режиме 30 °/с, при ручном наведении - не более 4 °/с. Скорость автоматической перезарядки - 3 минуты, ручной - 24 минуты.
Дальность стрельбы в пределах 300- 5800 метров, а глубина поражения цели 15-450 метров. Радиус разрушительного воздействия на подводную лодку до 7 метров. Скорострельность - 2,4 выстрела/мин., а скорость погружения - 11,6 м/с. Масса РБУ-6000 составляла 3,1 тонны.
Зенитно ракетное вооружение
Переносной зенитно ракетный комплекс «Стрела-3»
На корме был размещен блок переносного зенитного ракетного комплекса «Стрела-3» (боекомплект на 16 ЗР). Он представлял собой стабилизированную морскую тумбовую установку с четырьмя направляющими для зенитных ракет.
Скорость зенитной управляемой ракеты 9К34 составляет 670 м/с, дальность стрельбы от 500 до 4500 метров, потолок - от 30 до 3000 метров при скорости цели до 310 м/с.
Зенитно-ракетный комплекс "Оса-МА"»
В носовой части корпуса под палубой размещен ЗРК «Оса-МА» (боекомплект 24 ЗУР 9М-33М2). Ракета 9М-33М2 одноступенчатая с двухрежимным твердотопливным двигателем. Средняя скорость полета управляемой ракеты 500 м/с. Обнаружение целей происходит на дальности 25-30 км при высоте цели 3,5-4 км и скорости до 500 м/с. Сопровождение цели и выдача радиокоманд проводится на дальности до 15 км. Минимальная высота поражения цели 25 метров.
Артиллерийское вооружение
Артиллерийская установка АК-176М
Артиллерия представлена одной одноствольной автоматической 76-мм/59 АУ башенного типа АК-176, расположенной в носовой части верхней палубы. Боезапас АУ - 550 выстрелов. Башня артиллерийской установки была изготовлена из алюминиево-магниевого сплава АМг-61 толщиной 4 мм. Расчёт - 2 человека (4 человека в режиме ручной подачи боеприпасов).УГН 175°. Масса АУ - 10,45 т
Артиллерийская установка АК-630М
На кормовой части на банкете второй надстройки, размещен шестиствольный 30-мм/54,5 АУ АК-630М с ленточным магазином на 2000 патронов и запасной лентой в 1000 патронов, для борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами. Дальность стрельбы - 4000 м. В нормативном режиме стрельба ведётся 4-5 очередями по 20-25 выстрелов начиная с предельной дальности, на дистанции наиболее эффективного огня, огонь ведётся очередями по 400 выстрелов с перерывом между очередями в 3-5 с. Масса АУ без боезапаса и ЗИП составляет 1,85 т. Полный вес автомата с системой управления - 9,11 т.
Торпедное вооружение
2х2 533 мм торпедных аппарата ДТА-53-1124
Торпедное вооружение состоит из двух двухтрубных поворотных торпедных аппаратов марки ДТА-53-1124, установленных побортно позади носовой надстройки. Они комплектуются дистанционным автоматическим устройством ввода в торпеды текущего угла (АТУ-1) и имеют воздушную систему стрельбы. Перед стрельбой торпедные аппараты разворачиваются на фиксированный угол в 27°. Для стрельбы используются противокорабельные торпеды марки 53-65К и противолодочные марок СЭТ-53, СЭТ-53М и СЭТ-65.
Гидроакустическое вооружение
ГАС опускаемая МГ-339 "Шелонь" с антенной расположенной в подъёмно-опускном устройстве (ПОУ), находилась в кормовой надстройке и работала в режимах эхо – и шумопеленгования, обеспечивая на стопе поиск подводной цели. Опускалась на глубину до 100 метров и могла обнаруживать подводную лодку идущую на глубине на дальности от 2 до 15 км. При обнаружении лодки на стопе в точке корабельного противолодочного дозора (КПЛД) корабль на полной скорости с поднятой станцией МГ-339 "Шелонь" шёл в точку рандеву с лодкой, с последующим её до поиском и атакой при помощи подкильной ГАС МГ-335 "Платина".
ГАС подкильная МГ-335 "Платина" с антенной расположенной в подкильном обтекателе и работала в режимах эхо и шумопеленгования. Гарантированная дальность сопровождения подводных целей составляла 2 км, а максимально возможная дальность сопровождения (при нормальных гидрологических условиях) до 15 км. Дальность обнаружения в режиме шумопеленгования достигала до 4-6 км, а дальность обнаружения мин и торпед до 3 км. «Мёртвая зона» при работе составляла 1,5 - 2,0 км. ГАС обладала помехоустойчивостью и могла применяться на больших скоростях хода корабля. Время подготовки станции к работе- 5 мин.
Радиотехническое вооружение
РЛС общего обнаружения МР-320 "Топаз-2", предназначена для обнаружения воздушных, надводных и береговых целей, а так же выдачи целеуказания артиллерийскому и зенитно-ракетному оружию. Станция работала в активном и пассивном режимах. Антенный пост на верху фок-мачты обеспечивал режимы ак¬тив¬но¬го об¬на¬ру¬же¬ния це¬лей ("А"),и пас¬сив¬но¬го об¬на¬ру¬же¬ния це¬лей ("П"). РЛС всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических зонах. В режиме ("А") дальность обнаружения надводной цели до 40 км. В режиме ("П") станция обеспечивала обнаружение излучения работающих передатчиков до 100 км в зависимости от диапазона частот и мощности радиоэлектронных средств. Время подготовки станции к работе-5 мин.
Навигационное вооружение
РЛС навигации "Дон-2" 3 - сантиметрового диапазона волн предназначалась для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач. Станция имела антенный пост кругового обзора, который размещался на мачте. Максимальная дальность обнаружения надводных целей - 120 кабельтов, «мёртвая» зона до 35 м. Время подготовки станции к работе -5 мин.
Средства радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы
РЛС радиоэлектронной борьбы "Вымпел-Р2"
РЛС радиоэлектронной борьбы (РЭБ) "Вымпел-Р2", предназначена для обнаружения излучения работающих корабельных и самолётных РЛС, а так же головок самонаведения ракет (ГСН) и создания для них активных помех. 2 антенных поста обнаружения излучения, расположенных побортно на срезах крыльев ходового мостика и 2 антенных постов активного противодействия, размещены побортно на мачте. РЭБ обеспечивает:
- автоматизированную разведку и идентификацию излучений РЛС различного типа;
- автоматизированное создание активных помех и управление постановкой пассивных помех;
- решение задач РЭБ, скоординированное с решением задач огневых средств ПВО и ПРО надводного корабля.
Пусковая установка ПК-16
Чтобы добиться лучшей эффективности защиты корабля от противокорабельных ракет (ПКР) совместно с комплексом РЭБ на корабле устанавливались побортно 2 комплекса постановки пассивных помех ПК-16 в кормовом секторе. ПК-16 ведет стрельбу 82-мм снарядами с дипольными отражателями или тепловыми ловушками. Боезапас составляет 128 82-мм снарядов.
Система государственного опознавания
Система государственного опознавания представлена двумя РАС - запросчиком "Никель" и ответчиком "Хром". РАС "Нихром" позволяет проводить опознавание надводных и воздушных целей для определения их принадлежности к своим вооруженным силам. Антенны расположены на мачте.
Оценка проекта
МПК этого проекта стали этапными кораблями советского флота, они были самыми массовыми и очень удачными представителями своего класса в составе советского флота. В этих кораблях нашли воплощение все лучшие достижения советского кораблестроения. Впервые на кораблях относительно небольшого водоизмещения был установлен зенитный ракетный комплекс самообороны «Oca-МА». Благодаря этому «альбатросы» для своего времени были хорошо вооружёнными кораблями.
Список кораблей входивших в состав флота СССР
Значение:
- ЧФ - Черноморский флот
- ТОФ - Тихоокеанский флот
- СФ - Северный флот
- "?" - неизвестно
- "-" - нет или не было
Тактический № | Название | Проект | № ССЗ | Заводской № | Зачислен в списки | Заложен | Спущен | Вступил в строй | Веден в строй | В составе |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
МПК-134, до 1982 МПК-64 | «Муромец», до 1992 «Киевский комсомолец» | 1124М | 302 | 001 | 30.10.1981 | 1980 | 1982 | 10.12.1982 | 05.03.1983 | ЧФ |
МПК-118 | «Суздалец», до 1992 «Комсомолец Молдавии» | 1124М | 302 | 002 | 19.01.1983 | 01.08.1981 | 27.03.1983 | 03.10.1983 | 03.11.1983 | ЧФ |
МПК-142 | ? | 1124М | 340 | 101 | 29.02.1984 | 20.02.1982 | 19.05.1984 | 30.12.1984 | 04.03.1985 | СФ |
МПК-139 | ? | 1124М | 302 | 003 | 25.05.1983 | 08.04.1982 | 18.02.1984 | 02.08.1984 | 07.12.1984 | СФ |
МПК-190 | ? | 1124М | 302 | 004 | 09.07.1984 | 05.04.1983 | 20.01.1985 | 08.08.1985 | 12.11.1985 | СФ |
МПК-199 | «Касимов», до 1992 «Комсомолец Армении» | 1124М | 302 | 005 | 12.06.1985 | 20.02.1984 | 07.12.1985 | 07.10.1986 | 19.10.1986 | ЧФ |
МПК-198 | ? | 1124М | 340 | 102 | 07.03.1986 | 03.08.1984 | 27.04.1986 | 29.12.1986 | 24.02.1987 | СФ |
МПК-202 | ? | 1124М | 302 | 006 | 11.04.1986 | 22.01.1985 | 10.11.1986 | 06.10.1987 | ? | СФ |
МПК-221, до 1992 МПК-200 | «Приморский Комсомолец» | 1124М | 876 | 80 | 11.04.1986 | 08.02.1985 | 29.04.1987 | 29.12.1987 | 30.12.1987 | ТОФ |
МПК-69 | ? | 1124М | 340 | 103 | 10.03.1987 | 04.04.1985 | 02.05.1987 | 29.12.1987 | ? | СФ |
МПК-113 | ? | 302 | 007 | 10.03.1987 | 12.11.1985 | - | - | - | - | - |
МПК-89 | ? | 1124М | 876 | 81 | 10.03.1987 | 21.01.1986 | 03.11.1987 | 13.12.1988 | ? | ТОФ |
МПК-207 | «Поворино» | 1124М | 302 | 008 | 04.03.1988 | 12.06.1986 | 06.05.1988 | 03.04.1989 | 21.04.1989 | ЧФ |
МПК-222 | «Кореец» | 1124М | 876 | 82 | 20.02.1989 | 07.01.1987 | 27.04.1987 | 20.12.1989 | 28.02.1990 | ТОФ |
МПК-217 | «Ейск» | 1124М | 302 | 009 | 20.02.1989 | 16.03.1987 | 12.04.1989 | 26.12.1989 | 28.02.1990 | ЧФ |
МПК-194 | «Брест» | 1124М | 340 | 104 | 26.05.1987 | 11.05.1987 | 30.07.1988 | 27.09.1988 | 09.11.1988 | СФ |
МПК-196 | ? | 1124М | 340 | 105 | 04.03.1988 | 11.05.1987 | 30.07.1988 | 30.12.1988 | 01.03.1989 | СФ |
МПК-125, до 02.02.1990 МПК-214 | «Советская Гавань», до 15.02.1992 «Ленинская кузница» | 1124М | 302 | 010 | 20.02.1989 | 20.08.1987 | 30.03.1990 | 29.09.1990 | 29.12.1990 | ТОФ |
МПК-28 | ? | 1124М | 876 | 83 | 13.04.1989 | 02.09.1987 | 09.09.1989 | 25.12.1989 | ? | ТОФ |
МПК-197 | ? | 1124М | 340 | 106 | 20.02.1989 | 27.10.1987 | 08.04.1989 | 25.10.1989 | 28.02.1990 | СФ |
МПК-64 | «Метель» | 1124М | 876 | 85 | 15.01.1990 | 04.01.1988 | 02.10.1990 | 31.12.1990 | 14.03.1991 | ТОФ |
МПК-107 | «Иркутский комсомолец» | 1124М | 876 | 84 | 03.11.1989 | 22.02.1988 | 05.06.1990 | 14.12.1990 | 14.03.1991 | ТОФ |
МПК-203 | «Юнга» | 1124М | 340 | 107 | 20.02.1989 | 26.03.1988 | 19.07.1989 | 28.12.1989 | 28.02.1990 | СФ |
МПК-130 | «Нарьян-Мар», до 1992 «Архангельский комсомолец» | 1124М | 340 | 108 | 15.01.1990 | 17.08.1988 | 09.03.1990 | 28.09.1990 | 29.12.1990 | СФ |
МПК-56 | ? | 1124М | 340 | 109 | 15.01.1990 | 12.04.1989 | 30.06.1990 | 29.12.1990 | 14.03.1991 | СФ |
МПК-82 | ? | 1124М | 302 | 011 | 15.01.1990 | 20.04.1989 | 20.04.1991 | 26.09.1991 | 19.03.1990 | ТОФ |
МПК-17 | «Усть-Илимск» | 1124М | 876 | 86 | 31.01.1991 | 22.01.1990 | 28.08.1991 | 30.12.1991 | 11.02.1992 | ТОФ |
МПК-20 | ? | 1124М | 876 | 87 | 31.12.1991 | 1990 | - | - | - | - |
МПК-7 | «Онега» | 1124М | 340 | 110 | ? | 1990 | 1991 | 1991 | 1992 | СФ |
МПК-10 | ? | 1124М | 340 | 111 | 31.01.1991 | 19.03.1990 | 27.07.1991 | 28.12.1991 | 11.02.1992 | СФ |
МПК-59 |
Как передает СКЦ Росморречфлота, в 8:31 16 января от МСПЦ Севастополь получено сообщение о том, что от ОД ТЦУ штаба ЧФ по ПСО поступил запрос об оказании помощи в проведении поисково-спасательной операции. Человек упал за борт с военного корабля МПК «Муромец» ВМФ РФ около 00:20 16 января в Черном море в 10 милях от мыса Меганом п-ова Крым. МСПЦ Севастополь произвел расчет района поиска, переслал помощнику ОД ТЦУ штаба ЧФ по ПСО в г. Севастополь, направил на помощь в поиске находящийся поблизости теплоход «Солидат», порт приписки Астрахань, собственник ООО «СК Ладога», который с 9:12 по 13:55 принимал участие в ПСО совместно с другими пятью военными кораблями и тремя вертолетами.
В 13:55 теплоход «Солидат» освобожден от участия в поиске. Координатором на месте действия назначен МПК «Муромец». Поиск продолжился с помощью сил и средств ВМФ РФ до наступления темного времени суток (18:30). Координатор поисково-спасательной операции – ТЦУ штаба ЧФ по ПСО в г. Севастополь. По информации помощника ОД ТЦУ штаба ЧФ по ПСО в 21:00 16 января корабли ЧФ РФ, принимавшие участие в поиске, покинули район поиска. Вопрос продолжения поисково-спасательной операции будет решаться 17 января после 8:00.
Малые ракетные корабли проекта 1234.1 являются дальнейшим развитием проекта 1234. Они получили мощное вооружение и более совершенное радиоэлектронное оборудование. МРК предназначены для уничтожения надводных кораблей и соединений флота противника в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах.
«Мираж»
(1986 г., бортовой номер 617),
«Штиль»
(1978 г., бортовой номер 620).
Малые противолодочные корабли проекта 1124М являются дальнейшим развитием проекта 1124. Они получили более мощное вооружение, новую ГАС и совершенное радиоэлектронное оборудование. Корабли этого проекта предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Они строились несколькими сериями, которые немного различаются по ТТХ. МПК проекта 1124М являются основными эскортными кораблями ВМФ РФ.
В составе Черноморского флота:
МПК-118 «Суздалец»
(1983 г., бортовой номер 071),
МПК-134 «Муромец»
(1982 г., бортовой номер 064),
МПК-199 «Касимов»
(1986 г., бортовой номер 055),
МПК-207 «Поворино»
(1989, бортовой номер 053),
МПК-217 «Ейск»
(1989, бортовой номер 054).
Малый противолодочный корабль «Александровец» проекта 1124 предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Корабли этого проекта являлись основными эскортными кораблями ВМФ СССР. Они строились несколькими сериями. МПК получили современное вооружение ПВО и ПЛО, две ГАС, новое радиоэлектронное оборудование. «Александровец»
является последним действующим кораблем проекта.
В составе флота с 1982 г.
Малый противолодочный корабль «Владимирец» проекта 1145.1 является дальнейшим развитием проекта 1141. Он получил новое вооружение, более совершенную ГАС и радиоэлектронное оборудование, была усовершенствована конструкция корабля. В качестве ЭУ он получил газовые турбины экономического хода, что позволяет обеспечить широкий диапазон скоростей и режимов хода. Малые противолодочные корабли уникальны по своей конструкции - они оснащены подводными крыльями фиксированного типа с автоматическими управляемыми закрылками. МПК проекта 1145.1 предназначены для поиска и уничтожения подводных сил противника в дальней и ближней морских зонах, обеспечения ПЛО и ПВО соединений флота, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. МПК на ПК не имеют аналогов ни в одном флоте мира. «Владимирец»
является последним действующим кораблем серии.
В составе флота с 1991 г.
Морской тральщик «Железняков» проекта 12660 является противоминным кораблем нового поколения, который получил современное вооружение, радиоэлектронное оборудование, средства поиска и уничтожения мин. Впервые в отечественном флоте может вести поиск мин прямо по ходу корабля. МТЩ предназначен для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. МТЩ проекта 12660 являются самыми совершенными противоминными кораблями ВМФ РФ.
В составе флота с 1988 г.
Морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» проекта 02668 является дальнейшим развитием проекта 266М. Корабль получил новое вооружение, противоминные комплексы (например, ГАС «Ливадия») и радиоэлектронное оборудование. Тральщик может вести поиск мин прямо по ходу корабля. Он предназначен для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах.
В составе флота с 2009 г.
Морской тральщик «Валентин Пикуль» проекта 266МЭ является дальнейшим развитием проекта 266М. Корабль получил новое вооружение, противоминные комплексы и радиоэлектронное оборудование. Тральщик предназначен для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах.
В составе флота с 2001 г.
Морские тральщики проекта 266М являются дальнейшим развитием проекта 266. Они получили новое вооружение и противоминные комплексы, была улучшена конструкция корабля. Тральщики предназначены для поиска и уничтожения мин в дальней и ближней морских зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Являлись основным типом противоминного корабля морской зоны ВМФ СССР.
В составе Черноморского флота:
«Вице-адмирал Жуков»
(1978 г., бортовой номер 909),
«Иван Голубец»
(1973 г., бортовой номер 911),
«Турбинист»
(1972 г., бортовой номер 912),
«Ковровец»
(1974 г., бортовой номер 913).
Базовые тральщики проекта 1265 предназначены для поиска и уничтожения мин в ближней морской и базовой зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Этот проект являлся основным типом противоминного корабля базовой зоны ВМФ СССР.
В составе Черноморского флота:
БТ-40 «Лейтенант Ильин»
(1982 г., бортовой номер 438),
БТ-241 «Минеральные Воды»
(1990 г., бортовой номер 426).
МПК «Муромец» | |
---|---|
МПК в Южной бухте Севастополя | |
Служба: | СССР
СССР Россия Россия |
Класс и тип судна | малый противолодочный корабль |
Порт приписки | Севастополь |
Изготовитель | «Ленинская кузница », Киев |
Строительство начато | 1980 году |
Введён в эксплуатацию | 10 декабря 1982 года |
Статус | В боевом составе ЧФ |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 930 (стандартное) 1 070 т (полное) |
Длина | 71,2 (наибольшая) 65,9 м (по ватерлинии) |
Ширина | 10,15 м (наибольшая) 9,5 м (по ватерлинии) |
Осадка | 3,71 м (средняя) 6,28 м (по обтекателю ГАС) |
Двигатели | ДГТУ М-8М 2 ДД М-507А |
Мощность | 18 000 л. с. + 20 000 л. с. |
Движитель | 3 |
Скорость хода | 32-35 узла (полная), 15 узлов (экономическая) |
Дальность плавания | 2700 миль на 15 узлах, 1890 миль на 19 узлах |
Автономность плавания | 10 суток |
Экипаж | 89 человек, в том числе 9 офицеров |
Вооружение | |
Зенитная артиллерия | 1 × 1 × 76-мм артустановка АК-176 (боекомплект 550 снарядов) 1 × 6 × 30-мм артустановка АК-630 М (боекомплект 2000 снарядов) |
Ракетное вооружение | 1 × 2 × ЗРК «Оса-МА » (20 ракет) |
Противолодочное вооружение | 1 × 12 × 213-мм реактивный бомбомет РБУ-6000 (боезапас - 12 глубинных бомб или 18 мин) |
Минно-торпедное вооружение | 2 × 2 × 533-мм торпедных аппарата |
5 апреля 1999 года в торжественной обстановке малый противолодочный корабль «МПК-134» противолодочного дивизиона был переименован в «Муромец». Командир - капитан 3 ранга В. П. Ромашов. В 1999 году МПК вновь стал обладателем приза ГК ВМФ по противолодочной подготовке, уже как МПК «Муромец».
В июле 2007 года МПК «Муромец» отработал совместные действия и мероприятия боевой подготовки с соединением надводных кораблей.
По итогам 2011 года МПК «Муромец» стал лучшим кораблем ЧФ РФ по противолодочной и радиотехнической подготовке.
В январе 2013 года МПК «Муромец» выполнил специальное задание по охране олимпийских объектов у побережья Сочи. Экипажу была поставлена задача по отработке приемов оборонительного боя при атаке противника с моря во время проведения Олимпийских игр в Сочи. Учебные маневры проходили вместе с экипажем морского тральщика «Вице-адмирал Захарьин » . В июне 2013 года принял участие в российско-украинских учениях «Фарватер мира-2013».
По состоянию на 2015 год находится в боевом составе ВМФ РФ в составе 149-й тактической группы противолодочных кораблей 68-й бригады кораблей охраны водного района с базированием на Южную бухту Севастополя.
Командиры корабля
Этим кораблем в разное время командовали:
- капитан 3-го ранга В. М. Ромашов
- капитан 3-го ранга А. Михеев
- капитан 3-го ранга С. Ткач
Бортовые номера
- № 064
Галерея
Aleksandrovets&Muromets2005Sevastopol.jpg
SR-137&Muromets2005Sevastopol.jpg
МПК «Муромец» (064) и судно размагничивания СР-137 (проекта 130) в Севастополе, 30 Августа 2005 года
Напишите отзыв о статье "Муромец (малый противолодочный корабль)"
Примечания
Литература
- Апальков Ю. В. Корабли ВМФ СССР. Справочник в 4 томах. - СПб. : Галея Принт, 2005. - Т. III. Противолодочные корабли. Часть II. Малые противолодочные корабли. - 112 с. - ISBN 5-8172-0095-3 .
- Костриченко В. В. «Альбатрос» дозорный в море. История кораблей проекта 1124. - М .: Военная книга, 2005. - 166 с. - ISBN 5-902863-04-X .
Ссылки
|
Отрывок, характеризующий Муромец (малый противолодочный корабль)
– Я от миру не отказчик, – говорил Дрон.– То то не отказчик, брюхо отрастил!..
Два длинные мужика говорили свое. Как только Ростов, сопутствуемый Ильиным, Лаврушкой и Алпатычем, подошел к толпе, Карп, заложив пальцы за кушак, слегка улыбаясь, вышел вперед. Дрон, напротив, зашел в задние ряды, и толпа сдвинулась плотнее.
– Эй! кто у вас староста тут? – крикнул Ростов, быстрым шагом подойдя к толпе.
– Староста то? На что вам?.. – спросил Карп. Но не успел он договорить, как шапка слетела с него и голова мотнулась набок от сильного удара.
– Шапки долой, изменники! – крикнул полнокровный голос Ростова. – Где староста? – неистовым голосом кричал он.
– Старосту, старосту кличет… Дрон Захарыч, вас, – послышались кое где торопливо покорные голоса, и шапки стали сниматься с голов.
– Нам бунтовать нельзя, мы порядки блюдем, – проговорил Карп, и несколько голосов сзади в то же мгновенье заговорили вдруг:
– Как старички пороптали, много вас начальства…
– Разговаривать?.. Бунт!.. Разбойники! Изменники! – бессмысленно, не своим голосом завопил Ростов, хватая за юрот Карпа. – Вяжи его, вяжи! – кричал он, хотя некому было вязать его, кроме Лаврушки и Алпатыча.
Лаврушка, однако, подбежал к Карпу и схватил его сзади за руки.
– Прикажете наших из под горы кликнуть? – крикнул он.
Алпатыч обратился к мужикам, вызывая двоих по именам, чтобы вязать Карпа. Мужики покорно вышли из толпы и стали распоясываться.
– Староста где? – кричал Ростов.
Дрон, с нахмуренным и бледным лицом, вышел из толпы.
– Ты староста? Вязать, Лаврушка! – кричал Ростов, как будто и это приказание не могло встретить препятствий. И действительно, еще два мужика стали вязать Дрона, который, как бы помогая им, снял с себя кушан и подал им.
– А вы все слушайте меня, – Ростов обратился к мужикам: – Сейчас марш по домам, и чтобы голоса вашего я не слыхал.
– Что ж, мы никакой обиды не делали. Мы только, значит, по глупости. Только вздор наделали… Я же сказывал, что непорядки, – послышались голоса, упрекавшие друг друга.
– Вот я же вам говорил, – сказал Алпатыч, вступая в свои права. – Нехорошо, ребята!
– Глупость наша, Яков Алпатыч, – отвечали голоса, и толпа тотчас же стала расходиться и рассыпаться по деревне.
Связанных двух мужиков повели на барский двор. Два пьяные мужика шли за ними.
– Эх, посмотрю я на тебя! – говорил один из них, обращаясь к Карпу.
– Разве можно так с господами говорить? Ты думал что?
– Дурак, – подтверждал другой, – право, дурак!
Через два часа подводы стояли на дворе богучаровского дома. Мужики оживленно выносили и укладывали на подводы господские вещи, и Дрон, по желанию княжны Марьи выпущенный из рундука, куда его заперли, стоя на дворе, распоряжался мужиками.
– Ты ее так дурно не клади, – говорил один из мужиков, высокий человек с круглым улыбающимся лицом, принимая из рук горничной шкатулку. – Она ведь тоже денег стоит. Что же ты ее так то вот бросишь или пол веревку – а она потрется. Я так не люблю. А чтоб все честно, по закону было. Вот так то под рогожку, да сенцом прикрой, вот и важно. Любо!
– Ишь книг то, книг, – сказал другой мужик, выносивший библиотечные шкафы князя Андрея. – Ты не цепляй! А грузно, ребята, книги здоровые!
– Да, писали, не гуляли! – значительно подмигнув, сказал высокий круглолицый мужик, указывая на толстые лексиконы, лежавшие сверху.
Ростов, не желая навязывать свое знакомство княжне, не пошел к ней, а остался в деревне, ожидая ее выезда. Дождавшись выезда экипажей княжны Марьи из дома, Ростов сел верхом и до пути, занятого нашими войсками, в двенадцати верстах от Богучарова, верхом провожал ее. В Янкове, на постоялом дворе, он простился с нею почтительно, в первый раз позволив себе поцеловать ее руку.
– Как вам не совестно, – краснея, отвечал он княжне Марье на выражение благодарности за ее спасенье (как она называла его поступок), – каждый становой сделал бы то же. Если бы нам только приходилось воевать с мужиками, мы бы не допустили так далеко неприятеля, – говорил он, стыдясь чего то и стараясь переменить разговор. – Я счастлив только, что имел случай познакомиться с вами. Прощайте, княжна, желаю вам счастия и утешения и желаю встретиться с вами при более счастливых условиях. Ежели вы не хотите заставить краснеть меня, пожалуйста, не благодарите.
Но княжна, если не благодарила более словами, благодарила его всем выражением своего сиявшего благодарностью и нежностью лица. Она не могла верить ему, что ей не за что благодарить его. Напротив, для нее несомненно было то, что ежели бы его не было, то она, наверное, должна была бы погибнуть и от бунтовщиков и от французов; что он, для того чтобы спасти ее, подвергал себя самым очевидным и страшным опасностям; и еще несомненнее было то, что он был человек с высокой и благородной душой, который умел понять ее положение и горе. Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами, в то время как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения.
Когда она простилась с ним и осталась одна, княжна Марья вдруг почувствовала в глазах слезы, и тут уж не в первый раз ей представился странный вопрос, любит ли она его?
По дороге дальше к Москве, несмотря на то, что положение княжны было не радостно, Дуняша, ехавшая с ней в карете, не раз замечала, что княжна, высунувшись в окно кареты, чему то радостно и грустно улыбалась.