Крепость азов история. турецкая крепость Азак

Азов, в древности Тана, Азак, посад обл. Войска Донского на левом берегу Дона, в 36 верстах от Ростова; построен греками.
Выгодное географическое положение Таны привлекло к нему обширную торговлю. За 115 л. до Р.X. он был завоеван Митридатом Понтийским; затем, по очереди, им владели: сарматы, гунны, хазары и печенеги. В X в. Т. попал под власть Владимира Св., который отдал его, вместе с Тмутараканью, в удел своему сыну Мстиславу, а около 1067 г. был покорен половцами и получил нынешнее название. В XIII в. Азов перешел к генуэзцам, был ими укреплен каменными стенами и башнями и сделался складочным пунктом для их индо-китайской торговли. В 1395 г., овладевший Азовом Тамерлан срыл его до основания, но в 1400 г. город был возобновлен генуэзцами.
В 1471 г. Азов был взят турками и с этого времени, вследствие запрещения европейским судам входить в Черное море, а главное, вследствие открытия морского пути в Индию, торговля Азов пришла в совершенный упадок и он обратился в незначительную турецкую крепость, ненавистную донским казакам, т. к. она препятствовала выходу их в Азовское море для торговли и поисков.
В 1637 г. донские казаки, усиленные 1 тыс. запорожцев, осадили крепость, овладели ею с помощью штурма и уничтожили весь гарнизон и жителей (кроме греков). Объявив Азов вольным христианским городом, казаки поселили в нем свои семьи, пригласили в него купцов, а весною 1638 г. вышли на многих лодках в Черное море и произвели целый ряд разбоев и опустошений на берегах Анатолии. В июне 1638 года громадные полчища турко-татар (до 100 тыс. при 700 оруд.) под начальством силистрийскаго сераскира Гуссейн Дели, при содействии сильного флота (45 галер и много мелких судов), бывшего под командой Пиали-паши, обложили Азов с суши и моря и после отказа казаков очистить город начали осаду. Гарнизон крепости (6 тыс., считая в том числе 800 женщин) защищался с необыкновенным мужеством и энергией. Казакам, выдержавшим со славою 3 1/2-месячное азовское сиденье, удалось удержать крепость в своих руках. Предвидя, однако, продолжение борьбы с Турцией, они послали челобитную к царю Михаилу Феодоровичу, прося принять от них Азов и помочь им присылкой войска и запасов. 3 января 1642 г. для решения Азовского вопроса в Москве был созван земский собор, на котором выяснилось, что принятие Азов должно повлечь за собою войну с Турцией, которая для России, еще не оправившейся после Смутного времени, являлась совершенно несвоевременной. Вследствие этого Михаил Феодорович послал казакам грамоту, в которой благодарил их за предложение, но отказывался от него и советовал донцам оставить Азов. Послушавшись государя, казаки в мае 1643 г. покинули Азов, предварительно увезя из него запасы и артиллерию и разрушив укрепления.
После перехода Азова в руки турок, враждебные действия донцов и азовских людей продолжались до Азовских походов Петра Великого. Овладев Азовом в 1696 г., государь намеревался обратить его в исходный пункт для продолжения борьбы с Турцией и в этих видах приступил к постепенному его укреплению и к постройке азовского флота, но неудачный для нас Прутский поход 1711 г. нарушил предположения Петра: Азов пришлось возвратить Турции.
Только в 1736 г. Азов был снова взят армией фельдмаршала Ласси и на этот раз уже навсегда. По условиям Белградскаго мира (1739 г.) с Турцией Россия обязалась разрушить укрепления Азова, что и было исполнено в 1747 г. Но в 1769 г., по повелению императрицы Екатерины II, Азов был восстановлен.
14 февр. 1775 г. Азов был сделан административным центром новоучрежденной Азовской губернии, но затем, по переводе губернского управления в Екатеринослав, был сначала (1783 г.) переименован в крепость, а затем (1810 г.) в посад Екатеринославской губернии, Ростовского уезда. В 1888 г. Азов присоединен к обл. Войска Донского и в нем введено казачье управление.

Крымское ханство постепенно ослабевало… Россия продвигала свои форпосты все дальше на Юг. Однако казаки продолжали страдать от агрессивных соседей. Основным источником угрозы в эти годы была крепость Азак или Азов, расположенная на берегу Дона и его притока Азовки, в 15 км водного пути от Таганрогского залива.

Крепость принадлежала Османской империи и занимала выгодное географическое положение. Обладание ей значило весьма много. (К России она перешла спустя много лет после описываемых событий, в результате знаменитых Азовских походов Петра I в 1695 и 1696 годах и стала первым важным завоеванием молодого царя). Но казаки оценили стратегическую важность Азова гораздо раньше московского правительства.

Донские казаки под командованием походного атамана Михаила Иванова осадили Азов 21 апреля 1637 года. Тактически время было выбрано весьма верное: между Османской империей и Персией в это время началась война. Войска крымского хана ушли в поход на Молдавию, и вместе с ними отправились ногаи, прикрывавшие подступы к Азову.

В крепости было около 4 тысяч человек гарнизона и порядка 200 орудий. Осада продолжалась два месяца, и только 18 июня казаки сумели, сделав подкоп, взорвать стену и ворваться в город. Еще несколько дней продолжались уличные бои. Всего при осаде и штурме казаками было потеряно более тысячи человек, а около двух тысяч – ранено. Гарнизон Азова был истреблен полностью. Не тронули в городе только православных греков.

Вольный русский город

Казаки перенесли в Азов свою столицу, он стал вольным русским городом. Уже через несколько месяцев сюда потянулись торговые караваны с азиатских территорий. Прислал посла персидский шах, предлагая казакам заключить союз против османов, обещая помогать военной силой. Но казакам было ясно: без помощи Москвы город удержать будет сложно. Поэтому к русскому царю отправился с донесением атаман Потап Петров.

Грамота, данная ему с собой казаками гласила: «Отпусти нам, государь, вины наши, что мы без твоего повеления взяли Азов и убили изменника, турецкого посла…» Причину этого они объясняли очень просто и с большою душевной силой: «могли ли мы без сокрушения смотреть, как в глазах наших лилась кровь христианская, как влеклись на позор и рабство старцы, жены с младенцами и девы? Не имея сил долее терпеть азовцам, мы начали войну правую, с Божьей помощью овладели городом, побили неверных за их неправды и православных освободили из плена». Переход крепости к казакам, и в самом деле, практически прекратил набеги татар на южные районы Руси.

Но понятно, что османы не собирались терять такую военную жемчужину в донских степях. Было ясно, и то, что Азов с наскока не взять. Поэтому султан Мурад IV начал тщательную подготовку по возвращению крепости в Османскую империю. Несколько раз казаков «пробовали на зуб» османские отряды, но все они были рассеяны, хотя, порою, и ценой больших потерь: в морском бою у Керченского пролива погибло более 700 казаков.

Умер Мурад IV, и новый султан Ибрагим начал готовиться к серьезному штурму крепости, поручив это важное дело не кому-нибудь, а верховному визирю Магамет- паше. Тот заключил мир с Персией и европейскими державами и нанял тысячи иностранных мастеров для создания мощного флота, который мог бы подойти к Азову.

Азовское сидение

В 1641 году под Азовом встала огромная османская флотилия: 70 галер и 90 вспомогательных судов. К стенам крепости по суше подошла османская армия и наемники. Всего, не считая обозников и рабочих, у Азова собралось не меньше 150 тысяч вражеских воинов. Инженерными работами руководили лучшие европейские специалисты: итальянцы и немцы. В крепости же находилось всего около 5500 человек, из них 800 женщин. Ее оборону возглавлял казачий атаман Осип Петров.

7 июня 1641 года осада началась. 26 июня османы провели мощнейший артобстрел, а затем выслали парламентеров, приказывая казакам сдаться. Но те просто отказались вести дальнейшие переговоры. После этого начался первый штурм, обошедшийся туркам весьма дорого: они потеряли не меньше 10 тысяч убитыми, включая нескольких крупных военачальников. Штурм захлебнулся в турецкой крови, и османами было предложено перемирие: они хотели убрать трупы, обещая заплатить за это золотом. Но казаки отказались: «Не продаем убитого трупу ни кому же. Не дорого нам серебро ваше и злато, дорога слава вечная».

Азовское сидение. Художник В.П. Гурьев

Хотя за почти четыре месяца осады историками и насчитывается «прямых» 24 штурма, источники говорят, что бой у стен крепости шел практически постоянно. Такой тактикой огромное османское войско хотело вымотать немногочисленных защитников крепости. Казакам, и в самом деле, не оставалось времени ни на сон, ни на отдых. Женщины и девушки поднялись на крепостные стены, помогая мужьям и отцам. Казаки несли непрерывные потери, и лишь изредка пополнению удавалось прорваться в крепость через турецкое войско или по воде.

Отдай голову, паша!

Командующий осадой паша Гуссейн Делия понял, что лобовые атаки не приносят пользы, и решил действовать с помощью подкопов. Казаки сумели обнаружить 17 турецких минных галерей и своевременно их взорвать. Вскоре от 150-тысячного османского войска осталось менее 40 тысяч бойцов. Султан прислал на подмогу отборные части янычар, сообщив Гуссейну: «Паша, возьми Азов или отдай свою голову».

Но и это не помогло. Делия решил купить Азов и предлагал заплатить каждому добровольно вышедшему казаку по тысяче талеров, но ответом был смех. «Сами волею взяли мы Азов, сами и отстаивать будем, помощи кроме Бога ни от кого не ожидаем и прельщений ваших не слушаем, не словами, а саблями примем вас незваных гостей», - отвечали ему казаки.

Подходила осень, начались дожди и холода, среди осаждающих стали распространяться болезни. Турецкая армия таяла изо дня в день. Но казаки в крепости об этом не знали. Их силы были на исходе, живыми оставалось не более 3 тысяч воинов. Стены, - а точнее, их остатки, - пребывали в плачевном состоянии, практически закончились боеприпасы и продовольствие. Было понятно, что в один из ближайших штурмов османы ворвутся в Азов. Но большего горя хлебнули защитники Азова. Казаки приняли предложение атамана Осипа Петрова предпринять последнюю боевую вылазку и либо погнать османов, либо погибнуть в открытом бою. «И начали мы, бедные, прощатися, - доносит до нас летопись. - Простите нас, леса темные и дубравы зеленые, простите нас, поля чистые и тихие заводи, простите нас, море синее и Тихий Дон Иванович. Уж нам по тебе, атаману нашему, с грозным войском не ездити и дикого зверя в чистом поле не стреливати, и в Тихом Дону рыбы не лавливати»…

То, что случилось после, известно сегодня как одно из канонических чудес. Вот как описывает его Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Мужественно оборонялись казаки, защищая город и Отечество свое, и крепко молились, потому что знали, что по человеческому рассуждению один не может победить пятнадцати. И в канун праздника Покрова явлено было видение прекрасной Жены, в багряницу одетую, и уверовали казаки в то, что Покров Пречистой Царицы Небесной в ответ на их мужество, на их волю к победе, на их горячую молитву простирается над ними. И стали без боя отступать турецкие войска от Азова, прекратив его четырехлетнюю блокаду».

И правда, когда ранним утром 26 сентября казаки вышли из крепости, они обнаружили, что вражеский лагерь исчез. Несколько часов назад турецкое войско ушло от крепости, сняв осаду.

В Турции неудачу азовской эскапады восприняли очень тяжело, - практически как национальный позор. Официальным султанским указом само слово «Азов» было объявлено запретным, - нарушителю грозило серьезное наказание.

Память об Азове

Понимая, что одинокой крепости не выдержать перманентной войны с грозной Османской империей, казаки стали просить помощи у русского царя. В январе 1642 года в Москве был созван Земский собор с вопросом об Азове. Но, несмотря на то, что принятие Азова под покровительство давало Москве заманчивые перспективы выхода в Азовское и Чёрное моря, настолько открыто конфликтовать с Османской империей в текущий момент было сочтено невозможным (исходя, говоря современным языком, из «геополитических» соображений). Летом 1642 года казаки окончили своё «сидение» и оставили Азов, предварительно разрушив его до основания. Трофеи Азовского сидения - створки ворот крепости, две калитки и коромысло городских торговых весов, до сих пор хранятся возле колокольни войскового Воскресенского собора станицы Старочеркасской.

Цель проекта

История проекта "ОСАДА АЗОВА"
Перед вами историческая игра, которая является частью большого патриотического проекта. Этот проект родился в моей голове после прочтения книги Григория Мирошниченко "Осада Азова". Узнав о легендарной отваге наших предков, я решил более подробно изучить историю того времени, в частности, историю города Азова. Прочитав несколько исторических книг, я почувствовал прилив гордости за своих прадедов. В те времена один бился против пятидесяти врагов, не зная страха и боли. Я почувствовал радость, что еще есть источники, из которых можно узнать про их подвиги. И еще я почувствовал огромный стыд, за то, что не знал этого раньше, за то, что об этом не знает и не помнит весь мир и в первую очередь мы с вами...

Весь мир знает про подвиг 300 спартанцев, весь мир помнит легенду про Троянского коня. А про подвиг донских казаков в 1641 году знают только любители истории, да и то не все. Троянская война закончилась поражением Трои из-за хитрости греков, построивших большого деревянного коня. О них знают все, потому что про них сложены мифы и легенды, сняты популярные фильмы. Спартанцы совершили подвиг, задержав на несколько дней огромную армию противника. Погибнув, не покорившись завоевателям. Про них знает любой мальчишка с детства, потому что про них написано в истории, ну и конечно голливудские фильмы сделали их просто богами. Казаки продержались больше трех месяцев и одержали победу, враги отошли от стен города, потеряв огромную часть армии. О численности турецкой армии ведутся постоянные споры, по разным данным их было от 240 до 300 тысяч, а казаков всего около 5 тысяч бойцов.

Представьте на минуту состояние наших прадедов, которые стояли на стенах города и видели превышающую в десятки раз армию противника. Что они чувствовали в тот момент? Им предлагали деньги и возможность уйти, но они выбрали честь, а не деньги. Представьте состояние тех казаков, которые ночью переплывали с камышом во рту Дон, чтобы прийти на помощь своим братьям, зная, что идут на верную гибель. О чем они думали: о личной выгоде или о награде, которую они должны были получить? Нет, они думали только о помощи братьям, зная, что вместе можно одолеть противника любой численности. И они победили, победили вопреки всем законам военной науки. Победили, чтобы мы с вами жили не в рабстве и страхе, а в своей великой стране, которую все боятся и уважают!

И почему про них знают единицы? Разве это не может быть нашей национальной гордостью? Может! Разве мы не являемся потомками тех воинов со сверхчеловеческими силами и храбростью? Являемся! Разве они не заслужили уважение, сделав все, чтобы Великая Русь стала Великой? Да, они достойны вечной памяти и вечной жизни в наших сердцах!

Кто не помнит своей истории, тот не имеет будущего. Все материальные ценности и комфорт сегодняшней цивилизации не стоят того, чтобы мы забыли свою историю. Цель нашего проекта - рассказать всему миру о нашей истории, в первую очередь начать со своих друзей и знакомых, потом детям в школах и их родителям. Ну и потом с помощью интернета распространить это по всему миру. Когда об этом будут знать миллионы, голливудский Спилберг или наш Михалков без подсказки, сами захотят снять фильм о легендарных донских казаках, кровь которых до сих пор течет в жилах многих из нас.

История Азова

Азов – город с удивительной тысячелетней историей. Благоприятный климат и выгодное географическое положение привлекали внимание многочисленных народов, на протяжении веков передвигавшихся из Азии в Европу.
Цель нашего проекта – познакомить вас с историей легендарного города в доступной и интересной форме. Более подробно узнать об истории Азова можно из множества книг, а также посетив сам город, его музей и исторические места.

Киммерийцы и скифы, сарматы и меоты, готы, гунны, тюрки, хазары, печенеги, торки, половцы, - каждый народ внес вклад в историко-культурное освоение Приазовья. В конце XIII века на территории современного Азова правнук Чингиз-хана Менгу-Тимур основал город Азак. Первое письменное упоминание об золотоордынском Азаке относится к 1269 г. На территории Азака появилась генуэзско-венецианская торговая фактория Тана. Азак быстро рос, развивался и к началу XIV века стал одним из крупнейших городов мира. Через Азак (Тану) проходил Великий шелковый путь из стран Западной Европы в Персию, Индию, Китай.

В 1395 г. войсками Тамерлана Азак (Тана) был разгромлен. Итальянцы восстановили Тану, возвели здесь мощный замок с крепкими стенами, башнями, бойницами, рвами, подъемными мостами. Если Тана, европейская фактория, после погрома Тамерлана восстанавливалась итальянцами, то золотоордынский Азак доживал свои последние дни. Но возведенные укрепления не защитили Тану от новых завоевателей.

Летом 1475 г. войска могущественной Османской империи захватили Азак (Тану). Фортификационные сооружения итальянцев стали основой крепости Азак (в Московском царстве ее называли Азов). Азак был военным центром и северным портом Османской империи. На базе Азова турки и татары ежегодно совершали набеги на южные русские земли. Захваченных русских пленников продавали в Азове в рабство. В XVI веке на Дону появились вольные воины – донские казаки. Турецкий Азов, контролировавший Приазовье и запиравший выход в море, сразу стал объектом казачьих нападений, а затем и долгой, упорной борьбы.

В 1637 г. донские казаки под руководством атамана Михаила Татаринова, совместно с запорожцами, захватили турецкий Азов. Пять лет Азов был столицей Войска Донского.

1641 год
В 1641 году огромная турецкая армия (240 тысяч человек) окружила Азовскую крепость. Азов блокировал флот Османской империи. Азовскую крепость защищали 5 тысяч донских казаков.

Более трех месяцев длилось «Азовское осадное сидение». Командовал обороной Азова атаман Осип Петров. По Азову били тяжёлые пушки. От грохота стрельбы сотрясались земля и небо. Стены и башни Азова были разрушены, казаки в рукопашную сражались с врагом на разбитых крепостных укреплениях. Проявив великое мужество и воинское мастерство, казаки отстояли Азов. 26 сентября турецкая армия ушла от стен Азова.

1642 год
Азовская оборона истощила силы казачества. Казаки понимали, что в следующий приход турок Азов отстоять им не удастся. По приказу русского царя Михаила Романова, хотевшего избежать войны с Турцией из-за Азова, донские казаки покинули крепость. Азовские укрепления были взорваны. Турецкая армия восстановила Азов. Для защиты крепости, на двух берегах Дона, турки соорудили две башни-каланчи. Между башнями по р.Дон были протянуты цепи. Азовские укрепления прочно закрыли казакам выход в море.

1695-1696 гг.
В конце XVII века молодой русский царь Петр I завоевал турецкий Азов, чтобы обеспечить России безопасность южных границ и выход в Азовское и Черное моря. В первом походе 1695 г. были захвачены только каланчи у Азова. Специально для взятия турецкого Азова Петр I построил российский военный флот. Во втором походе 1696 г. совместными действиями русской армии и флота турецкая крепость Азов была взята. Это были первые значимые свершения молодого Петра.

1711 год
В ходе Прутского похода Петр I попал в окружение и был вынужден подписат "Прутский мирный договор", по которому Азов был возвращен Турции.

1736 год
В 1736 г. русская армия под руководством генерал-фельдмаршала Ласси взяла Азовскую крепость. Однако, по условиям Белградского мира 1739 г., Азов попал в черту «барьерных земель». Все Азовские крепостные укрепления были разрушены.

1769 год
В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Азовская крепость была занята русскими войсками в 1769 г. В 1774 г. по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Азов навсегда был присоединен к Российской империи. Богатую и интересную историю Азова можно узнать из исторических книг и экспозиций Азовского музея-заповедника.

Прикоснуться к истории древнего города можно посетив его, побывав на реконструкции "Азовского осадного сидения". Это самая яркая страница Азова и один из самых героических подвигов русских воинов.

Историческая игра отражает время походов Петра I, которые завершились с разными результатами сражений: в 1695 г. Азов не смогли взять русские войска, а в 1696 г. –Петр I взял турецкую крепость. Поэтому исход сражения в игре отражает реальную историю в любом случае. Солдаты и укрепления соответствуют эпохе XVII века. Отдельное спасибо коллективу Азовского музея-заповедника за его помощь в этом проекте.

Исторический проект включает в себя настольную игру и онлайн-версию на сайте сайт

"Осада Азова" дает возможность прикоснуться вам к легенде древнего города.

Почувствуй себя защитником Азова, стань частью легенды!

Предыдущая фотография Следующая фотография

Абсолютное большинство гостей Азова включает в свою туристическую программу посещение знаменитой Азовской крепости. И многие разочаровываются, потому что надеются увидеть масштабную и грандиозную цитадель, а сталкиваются с обычными развалинами. Чтобы знакомство с крепостью оправдало ожидания, желательно иметь представление об исторических событиях, связанных с ней. И тогда вы непременно ощутите всю мощь и размах этой достопримечательности, её значимость в истории страны. Современный облик Азовской крепости - это комплекс фортификационных земляных сооружений, протянувшихся на сотни метров, история которых уходит корнями в далёкое прошлое. Каждый из валов со времён петровских баталий имеет своё название: Смоленский, Алексеевский, Гордона и другие.

Чтобы знакомство с крепостью оправдало ожидания, желательно иметь представление об исторических событиях, связанных с ней. И тогда вы непременно ощутите всю мощь и размах этой достопримечательности, её значимость в истории страны.

У подножия крепости сохранились Алексеевские ворота, а на самих валах встречаются кирпичные развалины крепостных стен. Во времена расцвета крепости ширина стен составляла в самом узком месте 5 м, а в самом широком - до 30 м. Местами в бойницах встречаются жерла старинных русских пушек, воскрешающие в памяти грозное боевое прошлое Азовской крепости.

Из истории крепости

Крепость Тана начинала строиться генуэзскими и венецианскими купцами как оплот торговли при золотоордынском городе Азак в конце 13 века. Спустя век по Азаку с мечом и огнём прошёл Тамерлан, но Тана итальянцами была восстановлена. В 1476 г. турецкая армия Гедик Ахмед-Паши захватила её и переименовала поселение во Френк-Хиссар. Крепостные валы укреплялись донскими казаками после взятия крепости в период Азовского сидения в 1641-1642 гг.

По легенде, землю на валы подсыпали по самым примитивным технологиям - с помощью шапок и голых рук.

При осаде казаки подвергались пушечным обстрелам турок, и из всех крепостных башен остались целыми только три. Однако при отступлении русские взорвали оставшиеся постройки и башни, пощадив только Львиную башню. В 1736 г., после окончательного перехода города Азов под русский контроль, валы были перестроены. Крепость, однажды захваченная казаками, а впоследствии петровскими стрельцами, была разрушена в 1747 г. согласно условиям Белградского мира.

Всего на валах насчитывалось 11 ворот, из них уцелели только Алексеевские, сложенные из камня и кирпича. Выстроены Алексеевские были уже после разрушения крепости, в 1770 г. в деревянном варианте, а 30 лет спустя - в привычном нам каменном виде. Раскопки 1935 г. представили ворота в форме двух параллельных пилонов длиною до 13 м, которыми заканчивался земляной вал. Стены, образующие Алексеевские ворота, покрывались сверху тёсаным камнем. После реставрации в 20 веке ворота приобрели современный вид.

Крепостные валы Азовской крепости считаются памятником федерального значения.

История одной крепости

Полезная информация

Азовская крепость расположена на улице Генуэзской, неподалёку от старого рыбного завода.

Вход: 120 RUB, для детей до 18 лет: 60 RUB, для дошкольников: 30 RUB, льготная категория посетителей: 50 RUB, для студентов вузов вход 90 RUB.

Экскурсионное обслуживание: 700 RUB.

С крепостных валов можно полюбоваться прекрасным видом на дельту реки Дон, тут пригодится и фотоаппарат.

Каждый год территория Азовской крепости становится площадкой для проведения Всероссийского фестиваля военно-исторических клубов, посвящённого Азовскому осадному сидению донских казаков 1641 г. Более 10 тыс. зрителей приезжают сюда, чтобы принять участие в костюмированном спектакле и военных инсценировках или просто насладиться красочным зрелищем.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

В XIII веке на территории современного Азова находятся два города-крепости: Азак — «свободная экономическая зона» во главе с эмиром Золотой Орды и генуэзско- венецианский город-крепость Тана. Коммерческие интересы итальянских факторий часто пересекались. Жители двух районов Таны, венецианцы и генуэзцы, не ладили между собой и постоянно скандалили друг с другом. Золотоордынцы успокаивали взбаломошных европейцев как могли. В 1333 году хан Узбек выделил отдельное огороженное место, на котором обосновалась венецианская часть.

На фото: Андрей Масловский (справа) на одном из раскопов

Археологические раскопки на территории Азова могут много поведать о его историческом прошлом. Рассказать, например, о быте и занятиях населения средневекового Азака, его религиозных воззрениях и торговых связях. Но кто были эти люди? Каково было административное устройство города? Кто занимался его благоустройством и как взаимодействовали его жители?

На фото: золотоордынская коллекция керамики в Азовском музее-заповеднике

На эти и многие другие вопросы ответил заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника, кандидат исторических наук Андрей МАСЛОВСКИЙ :

— В XIV веке Азак, крупнейший город Золотой Орды, мог сравниться лишь со средневековым Лондоном и Великим Новгородом, и насчитывал 30 тысяч жителей. Здесь существовал разветвлённый чиновничий аппарат во главе с эмиром Азака. А золотоордынская знать считала ниже своего достоинства жить в городе.

— Рождённый благородным должен кочевать в степи, — подтвердил Андрей Масловский, — хан в Азак никогда не заезжал. Эмир с чиновниками встречал его на окраине, ведь город воспринимался как источник товаров и налогов. По разнарядке сдавали, допустим, обязательные пару тысяч шёлковых халатов, 500 сабель, 200 шлемов, 100 кольчуг.

Это не была дань, которую платили ордынским ханам русские князья. Наверное, это лучше назвать госзаказом, который обязательно надо исполнить, как сейчас, например, бюджетную роспись.

— Что касается основного населения, то, прежде всего, это аланы и черкесы, которых монголы переселили сюда с Кавказа, чтобы над душой не маячили как потенциально опасные противники, — рассказывает Андрей Масловский. — Конечно, русские, потом тюркские полуоседлые племена. Это четыре основные группы.

Потом в этот котёл доливались представители других этносов. Греки, армяне, евреи, кочевники-гастарбайтеры, которые могли на время осесть в городе. Представители европейских народов, преимущественно, итальянцы, выходцы из Малой Азии, Персии, Сирии, Египта, Мордвы, все, вплоть до китайцев.

Степняки не стремились осесть в городе. Травы и воды здесь было вдоволь, а зимы коротки и несуровы. Заставить их жить на одном месте могли причины экономического порядка: потеря скота и разорение.

— Конечно, можно было собрать группу товарищей, сесть на коня и — вперёд, за добычей, - говорит Андрей Масловский. — Но в условиях стабильного государства войны почти не ведутся, то есть героические подвиги не востребованы. Можно, конечно, увести скот у соседей, но за это ждала неминуемая смерть.

На фото: медная миска из фондов музея

Поэтому и шли кочевники в город на заработки, становились гастарбайтерами. Не у всех однозначно проходил период адаптации: у одних получалось заработать денег на приобретение скота, кто-то привыкал и оставался — об этом говорят погребения с различным инвентарём, что отличает их от мусульманских. Ведь мусульман хоронили без инвентаря — ислам требовал при погребении не класть вещей и одежд в могилу и соблюдать такое положение погребенного, при котором его лицо было бы обращено на Мекку.

Множество народов — множество верований. Первая волна переселенцев, несомненно была христианами, считает Андрей Масловский. Но большинство некрополей — мусульманские.

— В исламе существовали экономические методы принуждения, — пояснил Андрей Масловский. — То есть, приняв ислам, ты можешь снизить бремя налогов. Наверняка из корыстных побуждений среди русских, черкесов и алан появилось много мусульман. Встречаются и смешанные захоронения, когда вместе хоронили людей разных вероисповеданий.

Золотая Орда отличалась веротерпимостью. Но, например, буддизм даже был под бо"льшим запретом, чем языческий культ Тенгри — обожествлённого неба. Среди ханов Орды и её аристократической верхушки было немало буддистов. Когда хан Узбек начал мусульманизацию страны, наибольшее сопротивление ему оказали именно буддисты. Несмотря на то, что многие из них были уничтожены, но многие и остались в живых. Идентифицировать их по погребальному обряду довольно сложно из-за отсутствия догматизации обряда.

Азак был крупным транзитным портом, пунктом пересечения торговых путей между Востоком и Западом, Севером и Югом. Через него проходил Великий шелковый путь в Персию, Китай, Индию. Здесь работал монетный двор и чеканились собственные деньги. Итальянцы привозили ткани, серебро, металлы, масло, вино, орехи, сахар. Из Руси отправляли зерно, воск, мёд, сало, кожи, лён, лес, шкуры. Из стран Востока везли шелка, золото, драгоценные камни, пряности, предметы роскоши. Здесь жили бок о бок мусульмане, буддисты, иудеи, католики и православные и даже язычники.

Мечети соседствовали с православными храмами, была и синангога, хорошо известно, где располагалась католическая церковь Святого Марка. Это перекрёсток улицы Ярославского и Петровского спуска.

— Как сочеталось управление осёдлым населением и кочевниками, я не знаю, — говорит Андрей Масловский. — Судя по всему, эмир управлял и теми, и другими. Кочевое население делилось на свои улусы с соответствующими тысячниками и нойонами разного уровня.

Существовал и чиновничий аппарат: таможенники, сборщики налогов, писцы, менялы. За порядком и благоустройством следил мухтасиб. Это такой золотоордынский сити-менеджер с помощниками, который контролировал порядок в городе — чтобы помои не выливали, где ни попадя, мусор вовремя вывозили, на рынках не обвешивали. Были у него и полицейские функции, он также мог налагать наказание за распитие спиртных напитков, несоблюдение поста в месяц Рамадан, драки и ссоры.

Должность эта, может быть и называлась как-то по-другому, но была очень важна и ценна. Заимствовали её на Ближнем Востоке. Стоит только сказать, что крестоносцы, создав своё государство в Леванте, сохранили не только должность, но и название. В христианском Иерусалимском королевстве была должность мухтасиба.
— Наверняка существовали корпорации по профпринадлежности или этнические общности, — считает Андрей Масловский, — это не средневековые европейские цеха, которые создавались для защиты своих групповых интересов. Восточные и византийские корпорации учреждались государством для контроля населения.

Интересной была система водоснабжения. Водопроводы если и были, то локальные — для ограниченной части населения. По городу разъезжали арбы, которые развозили питьевую воду в больших кувшинах. К такому выводу исследователи пришли, обнаружив на крупных глиняных ёмкостях специальные метки. Хозяева помечали их, чтобы не перепутать с чужими.

Город занимал довольно обширную площадь, которую с запада можно ограничить переулком Черноморским, с востока границу проследить сложнее — скорее всего она идёт по переулку Чеботарёва и Осипенко, а с юга - современным кладбищем. На донском берегу, в районе порта, размещались кварталы италийских факторий, на берегу Азовки были хижины рыбаков, причалы, склады, бани, огороды. Жилых построек там было мало.

Как золотоордынский город Азак перестал существовать осенью 1395 года. После известных событий Русь освободилась от ига, и Азак, лишённый центральной власти, вскоре почти опустел и превратился в руины. Впрочем, ушлые купцы не спешили уходить с прибыльного места, и примерно через 10-20 лет на месте бывших, теперь уже разрушенных факторий, были возведены два замка — венецианский и генуэзский. Торговля продолжалась...

Фрагмент картины «Итальянский посол в Тане …»

В XV веке турки Османской Империи напали на крепость и в 1475 году после долгой осады захватили её, превратив в форпост турецкой агрессии на юге России. Известный путешественник Эвлия Челеби писал: «Замком ислама он слывет, зовется он Азак». Два века Азов сохранял за собой название «Султанский рыбный двор» и «невольничий рынок».

Иван Грозный пытался повоевать крепость Азов, но безуспешно. Походы царя Петра Великого тоже не принесли должного результата. И только после череды русско-турецких войн Азов становится русским городом…