На cамарских заводах сокращают рабочую неделю? Салют, неумехи Сокращения на заводе салют в июле

Москва. 14 декабря. сайт - В Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева, начинаются масштабные сокращения персонала, сообщает в понедельник газета "Известия".

Руководство "Ракетно-космического завода" (РКЗ) в Филях, где собирают ракеты "Протон" и "Ангара", предложило сотрудникам до конца этого года уволиться по собственной инициативе, получив три зарплаты. Как отмечается, предложение действительно до 21 декабря, после чего руководство начнет увольнять сотрудников принудительно.

"В "Центре Хруничева" идёт реформа, предполагающая, помимо прочего, сокращение административного персонала, - рассказал генеральный директор "Центра Хруничева" Андрей Калиновский. - В центральном офисе мы уже расстались с 600 менеджерами, а это половина от управленцев, работавших осенью 2014 года".

Калиновский отметил, что снижение численности управленцев дало возможность в прошлом году повысить зарплату основным рабочим на 10%, а в 2015 году - работникам РКЗ на 23% и сотрудникам конструкторского бюро "Салют" на 25%.

Калиновский не уточнил масштабы увольнений в подразделениях. По словам источника "Известий", знакомого с планами руководства компании, количественно самые большие сокращения предстоят на РКЗ, где планируют расстаться с двумя тысячами сотрудников - сейчас там работают порядка 7 тыс. человек. Штат конструкторского бюро "Салют", также расположенного в Филях, могут сократить на 20-25%.

Оптимизация численности персонала - часть реформы "Хруничева", план которой в общих чертах был составлен в прошлом году, вскоре после прихода в компанию новой команды управленцев. Оценив ситуацию, новые менеджеры "Хруничева" констатировали, что предприятие несет убытки по операционной деятельности с 2007 года (высокая аварийность "Протонов" - одна из основных причин), по состоянию на сентябрь 2014 года "Хруничев" был должен поставщикам 14,7 млрд рублей, что эквивалентно стоимости 10 ракет "Протон".

Тогда же были намечены цели: сделать компанию прибыльной с 2015 года, увеличить производительность труда в три раза к 2018 году, сократить накладные расходы РКЗ, КБ "Салют" и корпоративного центра на 30% к 2019 году. Количество сотрудников при этом планировалось оптимизировать, увеличив доход оставшихся специалистов до 80% к 2018 году. Рост производительности труда к 2018 году планируется увеличить к 2018 году до 5,1 млн рублей на человека (с 2 млн руб. в 2013 году).

Часть производства решено было перенести на омскую площадку "Хруничева" - ПО «Полет». В Филях останется сборка "Протонов" и разгонных блоков, а "Ангару" будут собирать в Омске. Как отмечается, это позволит постепенно освободить часть привлекательных для девелоперов площадей в Филях (РКЗ расположен вплотную к Филевскому парку ). Под эту программу уже заключена сделка с ВЭБ. Банк получил права на использование с 2017–2018 годов около 100 га (из занимаемых сейчас заводом 144 га) земли в Филевской пойме, которые оформлены в залог по кредиту на 37 млрд рублей.

И снова приходят тревожные вести с московских заводов. Сегодня это ФГУП "Салют". На заводе под лозунгом "оптимизации прибыли" развернута волна сокращений. Уже получили извещения о сокращении около 860 работников. В ряде отделов "Салюта" введена сокращенная рабочая неделя, уже работают по трехдневке. Сокращают или оплачивают не полностью сверхурочные, являющиеся основным доходом для многих заводчан. С рабочими не перезаключают годовые контракты. Людей преклонного возраста уговаривают мирно уходить, мотивируя это их возрастом и здоровьем, молодых же уговаривают увольняться по собственному желанию, суля лишь на словах "достойную компенсацию".

И это всё на одном из самых передовых заводов столицы, у которого есть заказы и производственные мощности, новейшее оборудование. Сейчас уже стало ясно, что администрация "Салюта", возглавляемая господином Масаловым (за свою карьеру уже развалившим не один завод), твердо держит курс на перенос производства в другие регионы, где затраты на рабочую силы в разы меньше чем в Москве, где больше возможностей для эксплуатации трудящихся. Акционирование же завода, грозящее "Салюту" в ближайшее время, есть всего лишь звено в целой цепи мероприятий по ликвидации предприятия, захвата его территорий и социальной базы. Что же касается карманного профсоюза авиастроителей системы ФНПР, действующего на предприятии, то эти профкомычи не замечают протест работников "Салюта", своих членов, интересы которых обязывались защищать. Кроме того, они еще и агитируют за акционирование, оправдывая антирабочие действия администрации, фактически растаскивание предприятия по кускам. А как еще может быть иначе, если руководство ФНПРовского профсоюза сплошь состоит из начальников и их ставленников, получающих свои барыши из кормушки Масалова?

В ответ на действия заводоуправления борющиеся рабочие "Салюта" выпустили очередной номер заводского рабочего листка. В нем отражено положение на предприятии, сами рабочие рассказывают о своих нуждах, о нуждах их родного производства. Отличительной чертой регулярного листка стала его заточенность на борьбу, призывы, обращённые к рабочим и инженерам завода, присоединяться к инициативной группе по созданию своего независимого рабочего профсоюза "Защита". В редакцию заводского рабочего листка "САЛЮТ" неоднократно поступала информация, что работники коллективно выходят из продажного ФНПРовского профсоюза.

В работе над заводским рабочим листком активное участие принимает Рабочая комиссия Московского горкома Революционного Комсомола - РКСМ(б), поддерживая постоянный контакт с инициативной группой борющихся рабочих, помогают с изданием и распространением листовки у проходных завода.

Теперь уже можно с полной уверенностью сказать, что у рабочих завода "Салют" появился свой надёжный советчик и друг, борющийся за их классовые интересы. И сами рабочие не стоят в стороне от борьбы, а поддерживают свою редакцию заводского листка материалами из своих цехов, помогают в распространении.

Пресс-центр МГО РКСМ(б)

В среду мэр Москвы Сергей Собянин поздравил со 105-летием коллектив завода “Салют ” . Он посетил на предприятии цеха механообработки и сборки. Крупнейший научно-производственный центр создает и испытывает двигатели для истребителей, вертолетов и пассажирских лайнеров. Также здесь выпускают газоперекачивающее оборудование. А недавно стали осваивать новый проект по испытанию морских двигателей. Свою продукцию завод экспортирует в 13 стран мира.

Без преувеличения ювелирная работа. Несмотря на внушительные размеры двигателя - некоторые детали должны занять положение с точностью до микрона. Сборка - самый ответственный этап на этом производстве. Одновременно вокруг турбины могут работать до 12 специалистов, передает "ТВ Центр".

Авиационный двигатель для самолета Су-34 собран полностью. В ближайшие дни его перевезут в другой цех, и там в течение 10 дней будут проводиться испытания. Но по статистике вероятность, что хотя бы одна из нескольких тысяч деталей потребует замены, крайне низка.

Основная продукция завода “Салют ” - двигатели боевых самолетов и вертолетов. Причем, не только отечественных, но и зарубежных. Большой объем турбин уже много лет покупают китайские военные. Производство высокотехнологичное. Серьезная работа сейчас ведется над тем, чтобы отдельные образцы изготавливать на 3D-принтере.

В среду одно из старейших московских предприятий - в ближайшие дни оно отметит 105-летие - посетил Сергей Собянин. "Я очень рад, что это предприятие продолжает развиваться. В него вкладывают серьезные деньги, инвестируют. В настоящее время это не только одно из лучших в России, но и лучших в мире производств такого рода. Высокотехнологичное, дающее продукцию, которая на 70 процентов уходит на экспорт. Это говорит о том, что это реально конкурентное производство" , - отметил мэр Москвы.

Сейчас на этом московском предприятии работают больше 8 тысяч человек. Огромная редкость по нынешним меркам - здесь сохранились "рабочие династии". Общаясь с мэром, один из сотрудников поинтересовался, как активнее привлечь на производство молодежь.

"Последние годы мы начали проводить большие серьезные конкурсы на лучшую рабочую профессию. И вообще, московские профессионалы стали победителями общероссийских конкурсов. Мы значительно увеличили премии для победителей. Самое главное, чтобы наша промышленность развивалась, чтобы заработная плата повышалась на заводах, тогда и престиж этой профессии будет увеличиваться" , - указал Собянин.

Как ни странно, наиболее волнующими сотрудников завода “Салют ” , расположенного на востоке столицы, оказались вопросы транспорта. Мэр пояснил, в ближайшие два года будет реконструирован вестибюль ближайшего метро “Семеновская ” . Кроме того, вблизи предприятия пройдет строящаяся Кожуховская линия подземки - на 20 процентов она разгрузит действующие станции. Меньше тратить времени по дороге на работу вскоре будут и автомобилисты.

"Спасибо вам большое за строительство Северно-восточной хорды на шоссе Энтузиастов. Она построена, закончено строительство, но не все открыты заезды и съезды. Из-за этого образуются заторы на дорогах" , - сказал старший мастер Евгений Калинтиентов.

"Такая проблема реально существует. Связана с чем? Мы развязку делали для того, чтобы продлить ее, сделать выход в сторону МКАД. И в течение 2017-18-го года мы с этой развязки выйдем на МКАД, и те съезды и заезды, которые сегодня зарезервированы, они будут интегрированы в эту хорду и будут полноценно работать" , - пояснил Собянин.

В конце встречи мэр Москвы и сотрудники завода сделали коллективное фото. После короткого перерыва специалисты продолжили крайне непростую и ответственную работу.

/ среда, 18 октября 2017 года /

темы: Реконструкции Метро Собянин Салют

Мэр Москвы Сергей Собянин поздравил коллектив Научно-производственного центра (НПЦ) газотурбостроения “Салют ” со 105-летием предприятия, посетив его сегодня и осмотрев цех механообработки и сборочный цех.

"Хочу поздравить вас с юбилеем вашего завода - 105 лет исполняется в этом году. Одно из старейших московских предприятий. . . . . . Это говорит о том, что производство действительно конкурентное. Рад, что сохраняется коллектив завода. И я уверен, что при такой поддержке он будет оставаться и работать на благо Москвы и России в целом, и, конечно, приносить заработок тем, кто работает каждый день на этом заводе", - сказал С.Собянин.

НПЦ “Салют ” является крупнейшим производителем авиационных газотурбинных двигателей. Как сообщается в материалах пресс-службы мэрии, в настоящее время “Салют ” производит двигатели для самолетов семейства Су-27, J-10 (Китай), Як-130, МиГ-29, Су-17, Су-24, Ил-96, Ил-114, Ан-3, Ан-38, а также для беспилотных самолетов-мишеней, различные детали и сборочные единицы. Кроме того, здесь осуществляют разработку и производство наземных промышленных газотурбинных установок (ГТУ), газификатора твердого топлива (мусороперерабатывающий завод), опреснительных установок “Каскад ” и других. Производственный комплекс предприятия включает литейное, кузнечное, термическое, механическое, гальваническое, сварочное, сборочное и испытательное производства.

История НПЦ “Салют ” берет начало в 1912 г. В 2015 г. завод преобразовали в акционерное общество, и он вошел в Объединенную двигателестроительную корпорацию (АО "ОДК"), которая в свою очередь является дочерней компанией Объединенной промышленной корпорации “Оборонпром ” , входящей в состав ГК “Ростех ” . В настоящее время ОДК объединяет более 85% активов отрасли.

Общий объем производства предприятий ОДК в 2016 г. составил 222,7 млрд. руб.. Объем инвестиций в модернизацию московских предприятий корпорации в 2016 г. составил порядка 20 млрд руб.



Сергей Собянин поздравил коллектив центра газотурбостроения “Салют ” со 105-летием предприятия. В среду мэр посетит предприятие и осмотрел цех механообработки и сборочный цех.

. . . . . Как передает агентство “Москва ” , здесь производят газотурбинные двигатели для военной и гражданской авиации.

Сейчас “Салют ” является одним из самых современных предприятий авиастроения в мире. Это стало возможным благодаря комплексной реорганизации, которая прошла в последние несколько лет.

. . . . .


. . . . .

Мэр подчеркнул, что городские власти поддерживают промышленный сектор и продолжат это делать, потому что, как отметил С. . . . . . , это одна из главных отраслей. "Мы продолжим развивать промышленность. Главное, чтобы места создавались достойные" , - заключил мэр.

Он также добавил, что город развивает территории вокруг промышленных предприятий. Так, возле завода “Салют ” находятся две станции МЦК, строится Северо-восточная хорда, дорожные развязки, станции метро.

С. . . . . . вручил благодарственное письмо заместителю генерального директора-управляющему директору завода Виталию Клочкову. Кроме того мэр выразил благодарность генеральному директору корпорации “Ростех ” , в состав которой входит завод “Салют ” , Сергею Чемезову за вклад в московскую промышленность, ее поддержку.

В свою очередь С.Чемезов также поздравил коллектив завода с юбилеем. "Действительно этот завод имеет большую историю. Впервые в этих стенах в 1912 г. был создан маленький двигатель под названием “Гном ” . После этого “Гнома ” появились более современные двигатели, и уже сегодня целая линейка двигателей. Она производится серийно, и вы работаете над созданием более современных двигателей, которые необходимы для нашей авиации: и для вертолетов, и для боевых самолетов. Создается двигатель для нашего нового самолета пятого поколения, и я надеюсь, что в ближайшее время завершим все испытания достойно, и двигатель попадет в серию" , - сказал он.

Современные многофункциональные ВВТ могут быть созданы только высококвалифицированными кадрами. В России их сегодня всего ничего в результате конверсии оборонных заводов и в силу других причин. А в ближайшее время может не остаться совсем.

“ Казалось бы, созданную с таким трудом и отлаженную, как часы, систему подготовки кадров надо развивать и совершенствовать. Но тут стали происходить странные вещи ”

Правительству необходимо принять незамедлительные меры по восстановлению советского системного образования, признанного во всем мире одним из лучших. Речь прежде всего о подготовке молодых специалистов в образовательных учреждениях и их дополнительном профессиональном обучении на основе передачи практического опыта производственниками и специалистами научно-исследовательских институтов. «Это чрезвычайно важный вопрос, причем на всех уровнях – от рядовых рабочих и инженерных кадров до руководителей предприятий», – подчеркнул Владимир Путин на заседании Совета безопасности 31 августа 2012 года.

Сохранение на предприятиях «оборонки» квалифицированного персонала независимо от возраста – важнейший на сегодня фактор кадрового обеспечения ОПК. Понятно, что мы вынуждены пойти на это не от хорошей жизни. Возможно, дальновидным руководителям придется даже нарушать трудовое законодательство. Но ситуация такова, какова есть: представители старшего поколения остались единственными носителями передовых технологий, бесценного опыта, профессионального мастерства. И даже если они уже в почтенном возрасте, но исполняют свои обязанности, надо дать им возможность продолжать работать. Не для их собственного благополучия (хотя это тоже важно), а для развития страны. Такова объективная реальность.

Институт высоких технологий

Сегодня на ряде предприятий ОПК сложилась такая ситуация, когда профессионалы выдавливаются чиновниками с рабочих мест по причине возраста. Назревает крайне опасная ситуация, которая может привести к тому, что вскоре просто не останется носителей накопленного поколениями производственников специального опыта создания современного вооружения, военной техники и их компонентов.

Если так случится, многое придется создавать заново, с нуля. А молодым специалистам – осваивать оборудование, нарабатывать навыки и приемы методом проб и ошибок, на протяжении многих лет набивать себе шишки. В итоге будет упущено время, которого у России в эпоху обострения международной обстановки и жестких санкций просто нет, потрачены лишние средства, что скажется на обороноспособности страны.

Фото: rostec.ru

Сохранение преемственности поколений как в научном, так и в производственном секторах ОПК – крайне важная государственная задача. Но что происходит на практике? Здесь – обратные процессы.

ФГУП «ММПП «Салют» накапливало производственный опыт поколениями специалистов. Сделано было немало. В 1998 году для организации системного обучения здесь совместным приказом по предприятию и РГТУ МАТИ образован Институт целевой подготовки специалистов по двигателестроению (ИЦПС). Возглавил его генеральный директор «Салюта» Ю. Елисеев. В кратчайшие сроки профессионалы высшей школы, приглашенные в ИЦПС, разработали и реализовали инновационную систему обучения персонала и соответствующий стандарт предприятия, которые постоянно совершенствовались с учетом производственных особенностей, накопленного опыта и требований. Ежегодно через ИЦПС проходили подготовку и аттестацию 5000–5300 человек, в том числе 2000 работников самого предприятия.

При институте были созданы на договорных началах 15 филиалов кафедр восьми ведущих вузов Москвы, там целенаправленно занимались с молодежью. В организованном ресурсном центре наладили подготовку по рабочим специальностям для предприятий Москвы, а в центре дополнительного профессионального обучения и в производственных цехах – для ОПК фактически всей Российской Федерации. В 2011 году ИЦПС начал выпускать кадры для родственного предприятия в Казахстане, что сегодня отвечает требованиям и задачам ЕАЭС.

Созданное институтом эффективное системное образование получило признание на самом высоком уровне. В 2002 году правительство Российской Федерации наградило завод дипломом «За достижения в развитии образовательной базы». В 2008-м предприятие выиграло конкурс Минобрнауки, что позволило (в соответствии с договором) создать центр повышения квалификации ИТР. В том же году ИЦПС награжден золотой медалью IX международного форума «Высокие технологии XXI века» как лучшее предприятие – за создание инновационной системы подготовки и повышения квалификации персонала.

Большая заслуга в совершенствовании механизма обучения по праву принадлежала коллективу ИЦПС во главе с Елисеевым. Казалось бы, созданную с таким трудом и отлаженную, как часы, систему подготовки кадров надо развивать и совершенствовать. Но тут стали происходить странные вещи.

На пути к параличу

В декабре 2011 года генеральный директор, доктор технических наук, профессор Елисеев был неожиданно заменен финансистом В. Масаловым. Если вспомнить, что тогда происходило, например, в Министерстве обороны, некоторых других ведомствах, можно говорить об очередном наступлении «эффективных менеджеров».

Что касается «Салюта», на нем началась стагнация производства. Не обладая знанием предметной области, новый директор через два месяца после вступления в должность (в начале 2012-го) подписал приказ, в соответствии с которым произошла ликвидация ИЦПС, причем без согласования с РГТУ МАТИ (то есть с нарушением договорных обязательств). Это стало для предприятия ударом в спину и ярко продемонстрировало интеллектуальную недальновидность «ликвидаторов». После разгрома ИЦПС были представлены к сокращению и организаторы системного обучения. Их место заняли люди, мягко скажем, менее компетентные, которые спустя время были заменены другими, еще более далекими от профессионального образования (например начальником учебного центра оказался психолог). В результате проведенной на предприятии реструктуризации эффективная системная подготовка кадров, организованная ИЦПС, была фактически уничтожена.

В том же 2012-м дирекцией управления персоналом предприятия предпринята попытка увольнения с завода высококвалифицированных профессионалов на том основании, что им больше 60 лет. И только вмешательство прокуратуры остановило эту вакханалию.

В 2016 году пришло новое руководство, сменившее финансиста Масалова. Однако вместо торжества здравомыслия покатилась новая волна удаления профи, в результате которой на заводе ожидается сокращение нескольких сот высококвалифицированных специалистов.

Последствия легко предсказуемы. Это станет роковым ударом по производственной деятельности предприятия, которое лишится возможности воспроизводства квалифицированных кадров, что в свою очередь приведет к резкому увеличению объема дефектной продукции и в итоге – к ликвидации ФГУП «ММПП «Салют», выпускающего современные высокотехнологичные двигатели для военной авиации.

Вытеснение созидателей из управленческих структур, выдвижение на руководящие должности некомпетентных соглашателей (по критерию верности), вымывание профессионалов на любом из уровней государственной иерархии – признаки интеллектуальной деградации. Если это продолжится, исправить ситуацию будет уже невозможно.

Трудовой коллектив считает, что для сохранения потенциала предприятия, его производственной эффективности необходимо:

  • пресечь кампанию устранения профессионалов;
  • объявить конкурс на замещение вакансии руководителя предприятия, в котором мог бы принять участие зарекомендовавший себя Ю. Елисеев;
  • восстановить на работе высококвалифицированных специалистов, уволенных в 2016 году.

Особое значение имеет возрождение системного обучения, для чего потребуется восстановить Институт целевой подготовки специалистов по двигателестроению. С помощью ИЦПС должна быть выстроена система регулярной аттестации (в том числе по системе менеджмента качества) руководителей и всего персонала предприятия с целью выявления и недопущения к управленческим функциям лиц, не соответствующих занимаемым должностям.

Для передачи опыта старшего поколения молодым специалистам потребуется восстановить в трудовом коллективе систему наставничества. Целесообразно создать департамент советников из высококвалифицированных профессионалов по направлениям деятельности ФГУП «ММПП «Салют».

Но главное – впредь не допускать к организации обучения и в управление сомнительные структуры и личности, далекие от производства. Отсутствие компетенций в предмете системного образования, конкретного опыта работы на предприятии ведет, как правило, к его параличу.

Хочется надеяться, что здравый смысл все же восторжествует и крайне значимое для Вооруженных Сил России ФГУП не утратит своих компетенций, а главное – профессионалов, которые готовятся годами. Железо, каким бы дорогим оно ни было, можно постепенно воссоздать или приобрести за рубежом, а людей, искренне болеющих за свою державу и отдавших ОПК лучшие годы своей жизни, купить невозможно. Этим бесценным капиталом нельзя не дорожить.

Суть вопроса: О вредном производстве – авиационном заводе «Салют»

Что предпринимает московская власть для того, чтобы убрать это вредное производство из Москвы? Или хотя бы перенести в менее населенное место стенд по испытанию двигателей? Или хотя бы воздвигнуть 100-метровую трубу для отвода выхлопов на безопасную для москвичей дистанцию? Хотя в Москве появляются высотки, достигающие 100 метров высоты – в том же «Москва-Сити», например.

В общем, этим вредным производством столичным властям необходимо заняться вплотную, пусть уже и не в «Год экологии в Москве», об итогах проведения которого 20 декабря будет пафосно отчитываться [руководитель департамента природопользования] г-н Кульбачевский.

Одновременно написал на сайт «Салюту – нет!» (http://salutu.net/ ):

Господа,

восхищен вашей активностью в борьбе против [шумной] деятельности завода «Салют».

Однако меня, живущего на 5-й Парковой ул., не устраивает еще один аспект деятельности этого вредного производства, а именно периодически появляющаяся у нас в Восточном округе керосиновая вонь. Она возникает при работе стенда и западных ветрах – в Измайловском парке и даже у нас в Измайлове. Предлагаю организовать новую ветвь дискуссии и обращений в инстанции по этому поводу.

Еще один сюжет – варварское снесение большевиками [в 1930-е годы] Семеновского военно-мемориального кладбища для строительства на его территории авиазавода. Тоже перспективная тема для того, чтобы взбудоражить москвичей, особенно православных. В Интернете есть фрагмент дореволюционной карты Москвы с этим кладбищем.

Добрый вечер, Михаил!

Интересная информация по поводу дальности воздействия завода Салют – до Вас по прямой, наверное, км 6-7.

Некоторое время назад ко мне обратилась мама девочки – ей было плохо в школе недалеко от завода в районе Соколиная Гора из-за непонятных запахов. Девочку перевели в другую школу...

Большинство народа не связывают шум, запахи, а тем более инфразвук (обычно человек не осознаёт, что подвергается его воздействию – чувствует «что-то непонятное») с заводом, потому что не видят его и не знают о нём. Интересно, что Вас заставило связать запахи керосина с заводом?

1) Могу обратить Ваше внимание, что загрязнение воздуха не ограничивается запахом керосина. Каждый двигатель потребляет порядка 12 тонн кислорода в час. Умножим на время испытаний в сутки, умножим на количество испытываемых одновременно двигателей (обычно 2)... Но и это не всё. Двигатели предназначены для боевых самолётов, которые используют топливо со специальными добавками-присадками для повышения мощности, предотвращения замерзания и т.п. Не могу сказать точно, но выглядит весьма вероятным, что все эти присадки токсичны.

Контроль за выбросами осуществляется самим предприятием – «понятно как», даже говорить не о чем.

2) В настоящее время я поднял «волну» по поводу совершения преступлений (а не просто нарушения санитарных норм) заводом + Роспотребнадзором г. Москвы + Московской прокуратурой в связи сокрытием и фальсификацией информации. Заявления находятся в Генеральной Прокуратуре, в Федеральном Роспотребнадзоре, Правительстве Москвы, Правительстве РФ, Следственном комитете, Федеральном Собрании. Примеры обращений – в приложении. Цель – полный запрет испытаний в Москве на том основании, что стенды должны были быть выведены из города в 2017 г., на что выделялось 150 млн. рублей.

3) Что делать.

3.1 К сожалению, бороться с запахами ещё сложнее, чем с шумом. Вызывать Роспотребнадзор бесполезно – знаю по себе: до тех пор, пока измерения шума не сделали независимые лаборатории (без предварительного предупреждения завода), у Роспотребнадзора всё было в порядке. А «безрезультатные» измерения будут только вредить: на все жалобы Вам будут их предъявлять. Может быть, Вам следует обратиться в Департамент природопользования и охраны окружающей среды Мосправительства с просьбой установить передвижную лабораторию контроля загрязнения воздуха. Это прицеп, который поставят где-то во дворе и он будет постоянно измерять. При этом не напирать на то, что это завод Салют воняет (это федеральное предприятие) – а просто воняет керосином, чтобы они обратили внимание именно на контроль его. Обращение легко сделать через сайт mos.ru. Лучше, если будет «коллективная» подпись ветеранов и т.п.

3.2 Я готов на первой странице сайта опубликовать любые сформулированные мнения по этому поводу, как и по поводу мнения православных о сносе некрополя. Кратко эта информация там есть: http://salutu.net/media.php

Весьма интересны прежние письма федеральных чиновников, которые активист Владимир приложил к своему ответу мне. Так, еще в мае 2010 г. ему ответил зам директора Департамента авиационной промышленности Минпромторга России М.И. Каштан:

В соответствии с письмами Аппарата Правительства РФ от 6 апреля 2010 г. № П48-272З0 и от 17 мая 2010 г. № П7-16594 Департамент авиационной промышленности Минпромторга России рассмотрел Ваше обращение к Председателю Правительства РФ В.В. Путину и сообщает.

Проект организации санитарно-защитной зоны (СЭЗ) промышленной площадки, расположенной по адресу: г. Москва, проспект Буденного, 16, разработан и находится на согласовании в Управлении Роспотребнадзора по г. Москве. Выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух от работы испытательной станции ФГУП ММПП «Салют» соответствуют требованиям природоохранного законодательства, что подтверждается утвержденными нормативами предельно-допустимых выбросов и полученным в Ростехнадзоре по г. Москве разрешением на выброс ЗВ. Ночных испытаний силовых газотурбинных установок ФГУП ММПП «Салют» не проводит. Согласно требованиям Закона г. Москвы № 42 от 12.07.2005 г. «Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в городе Москве» на предприятии введен в действие приказ № 277 от 24.07.2009 г. о работе испытательных стендов, согласно которому запрещен запуск двигателей с 2З.00 до 07.00.

Контролирующими органами Роспотребнадзора и Ростехнадзора предприятие подвергалось неоднократному инспекционному контролю с проведением натурных замеров уровней шума, как на испытательных стендах, так и в квартирах жителей, прилегающих к испытательной станции домов.

В январе 2010 года Управлением Роспотребнадзора по городу Москве были проведены очередные замеры акустических факторов от работы испытательных стендов. Результаты замеров показали некоторое превышение уровней шума и инфразвука. По факту превышения предприятию было выдано постановление от 20.04.2010 г. № 770 (ЮЛ) по делу об административном правонарушении.

ФГУП ММПП «Салют» принимаются первоочередные мероприятия по снижению возникшего превышения уровней шума и инфразвука, в которые входит ремонт и модернизация шумозащиты испытательных стендов на территории промышленной площадки, расположенной по адресу: г. Москва, проспект Буденного, 16.

Что касается долгосрочных планов по работе испытательных стендов на территории ФГУП ММПП «Салют», то принято кардинальное решение проблемы – вывести испытательную станцию из города на территорию Воскресенского машиностроительного завода «Салют» (филиал ФГУП ММПП «Салют» в п. Фаустово Московской области) (далее ВМЗ «Салют»). Запуск первого испытательного стенда на ВМЗ «Салют» запланирован на декабрь 2011 года. Вывод испытательной станции с территории г. Москвы – на 2017 год. Выполнение комплекса вышеуказанных мероприятий позволит привести уровни звука, звукового давления и инфразвука, проникающих в помещения жилых строений по улице Боровая г. Москвы в соответствие с требованиями санитарных норм.

Выходит, в прошедшем году испытательная станция «Салюта» с шумящими и воняющими авиадвигателями должна была исчезнуть?! Однако наша с женой попытка прогуляться в начале января 2018-го по Измайловскому парку кончилась фиаско из-за керосиновой вони. Значит, испытательная станция пока остается на месте!

Стоит здесь уточнить, что упоминавшиеся в письме активиста Владимира 150 млн. руб. предполагалось потратить не на перенос пресловутой испытательной станции в пос. Фаустово, а на модернизацию стенда №25, как следует из письма того же зам директора Департамента авиационной промышленности Минпромторга России М.И. Каштана за январь 2010 года:

В настоящее время ФГУП ММПП «Салют» совместно с генеральным проектировщиком испытательной станции ОАО ГИПРОНИИАВИАПРОМ определяет объем проектных работ по модернизации стенда №25, направленных на снижение уровня шума и инфразвука на ближайшую жилую застройку. Планируемый срок выполнения проектных работ – конец 2010 года. Срок реализации проектных решений (по опыту модернизации стенда №34) – 2 года. Ориентировочная стоимость планируемых мероприятий, включая проектные работы, 150 млн. руб.

Реализация проекта модернизации стенда №25 позволит довести акустическое загрязнение окружающей среды при проведении испытаний двигателей на экстремальных режимах до приемлемых значений (гигиенических нормативов).

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее – Департамент) рассмотрел Ваше обращение, поступившее на официальный сервер Правительства Москвы, по вопросу загрязнения атмосферного воздуха, обусловленного деятельностью АО НПЦ газотурбостроения «Салют» (проспект Буденного, д. 16, корп. 2). По результатам рассмотрения сообщаем следующее.

По поручению Департамента государственным природоохранным бюджетным учреждением «Мосэкомониторинг» запланирован рейд передвижной экологической лаборатории с целью исследования качества атмосферного воздуха на территории жилой застройки района Соколиная Гора, непосредственно прилегающей к территории АО НПЦ газотурбостроения «Салют».

Отбор проб загрязненного воздуха будет осуществлен на расширенный перечень загрязняющих веществ. В случае выявления превышений гигиенических нормативов, установленных ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов», информация будет направлена в соответствующие органы исполнительной власти для принятия мер в рамках компетенции.

Заместитель руководителя Департамента Ю.С. Кудряшова

О ранее принятом федеральным органом решении по выносу испытательного стенда АО НПЦ газотурбостроения «Салют» за пределы Москвы в этом письме не говорится ни слова. В общем, на колу мочало – начинай сначала!!!