Кафедральный собор храм христа спасителя. Кафедральный соборный храм христа спасителя. Интересные факты о Храме Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя - когда он был основан и какая его история? Правда ли, что сейчас это самый высокий православный храм в мире? Как выглядел первый храм Христа Спасителя и когда он был разрушен? Кто архитектор храма Христа Спасителя? Где этот собор расположен в Москве?

Отвечаем на все самые популярные вопросы и рассказываем самые важные факты!

Храм Христа Спасителя: кратко самое основное

Нынешний храм Христа Спасителя в Москве - по сути, третий.

Первый храм Христа Спасителя - спроектировали в 1817 году . Выглядеть он должен был совсем иначе, чем нынешний (причем - устрашающе иначе), и стоять он должен был совсем в другом месте. Его строительство остановилось, едва начавшись.

Второй - был воздвигнут в 1883 году , выглядел почти в точности, как нынешний, и был разрушен советскими властями в 1931 году.

Нынешний храм Христа Спасителя был достроен к 2000 году.

Храм Христа Спасителя - размеры

Это один из крупнейших православных храмов в мире, а по высоте - и вовсе первый из всех.

Высота храма Христа Спасителя - 103 метра, это почти 40 этажей в жилом доме. (кроме него, выше ста метров только Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и, по некоторым данным, Троицкий собор Цминда Самеба в Тбилиси)

По вместительности (10 000 человек) он входит в пятерку в мире.

По площади - 60 на 60 метров - этот величественный храм тоже один из крупнейших в мире (крупнее: Цминда Самеба в Тбилиси - 77 на 65 метров; и храм святого Саввы в Белграде - 91 на 81 метр).

При этом, первый храм Христа Спасителя должен был быть еще более масштабным сооружением, и совершенно иным по архитектурному стилю.

Первый храм Христа Спасителя

Высота храма Христа Спасителя сейчас - 103 метра. Впечатляет. Но высота собора, который планировался изначально в XIX веке, предполагалась еще больше - 240 метров!

И должен это был быть, даже, не столько храм, сколько памятник о погибших солдатах в войне 1812 года. Целый комплекс, который включал в себя и собор, и инфраструктуру вокруг - колоннады, пантеоны (в том числе - монархам).

Похож он был на православный храм? Нет, совершенно. Его, даже, спроектировал не православный человек, а лютеранин Карл Витберг (хотя, ради того, чтобы стройка состоялась, он все-таки перешел в православие).

Как всё это вообще могло случиться?

Возможно, потому что Александр I, который объявлял конкурс, был поклонником западной архитектуры? Как раз при нем был разработан проект Исаакиевского собора, который тоже ничего общего с русской традицией не имеет…

Возведение храма Христа Спасителя было остановлено еще на стадии фундамента. Отчасти, потому что были крупные просчеты в организации, отчасти - из-за ненадежности почвы, а отчасти - из-за выплывших массовых растрат. Сам Витберг за это был арестован и отправлен в ссылку.

Храм Христа Спасителя до разрушения

В 1837 году началось строительство нового храма Христа Спасителя. Архитектором был Константин Тон (на его счету множество крупных проектов - включая Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, - один из крупнейших архитекторов в истории России).

Тот собор выглядел почти точно так же как нынешний и там же, где нынешний, располагался - на Волхонке, на берегу Москва-реки.

В этом проекте - уже никакой «латинской» архитектуры. Собор огромный, величественный, в некоторых вещах новаторский (а как иначе с такими размерами?), но - абсолютно в духе российский традиций. В это время в России правил уже Николай I. Считается, что он собственнолично выбрал этот проект храма Христа Спасителя.

Этот храм, как и первый проект, был воздвигнут в память о воинах, падших в битвах 1812 года и был в равной степени и храмом, и памятником им, но на этот раз это был именно собор, а не мемориальный комплекс.

Храм Христа Спасителя был взорван в 1931 году: чтобы на его месте построить еще более масштабное сооружение - Дворец советов - поражающее своими размерами архитектурное сооружение с гигантским Лениным и вертолетной площадкой на его руке. Высота планировалась 495 метров - в пересчете на жилые дома это более 150 этажей.

Бассейн на месте храма Христа Спасителя (фото)

Однако строительство Дворца советов не сложилось Причин было много, но все они - исключительно практического свойства, а не мистического (как кто-то верил в народе) - дороговизна, начавшаяся война итд…

В итоге появился открытый бассейн - кажется, самый крупный в Европе. Он был настолько большим, что испарения вызывали коррозию на близлежащих зданиях!

Бассейн на месте Храма Христа Спасителя назывался «Москва». И просуществовал с 1960 по 1994 год.

Нынешний храм Христа Спасителя

Собор, который мы видим сейчас, был открыт 31 декабря 1999 года, а на Рождество 2000-го года в нем была отслужена первая Литургия.

Храм строился исключительно на пожертвования.

Внешне - почти полная копия прежнего храма Христа Спасителя - за небольшими исключениями.

Храм Христа Спасителя вскоре после восстановления.

Храм Христа спасителя - расположение

Храм Христа Спасителя расположен на улице Волхонка, практически на берегу Москва-реки.

Метро возле храма Христа Спасителя - «Кропоткинская», 2 минуты пешком.

Так же можно дойти от станции «Боровицкая» или «Парк Культуры».

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

На Руси военные победы традиционно отмечали закладкой церквей. В декабре 1812 года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. В архитектурном конкурсе победил проект художника Витберга, но хозяйственника из него не получилось. Строительство храма на Воробьёвых горах пришлось свернуть, а самого Витберга, обвинённого в казнокрадстве и халатности, в 1827 году выслали в Вятку.

История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была непрочной из-за подземных ручьев. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный Константином Тоном. Николай I лично выбрал место для храма.

Алексеевский женский монастырь был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.

Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1837 года. Он строился почти 40 лет, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Освящение состоялось в 26 мая 1883 года в день коронации на престол императора Александра III. Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям четырех российских императоров - Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. В нем могли одновременно находиться 10 000 человек. Сооруженное в так называемом русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м), здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства.

Строительство храма. 1852 год:

Освящение храма. 1883 год:

Храм Христа Спасителя. 1918-1931 гг.:

После революции начались смутные времена. Изъятие церковных ценностей из храма. 1922-1931 гг.:

1931 год. Демонтаж куполов перед взрывом храма:

Решение о сносе храма было принято по плану реконструкции Москвы 2 июня 1931 года на заседании в кабинете Молотова. Храм Христа Спасителя был разрушен несколькими взрывами в субботу 5 декабря 1931 года за 45 минут. Подлинные горельефы были спасены и вывезены на Донское кладбище, где их можно увидеть и сейчас.

Вместо храма собрались строить величайшее здание в истории человечества. Но, строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться - началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

1935-1937 гг.:

1938-1940 гг.:

По одной из легенд, котлован для фундамента Дворца Советов затопила вода и поэтому вместо Дворца Советов пришлось сделать бассейн. Плавательный бассейн "Москва" (архитектор Дмитрий Чечулин) открылся для посетителей в июле 1960 года.

По словам сотрудника бассейна, за все 33 года существования бассейна «Москва» санэпидемстанция ни разу не предъявляла претензии к качеству воды. Воду не только пропускали через песчаные фильтры, но и хлорировали. В бассейне постоянно работала собственная лаборатория, забор воды на пробу осуществлялся каждые три часа (и еженедельно пробы выбирала санэпидемстания). В первые десять лет в цикл водоподготовки были включены бактерицидные установки, облучающие воду ультрафиолетом (ртутно-кварцевые лампы ПРК-7 на 1,0 кВт). Исследования показали, что цикл водоподготовки можно осуществлять и без них, качество воды при этом не страдает.

Бассейн входил в систему гражданской обороны города: при ядерной атаке здесь бы функционировал помывочный (обеззараживающий) пункт.

Из городских легенд можно вспомнить рассказы спасателей, откачивавших людей - посетителей бассейна, которых умышленно топил некий бородатый мужчина, злодея так и не смогли поймать.

Говорят, что изначально бассейн планировался как временная постройка. Строители видели пометку на чертежах, характеризующую объект как «временное сооружение со сроком эксплуатации 15 лет». Бассейн "Москва" был закрыт в 1994 году.

Бассейн снесли по экономическим причинам: после 1991 года стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты. Затраты на поддержку температурного режима в зимнее время были очень высоки. Цена на билеты была бы не реальной для подавляющего числа жителей Москвы. Кроме того, подошел срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства.

По другой версии, пары воды бассейна негативно влияли на фундаменты близ находящихся зданий, и это было дополнительной причиной сноса бассейна.

Бассейн "Москва". 1969 год:

Снос бассейна. 1994 год:

Проект нового храма выполнен архитекторами М.М.Посохиным, А.М.Денисовым и другими. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест.

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: «Верхний храм» - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола - главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). «Нижний храм» - Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. В стилобатной части размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.

Кафедральный собор Русской Православной Церкви. Расположен недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годы внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX в. Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия. Построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. 5 декабря 1931 года. здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте к 1999 году.

Крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 тысяч человек. Возведён в традициях русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.

В состав современного комплекса храма Христа Спасителя входят:
- верхний храм — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола - главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 19 августа 2000 года.
- нижний храм — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 19 августа 1996 года.

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I в честь победы подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя и издал Высочайший указ Святейшему Синоду об установлении празднества 25 декабря. В древней разрушенной столице должен был появиться храм-памятник. Сама идея строительства такой церкви принадлежала генералу армии М.А. Кикину. Этот замысел горячо поддержали все слои русского общества. После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было соорудить кафедральный собор во имя Христа Спасителя.

В том же 1814 году был проведён конкурс. В нем участвовали архитекторы А.Н. Воронихин, Д. Кваренги, В.П. Стасов и др. Из 20 вариантов проекта строительства был утвержден проект художника К. М. Витберга.

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Но строительство его шло медленно, обнаруживались значительные хищения.

В 1826 году новым императором Николаем I возведение собора было остановлено. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. 10 апреля 1832 года царь утвердил новый проект строительства, составленный архитектором Константином Тоном, «русско-византийский» стиль которого был ему близок. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I. Был снесён располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село).

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Но строительство началось только 10 сентября 1839-го и продолжалось почти 44 года. Свод большого купола закончен в 1849 году, в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству: над росписью работали В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин, Г.И. Семиградский и другие известные художники.

13 декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование кафедрального, утвержден штат духовенства и причта. 26 мая (7 июня) 1883 года, в день Вознесения Господня, состоялось его торжественное освящение, совершенное в присутствии императора Александра III.

В 1901 году был учрежден собственный хор храма, считавшимся одним из лучших в Москве. В нем участвовали знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Здесь пели Ф.И. Шаляпин и К.В. Розов. В 1912 году в сквере возле храма был установлен памятник Александру III (архитектор А.Н. Померанцев, скульптор А.М. Опекушин).

Вхраме Христа Спасителя торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н. В. Гоголю. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.

В августе 1917 года в храме Христа Спасителя был открыт Всероссийский Поместный собор РПЦ (1917-1918), на котором вновь, по прошествии множества лет, был избран патриарх (им стал архиепископ Московский Тихон).

В 1918 году после издания декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» храм лишился государственного финансирования. Тогда же было создано Братство Храма Христа Спасителя, призванного поддерживать жизнь храма. С 1922 года он оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода — вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем храма Христа Спасителя в Москве в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов. 5 декабря того же года храм был взорван. Строительство Дворца Советов началось в 1937 году, но ему не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война. Многие годы после взрыва на месте храма Христа Спасителя была яма. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1990-х годов.

В конце 1980-х возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 года на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.

Проект восстановления храма подготовили реставраторы А.М. Денисов и М.М. Посохин. Вскоре авторы проекта уступили место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова. 19 августа 1996 года, в день Преображения Господня, Патриарх Алексий II освятил нижний Спас-Преображенский храм.

К 1999 году новый храм Христа Спасителябыл сооружён как условная внешняя копия своего предшественника. 31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для публики; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая рождественская литургия. 19 августа того же года состоялось великое освящение храма, а 20 августа здесь состоялась канонизация Царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских. В храме также начал свою работу музей, принадлежащий Московскому городскому музею истории города Москвы.

14 марта 2004 года на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование РПЦ; был создан Совет попечителей. Настоятелем Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Духовным символом России, воплощающим память о героизме и мужестве русского народа, стал Храм Христа Спасителя в Москве. Его создали, чтобы поблагодарить Всевышнего за поддержку в грозные часы лихолетья.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 30 июня:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Храм Христа Спасителя был построен Москве в память о самоотверженности, которую жители России продемонстрировали в ходе Отечественной войны 1812-13 гг. Первым высказал идею армейский генерал Михаил Кикин. Императору Александру I пришлась по душе мысль о создании необычного мемориала. План строительства храма был также поддержан широкими массами общественности из разных сословий.

В декабре 1812 г вышел императорский манифест. В нем был представлен проект возведения собора, который должен был напоминать россиянам об одержанной победе, увековечить память погибших героев, служить изъявлением благодарности Спасителю за его покровительство. Первоначально разработкой плана строительства занимался известный архитектор Александр Витберг. В октябре 1817 г. в торжественной обстановке на Воробьевых горах было заложено основание церкви. Предполагалось условно разделить внутреннее пространство храма на 3 части:

  • Воплощение
  • Преображение
  • Воскресение

Подземная крипта должна была превратиться в некрополь для останков павших героев. Однако расчеты оказались неверными и под заложенным фундаментом почва начала оседать. Николай I, сменивший на престоле своего венценосного брата, отстранил Витберга от руководства строительством. В должность главного архитектора был произведен Константин Тон.

Он занялся разработкой нового проекта для осуществления, которого выбрал участок в непосредственной близости от Кремля. Ранее эта территория принадлежала Алексеевскому женскому монастырю. Обитель было решено снести. Монахинь возмутило подобное действие властей. Одна из насельниц изрекла пророчество о том, что храм просуществует не более полувека.

Закладка церкви на новом месте состоялась в сентябре 1839 г. Сооружение и отделка здания заняли больше 20 лет. Сам храм был завершен в 1860 г., но роспись потолка и стен, а также обустройство прилегающей территории и набережной продолжались в последующие годы.

В 1880 г в собор перенесли архиепископскую кафедру, и он получил право именоваться Кафедральным. В праздник Вознесения Господня. 26 мая 1883 г храм торжественно освятили. Это событие совпало с коронацией нового российского самодержца Александра III. Несколько позже в июне и июле освятили приделы, посвященные св. Николаю Чудотворцу и св.Александру Невскому.

Храм Христа Спасителя начал полноценную работу. В нем регулярно совершались богослужения и праздничные литургии. В церковном хоре пели прославленные басы архидиякон Константин Розов и певец Федор Шаляпин. Священнослужители храма проводили широкую благотворительную деятельность. Собранные прихожанами средства направлялись в помощь нуждающимся. В честь 100-летнего юбилея победы над армией Наполеона рядом с храмом был воздвигнут монумент, изображающий императора Александра III.

Архитектура и убранство

Внутреннее пространство собора представляет по форме крест с равными сторонами. Храм поражает своей грандиозностью и величием:

  • Высота (общая)- 103 м
  • Высота купола с крестом -35 м
  • Ширина — 85 м
  • Толщина стен-до 3,2 м

Он способен одновременно вместить 10 тыс.чел и является крупнейшим православным собором, относящимся к Русской Церкви. Внутрь храма ведут 12 дверей, сделанных из бронзы. Для их декора были специально отлиты изображения святых. В качестве моделей использовались эскизы Ф.П.Толстого.

Внешняя сторона стен была украшена горельефами из мрамора, расположенными в два ряда. Над их созданием трудились признанные мастера-скульпторы:

  • Клодт
  • Логиновский
  • Рамазанов

Роспись покрывает площадь стен в 22 тыс.кв. м, в т.ч. 9 тыс.кв. м с золочением сусальным золотом.

Современное здание

Современное сооружение выполнено согласно традициям византийско-русского стиля. Состоит из 2 частей:

  1. Верхняя — храм Христа Спасителя с тремя престолами (Рождества Христова, Александра Невского, Николая Чудотворца).
  2. Нижняя — Преображенская церковь с тремя алтарями (Преображение Господне, Тихвинской иконы Божией Матери и Алексия, человека Божия).

Освещение состоялось в 2000 и 1996 годах, соответственно.

Соборная конструкция воссоздавалась по старинным чертежам, рисункам, фотографиям. Она максимально приближена к оригиналу. Нововведением стала т.называемая стилобатная часть, заменившая холм в основании. Она вмещает Преображенскую церковь, залы Церковных соборов и Высшего церковного совета, музей, трапезную, различные служебные помещения. Для сообщения с верхней надземной частью оборудованы лифты. Подъезд транспорта осуществляется через пандус. Для размещения транспортных средств обустроена подземная парковка (305 мест).

Трапезные собора включают 5 больших залов (Патриарший, Белый, Сергиевский, Красный, аванзал), рассчитанных на прием 1,5 тыс. чел одновременно. Помимо прямого назначения, в них организуют бесплатные обеды для паломников, проводят выставки и другие общественные мероприятия. Оформление залов выполнено в старославянском стиле с использованием резьбы и лепки.

Музейная экспозиция, рассказывающая о прошлом и настоящем Кафедрального собора, содержит св.500 экспонатов, в их числе уникальные реликвии и артефакты. Помимо прочего, вниманию публики представлены документы, описывающие уничтожение аутентичного храма, фотографии, демонстрирующие его поэтапное воссоздание.

В храме главный иконостас представляет собой 8-угольную часовню, сложенную из белоснежного мрамора. Для инкрустации и декора использовались цветные разновидности камня. Верхнюю часть венчает шатрообразный позолоченный купол. Он состоит из 4 ярусов, в которых размещаются иконы.

В качестве отделочного материала были задействованы финский гранит красного цвета и челябинский мрамор. По периметру галереи закреплены доски с именами военнослужащих, отличившихся в боях за отчизну и полным перечнем воинских сражений, в которых принимала участие российская армия. Для внутреннего декора использовался итальянский мрамор, шокшкинский кварцит розового цвета (порфир), лабрадор.

Росписи на стенах изображают образы почитаемых в православии русских святых, а также божественные благодеяния, ниспосланные на землю российскую по молитвам верующих. В первозданном виде рисунки создавались известными художниками – В. Суриковым, И.Крамским, В.Верещагиным, А. Корзухиным, Ф. Бруни, Т.Неффом. В наше время над восстановлением фресок работал коллектив, возглавляемый З. Церетели.

Уничтоженное здание

Изначально собор строился по центрическому типу с главным куполом и 4 угловыми колокольнями. Архитектурной «изюминкой» строения было обустройство внешнего и внутреннего пространства в форме равноконечных крестов. Это давало возможность оставлять центр собора незанятым.

Параметры оригинального здания составляли:

  • Площадь – 1,5 тыс. кв. саженей;
  • Высота — 48,5 саженей.

Общая вместимость -7,2 тыс. прихожан.

Согласно разработкам К.Тона, вход в здание проходил через галереи. Однако впоследствии от этой идеи отказались и заменили открытые лоджии застекленными массивными дверями. Поверхность стен покрывалась штукатуркой, поверх которой выполнялась роспись и размещались различные элементы убранства. Мрамор для отделки привозился из Коломенского уезда. Горельефы изображали сюжеты на исторически и библейские темы.

В 1931 г. в рамках борьбы с религией, осуществляемой в советском государстве, храм Христа Спасителя был взорван. По плану на его территории намечали построить Дворец съездов. Однако начало войны в 1941 г. помешало осуществлению задуманного. В 50-х гг. котлован переоборудовали под плавательный бассейн.

Воссоздание

После того, как в Советском Союзе с большим размахом отметили 1000-летие Крещения Руси, общественность выступает с призывом возродить уничтоженные святыни, в первую очередь Храм Христа Спасителя. В программе фонда по возрождению столицы указывается требование построить собор заново на старом месте.

Проектированием здания занимается группа архитекторов под руководством М. Посохина и А.Денисова. Позже их сменяет З.Церетели, который вносит некоторые изменения в уже утвержденный план. Со стороны РПЦ наблюдение за строительством осуществлял протоиерей Л.Калинин.

По своей концепции, храм является обетным, т.е. созданным в память о знаменательном событии, как мемориал погибшим во время Отечественной войны 1812 года, воинам. Данью памяти героическому прошлому служат мраморные доски, на которых содержится подробная информация о сражениях на российской территории:

  • Название
  • Воинские соединения
  • Имена погибших и раненых
  • Численность пострадавших

Мемориальные таблички развешаны вдоль Нижнего коридора. Помимо этого, отдельно представлены тексты главных императорских манифестов. Впервые торжественное богослужение, посвященное Рождеству Христову, было отслужено в новом здании собора в 2000 г. Его совершил патриарх Алексий II. В августе того же года собор архиереев освятил храм. Здесь же была осуществлена канонизация расстрелянной царской семьи и названы имена новомученикови исповедников России.

Храм в наши дни

Величественный собор с момента своего возрождения стал одной из главных достопримечательностей российской столицы. Его посещение входит во многие экскурсионные программы для туристов.

Храм стал местом проведения важных мероприятий в истории Русской Православной Церкви:

  • Архиерейского Собора (2004 г.)
  • Подписания акта о взаимодействии РПЦ Московского Патриархата и РПЦ зарубежом (2007 г.)
  • Отпевания Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси (2009 г.)
  • Интронизации Патриарха Кирилла

2012 год был отмечен торжествами по поводу 200-летия победы в Отечественной войне. В Соборном Зале проходят не только религиозные, но и культурные мероприятия – концерты симфонической и духовной музыки, фестивали, конференции. Плановый расчет помещения -1 250 мест. Узнать новости из жизни собора, ознакомиться с графиком служб и временем для посещений можно на официальном сайте.

Святыни

Паломники из разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья приезжают в храм, чтобы поклониться святыням, хранящимся в нем:

  • частицы риз Спасителя; и Богоматери
  • глава Иоанна Златоуста

Для доступа верующих представлены частицы мощей:

  • Андрея Первозванного
  • Марии Египетской
  • князей Александра Невского и Михаила Тверского
  • святителей Петра и Ионы

Веряне имеют возможность увидеть чудотворные иконы:

  • Владимирской Божией Матери
  • Смоленской-Устюженской Божией Матери
  • список с образа «Мадонна ди Сан Лука» (оригинал в г.Болонья)

Кроме того, на всеобщее обозрение выставлены:

  • икона новомучеников и исповедников, признанных в 2000 г.
  • икона Рождества Христова, доставленная из Святой Земли
  • 6 картин кисти В. П. Верещагина, посвященные земной жизни Иисуса Христа

Храм Христа Спасителя - один из главных храмов России. Храм с непростой трагической историей. Прочитать историю, интересные факты, узнать об архитектурных особенностях храма, а также увидеть фото Вы можете на сайте информационного порта «Православие и мир».

Храм Христа Спасителя – это самый большой собор Русской Православной Церкви. Он может вместить до 10 тысяч прихожан. В горизонтальном сечении храм похож на крест, ширина которого составляет более 85 метров. Общая высота храма – 103 метра.

Храм Христа Спасителя: трагическая история

История Храма Христа Спасителя связана с нелегким временем в истории России. Он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Его архитектором стал Константин Тон. Истории о доблестных героях через которых Господь явил милость русскому народу расположены на мраморных досках в нижней галерее храма.

В богоборческие времена храм был взорван и в 1931 году превратился в руины. От решения возродить собор до воплощения его в жизнь прошло более пяти лет. Собор был полностью На рубеже двух веков, в декабре 1999 года двери Храма Христа Спасителя вновь стали открыты для прихожан.

Сегодня в храме проводятся Таинства Крещения, Венчания, люди приходят на исповедь и для того, чтобы проводить почившего в последний путь. Храм стал символом духовного возрождения России и излюбленным местом для туристов и паломников.

Архитектурные особенности

Первоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся “русско-византийского стиля” храмового зодчества. Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона. В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров.

Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.

Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.

Интересные факты о Храме Христа Спасителя

  • В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;
  • В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В. Васнецова;
  • Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;
  • Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.
  • Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.
  • В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.
  • В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.