Линия лрт. ЛРТ: как легкий трамвай облегчит жизнь в Подмосковье. Из столичной подземки - в подмосковный трамвай

Власти определили режим движения для линии скоростного трамвая Подмосковья. Составы будут ходить по расписанию с минимальным интервалом времени, генеральный директор АНО "Дирекция московского транспортного узла" Алексей Петров.

Он пояснил, что от идеи тактового движения было решено отказаться. Вместо этого скоростные трамваи будут ходить по расписанию. Интервал будет больше, чем у поездов метро и МЦК, однако ненамного – чтобы пассажир не ушел, не дождавшись транспорта.

Петров добавил, что сами трамваи по характеристикам будут аналогичны "Ласточке", но с меньшей нагрузкой на ось. Сейчас ведутся переговоры с топовыми производителями рельсового транспорта – компанией Siemens (Германия), Bombardier (Канада), "Синара", CNR (Китай), ALSTOM (Франция), Трансмашхолдинг и многими другими.

"Состав должен развивать скорость 100 километров в час, быстро разгоняться и быстро тормозить, подобно метропоезду, в вагоне будет, как минимум, три двери, чтобы быстро выходить и заходить. Под подвижной состав будет проложена стандартная колея – 1520 мм. Движение будет привязано к расписанию", – сказал Петров.

В Подмосковье намерены активно развивать рельсовый транспорт. Протяженность линии легкого метро в Московской области составит 246 километров. Новая транспортная сеть соединит более 20 крупных городов: Химки, Долгопрудный, Одинцово, Подольск, Домодедово, Раменское, Котельники, Люберцы, Балашиху, Мытищи и другие. Для этого в Подмосковье планируется построить порядка 50 станций. Проектная скорость движения поездов будет варьироваться от 45 до 100 км/ч. В марте 2016 года власти Подмосковья протяженностью 74 километра.

"При обычном расписании интервалы следования не всегда соблюдаются"

Интервал движения скоростного трамвая области не должен превышать двадцати минут, считает замруководителя экспертного центра Probok.net Александр Чекмарев .

"Потребность в частотности движения определяются пассажиропотоком в пиковые периоды, чтобы обеспечить максимальную пропускную способность. Поэтому интервалы не должны превышать 20 минут даже в позднее вечернее время. Если ждать слишком долго, то человек уйдет с остановки на альтернативный вид транспорта", – утверждает Чекмарев.

Проект трамвая должен быть хорошо проработан, добавил он. "Этот проект пока еще не совсем продуман, потому что маршрут проходит преимущественно по районам, где практически нет жилой застройки. Также не достаточно хорошо спланированы пересадочное узлы. Например, на пересечении в районе города Домодедово между скоростным трамваем и Павелецким направлением МЖД не предусмотрено пересадок, зато есть неудобное пересечение со станцией Авиационная", – отметил специалист в беседе с сайт.

При этом эксперт полагает, что тактовое расписание для пассажиров все-таки удобнее. "Тактовое расписание удобно тем, что имеет определенные периоды времени, через которые каждый раз приходит трамвай. Например, каждые 15 минут на остановку приедет состав. При обычном расписании интервалы следования не всегда соблюдаются, и расписание может сдвигаться, а это будет неудобно для пассажиров", – заключил собеседник сайт.

Столичный наземный транспорт, метро и Московское центральное кольцо ходят по тактовому расписанию. При этом в городе

Возможность пуска в столице России такого транспорта, как скоростные трамваи, начала обсуждаться уже давно. В 2005 г. проект прокладки такой линии был представлен на одной из пресс-конференций председателем общественного движения «Москвичи за трамвай» А. Морозовым, представителем МСОТ В. Тихоновым и редактором издательства «Железнодорожное Депо» А. Мясниковым. Перспективы развития этого долгое время рассматривались и властями столицы. На настоящий момент (2015 г.) принято решение о реализации четырех проектов скоростного трамвая: до Бирюлево, до платформы «Лианозово» и до районов Ивановское и Северное. Планируется, что в ближайшие годы все эти ветки уже начнут функционировать.

Как возникла идея

В Европе скоростные трамваи используется достаточно широко. Имеются такие линии и у нас в стране: Усть-Илимске, Казани и Старом Осколе. Конечно, они не отличаются особой масштабностью, но отзывы горожан заслужили очень даже неплохие. На Украине же в Киеве такие трамваи были пущены еще во времена СССР - в 1978 г. Так что новой идею использования этих легких, быстрых и при этом экономичных ТС назвать нельзя. По мнению властей, пустив в трамваи, можно значительно снизить нагрузку на другие виды пассажирского транспорта. Жителям столицы и ее гостям при наличии таких линий, будет гораздо проще добираться до метро, в отдаленные районы мегаполиса или, возможно, даже в города-спутники.

Что такое скоростной трамвай

Что же представляет собой этот вид ТС и насколько он может быть удобным? Скоростными, согласно СНиП, называют те линии, по которым трамваи способны проехать за час более 24 километров. К основным особенностям таких магистралей можно отнести также:

  • Изолированность от уличного движения и (полную или частичную).
  • Очень большую длину перегонов и ограниченное количество остановок. В проектах московских линий между последними предусмотрено расстояние не менее, чем в 700 метров. Для сравнения: автобус от остановки до остановки едет примерно 300-400 м.
  • Использование трамвайных поездов длиной не менее 28 метров.

Скоростной трамвай в Москве, согласно проектам, будет полностью соответствовать всем этим нормативам.

Достоинства скоростного трамвая

Строительство линии этого относительно нового в России вида транспорта рассматривается московскими властями как очень неплохая альтернатива метро, автобусам и троллейбусам. По мнению Администрации, скоростные трамваи сделают перемещение по столице гораздо более удобным. наземного транспорта объединяет в себе лучшие качества как метро, так и автобусов. Его основными достоинствами являются:

  • Высокая скорость перевозки. 24 км/ч - это только нижний порог движения таких составов. На практике трамваи этой разновидности могут ехать со скоростью до 80 км/ч. С уменьшением количества остановок время проезда сокращается еще больше.
  • Строительство скоростной трамвайной трассы обходится в 10 раз дешевле прокладки линии метрополитена той же длины.
  • Этот вид транспорта считается более удобным, чем метро. Ведь пассажирам не приходится спускаться под землю. Пропускная же способность его мало чем отличается от того же показателя метро.
  • Скоростной трамвай, скорость которого на практике в действительности довольно-таки высока, ко всему прочему еще и не испытывает никаких затруднений при движении в гололед и снегопад (в отличии от тех же автобусов и троллейбусов).
  • Поскольку транспорт этого вида не зависит от пробок, он никогда не отклоняется от разработанного графика движения.
  • Немаловажным преимуществом является и то, что этот вид ТС - экологически абсолютно безопасен.

Недостатки скоростного трамвая

Минусов у этого вида транспорта практически нет. К некоторым недостаткам можно отнести лишь необходимость строительства обособленного полотна, что значительно увеличивает ширину городских магистралей. Дополнительная нагрузка на городские электросети также косвенно может быть отнесена к минусам такого транспорта, как скоростные трамваи. Однако, поскольку энергии такие составы потребляют не слишком много, этот недостаток не считается особенно серьезным.

Линия до Бирюлево

Согласно проекту, эта новая в Москве магистраль будет рассчитана на перевозку порядка 150 тыс. пассажиров в сутки. Маршруты трамваев этой линии будут проходить от станции метро «Пражская» в западную и восточную часть Бирюлево. По предварительным данным, время проезда жителей этого района до «подземки» сократиться примерно на 30 %. Если сейчас бирюлевцам приходится добираться до «Пражской» 70-85 минут, то с пуском скоростного трамвая на дорогу они будут тратить не больше часа.

Общая протяженность этой линии составит 8.2 км. Часть ее (2.1 км) пройдет по эстакаде. Предполагается, что ходить трамваи будут с периодичностью в 4-6 мин. Средняя их скорость составит 25-28 км/ч. Время пути от конечной остановки в Бирюлево до станции «Пражская» не будет превышать 10-12 мин. Проектом предусмотрено обустройство всего десяти остановок (на расстоянии в 800 м). Одна из них будет действовать на эстакаде.

Первоначально предполагалась закольцевать одну из линий в Западном Бирюлево. Однако местные жители выразили возражение и проект был пересмотрен.

Линия в район Ивановское

Это еще один проект, утвержденный московскими властями. Эта линия скоростного трамвая свяжет район Ивановское и станцию метро «Шоссе Энтузиастов». Согласно проекту, длина ее составит около 6.5 километров. Останавливаться трамвай по пути следования будет шесть раз.

Строительство этой линии улучшит транспортное обслуживание 80-ти тысяч жителей не только района Ивановское, то и Перово. Рассчитана линия будет примерно на 105 тыс. пассажиров ежедневно. До метро жители районов после пуска линии будут добираться на 30-40 мин меньше.

Линия до района Северный

Эту трассу также планируется принять в ближайшее время. Протяженность линии Северный - платформа «Лианозово» составит около 5.4 км. Остановок по пути следования будет пять. трамвая, как и в предыдущих случаях, составит 25-28 км/ч. В пути жители района от начальной станции до конечной будут проводить около 11 минут. В сутки трасса сможет принять нагрузку в 50 тыс. человек.

Линия до «Медведково»

От станции платформы «Лианозово» будет проложена еще одна ветка до метро «Алтуфьево». Далее пути протянутся до «Медведково». Ниже представлена схема скоростного трамвая из района Северный до «Алтуфьево» и далее до «Медведково». Таким образом, четвертый проект трассы является продолжением третьего. То есть после того, как они оба будут реализованы, от станции «Медведково» можно будет доехать вплоть до района Северный.

Скоростной трамвай и цены на жилье

Жители тех районов, где будут проложены такие трассы, скорее всего, получат и еще одно преимущество. Как считают эксперты, в этих частях города возрастет стоимость квадратных метров. Конечно, рост цен не будет таким заметным, как при строительстве, к примеру, линий метрополитена. Однако трассы скоростных составов способны жилья в Бирюлево, Северном и Ивановском довольно-таки значительно.

Собственно сами маршруты трамваев всех линий разрабатывались с учетом пожеланий жителей тех районов, где намечена их прокладка. Так что в любом случае этот вид транспорта будет максимально удобным, надежным и к тому же очень недорогим.

Легкорельсовый трамвай (ЛРТ), который также называют «легким метро» - пожалуй, самый амбициозный и многообещающий транспортный проект в Московской области, который планируется реализовать уже в ближайшем будущем. На «легкий» трамвай возлагают большие надежды: он должен разгрузить вылетные автотрассы и железнодорожные ветки, а также упростить жителям Подмосковья доступ в аэропорты и соседние районы области. Каким образом планируется «закольцевать» Московскую область с помощью ЛРТ и что предусмотрено в проекте первого пускового комплекса, выяснил корреспондент РИАМО.

Без заезда в Москву

Ключевое слово здесь - хорды. Как отметил в интервью РИАМО министр транспорта Московской области Михаил Олейник, основная транспортная проблема региона - в перегрузке радиальных пассажирских направлений, то есть, чтобы попасть из одного города-спутника в другой, жители Подмосковья зачастую вынуждены ехать до МКАД и снова возвращаться в область. Запуск ЛРТ должен решить эту проблему за счет строительства хордовых линий пассажирского сообщения.

Согласно материалам пресс-службы Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, официально заявленная цель ЛРТ - улучшение транспортного обслуживания жителей и экономики Московской области.

На самом деле, за столь обобщенной формулировкой стоят серьезные цифры: снижение транспортной нагрузки на автодороги на 25%, обеспечение связи между 20 крупными городами Московской области, сокращение времени в пути от мест проживания до мест приложения труда с 2 часов всего до 35 минут.

Кольцевой трамвай

Скоростной поезд Siemens для легкого метро

Основой создания единой системы рельсового скоростного пассажирского транспорта Московской области и Москвы является «Кольцевой трамвай».

Линия «Кольцевого трамвая» пройдет по наиболее населенным местам Московской области, где проживают в сумме более 4 миллиона человек - 7 муниципальных районов, 9 городских округов.

Кроме того, линия ЛРТ свяжет между собой международные аэропорты Московского авиационного узла, которые ежегодно перевозят около 50 миллионов пассажиров, соединит 8 станций Московского метрополитена: «Котельники», «Волоколамская», «Мякинино» и планируемые к открытию «Некрасовка», «Челобитьево», «Рассказовка», «Столбово», «Коммунарка».

Первый пусковой комплекс

Пресс-служба ГУ архитектуры и градостроительства МО

Согласно данным Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, общая запланированная протяженность линии кольцевого трамвая составляет 246 километров, из них по территории Московской области пройдет 192 километра, по Москве - 54 километра.

Линия ЛРТ будет состоять из четырех пусковых комплексов - хорд. Протяженность первого пускового комплекса - двухпутной ветки Подольск - Домодедово - Раменское составит 74 километра. Первый пусковой комплекс состоит из двух очередей строительства: Подольск - аэропорт Домодедово протяженностью 36 километров (Подольск - Климовск - Домодедово - аэропорт Домодедово) и аэропорт Домодедово - Раменское протяженностью 38 километров (аэропорт Домодедово - Константиново - Раменское, включая аэропорт «Жуковский».

Первый пусковой комплекс пройдет только по территории Московской области в городских округах Подольск, Домодедово, Жуковский, городском поселении Раменское, а также сельских поселениях Константиновское, Чулковское, Софьинское, Заболотьевское Раменского района и обеспечит транспортное сообщение с аэропортами «Домодедово» и «Жуковский».

Немаловажно, что линия соединит между собой города Подольск и Раменское, в которых существует дефицит рабочих мест, с аэропортами «Домодедово» и «Жуковский» где избыток мест приложения труда. Строительство 8 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на линии ЛРТ обеспечит 27 тысяч новых рабочих мест к 2030 году и 56 тысяч мест трудоустройства к 2045 году, следует из проекта.

Численность населения в обслуживаемых районах и городах первого пускового комплекса, как ожидается, увеличится с 850 тысяч до 1,3 миллиона человек к 2030 году.

Восемь новых ТПУ

Проект ТПУ «Кузнечики»

Пресс-служба ГУ архитектуры и градостроительства МО

Всего в рамках первого пускового комплекса планируется построить 8 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ): «Кузнечики», «Весенняя», «ВСМ Подольск», «Большое Домодедово», «Аэропорт Домодедово», «Константиново», «Ивановка» и «Раменское».

Линия первого пускового комплекса начнется в микрорайоне Кузнечики в Подольске. По плану, ТПУ «Кузнечики» общей площадью 2,5 гектара разместится вдоль Октябрьского проспекта в Подольске, в районе улицы Ленинградской. Жители микрорайона Кузнечики смогут добираться до ТПУ городским общественным транспортом - автобусом или троллейбусом.

Подъезд к ТПУ будет с Октябрьского проспекта. В составе ТПУ в районе станции и остановок троллейбусов и автобусов планируется строительство пешеходного перехода в разных уровнях через Октябрьский проспект.

Строительство ТПУ «Весенняя» общей площадью 12,2 гектара планируется в южной части Подольска, на расстоянии около 7 километров от ТПУ «Кузнечики» в районе платформы Весенняя Курского направления МЖД. Для организации подъезда предусмотрено строительство проездов общей протяженностью 1,4 километра с двумя полосами движения. Подъезд к ТПУ будет со Старосимферопольского шоссе (только въезд), с улицы Заводской (въезд и-выезд).

В проекте планировки территории предусмотрен перенос остановок общественного транспорта на Старосимферопольском шоссе и устройство пешеходного перехода в разных уровнях через шоссе, связывающего восточную и западную части ТПУ.

ТПУ «Аэропорт Домодедово» будет расположен на территории аэропорта в одном уровне с пассажирской эстакадой в зоне вылета. На расстоянии 2-3 километров от ТПУ предусмотрены остановочные пункты. Для обеспечения безопасности движения пешеходов в районе остановок и ТПУ на линии первого пускового комплекса ЛРТ планируется строительство 9 пешеходных переходов.

Для обслуживания линии первого пускового комплекса в проекте предусмотрено размещение трамвайного депо севернее аэропорта «Домодедово» в границах городского округа.

Как уточняется в материалах ГУ архитектуры и градостроительства, ТПУ «ВСМ Подольск» планируется построить в западной части деревни Чулпаново городского округа Домодедово, ТПУ «Большое Домодедово» разместится в западной части города Домодедово, ТПУ «Константиново» расположится в сельском поселении Константиновское Раменского района, ТПУ «Ивановка» - на территории сельского поселения Софьинское Раменского района, ТПУ «Раменское» - в районе платформы Раменское в центральной части города Раменское.

Работа началась

Проект нового терминала аэропорта «Домодедово»

Пресс-служба ГУ архитектуры и градостроительства МО

Линия легкого трамвая «Подольск - Климовск - Домодедово - аэропорт «Домодедово» - Константиново - Раменское» пересекает в разных уровнях автомобильные дороги и улицы, водные объекты посредством тоннелей, путепроводов, эстакад и мостов в 37 местах. В частности, 48 километров линии ЛРТ пройдет по земляному полотну, 26 километров - с использованием искусственных сооружений.

«Мы исходили из потенциального пассажиропотока и возможности максимально безболезненной трассировки линии. Плюс необходимо принимать во внимание, что аэропорт «Домодедово» будет развиваться. Кроме того, в обозримой перспективе намечено открытие четвертого аэропорта «Жуковский», который также сформирует значительный пассажиропоток», - прокомментировал работу над первым пусковым комплексом Олейник.

Проект планировки территории под строительство участка линии кольцевого трамвая от Подольска до Раменского уже утвержден постановлением Правительства Московской области.

Как сообщил Олейник, строительство линии ЛРТ предполагается в формате государственно-частного партнерства. В 2016 году планируется заключить договор с концессионером, который будет осуществлять дальнейшее развитие этого проекта.

Антон Шамарин

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"

Этим постом продолжаю серию о различных транспортных системах, которые разрабатываются, проходят опытную эксплуатацию или начали уже развиваться, но остаются диковинкой, либо получают серьезное обновление в своем применении. Условные названия - Перспективный местный транспорт/ Перспективный высокоскоростной транспорт.

Статья большая, готовил много часов. Если вызовет интерес - не останьтесь равнодушными - рекомендуйте стрелкой.

Краткая предыстория перспективного для России вида транспорта

Казалось бы трамвай старинное изобретение человечества. Действительно, прообраз электрического трамвая - конка (трамвайный вагон на рельсах, движителем которого была пара лошадей) появился в 1830-е годы. Электрифицировали конку в 1880-х годах. После этого был бурный расцвет этого вида транспорта, а через 50 лет постепенный упадок.

Но с 70-х годов прошлого столетия трамвай стал возрождаться на других принципах - высокой скорости и выделенной внеуличной линии. Трамвай превратился в универсальный вид транспорта - с возможностью междугороднего сообщения - скоростной трамвай. Относительно бюджетный по стоимости, он составляет реальную альтернативу прокладке дорогостоящего метро и устройству полноценного железнодорожного сообщения. Особенности при этом: беспересадочная скоростная связка близлежащих городов, с проходом транспорта максимально близко от жилья или места работы горожан, стыковкой ключевых трамвайных станций с другими видами городского транспорта и обустройством в этих местах транспортно-пересадочных узлов.

Для того, что бы эта скорость была высокой нужно создать серьезнейшую инфраструктурную систему (выделенные линии на улицах, железнодорожные электрифицированные междугородние линии, эстакады, мосты, тоннели, светофорные объекты, остановочные пункты-станции, ТПУ, электроподстанции) и принципиально новый вид подвижного состава. Вот об этом и пойдет речь в статье.

ЛРТ, он же Скоростной трамвай и Метротрам как разновидность скоростного трамвая в России

В России еще в советское время были реализованы 2 проекта трамваев частично со скоростными участками: в Волгограде - 17км и Старом Осколе - 27км. В Волгограде часть маршрута проходит под землей и по эстакадам, поэтому он относится к разновидности ЛРТ - метротраму. Но, естественно, и своей длинной и устаревшей инфраструктурой они не сравнимы с ЛРТ XXI века.

В настоящее время на различных стадиях подготовки и осуществления находятся другие проекты строительства скоростного трамвая в 10 городах и одной области. Но надо отметить сложную судьбу всех этих проектов – какие-то по-много лет обсуждаются, какие-то долго проектируются, другие никак не начнут строиться, где-то стройки замораживались.

Поэтому РЛТ в России можно с уверенность отнести именно к перспективному местному транспорту.

Наиболее близкой по времени к началу воплощения в жизнь, самой протяженной, сложнейшей по объему работ и крупнейшей по финансовым ресурсам является проектируемая система ЛРТ в Подмосковье-Москве. О необходимости создания скоростного внеуличного трамвая в этих регионах заговорили в 2011г. И только спустя почти пять лет - в марте 2016г. утвердили проект планировки первой очереди. Эту систему мы и рассмотрим подробно.

Идеология системы ЛРТ

В отличие от метрополитена, трамвайный транспорт не имеет технических ограничений и обеспечивает полный спектр степени изоляции - от совмещенного полотна до изолированных участков, аналогичных метрополитену. Мировая практика не разделяет трамвай на виды «скоростной» и «традиционный»: в крупных городах существует единая сеть трамвая со скоростными участками.

Пражский трамвай, ТПУ

Степень изоляции участка трамвайной сети (необходимость развязки в разных уровнях) определяется индивидуально для каждого пересечения, в зависимости от интенсивности движения трамвая и пересекающих потоков.


модель 71-631 в Златоусте, за городом

Ключевой является возможность изменения скоростного режима по ходу следования трамвайного поезда. Маршрут трамвая может начаться на традиционной сети на совмещённом или обособленном полотне, а при слиянии нескольких линий на участке с высокой частотой движения перейти на полностью изолированную трассу так же, как автомобиль - с регулируемых улиц на скоростные автомагистрали. Такая схема применена в ряде городов мира (Бостон, Филадельфия, Сан-Франциско, Кливленд, Франкфурт, Ганновер, Кёльн, Антверпен, Вена и другие города).


Парижский трамвай на выделенной линии, раньше здесь были 2 автомобильных полосы

Для пассажиропотоков от 4 до 18 тыс. пасс. в час (т.п.ч.) в одном направлении метрополитен не является эффективным по стоимости и срокам строительства. На потоках от 18 до 25 т.п.ч. (более 30 пар поездов в час) потребуется создание изолированной трассы без одноуровневых пересечений как для трамвая, так и для метрополитена. Мировой опыт показывает, что в коридорах от 4 до 25 т.п.ч. трамвай обеспечивает максимальное качество перевозок (скорость, надежность, беспересадочное сообщение). Никакие другие виды транспорта не могут сравниться с трамваем по экономичности, масштабируемости, удобству использования, вписываемости в окружающую городскую среду.



Трамвайная станция в Праге .

За последнии 20 лет трамвай заново открыт более чем в 100 городах мира, включая Лондон, Париж, Мадрид, Лос-Анджелес. С 1987 года темпы открытия новых систем трамвая в 2 раза превышают темпы создания новых систем метрополитена. Порядка 100 систем РЛТ в настоящее время проектируются или строятся. К сожалению, трамвай незаслуженно был забыт в России до последнего времени.

Первичные планы по созданию ЛРТ в Подмосковье

В 2012г. была заявлена необходимость и описаны первичные планы на общую протяженность линий ЛРТ в Московской области, в соответствии со схемой территориального планирования, из расчета 593,6 км. При этом объем инвестиций в развитие системы в Подмосковье до 2030г. оценивался экспертами в 11,9 млрд. долл. Проект предполагал привлечение финансирования из бюджетных и внебюджетных источников.

Строительство линий планировалось по следующим направлениям: Мытищи - Пушкино - Ивантеевка - Щелково с возможным продлением его до городов Балашиха и Реутов, Подольск - Домодедово - Раменское - Центральная кольцевая автодорога (начало строительства ЦКАД было запланировано на 2014г.), Кубинка - Поварово - Белый Раст и Домодедово - Данилово - парк "Россия".

Помимо этого, скоростной трамвай должен был связать Бутово и Домодедово через Щербинку, Румянцево и Бутово, подмосковные Ногинск и Электросталь между собой, а также Ступино, Воскресенск и Орехово-Зуево. Еще одна линия планировалась к прокладке – от московской станции метро "Красногвардейская" ("Зябликово") до аэропорта Домодедово и от метро "Щелковская" до Балашихи.

Назывался срок реализации пилотной линии между а/п Домодедово и ст.метро "Красногвардейская" длиной 24,5 км - 2015г. Среди первых был спланирован и маршрут из Балашихи до станции метро "Шоссе Энтузиастов", где появится транспортно-пересадочный узел, совмещенный с остановочным пунктом на Малом кольце Московской железной дороги –план открытия 2015-16. Общая протяженность маршрута по проекту составляет около 21,3 км, из которых 15,7 км трамваи будут двигаться по специальным эстакадам, развивая при этом скорость до 75 км/ч. Отмечалось, что время в пути составит 11 минут по московскому участку трассы и 35-40 минут по всему маршруту. Отправка через каждые 3-4 минуты. Для Балашихи, где острейший дефицит автодорог и редкое сообщение электропоездами, это должно было стать глотком свежего воздуха.


Первичная схема

Также власти Подмосковья рассматривали возможность создания линии скоростного трамвая от подмосковных Химок до станции столичного метро "Планерная" за счет частных инвестиций.

Пока все эти планы не воплощены в жизнь, несмотря на прошедшие первичные сроки их реализации. Но т.к. транспортная проблема в Московской области чрезвычайно сложная и продолжает ухудшаться, просвет в конце пути все таки появился - на днях архитекторы Московской области об утверждении проекта планировки первого участка системы ЛРТ и уточнены прочие маршруты в целом по Московской области.

Утвержден проект планировки первой очереди скоростного трамвая от Подольска до Раменского

Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области презентовало план, по которому проложат первый участок легкорельсового транспорта


Утвержденный первый и второй комплекс линий

На заседании правительства Московской области утвержден проект планировки стартового отрезка ЛРТ. План представил начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Подмосковья Владислав Гордиенко.

Хордовые линии трамвая пройдут по наиболее населенным местам Московской области, где проживает более 4 млн. человек, обеспечив связь между 20 крупными городами Московской области: Одинцово, Химки, Красногорск, Мытищи, Подольск, Домодедово, Раменское. В итоге хорды сомкнутся в кольцо и будет установлено прямое сообщение между четырьмя международными аэропортами московского авиаузла – Домодедово, Внуково, Шереметьево и Жуковский, которые ежегодно перевозят около 50 млн. пассажиров.

Ожидаемая эффективность ЛРТ

Как отмечается в документе, ежегодно в Подмосковье вводится порядка 7 млн. кв. метров жилья (Московская область находится на первом месте в России по темпам ввода жилья). При таких темпах строительства к 2025 году население области составит более 10 млн. человек. Московская область – третий по плотности населения субъект Российской Федерации (после Москвы и Санкт–Петербурга). Ежедневная миграция населения между Москвой и Подмосковьем оценивается в 1 млн. человек. Существующая транспортная инфраструктура Москвы и Московской области в настоящее время работает на пределе своих пропускных возможностей.

Скоростной трамвай должен сократить время в пути от мест проживания до мест приложения труда с 2 часов до 35 минут, Время в пути из Долгопрудного до «Шереметьева» сократится на 84%, из Химок в «Шереметьево» – на 69%, из Балашихи в Железнодорожный – на 79%.

Снижение транспортной нагрузки на существующие дороги после запуска ЛРТ, по оценкам специалистов, составит 25%.

Уточненные планы всех линий


Нынешняя концептуальная схема ЛРТ в МО

В соответствии с уточненным к 2016г проектом планировки территория, выделенная под строительство линии займет 416 га. Общая протяженность линии составит порядка 245 километров. Протяженность линии по территории Московской области составит 192 километра, по территории Москвы – 54 километра. Линия «подхватит» восемь станций Московского метрополитена: три существующих – Котельники, Волоколамская, Мякинино и пять планируемых: Некрасовка, Челобитьево, Рассказовка, Столбово, Коммунарка. Максимальная скорость движения легкорельсового трамвая составит 100 километров в час, средняя – 45 километров в час. Количество вагонов – свыше 100. Себестоимость проекта оценивается в 3 миллиарда евро.

Проект развития ЛРТ разделен на 4 пусковых комплекса. Создание ЛРТ "Кольцевой трамвай" в полном объеме планируется реализовать к 2030 году"

http://www.m24.ru/infographics... видео ЛРТ:

Строительство первого пускового комплекса «Подольск – Домодедово – Раменское»

протяженностью 74 километра планируется начать в 2017 году. Первая очередь строительства линии, участок «Подольск-Домодедово», составит 36 км, вторая - «Домодедово-Раменское» - 30 км. Согласно проекту, ожидается строительство развязок, которые выведут транзитный поток, следующий из Климовска в Москву, на федеральную автодорогу М2 «Крым».


Пропускная способность линии составит до 300 тысяч человек в сутки, а поездка по маршруту будет занимать 40 минут вместо двух часов. Ожидается, что к 2020 году пассажиропоток ЛРТ на участке «Подольск – Домодедово – Раменское» составит 10 тыс. человек в час, а к 2030 году вырастет до 20 тыс. человек в час. На нем разместятся 8 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и 8 остановочных пунктов. Линии легкорельсового транспорта (ЛРТ) будут проходить вдоль дорог, по мостам и эстакадам на существующих развязках, всего через 37 путепроводов, эстакад и мостов. К ТПУ проложат дороги от городских центров и главных магистралей. По всей протяженности вдоль трассы предусмотрены ограждения.

Схема первого комплекса

Линия скоростного кольцевого трамвая пройдет от микрорайона Кузнечики города Подольска до станции "Раменское" Рязанского направления Московской железной дороги. От Подольска пути будут проходить до границы с городским округом Домодедово в одном коридоре с автомобильной дорогой Старосимферопольское шоссе, а затем ЛРТ пройдет в транспортном коридоре с автомобильной дорогой "Подольск – Домодедово – Раменское – ЦКАД" до ТПУ "Раменское".

Согласно проекту, остановки скоростного трамвая разместятся в районе крупных подмосковных городов: остановочный пункт (ОП) "Глобус" (в городе Подольск, в районе торговых комплексов "Леруа Мерлен" и "Глобус"); ОП "Сосновая" (в городе Подольске, в районе примыкания улицы Сосновой к Старосимферопольскому шоссе); ОП "Юсупово" (на территории городского округа Домодедово, в районе планируемого ЖК "Юсупово-парк"); ОП "Авиационная" (на территории городского округа Домодедово, в районе платформы "Авиационная" Павелецкого направления МЖД); ОП "Деловой центр" (на территории аэропорта Домодедово); ОП"Нефтебаза" (на территории сельского поселения Чулковское, восточнее деревни Кузяево); ОП "Раменское" (в юго-западной части городского поселения Раменское); ОП "Аэропорт Раменское" (на территории строящегося международного аэропорта "Раменское").

Столичные планы создания ЛРТ

В столице также планируют организовать систему скоростного трамвая. В Москве хотят построить три линии – Бирюлевскую, Лианозовскую и линию по шоссе Энтузиастов в Балашиху. Предполагается, что линия скоростного трамвая на юге Москвы пройдет по территории районов Чертаново Центральное и Чертаново Южное вдоль улицы Красного Маяка, где она объединится с действующей линией трамвая, затем маршрут поведет к южному вестибюлю станции "Пражская", пересечет Кировоградскую улицу, Варшавское шоссе, Курское направление железной дороги и выйдет в Бирюлево Западное и Восточное. В Северо-Восточном округе линию скоростного трамвая проложат из поселка Северного до платформы Лианозово Савеловского направления железной дороги. Возможно, в будущем ее продлят до станций метро "Алтуфьево" и "Медведково". Линия на востоке столицы свяжет район Ивановское и станцию "Шоссе Энтузиастов". Это позволит жителям в два раза быстрее добираться до метро.

Проблемы проекта

Замруководителя экспертного центра Probok.net Александр Чекмарев считает, что проект ЛРТ на данном этапе еще "сырой". "Трасса самой линии недостаточно проработана. В первую очередь это связано с тем, что она не очень хорошо связана с другими видами транспорта и с уже имеющейся сетью скоростного транспорта по железной дороге", – пояснил эксперт.

По его словам, существуют некоторые проблемы в районе проектируемых остановок скоростного трамвая. "На пересечении с Павелецкой железной дорогой происходит пересечение без пересадки. Если будет возможна пересадка, то надо будет перенести платформу "Авиационная", но проблема в том, что она находится за границей основной застройки города Домодедова, – отметил он. – Получается, после станции "Домодедово" пассажиропоток падает, и пересадка не станет удачной".

Чекмарев добавил, что не все направления первого участка ЛРТ нуждаются в прямом сообщении. По его словам, самым востребованным станет дорога из Подольска в аэропорт Домодедово. "Если говорить о связи Домодедово с Подольском, то там два больших города, тем более есть доступ к аэропорту, а аэропорт генерирует несколько тысяч рабочих мест, – подчеркнул эксперт. – Однако, если говорить про связку Домодедово – Раменское, то она идет по очень малозаселенным территориям, то есть из Раменского в Домодедово никто не ездит и в ближайшее время ездить не будет".

По мнению Чекмарева, наиболее загруженные участки в Подмосковье находятся на востоке области. "Самая загруженная – это Балашиха, Железнодорожный, Реутов и дальше в сторону Люберец. В этом сегменте живет уже сейчас порядка миллиона человек, а участок планируется к строительству только в далекой 4 очереди сооружения", – заключил он.

Дополнительная инфраструктура для обеспечения проекта

По информации министерства энергетики Московской области, для обеспечения энергоснабжения легкорельсового транспорта планируется построить 13 трансформаторных подстанций, разработчики рассматривают две основные конфигурации внешних систем электроснабжения: выделенная внешняя система электроснабжения для каждой трансформаторной подстанции и закольцованная система энергоснабжения.

Важность проекта для экономики и развития региона

Но директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин уверен, что хордовая транспортная линия скоростного трамвая поможет решить транспортные проблемы в ближнем Подмосковье.

"В ближнем Подмосковье хордовых связей, которые напрямую соединяют города, минуя Москву, очень мало. Новая связка – это огромный вклад в мобильность, возможность жителям выбрать место работы не в своем городе и не в Москве", – пояснил эксперт.

Блинкин добавил, что районы размещения первого участка скоростного трамвая будут пользоваться популярностью у жителей. "Это густонаселенные жилые районы в ближнем Подмосковье, кроме того там есть аэропорт, а в перспективе и второй. Это очень подходящее место для размещения линий", – заключил эксперт.

По словам Владислава Гордиенко, прогнозируемая стоимость проезда на в Московской области будет приемлемой по сравнению с другими видами наземного общественного транспорта.

«По своему масштабу, предлагаемым техническим решениям и влиянию на социально-экономическое развитие Подмосковья строительство ЛРТ является одним из наиболее значимых инфраструктурных проектов в России», - отметил Владислав Гордиенко.

Какие современные трамваи могут быть использованы на будущих скоростных линиях ЛРТ

1.Рассмотрим продукцию завода с самым массовым производством трамваев - Усть-Катавского вагоностроительного завода – за 70 лет выпустившего их несколько десятков тысяч. Еще в 2006г там был построен первый в России экспериментальный частично низкопольный трехсекционный скоростной вагон трамвая 71-630. В 2008году после долгих испытаний и наладки в депо его выпустили в единичном экземпляре на маршрут в Москве. В ходе эксплуатации были выявлены некоторые недостатки и через два года его сняли с маршрута.



Экспериментальный трамвайный вагон 71-630


Использование в дальнейшем именно этой модели в Москве не планируется. Но возможно, что в Подмосковье будут эксплуатироваться модифицированные варианты. Например, к концу 2015г на заводе была разработана полностью низкопольная модель - 71-633, базой для которой послужила 71-631 (выпущен с 2011г. 31 состав, эксплуатируется в основном в С.-Петербурге).

Вагон состоит из 3-х сочлененных секций длинной в 26 метров и шириной в 2,5 метра. В тестовом режиме эксплуатируется 1 в Самаре. Но у данной модели маловата скорость – 75 км/ч, тогда как на скоростных линиях она должна достигать к 100 км/ч

2.Помимо этих моделей в Москве, С. Петербурге и Краснодаре с 2014г эксплуатируются 9 новых низкопольных трехсекционный трамвай «Витязь» 71−931 Тверской ПК "Транспортные системы" и Краснодарской "КТТУ". В течение 2 лет планируется выйти на проектную мощность - 24 трехсекционных трамвая в год. Но опять у них максималка -75 км/ч





3.Эксплуатировались еще несколько сочлененных современных импортных трамваев, например французский:




4.В 2015г. большой ажиотаж был вокруг серийной модели футуристического вагона R1 (Russia One, код по ЕСКПС 71-411) - трёхсекционного низкопольного трамвая, разработанного «Уралтрансмашем» и ОКБ «Атом». Это вторая низкопольная модель в России. Салон вмещает свыше 250 пассажиров. В базовой комплектации предусмотрена навигация ГЛОНАСС, GPS, Wi-Fi, аудиосистема, которая будет подбирать музыку под погоду и время суток.





В трамвае установлены антибактериальные поручни и подогрев ступеней против образования наледей. Но после объявлении его цены в 50-70 млн руб. (в зависимости от комплектации) желающих его приобрести в России не нашлось. К тому же потенциальные эксплуатанты раскритиковали его ремонтопригодность и у этого агрегата тоже недостаточная для ЛРТ –требуются доработки.

5.Из относительно недорогих (75 млн руб в 2014г) и современных моделей во Львове на СП «Электронтранс» совместно с TransTec Vetschau GmbH (Германия) производится вагон низкопольного трамвая из пяти секций Электрон T5L64 (то же на 250 человек вместимости). Есть также трехсекционная модель Электрон T3L44. Вагоны имеют сниженный уровень вибрации и шума, автоматические системы смазки реборд колес на кривых участках для увеличения срока службы пути, автоматические устройства дозаторы подачи песка на рельсы при пробуксовке и торможении, асинхронные тяговые электродвигатели. В режиме торможения предусмотрена возможность рекуперации электроэнергии в контактную сеть (экономия электроэнергии составляет до 40 %). При необходимости можно установить кондиционер салона (кондиционер рабочего места водителя входит в базовую комплектацию). Но вероятность заключения контракта с украинским предприятием крайне мала (по известным всем причинам, по крайней мере, С. Петербург был вынужден отказаться от покупки после срыва оплаченной поставки).


Alstom Citadis 402 во французском Туре

Настраиваемый внешний вид и конфигурация под нужды определённого города - базовая функция современных западных моделей трамваев. Так, другой продукт Alstom - многосекционная модель Citadis 402, размер которой доходит почти до 50 метров, - может выглядеть совершенно по-разному в Париже и Дублине. Самый эффектный вид во французском Туре: вместо пантографа трамвай использует нижний токосъём с третьего рельса, а сам состав выглядит как гаджет Apple. Alstom один из самых распространенных брендов на улицах европейских городов.

Пока, какой-либо информации, о том, что за требования будут выдвинуты к подвижному составу в Московской области, не имеется. Скорей всего использоваться будет какой-то из вариантов отечественного трамвая после доработок и установки оптимальной цены.

Легкорельсовый транспорт

Легкорельсовый транспорт (также «лёгкий рельсовый транспорт», ЛРТ, от англ. Light Rail) -- городской железнодорожный общественный транспорт, характеризующийся меньшими, чем уметрополитена и железной дороги, и большими, чем у обычного уличного трамвая скоростью сообщения и пропускной способностью. Разновидностью легкорельсового транспорта является скоростной трамвай в том числе подземный трамвай и городская железная дорога). При этом отличия таких легкорельсовых систем от метрополитена, городской железной дороги (S-Bahn), являются нечёткими, что зачастую становится причиной терминологических ошибок. В целом данный термин, как правило, применяется для обозначения скоростных электрифицированных железнодорожных систем (например, трамвайных), обособленных от прочих транспортных потоков на большей части сети, однако допускающих в рамках системы и одноуровневые пересечения, и даже уличное движение (в том числе трамвайно-пешеходные зоны). В отличие от лёгкого метро, более близкого к обычному метро, легкорельсовый транспорт ближе к трамваю.

Эстакадный транспорт

Эстакадный транспорт, надземка (англ. elevated railways, в США сокращённо: el) -- городская рельсовая скоростная внеуличная отдельная система или часть системы городских железных дорог (S-Bahn), метрополитенов, легкорельсового транспорта (в зависимости от исполнения, количества вагонов и массо-габаритных параметров подвижного состава), проложенная над землёй на эстакаде.

Безопасность на железнодорожном транспорте.

На сегодняшний день при перевозках на железнодорожном транспорте существует ряд основных проблем, связанных с потенциальной безопасностью при данном виде перевозок:

захват подвижного состава террористами;

возгорание подвижного состава;

сход подвижного состава;

столкновение поездов;

ограбление;

неисправности путей;

поражающий фактор при столкновении (травматизм);

несоблюдение правил безопасности пассажирами.

Требования к личной безопасности в поезде такие же, как для других транспортных средств. Но есть и некоторые особенности:

покупая билеты, нужно отдавать предпочтение средним вагонам. В случае катастрофы они страдают меньше, чем головные и хвостовые;

выбирать сидячие места против движения поезда;

не засыпать, если попутчики вызывают недоверие;

не выключать свет в купе, держать дверь купе закрытой, документы и бумажник держать в надежном месте, а портфель -- ближе к окну; особенное внимание нужно уделять своим вещам на промежуточных остановках.

Движение поезда становится опасным, когда он сталкивается с другим поездом, с другим транспортным средством на переезде или когда подвижной состав сходит с рельсового пути. В этих случаях возникают поражающие факторы, которые создают угрозу для жизни и здоровья пассажиров, персонала железных дорог, населения, для целостности грузов и объектов внешней среды.

Повышенная опасность железнодорожного транспорта связана с широким применением горючих материалов, а также с опасностью перевозимого груза. Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте -- неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходят сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары непосредственно в вагонах, размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения случаются значительно реже. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, происходят взрывы и пожары.

Поезда всегда автономны в пути следования, зачастую удалены от мест, где возможно оказание необходимой помощи при аварии или пожаре. Причины опасных отказов технических (аппаратных) средств -- недостаточный запас прочности их элементов вследствие ошибок разработчиков и проектировщиков, ошибок производителей при выборе технологических процессов и материалов, а также дефекты производства. В список причин аварии входят также нарушения технологий эксплуатации технических средств, приводящие к преждевременной выработке ресурсов, и нарушения технологий технического обслуживания и ремонта, приводящие к неполному и несвоевременному восстановлению запаса прочности. К этим же причинам относятся деградация технических средств, обусловленная химическими и физическими процессами в материалах элементов даже при соблюдении технологий эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов, а также воздействия внешней среды, в том числе ее естественной, технологической и социальной составляющих. Причинами опасных ошибок программных средств являются ошибки разработчиков, а также ошибки персонала железных дорог в процессе эксплуатации и сопровождения программ.

К причинам опасных ошибок персонала железных дорог относятся:

ошибки профессионального отбора и недостаточная подготовка специалистов;

низкий уровень технологической дисциплины;

ошибки при использовании медицинских препаратов;

прием алкогольных и наркотических веществ;

ухудшение физического или психологического состояния, в том числе под воздействием внешней среды.

Проведенный анализ обобщенных данных о травмах за период 2003-2005 гг. показал, что основными причинами несчастных случаев на железных дорогах являются:

переход, переезд железнодорожных путей в неустановленных местах или перед близко идущим поездом -- 65-75 % всех пострадавших;

несоблюдение правил безопасности на железнодорожных станциях и платформах -- 25-35 %;

личная неосторожность пассажиров при посадке и высадке из поезда -- 8-9 % случаев;

самоубийство -- около 1 %.

Число травм из года в год не уменьшается.

по возможности не спать во время движения поезда;

обращать внимание на всех подозрительных лиц и на подозрительные предметы, об их обнаружении сообщать проводнику, дежурным по станции или милиционерам;

не стоять у края платформы, подходить к дверям после остановки состава и выхода пассажиров, стараться сесть в вагоны в середине состава;

если произошел взрыв или пожар, необходимо закрыть рот и нос платком и лечь на пол вагона или салона, чтобы не задохнуться;

одеваться нейтрально, неброско, избегать военной формы и военных цветов одежды, большого количества украшений;

не разговаривать на политические темы, не читать порнографических, политических или религиозных публикаций, чтобы не провоцировать террористов, экстремистов или хулиганов;

не употреблять алкоголь.

Современное управление безопасностью перевозок на сети железных дорог ОАО «РЖД» обеспечивает весьма высокий ее уровень. Вместе с тем представляется возможным за счет повышения эффективности управления уменьшить число сходов подвижного состава и столкновений поездов.