Самое короткое расстояние пролива ла манш. Туннель под Ла–Маншем. Геология и история развития пролива Ла-Манш

 /   / 50.18361; -0.53111 (G) (Я) Координаты : 50°11′01″ с. ш. 0°31′52″ з. д.  /  50.18361° с. ш. 0.53111° з. д.  / 50.18361; -0.53111 (G) (Я) Ла-Манш Ла-Манш


Ла-Ма́нш или Английский канал (фр. la Manche [ МФА (фр.) : ], англ. English Channel [ МФА: [ˈɪŋ.glɪʃ ˈtʃæn.(ə)l] ]) - пролив между побережьем Франции и островом Великобритания . Под проливом с 1994 года проходит третий в мире по длине железнодорожный тоннель - Евротоннель .

Географическое положение

Происхождение названия

Слово Ла-Манш было заимствовано из французского названия пролива (фр. la Manche - рукав), которое впервые упоминается в XVII веке. Судя по всему, оно появилось из-за специфической формы пролива в виде рукава. Во многих языках, включая славянские, пролив называется похожим образом: на испанском - El Canal de la Mancha , на португальском - Canal da Mancha , на немецком - Ärmelkanal (Ärmel по-немецки - рукав). Явное исключение - это английский язык, где название English Channel означает «английский пролив», происхождение которого доподлинно неизвестно. Возможно, это было связано с заселением на британском острове племени англов (вместе с саксами), которые сумели вытеснить римлян с острова и образовать там своё государство на последующие пять веков. Англы пришли с территории современной Дании , а на скандинавских языках название канала совпадает с английским вариантом.

Пересечение пролива Ла-Манш вплавь

Пловцы пересекают пролив Ла-Манш (точнее, наиболее узкую его часть - Па-де-Кале, Дуврский пролив, 32 км) в тяжёлых условиях: холодная вода (15-18 °C летом), волны и ветер (заплывы проходят при волнении до 4 баллов по шкале Бофорта включительно), а также течения, вызванные приливами и отливами. В связи с этим за всю историю пролив Ла-Манш смогли преодолеть около 1000 человек (по состоянию на 2012 год) - это меньше числа людей, покоривших Эверест .

Рекорд среди мужчин с 2012 года принадлежит Тренту Гримси (Австралия) (6:55); среди женщин - чешской пловчихе Иветте Главачовой (2006 год, 7 ч 25 мин 15 с).

Пересечение пролива Ла-Манш на транспортных средствах

Экология

Как на всякой загруженной судоходной линии, на Ла-Манше есть проблемы с охраной окружающей среды из-за судов с токсичными грузами и нефтяных танкеров, в больших количествах проходящих пролив. Порядка 40 % инцидентов с загрязнением окружающей среды в Великобритании происходит в Ла-Манше и его окрестностях . К примеру, при крушении контейнеровоза «Наполи» в 2007 году на берега залива Лайм (Юрское побережье) было выброшено порядка 1700 тонн опасного груза .

См. также

Напишите отзыв о статье "Ла-Манш"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ла-Манш

– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.
– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.
– Они не могут удержать всей этой линии. Это невозможно, я отвечаю, что пг"ог"ву их; дайте мне пятьсот человек, я г"азог"ву их, это вег"но! Одна система – паг"тизанская.
Денисов встал и, делая жесты, излагал свой план Болконскому. В средине его изложения крики армии, более нескладные, более распространенные и сливающиеся с музыкой и песнями, послышались на месте смотра. На деревне послышался топот и крики.
– Сам едет, – крикнул казак, стоявший у ворот, – едет! Болконский и Денисов подвинулись к воротам, у которых стояла кучка солдат (почетный караул), и увидали подвигавшегося по улице Кутузова, верхом на невысокой гнедой лошадке. Огромная свита генералов ехала за ним. Барклай ехал почти рядом; толпа офицеров бежала за ними и вокруг них и кричала «ура!».
Вперед его во двор проскакали адъютанты. Кутузов, нетерпеливо подталкивая свою лошадь, плывшую иноходью под его тяжестью, и беспрестанно кивая головой, прикладывал руку к бедой кавалергардской (с красным околышем и без козырька) фуражке, которая была на нем. Подъехав к почетному караулу молодцов гренадеров, большей частью кавалеров, отдававших ему честь, он с минуту молча, внимательно посмотрел на них начальническим упорным взглядом и обернулся к толпе генералов и офицеров, стоявших вокруг него. Лицо его вдруг приняло тонкое выражение; он вздернул плечами с жестом недоумения.
– И с такими молодцами всё отступать и отступать! – сказал он. – Ну, до свиданья, генерал, – прибавил он и тронул лошадь в ворота мимо князя Андрея и Денисова.
– Ура! ура! ура! – кричали сзади его.
С тех пор как не видал его князь Андрей, Кутузов еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомые ему белый глаз, и рана, и выражение усталости в его лице и фигуре были те же. Он был одет в мундирный сюртук (плеть на тонком ремне висела через плечо) и в белой кавалергардской фуражке. Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке.
– Фю… фю… фю… – засвистал он чуть слышно, въезжая на двор. На лице его выражалась радость успокоения человека, намеревающегося отдохнуть после представительства. Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его.
Он оправился, оглянулся своими сощуренными глазами и, взглянув на князя Андрея, видимо, не узнав его, зашагал своей ныряющей походкой к крыльцу.
– Фю… фю… фю, – просвистал он и опять оглянулся на князя Андрея. Впечатление лица князя Андрея только после нескольких секунд (как это часто бывает у стариков) связалось с воспоминанием о его личности.
– А, здравствуй, князь, здравствуй, голубчик, пойдем… – устало проговорил он, оглядываясь, и тяжело вошел на скрипящее под его тяжестью крыльцо. Он расстегнулся и сел на лавочку, стоявшую на крыльце.
– Ну, что отец?
– Вчера получил известие о его кончине, – коротко сказал князь Андрей.
Кутузов испуганно открытыми глазами посмотрел на князя Андрея, потом снял фуражку и перекрестился: «Царство ему небесное! Да будет воля божия над всеми нами!Он тяжело, всей грудью вздохнул и помолчал. „Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой“. Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы. Он вздохнул и взялся обеими руками за лавку, чтобы встать.
– Пойдем, пойдем ко мне, поговорим, – сказал он; но в это время Денисов, так же мало робевший перед начальством, как и перед неприятелем, несмотря на то, что адъютанты у крыльца сердитым шепотом останавливали его, смело, стуча шпорами по ступенькам, вошел на крыльцо. Кутузов, оставив руки упертыми на лавку, недовольно смотрел на Денисова. Денисов, назвав себя, объявил, что имеет сообщить его светлости дело большой важности для блага отечества. Кутузов усталым взглядом стал смотреть на Денисова и досадливым жестом, приняв руки и сложив их на животе, повторил: «Для блага отечества? Ну что такое? Говори». Денисов покраснел, как девушка (так странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице), и смело начал излагать свой план разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой. Денисов жил в этих краях и знал хорошо местность. План его казался несомненно хорошим, в особенности по той силе убеждения, которая была в его словах. Кутузов смотрел себе на ноги и изредка оглядывался на двор соседней избы, как будто он ждал чего то неприятного оттуда. Из избы, на которую он смотрел, действительно во время речи Денисова показался генерал с портфелем под мышкой.
– Что? – в середине изложения Денисова проговорил Кутузов. – Уже готовы?
– Готов, ваша светлость, – сказал генерал. Кутузов покачал головой, как бы говоря: «Как это все успеть одному человеку», и продолжал слушать Денисова.
– Даю честное благородное слово гусского офицег"а, – говорил Денисов, – что я г"азог"ву сообщения Наполеона.
– Тебе Кирилл Андреевич Денисов, обер интендант, как приходится? – перебил его Кутузов.
– Дядя г"одной, ваша светлость.
– О! приятели были, – весело сказал Кутузов. – Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут при штабе, завтра поговорим. – Кивнув головой Денисову, он отвернулся и протянул руку к бумагам, которые принес ему Коновницын.
– Не угодно ли вашей светлости пожаловать в комнаты, – недовольным голосом сказал дежурный генерал, – необходимо рассмотреть планы и подписать некоторые бумаги. – Вышедший из двери адъютант доложил, что в квартире все было готово. Но Кутузову, видимо, хотелось войти в комнаты уже свободным. Он поморщился…
– Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю, – сказал он. – Ты не уходи, – прибавил он, обращаясь к князю Андрею. Князь Андрей остался на крыльце, слушая дежурного генерала.
Во время доклада за входной дверью князь Андрей слышал женское шептанье и хрустение женского шелкового платья. Несколько раз, взглянув по тому направлению, он замечал за дверью, в розовом платье и лиловом шелковом платке на голове, полную, румяную и красивую женщину с блюдом, которая, очевидно, ожидала входа влавввквмандующего. Адъютант Кутузова шепотом объяснил князю Андрею, что это была хозяйка дома, попадья, которая намеревалась подать хлеб соль его светлости. Муж ее встретил светлейшего с крестом в церкви, она дома… «Очень хорошенькая», – прибавил адъютант с улыбкой. Кутузов оглянулся на эти слова. Кутузов слушал доклад дежурного генерала (главным предметом которого была критика позиции при Цареве Займище) так же, как он слушал Денисова, так же, как он слушал семь лет тому назад прения Аустерлицкого военного совета. Он, очевидно, слушал только оттого, что у него были уши, которые, несмотря на то, что в одном из них был морской канат, не могли не слышать; но очевидно было, что ничто из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут, и слушал все это только потому, что надо прослушать, как надо прослушать поющийся молебен. Все, что говорил Денисов, было дельно и умно. То, что говорил дежурный генерал, было еще дельнее и умнее, но очевидно было, что Кутузов презирал и знание и ум и знал что то другое, что должно было решить дело, – что то другое, независимое от ума и знания. Князь Андрей внимательно следил за выражением лица главнокомандующего, и единственное выражение, которое он мог заметить в нем, было выражение скуки, любопытства к тому, что такое означал женский шепот за дверью, и желание соблюсти приличие. Очевидно было, что Кутузов презирал ум, и знание, и даже патриотическое чувство, которое выказывал Денисов, но презирал не умом, не чувством, не знанием (потому что он и не старался выказывать их), а он презирал их чем то другим. Он презирал их своей старостью, своею опытностью жизни. Одно распоряжение, которое от себя в этот доклад сделал Кутузов, откосилось до мародерства русских войск. Дежурный редерал в конце доклада представил светлейшему к подписи бумагу о взысканий с армейских начальников по прошению помещика за скошенный зеленый овес.

Знаменитый на весь мир пролив Ла-Манш для Франции и Англии был всегда важен с торговой, военной и политической точки зрения. Расположение предрешило исторические события в этой точке на карте; обилие бурь и течений влечёт туда спортсменов, чтобы попробовать силы. Сегодня значение пролива не уменьшилось, а лишь добавило новую страницу в его истории.

Пролив Ла-Манш на карте располагается между Атлантическим океаном и Северным морем, а по бокам ограничен побережьями Французского и Английского государств. Длина пролива – 578 км, на всём своём пути он имеет широкие места и узкие (от 32 до 250 км), но глубина существенно не меняется. Самый мелководный участок имеет 23,5 км, а в среднем она около 63 км.

У водного канала непростые погодные условия: туманы и шторм считаются привычным делом и это было преимуществом Англии во времена войн. Преобладает умеренный морской климат. Важными портами обеих стран считаются Гавр, Портсмут, Шербур, Саутгемптон, потому что берега рядом с ними благоприятствовали остановкам кораблей.

Па-де-Кале – часть пролива Ла-Манш, которая соединяет его с Северным морем. Пользуются вторым названием, Дуврский пролив, чтобы обозначить эту часть Ла-Манша. Иногда не учитывают его длину (37 км) в число общей протяжённости Ла-Манша, из-за чего цифры отличаются в разных источниках.

Происхождение пролива, исторические события

Учёные утверждают, что на месте Па-де-Кале 200 тыс. лет назад существовал хребет, Великобритания за его счёт являлась полуостровом. Но 2 меганаводнения прорвали сушу и сформировали привычную всем картину побережий. Вода из растаявшего ледника заполнила пролив. Непредсказуемая погода и сложный характер течений внушали страх капитанам перед этим каналом.

Ла-Манш не давал забыть враждующим странам друг о друге: в подзорную трубу с Дувра при ясной погоде видно очертания французского берега. На карте пролив значился, но как торговый путь не использовался из-за частой непогоды. Поэтому большей частью для Англии он использовался как дополнительное военное укрепление. Многие французские флотоводцы пробовали его пройти.

С большим трудом пролив форсировал Цезарь. Вильгельм Завоеватель покорил Ла-Манш вслед за римским полководцем, но потерял в нём больше половины воинов. Выжившим нормандский князь настрого приказал не рассказывать о потерях, в противном случае – смертная казнь. Французская армада под руководством Филиппа II одержала победу над Испанским флотом, чем лишила её титула «морской державы».

Первая мировая война показала, что водный перешеек – защита только от больших вражеских судов, но подводные лодки, аэропланы не боялись тумана или течений. Тактика полной морской блокады позволила государству на острове отбиться, но показала, что только на природу больше полагаться нельзя.

Во Второй мировой, немецкие войска использовали мины и обстреливали побережье. Сегодня Ла-Манш не разделяет, а соединяет остров и материковую часть Европы с помощью подводного канала.

Самая узкая часть Ла-Манша

Па-де-Кале – это самая узкая часть Ла-Манша, в ширину – 32 км. Мысы Гри-Не и Саут-Форленд считаются крайними, где ширина максимально узкая. Во время военных действий Па-де-Кале был задействован как место морских сражений: в 1588 г. между испанцами и британцами, а в Столетней войне – с французами.

В мирные времена этот участок пролива интересовал торговцев, как короткий и быстрый способ осуществления торговли. С 1875 г. спортсмены начали пытаться одолеть норовистый пролив, проплывая его на скорость , пересекая по воздуху и соревнуясь в оригинальности. Морские течения здесь менее выражены из-за наличия скалистых берегов и водоросли растут активнее.


Ежегодно спортсмены переплывают пролив Ла Манш на скорость

Песок, чередующийся с каменистым дном, создаёт неплохие условия для жизни фауны в проливе. Но очень плотный график движения судов не даёт разнообразить существующие формы организмов.

Самый длинный тоннель между Англией и Францией

Пролив Ла-Манш (на карте отмечены пункты на побережье) имеет евротоннель, расположенный под его водами, который считается самым длинным подводным тоннелем. Теперь посетители могут доехать от столицы Франции до Англии за 2 ч и 15 мин. Общая протяжённость – 51 км, но только 39 км находятся под Ла-Маншем.

Проект бы выбран из 9 предоставленных вариантов. Первоначально планировалось построить ж. д. путь совместно с автомобильным, но от дороги для машин пришлось отказаться, поскольку частые аварии блокируют движение.

Начало и завершение работ

Идея создания тоннеля оговаривалась в XVIII в. и железной дороги никто не планировал. Там должны были ездить экипажи, а вентиляция обеспечивалась отдушинами. Проект предложил Наполеон I, Томе де Гамонд, французский инженер годы спустя поддержал, в 1872 г. проект приняли.

Спустя 1 год были найдены финансовые средства для строительства, в 1881 г. геологи исследовали будущее место бурения и 21 октября с двух сторон пролива начались работы.

Бурение останавливалось дважды: в 1883 г. британцы начали опасаться за свою безопасность, а в 1922 г. британские политики снова прервали работу. План тоннеля был пересмотрен в 1973 г., а из-за финансовых затруднений скорректирован в 1986 г. Через 7 лет, 6 мая 1994 г. Елизавета II и Миттеран торжественно открыли Евротоннель. Всего в работе задействовано 13 тыс. инженеров.

Очень важной была точность – бурение шло с двух побережий и в конце французская сторона могла не сойтись с английской. Работы проходили с британской стороны чуть быстрее из-за более мощных машин и особенностей грунта.

Французам же пришлось сначала бурить вертикально направленную вниз шахту, чтобы достигнуть мелового слоя. Породой из дна пролива британцы воспользовались для постройки мыса Шекспира. На нём потом был устроен парк. Французы свою долю грунта выливали обратно в пролив.

Технические подробности строительства

Построены 2 основных и 1 служебный тоннель, во время бурения стены сразу же укреплялись бетоном. Сегменты из бетона образовывали кольца, на установление которых уходило 50 мин. в среднем. Чтобы элементы Евротоннеля сошлись, инженеры использовали лазерную систему позиционирования. Во время соединения двух сторон машины убрали, и рабочие пробивали грунт кирками.

Через 250 м 2 тоннеля имеют вентиляционный выход. Это обусловлено преодолением поршневого эффекта: во время движения поезда, воздух впереди и сзади состава распределяется между двумя тоннелями и давление на стены уменьшается.
Четыре вида поездов (челночные, высокоскоростные пассажирские, грузовые, и грузовые Shuttle) подчиняются правилам левостороннего движения.

Города, расположенные в проливе

Пролив Ла-Манш на карте располагается рядом с такими французскими городами (порядок слева направо):


Крупными французскими портами являются: Дюнкерк, Этрета, Онфлёр, Довиль, Гранвиль. Портовые города живут за счёт прибывающих туда кораблей с одной стороны и туризма с другой. Пляжи облагорожены, изобилуют гостиницами и гостевыми домами поблизости. Сами города отличаются современными портами.

Со стороны Великобритании побережьем Ла-Манша служат:

  • Пензанс.
  • Плимут.
  • Саутгемптон.
  • Торки.
  • Эксетер.
  • Уэймут
  • Борнмут.
  • Портсмут.
  • Брайтон.
  • Истборн.
  • Гастингс.
  • Дувр.

Если на французском побережье пролив называют Ла-Маншем, то в английских портах – Английским каналом. Здесь также развит туризм, рыболовство. Английские пирсы вызывают интерес у туристов. Большие порты обеспечивают регулярность судоходства – 400 кораблей в день.

Достопримечательности побережья

Пролив Ла-Манш на карте располагается в удобном для торговых судов месте, но обе страны сделали доступными для посещения достопримечательности.

Самые известные из них на море и на суше:


Животный мир

Исследователи определили периоды потепления и похолодания на английских землях и водах. Эти периоды обуславливали колонизацию новых земель животными, но Ла-Манш мешал многим видам перейти через него. За 500 тыс. лет фауна претерпела несильные изменения из-за наличия в проливе речной системы. Она играла роль фильтра, не пропуская тех, кто не может выжить в данной солёности воды.

В очередное потепление, 80 тыс. лет назад, в Сомерсете существовали гиппопотамы, большие медведи (из рода белых), бизоны и северные олени. Они адаптировались к климату, но появились ещё в холодное время. Собаки выступали в роли гиен – костей последних обнаружено не было, но зубы собак имеют сточенные участки, будто животные грызли кости. Раскопки велись в пещере Бэнвелл.

Сегодняшняя картина животного мира в Ла-Манше небогата из-за сильно загрязнения пролива (большинство экологических преступлений регистрируются именно в этой части водного пространства).

В воде, где температура не превышает 18 0 С, встречаются:


Экологическая проблема остро стоит для всей флоры и фауны Ла-Манша. Уже долгое время воды кажутся необитаемыми. Повсюду плавают пластик, обрывки воздушных шаров, полиэтиленовые пакеты. На проблему обращают внимания спортсмены и пытаются вызвать резонанс в обществе.

Нормандские острова

Архипелаг вулканического происхождения изобилует подводными рифами и холмистыми берегами. Местная флора не богата, потому на Нормандские острова специально завозились культурные виды растений. Туризм распространён из-за старинных монастырей, военных сооружений и развалин замков. Население – 163 тыс.

Пролив Ла-Манш на карте имеет в своих водах такие острова Короны Джерси:


Корона Гернси владеет:

  • Гернси.
  • Олдерни.
  • Херм.
  • Бреку
  • Лиху.
  • Сарк.
  • Джету.
  • Кревишон.
  • Бурху.
  • Каркетс.
  • Ортак.

Шозе (Шосей) – остров, территориально входящий в состав Франции. Кроме него, остальные острова из не входили в состав ЕС, так как частью Британии считаются только территориально. Сначала на этих землях располагались галлы, потом их сменили римляне, но германскими племенами впервые на островах организовалась колония. Одно время архипелаг принадлежал Нормандскому герцогству.

На Гернси был сослан в 1849 г. Виктор Гюго, где наблюдал за местными обычаями. Его труд изложен в «Тружениках моря», всего писатель находился на острове 19 лет. Сегодня места, описанные в его произведении, пользуются популярностью у путешественников. В Ла-Манше расположен остров Уайт, собственность Англии, но в Нормандские острова он не входит.

Пересечение пролива Ла-Манш

Около 900 пловцов справились с холодной температурой пролива и его течениями, ещё больше преодолели Ла-Манш на транспортных средствах. Спортсмены стремятся установить рекорд в скорости, а те, кто пытаются себе что-либо доказать – в оригинальности.

Вплавь

В 1875 г., с помощью спасательного костюма Ла-Манш переплыл Бойтон, американец. Во время заплыва, первопроходец не раз терял ориентиры и плыл в обратную сторону. Вторым после него стал Мэтью Вэбб, который долгое время планировал заплыв. Уступив первенство, он выбрал купальный костюм и теперь именно Вэбб считается первопроходцем.

Газеты в 1963 г. пропустили преодоление пролива Кейтом Слокомбом. Втайне от жены он приехал в Дувр, взял волнорезную доску и прикрепил к ней с помощью верёвок фруктовый сок с водой. Психотерапевту потребовалось 9 ч для того, чтобы добраться до другого берега. Журналистов он не предупредил, так как боялся гнева супруги.

Преодолеть путь вдоль пролива согласился Льюис Пью в 2018 г., чтобы обратить внимание общественности и политиков на загрязнение воды. Он провёл 49 дней за этой акцией, 350 км среди пластика впечатлили пловца. Пью, кроме медуз, не видел животного мира в воде. Рядом всегда присутствовала бригада специалистов, чтобы оказать ему помощь и забрать собранный мусор. С берега присоединялись другие пловцы, а горожане собирали мусор на побережье.

На транспортных средствах

Необычные способы преодоления пролива начались с перелёта двумя французами Ла-Манша на воздушном шаре. 1909 г. ознаменовался перелётом первого самолёта через пролив, за рулём которого сидел Блерио. Чтобы убедить мир в схожести индейских и уэльских лодок, Томас Б. сам переплыл водный барьер на бычьей лодке.

На перелёт в самолёте в обе стороны первым решился Чарльз Стюарт 1910 г. Американец Джон Бевинс Моисант через месяц перелетел пролив с пассажирами на борту (кошка и механик).

Имя Способ Результат
Джаффри и Бланшар, учёные На воздушном шаре Начало спортивных рекордов
Метью Вебб, английский матрос Вплавь, в купальном костюме за 21 ч 45 мин. Рекорд с 1875 г. не могли побить 36 лет
Гертруда Эдерле Вплавь за 14 ч 30 мин. Первая пловчиха, покорившая Ла-Манш
Клаудия Макферсон, канадка Вплавь Самая юная покорительница – 17 лет
Джейн Балтазар, американка Под водой, с корабля подавались кислородные баллоны Сдалась из-за не наполненного баллона, спущенного случайно
Элен Кэмпбел На крыле самолёта над проливом Необычный способ преодоления водного рубежа
Жан Брюэль На машинах-амфибиях Удачная попытка преодоления пролива данным способом

Любопытные факты

У Ла-Манша есть другие названия: Английский канал, эль Канал де-ла-Манча (испанское название), Engelse Kanaal (голландский), канал да-Манча (португальский). «Манча» переводится как «пятно», а «Ла-Манш» с французского как «рукав». Французский вариант самый распространённый: первое упоминание встречается в документах XVII.

Круазон Филипп – инвалид, не имеющий рук и ног. Он смог переплыть Ла-Манш за 14 ч.

Были смертельные исходы во время заплывов. Последняя смерть во время заплыва была в 2016 г. Рекорд по скорости удачного заплыва: 6 ч. 55 мин., установлен Трентом Гримси, П. Стойчев сделал это за 6 ч. 57 мин.

На Нормандских островах обустроены узкие дорожки, на которых преимущество всегда у всадников, велосипедистов или пешеходов. Автомобиль в этом случае должен их пропустить. Максимальная скорость для транспортных средств – 24 км/ч. На острове Джерси со Второй мировой войны сохранились туннели, бункеры и подземная больница.

За то, что Элисон Стритер удачно переплыла пролив 43 раза, она получила звание Королевы Ла-Манша. Английские власти поощряют опасный вид спорта, но во Франции заплывы запрещены. Запрет мотивирован тем, что спортсмены затрудняют активное движение судов.

В пассажирский челночный поезд, который передвигается по Евротоннелю, можно сесть с машиной. Водитель заезжает в вагон и не выходит со своей машины на протяжении всего пути поезда. Под Ла-Маншем поездам запрещено ехать быстрее, чем 160 км/ч.

Через водный перешеек корабли, стремящиеся в Атлантику обязаны передвигаться, держась берегов Англии, а к Северному морю – Франции. Это решение проблемы, возникнувшей в 1970-х гг., когда из-за большого количества судов в проливе регулярно происходили столкновения.

Как видно на карте, пролив Ла-Манш не занимает большую территорию, но способен удивить своей историей, которая полна сложными взаимоотношениями Великобритании и Франции. Многие факты остаются еще не разгаданными.

На дне, по предположениям учёных, могут лежать остатки испанских галер, французской флотилии, римских кораблей и немецких подводных лодок. Если раньше он разъединял враждующие страны, то сейчас служит одним из способов перемещения из острова на материк и обратно.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о проливе Ла-Манш

Мивы и реальность заплывов через Ла-Манш:

  1. Основные положения
    1. Настоящее пользовательское соглашение (далее по тексту — Соглашение) регулирует отношения между сервисом «TI » (далее по тексту — Сервис), который включает в себя интернет сайт www.сайт (далее по тексту — Сайт), и физическими или юридическими лицами (далее по тексту — Пользователи), использующими Сервис.
    2. Использование Сервиса может осуществляться Пользователем с регистрацией или без регистрации. Настоящие правила в равной степени распространяются на использование Сервиса с регистрацией и без регистрации.
    3. Регистрация на Сервисе предоставляет Пользователю возможность использования более широкого функционала Сервиса. Созданные Пользователем логин и пароль являются достаточной информацией для предоставления доступа Пользователя к Сервису.
    4. Факт использования Сервиса (вне зависимости от наличия регистрации Пользователя на Сервисе) является акцептом настоящего Соглашения. Использование Сервиса осуществляется исключительно на условиях на стоящего Соглашения, которое является публичной офертой в соответствии со ст.437 ГК РФ. Факт использования Сервиса является конклюдентным действием, подтверждающим принятие и полное безоговорочное согласие Пользователя с условиями настоящего Соглашения.
    5. Физическое лицо, осуществляющее регистрацию на Сервисе, подтверждает, что является достигшим возраста, допустимого в соответствии с законодательством РФ для акцепта настоящего Соглашения.
    6. Осуществляя регистрацию на Сервисе, Пользователь подтверждает достоверность и полноту данных, предоставляемых.
    7. Осуществляя регистрацию на Сервисе, Пользователь подтверждает, что обладает всеми необходимыми правами (в том числе интеллектуальными) и полномочиями на размещение на Сервисе информации и/или результатов интеллектуальной деятельности, которые размещаются Пользователем.
    8. Сервис, включающий в себя Сайт, является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности — программой для ЭВМ.
    9. Исключительное право на Сервис принадлежит лицу, указанному в п.5. настоящего Соглашения (Администрация Сервиса).
    10. В соответствии с настоящим Соглашением Пользователю предоставляется право использования Сервиса на условиях простой безвозмездной неисключительной открытой лицензии.
    11. Способы и пределы использования Сервиса определяются настоящим Соглашением.
    12. Доступ к некоторым функциям Сервиса может предоставляться Пользователю за плату. Коммерческие условия предоставления Пользователю доступа к тому или иному функционалу Сервиса регулируется соответствующими отдельными договорами между Пользователем и Сервисом.
  2. Права и обязанности пользователя
    1. Пользователь обязуется ознакомиться в полном объеме с настоящим Соглашением до начала использования Сервиса и/или до момента регистрации на Сервисе.
    2. Пользователь обязуется использовать Сервис в строгом соответствии с условиями настоящего Соглашения.
    3. Регистрируясь и используя Сервис, Пользователь выражает свое согласие с условиями настоящего Соглашения. В случае несогласия Пользователя с условиями настоящего Соглашения, Пользователь обязан воздержаться от использования Сервиса.
    4. Пользователь вправе использовать Сервис в соответствии с его функциональным назначением, в том числе, в целях ознакомления с информацией о спортивных мероприятиях, предоставления информации о себе как участнике спортивных мероприятий, ознакомления с информацией о других пользователях Сервиса, взаимодействия с другими пользователям Сервиса и в соответствии с другими функциональными возможностями, которые могут быть предоставлены Сервисом.
    5. Пользователь вправе запускать на ЭВМ и использовать функционал Сервиса для целей, обозначенных в п.2.4. настоящего Соглашения.
    6. Пользователь вправе использовать Сервис на территории всего мира.
    7. Пользователь не вправе производить модификации программного обеспечения Сервиса и предпринимать попытки декомпиляции объектного кода программ Сервиса или использования другого способа преобразования объектного кода в читаемый вид.
    8. Элементы Сервиса, использующиеся в его оформлении (включая, но не ограничиваясь: фотографии, рисунки, звуки, графические элементы дизайна, товарные знаки, знаки обслуживания и т.д.) являются охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации. Пользователь не вправе использовать указанные элементы кроме как в составе Сервиса.
  3. Ограничения ответственности
  4. Заключительные положения
  5. ФИО: Газизов Сергей Марсович

Политика конфиденциальности

  1. Общие положения
  2. Информация и персональные данные
  3. Ограничения ответственности
    1. Сервис не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем через Сервис.
    2. Сервисом (в том числе Сайтом) могут использоваться cookie файлы и другие технологии, позволяющие персонализировать работу с Сервисом. Используя Сервис, Пользователь выражает свое согласие на прием и получение cookie файлов и на применение Сервисом иных подобных технологий.
    3. Пользователь обязуется не передавать логин и пароль от учетной записи Сервиса третьим лицам. Сервис не несет ответственности за передачу Пользователем своего логина и пароля от учетной записи Сервиса третьим лицам и за любые последствия с этим связанные.
    4. Администрация Сервиса осуществляет обработку персональных данных Пользователя в целях исполнения договора между Администрацией Сайта и Пользователем, а именно — Пользовательского соглашения. В этой связи и на основании ст.6. Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», согласие Пользователя на обработку его персональных данных не требуется. Кроме того, в соответствии с п.п.2. п.2. ст.22. Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» Администрация Сайта вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
  4. Гарантии
    1. Обработка персональных данных осуществляется Администрацией Сервиса на условиях законности целей и способов обработки персональных данных, добросовестности, соответствия целей обработки персональных данных целям, определенным настоящей Политикой, соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных.
    2. Администрация Сервиса гарантирует, что информация и персональные данные Пользователей хранятся на территории Российской Федерации.
    3. Администрация Сервиса обязуется принимать все необходимые юридические и технические меры для защиты информации и персональных данных, используемых при работе Сервиса.
    4. Хранение и обработка информации и персональных данных, переданных Пользователем Сервису, осуществляются на протяжении всего срока существования учетной записи Пользователя.
    5. Администрация Сервиса обязуется не передавать персональные данные Пользователя третьим лицам без его согласия (за исключением случаев, предусмотренных п.3.2. настоящей Политики и случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации).
    6. Администрация Сервиса обязуется самостоятельно не передавать информацию и персональные данные Пользователей другим пользователям Сервиса. В то же время Пользователь понимает и соглашается с тем, что его персональные данные могут быть доступны другим пользователям Сервиса посредством функционала Сервиса.
  5. Заключительные положения
    1. В случае реорганизации Сервиса возможен переход процесса обработки информации и персональных данных Пользователя к другому оператору. О таких случаях Пользователь извещается специальным уведомлением на Сайте.
    2. Сервис вправе вносить изменения в настоящую Политику с обязательным уведомлением, которое будет доступно Пользователю на Сайте.
    3. Во всех вопросах, не урегулированных настоящей Политикой, но касающихся сбора, хранения, и обработки информации и персональных данных, Пользователь и Администрация Сервиса руководствуются законодательством Российской Федерации.
    4. Настоящая Политика применима только к Сервису. Администрация Сервиса не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным через Сервис.
    5. В случае возникновений споров между Пользователем и Сервисом в связи с настоящей Политикой, обе стороны обязаны стремиться к урегулированию таких споров путем переговоров. В случае невозможности урегулирования спора путем переговоров, спор может быть передан в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации, с обязательным соблюдением претензионного порядка. Претензия направляется стороной, намеревающейся обратиться в суд, другой стороне заблаговременно. Срок ответа на претензию составляет 30 (Тридцать) календарных дней с момента ее получения.
  6. Информация об администрации сервиса:

    ФИО: Газизов Сергей Марсович

Во II в, до н. э. древнегреческий ученый Геродот назвал этот водный перешеек «Океанус Британникус».
Интересная ситуация сложилась вокруг названия «Ла-Манш». Французский вариант был известен с XVII в. и означает «рукав». Испанцы называли пролив Эль Канал де ла Манча, португальцы Канал да Манча, итальянцы Ла Маника, немцы Эрмельканал.
Стремление каждого из народов переделать название на свой лад выдавало настойчивое желание предъявить права собственности на эти необширные, но значимые воды. Контроль над проливом давал колоссальные преимущества. Во-первых, это был самый близкий путь в Англию, во-вторых - кратчайший путь в . Несмотря на своенравный характер Ла-Манша - частые туманы, ураганный ветер, высокие приливы и коварные течения, - политическое и торговое значение перевешивало все природные преграды.
По самым приблизительным подсчетам, на дне пролива покоятся останки нескольких миллионов человек и десятков тысяч судов: от римских галер до дизельных подлодок. Такова цена многовековой битвы за пролив.
Ничего этого не произошло бы, если бы Британские острова остались частью континентальной Европы 10 тыс. лет назад, во время последнего оледенения (плейстоцен). Но суша в этих местах лежала на 120 м ниже уровня моря, и по мере таяния ледников вода заполняла низину, образовав то, что мы теперь называем проливом Ла-Манш.
В мирные времена пролив служил благородной цели: был своеобразным водным мостом, по которому шел культурный обмен между кельтами и народами внутренней Европы, способствуя формированию новых языков и народностей. На это указывает очевидное сходство многих диалектов и обычаев, распространенных по обе стороны пролива.
Однако в трудные времена для населения Британии пролив стал естественной преградой на пути завоевателей, хотя и не для всех. Сумели успешно пересечь пролив и покорить Британию древние римляне в I в. н. э., норманны в 1066 г., Вильгельм III Оранский в 1688 г.
Начиная с Елизаветы I (1533-1603 гг.), политика английских королей в районе пролива сводилась к тому, чтобы не допустить вторжения в Англию с континента. Для этого англичане следили за тем, чтобы ни одна из главных европейских держав не контролировала важные порты по ту сторону пролива. Становление Британской империи было бы невозможно, если бы англичане не установили в свое время жесточайший контроль над проливом Ла-Манш.
Взлет Англии как «королевы морей» начался после 1588 г., когда испанская «Непобедимая армада» погибла у ее берегов, частично в проливе Ла-Манш, где ее накрыл один из жестоких ла-маншских штормов. По случаю победы королева Елизавета III повелела отчеканить медаль с латинской надписью Adflavit Deus et dissipati sunt («Бог дунул и они рассеялись»).
Франция еще дважды пыталась покорить Англию: во время Семилетней войны (1756-63 гг.) и в период наполеоновских войн (1800-15 гг.). Оба раза «гости с континента» собирали огромный флот, но так и не вторглись на остров. Немалую роль сыграли здесь все те же знаменитые ла-маншские ветра и штормы, как назло французам, начинавшиеся в самый благоприятный для вторжения день.
Первый лорд Британского Адмиралтейства Фишер заявил незадолго до начала Первой мировой войны: «Пять ключей держат мир на замке: Сингапур, Кейптаун, Александрия, Гибралтар и Дувр». Значение ла-маншского порта Дувр оставалось определяющим для обороны пролива.
25 июля 1909 г француз Луи Блерио впервые пересек Ла-Манш на своем моноплане, стартовав в Кале и приземлившись в Дувре. Англичанам ясно дали понять, что Ла-Манш более не является непреодолимой преградой для войск противника. К тому же Германия стала спешно сооружать подводные лодки, что было еще большей угрозой для Англии. Англичанам пришлось вести бои на суше, чтобы подобраться к немецким базам подлодок, но лишь в 1918 г., когда война близилась к завершению, угроза вторжения в Англию из-под воды была окончательно ликвидирована во время знаменитого «Рейда Зеебрюгее» и полной морской блокады Германии.
Во время Второй мировой войны театр военных действий на море переместился в Атлантику, так как мелкие воды и узкие заливы Ла-Манша были слишком опасны для крупнотоннажных кораблей. Отказавшись от прямого вторжения (операция «Морской лев»), германские войска сосредоточились на подводной войне, установке минных полей и ракетно-артиллерийских обстрелах Англии через пролив.
В мае 1940 г британский экспедиционный корпус, воевавший на стороне Франции, вместе с остатками французской армии отступил через Дюнкерк под натиском наступавшей немецкой армии. Это была самая грандиозная спасательная операция в истории войн: всего за несколько дней в ходе операции «Дайнемо» было эвакуировано 338 тыс. солдат.
В течение 1940-1945 гг немцы построили на континентальной стороне пролива мощнейшие укрепления, получившие название «Атлантический вал». Многие сохранились и до наших дней, став туристическими достопримечательностями. Немецкие войска сумели занять несколько островов в проливе, но дальше не продвинулись. «Атлантический вал» пал в 1944 г., во время открытия Второго фронта и осуществления операции «Оверлорд» по высадке войск союзников в Нормандии.
После окончания войны и с началом объединения Европы остро встал вопрос транспортного сообщения Британских островов с континентом. Паромные переправы устарели морально и технологически и не справлялись с перевозкой грузов, автомобилей и железнодорожных вагонов. На берегах Ла-Манша жили около 3,5 млн чел., остро нуждавшихся в современной переправе.
Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем имеет давнюю историю. Еще в 1802 г французский инженер Альбер Матье-Фавье предложил проект тоннеля для поездок в каретах при свете масляных фонарей. Были и другие проекты, и даже начиналось строительство: дважды в 1876 и 1922 г. Но оба раза стройка замораживалась по политическим причинам.
Новый проект был запущен в 1973 г. Подземная переправа была открыта в 1994 г и получила название Евротоннель. Это двухпутная железная дорога длиной около 51 км (39 км под Ла-Маншем). Благодаря туннелю теперь можно попасть из Парижа в Лондон за 2 часа 15 минут; в самом туннеле поезда находятся 20-35 мин.


Общая информация

Ла-Манш вместе с Па-де-Кале соединяет Северное море с Атлантическим океаном

Важнейшие порты: Великобритания - Портсмут, Саутгемптон, Дувр; Франция - Гавр, Кале, Шербур, Дюнкерк, Дьепп, Булонь-сюр-Мер.
Крупнейшие острова: остров Уайт (Великобритания), (Джерси и Гернси), под юрисдикцией Великобритании, у берегов Франции.
Полуострова: Корнуолл (Великобритания), Котантен (Франция).
Реки, впадающие в пролив: Сена, Сомма, Орна, Вира (Франция); Экс, Дорт, Тамер, Фал (Великобритания).
Языки: английский, французский, диалекты населения берегов пролива (галло, мор бретаннек, хет канаал, эрмел-канал и др.).
Денежные единицы: фунт стерлингов, евро.

Цифры

Площадь: 75 000 км 2 .
Длина: 560 км.
Ширина: от 34 км (между городом Дувром, Великобритания, и городом Кале, Франция) до 240 км (между о. Мон-Сен-Мишель, Франция, и графством Девон, Великобритания).
Средняя глубина на самом широком участке: 120 м.
Средняя глубина на самом узком участке: 45 м.
Минимальная глубина на фарватере: 23,5 м.
Максимальная глубина на фарватере: 172 м (подводная низина Хердз Дип).
Средняя скорость течения: 12-13 км/ч около города Портленда. Великобритания, 15-18,5 км/ч у мыса Аг Франция.
Максимальная высота приливной волны: 15 м (город Сен-Мало, Франция).
Средняя соленость: свыше 35% ° .

Экономика

Судоходство.
Полезные ископаемые: строительный песок и гравий.
Рыболовство: тюрбо (палтус), камбала, скат, макрель, мерлан, морской угорь (конгер). Разведение устриц.
Сфера услуг: туризм, транспорт.

Климат и погода

Умеренный морской, значительное влияние Атлантического океана.
Средняя температура воздуха: зимой +4°С, летом + 18°С.
Средняя температура поверхностного слоя воды: январь: +6°С; июль: +19°С.
Среднегодовое количество осадков: 830 мм.
Среднегодовая облачность: 7 баллов.
Среднее число дней в году с туманами: на западе - 34, на востоке - 101. Штормы осенью и зимой.
Относительная влажность воздуха : 85-100%.

Достопримечательности

■ Евротоннель (Франция - Великобритания);
■ Меловые рифы «Семь сестер» (Великобритания);
■ Место высадки десанта союзников (Нормандия, Франция);
■ Остров Гернси (Нормандские острова, Великобритания): замок Корнет (1206-1256 гг.), башня Виктория (1848 г.), форты, маленькая часовня, мельницы;
■ Развалины «Атлантического вала» (Франция);
■ Полуостров Котантен: город Шербур, мыс Фламанвиль (Франция);
■ Маяки полуострова Бретань (Франция);
■ Скалы «Иглы» (о. Великобритания).

Любопытные факты

■ Хердз Дип - впадина на дне Ла-Манша - использовалась англичанами во время Первой мировой войны для захоронения химического оружия. После Второй мировой войны здесь было затоплено немецкое вооружение. Подобные операции продолжались до 1974 г. В период 194673 гг. впадину использовали для затопления радиоактивных отходов.
■ Поезда «Евростар» передвигаются по Евротоннелю со скоростью 160 км/ч.
■ Нормандские острова в составе двух коронных владений Джерси и Гернси находятся под юрисдикцией британской монархии, но не входят в состав Великобритании и не являются частью ЕС, хотя являются частью таможенной территории ЕС.
■ На остров Сарк (Нормандские острова) до 2008 г сохранялась феодальная система управления - последняя в Европе. Островом управлял совет старейшин.
■ Гигантский морской угорь, или конгер, обитающий в Ла-Манше, достигает в длину 3 м и весит более 100 кг.
■ На остров Олдерни (Нормандские острова) действует единственная на островах железная дорога. Построена в 1847 г., длиной 3 км, работает только летом, по выходным и праздничным дням.
■ Первым в истории человечества пролив Ла-Манш переплыл британский пловец Мэттью Уэбб в 1875 г за 21 ч. 45 мин. Самый медленный заплыв через пролив - 28 ч. 44 мин. (Джеки Кобелл, Великобритания, 2010 г.)



Ла-Манш (франц. La Manche, буквально - рукав)

Английский канал (англ. English Channel), пролив между северным берегом Западной Европы и о. Великобритания. Вместе с проливом Па-де-Кале (Дуврский пролив) соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина около 520 км, ширина на З. около 180 км, на В. - 32 км. Глубина на фарватере 35 м, наибольшая глубина 172 м. Много отмелей, особенно в восточной части пролива. Западные ветры обусловливают в проливе устойчивое восточное течение со скоростью до 3 км/час (в узкостях). Приливы полусуточные, их величина в отдельных местах достигает 12,2 м (залив Сен-Мало). Часты туманы. Имеет важное транспортное значение. Через пролив проходит один из крупнейших по грузообороту путей из стран Северного и Балтийского морей в страны Северной и Южной Америки, а также в Африку, Азию и Австралию. Главные порты: Портсмут, Саутхемптон, Плимут (Великобритания). Гавр, Шербур (Франция). Развито рыболовство (камбала, макрель, треска, палтус). Существует проект (1973) подводного туннеля через пролив Па-де-Кале.

Пролив Ла-Манш.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ла-Манш" в других словарях:

    Манш Manche Подробнее Информация Номер 50 Регион Нижняя Нормандия … Википедия

    манш-а-ботт - manche à bottes. Широкие отложные манжеты узких французских жюстокоров 70 90 гг. 17 в. Мерцалова 2 427 …

    манш апре ла коне - * manche après la cognée. Бросить начатое; махнуть на все рукой. Рецкер. У англичан нахальство не исключает терпения, как у некоторых наций континента, готовых постоянно при неудаче бросать le manche après la cognée . А. Ионыч Селитряный король.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    манш пагод - * manche pagode. Расширяющийся книзу рукав. На рисунке 3 ем представлена плюшевая visite, которая может быть цвета peau de loutre или черная, с отделкой бобром на воротнике и рукавах, напоминающие собою бывшия manche pagode. Новь 1885 7 Мозаика… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Манш (значения). Манш Manche … Википедия

    Роберт Норман Манш, англ. Robert Norman Munsch, (род. 11 июня 1945(19450611), Питсбург, Пенсильвания) канадский детский писатель американского происхождения. Содержание 1 Биография 2 Награды … Википедия

    - … Википедия

    - (Manche) департамент на северо западе Франции, в холмистой местности на полуострове Котантен. Площадь 6,4 тысячи км2. Население 453 тысячи человек (1971). Административный центр город Сен Ло. Животноводческий район; под пастбищами занято… … Большая советская энциклопедия

    - (Ла M.) дпт. в сев. части Франции, вдоль берега прол. Ла М.: 6411 кв. км., жителей в 1901 г. было 491372. Главный гор. С. Ло (6500 жит.); более значителен Шербург (42938 жит.). Климат морской, влажный, с ровной, сравнительно теплой температурой.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Манш - (Mаnche)Mаnche, департамент в области Нижняя Нормандия в зап. Франции; пл. 5938 кв.км, 479640 чел. (1990); адм. центр – г.Сен Ло … Страны мира. Словарь

    Координаты: 50°11′01″ с. ш. 0°31′52″ з. д. / 50.183611° с. ш. 0.531111° з. д. … Википедия

Книги

  • Мосты через Ла-Манш. Британская литература 1900 - 2000-х
  • Мосты через Ла-Манш. Британская литература 1900-2000-х , Рейнгольд Наталья Игоревна. В книгу вошли редкие материалы, связанные с английской литературой ХХ в., - интервью автора с Айрис Мердок, Джоном Фаулзом, Мартином Эмисом и Пирсом Полом Ридом, а также эссе о знаменитых…