Китайские монастыри их название. Буддийский монастырь в китае. священных буддийских горы

Легендарная гора Удан, увековеченная в многочисленных романах, была колыбелью даосизма более 1000 лет и, согласно легендам, местом возникновения боевых искусств. Монастыри на пиках Уданшань, "первой знаменитой горы в Поднебесной", занесены в список культурного наследия ЮНЕСКО как лучшие достижения традиционной .

Уданшань – горный хребет в провинции Хубэй, недалеко от города Шиянь, состоящий из 72 пиков, 36 скал и 24 долин. Основной пик - Тяньчжуфэн («колонна, подпирающая Небо»), высотой 1612 м, окутанный туманом, создает мистическое зрелище. И хотя путь к Уданшань не близкий (более 1000 км от Пекина), его природная красота, изящные пагоды, монастыри и храмы на протяжении веков привлекают паломников и туристов. Это второй по популярности монашеский комплекс после .

Мифы и факты

Монастыри Уданшань были центром учения и практики медитации, боевых искусств. Здесь находился древний даосский университет, в котором исследовалась традиционная китайская медицина и фармакология.

Еще во время правления Восточной Династии Хань (I-III вв.) Уданшань, где обитали монахи-отшельники, привлек внимание императора, который основал на вершине первый даосский храм для поклонения священной горе - Храм Пяти Драконов.

В XV веке император Юнлэ, насильственно свергший своего племянника, чтобы завоевать народную популярность и умилостивить духов, объявил, что он действовал по повелению божества Чженъу - Совершенного воина, обитающего в Уданшань. Император развернул масштабное строительство и храмового комплекса в Уданшань, хотя сам его так ни разу и не посетил.

Всего в горах было построено 72 храма, 36 монастырей, 12 павильонов и 39 мостов, образующих 33 архитектурных комплекса.

Что посмотреть

Сегодня в Уданшань действуют несколько школ боевых искусств. В октябре здесь проводится ежегодный международный фестиваль мастерства кун-фу. А в начале октября и апреля на реке Хань проходят красочные гонки на драконовых лодках.

Культы, религии, традиции в Китае Васильев Леонид Сергеевич

Буддийские монастыри в Китае

Буддийские монастыри в Китае

Чаще всего буддийские монахи в Китае постоянно жили при монастырях, которые и становились центрами деятельности той или иной секты, школы, направления буддизма. Монастырей, больших, средних и мелких, было в Китае очень много. Только в Северном Китае в V – VI веках (Северная Вэй) насчитывалось 47 крупных монастырей, имевших официально утвержденный государством статут, иногда даже дотацию со стороны властей, и 846 монастырей среднего размера, основанных и существовавших в значительной мере благодаря благодеяниям аристократов из «сильных домов», приобретших в ту эпоху немалую власть в стране . В каждом из этих монастырей насчитывалось по нескольку десятков, а то и сотен монахов и послушников, служек, рабов. Кроме того, существовало около 30 тысяч мелких монастырей-храмов и монастырей-пагод, которые располагались буквально по всему Китаю, обслуживали текущие потребности населения и чуть ли не официально назывались «народными»84.

В VII – VIII веках, с начала Тан, число монастырей в Китае, видимо, еще больше возросло. Из дневников японского буддиста-пилигрима Эньнина, совершившего в середине IX века путешествие в Китай и прожившего некоторое время в китайских буддийских монастырях, явствует, что буквально вся страна была покрыта густой сетью буддийских монастырей, храмов и пагод. В небольших городах и поселках их было по два-три, в более крупных городах они исчислялись десятками .

Наиболее богатые и влиятельные монастыри располагались обычно вне городов и поселений – в живописной местности, нередко в горах, но недалеко от перекрестков дорог. Подчас это бывали целые городки, включавшие в себя храмы с громадными статуями-идолами будд и божеств, дворцы-павильоны с изображениями на буддийские темы, с громадными залами, помещениями для библиотеки и медитации, с комнатами для гостей, а также более скромные дома-кельи для монахов . Такие монастыри, обнесенные крепкой каменной стеной, были одновременно и храмами, и культурными центрами, и гостиницами, и университетами для жаждущих знаний, и укреплениями, где в смутную пору можно было отсидеться за крепостными стенами. В больших монастырях обитало обычно 150 – 200 монахов и послушников, не считая служек, рабов и т. п. В летнее время число монахов нередко возрастало до 200 – 300 за счет странствующей братии . Городские и поселковые монастыри были значительно меньше размерами и скромнее. Большинство их имели лишь монашеские кельи и несколько подсобных помещений, где обитали монахи, обслуживавшие буддийские храмы. Иногда, правда, в пригородах больших городов располагались крупные храмы. Они, как правило, представляли собой самостоятельные храмовые комплексы, стоящие в окружении красивых рощ и садов.

Одновременно с ростом количества монастырей в Китае росло число монахов и всего храмового персонала. Во времена расцвета буддизма они исчислялись многими сотнями тысяч, а то и миллионами, что много даже для Китая. В состав монастырской сангхи в широком смысле этого слова входили самые разные люди. На низшей ступени стояли монастырские рабы. Они делились на государственных рабов, милостиво пожертвованных императором монастырю для помощи в хозяйстве, и приобретенных монастырем долговых рабов (продавших себя или проданных родителями). Рабы исполняли всю черную работу, а также трудились на монастырских землях. Статут их не был неизменно рабским: часть их могла со временем получить в пользование участок земли и выплачивать монастырю ренту. В случае большого везения рабы могли стать послушниками и даже монахами .

На следующей ступени находились служки, добровольно пришедшие в монастырь в надежде на определенные льготы, в частности освобождение от налогов. Число их было довольно велико. Они считались кандидатами; дальнейшее их продвижение по монастырской иерархии зависело от прохождения ими кандидатского срока. Кандидаты-служки, выполняя текущую работу, одновременно изучали сутры, чтобы стать образованными буддистами. Экзамен у них принимали не сами монахи, а специально назначенные правительственные чиновники. Выдержавшие экзамен получали от государства диплом и становились послушниками85. Подавляющее большинство на этом и останавливалось. Именно из этих людей рекрутировалась армия полуграмотных монахов, которые жили в «народных» монастырях и отдельных храмах, обслуживая несложные потребности культа, исполняя погребальные и даже магические обряды. Репутация такого рода монахов обычно бывала невысокой .

Послушники, которые приобретали достаточно знаний, имели способности и стремление идти дальше, со временем могли стать полноценными монахами. Такие монахи обычно жили при крупных монастырях, бывших центрами развития буддизма. Как правило, почти все члены сангхи крупных монастырей, находившихся под особым покровительством властей или «сильных домов», были родом из верхов китайского общества и еще до прихода в монастырь получали хорошее конфуцианское образование. Именно из этой среды происходили наиболее знающие и высокочтимые проповедники и патриархи различных школ и направлений китайского буддизма. Но разумеется, бывали случаи, когда выдающимися деятелями буддизма становились выходцы из простого народа. Так, например, знаменитый Хуэй-нэн до прихода в монастырь был неграмотным дровосеком.

Монах, прошедший сложный и многостепенный обряд посвящения , становился полноправным членом сангхи. Со временем он мог подняться на высокую административную должность, а в плане личного совершенствования достигнуть той или иной степени святости. Здесь многое зависело от образа жизни и действий самого монаха, от степени его знаний, стараний, авторитета, усидчивости, умения вытерпеть часы медитации. Обычно в каждом из более или менее значительных монастырей существовали свои «святые» – отшельники, затворники, которые годами не выходили из кельи, не разговаривали, проводя почти все время в медитации или даже трансе. Видимо, именно такого рода буддисты-фанатики прибегали иногда к самосожжению, видя в этом акте средство очищения и своего будущего обожествления . Такой тип монахов, конечно, не мог быть массовым. Основная масса членов сангхи вела более умеренный образ жизни. Они нормально питались, тщательно следили за своей гигиеной, выполняли различные обязанности: читали сутры над больными и покойниками, совершали обряды перед алтарями будд и божеств, а иногда и пускались в длительные дальние путешествия по примеру древнеиндийских бикшу .

Из числа этих монахов избиралась администрация сангхи. Разумеется, в отдельных случаях авторитет и знания того или иного проповедника, развиваемые им идеи и взгляды не требовали какого?то акта избрания. Вокруг такого человека сами группировались ученики и последователи, и таким образом подчас создавался новый центр буддизма, новый монастырь, иногда даже новая школа или секта. Но чаще избирались как глава сангхи, настоятель монастыря, так и несколько его ближайших помощников – ректор, эконом, контролер, казначей. С эпохи Тан над несколькими сангхами района или провинции иногда ставились назначенные властями администраторы, обычно из наиболее уважаемых монахов, руководителей крупных монастырей. Это были своеобразные епископы и архиепископы. Однако, в отличие от своих коллег в христианском мире, высокопоставленные церковные деятели в китайском буддизме не превращались в администраторов и носили свой титул лишь как почетное звание. К реальной власти над сангхами они не стремились, ограничиваясь руководством своей собственной. На практике каждый монастырь, особенно крупный, существовал автономно и представлял самостоятельную ячейку буддизма, центр буддистов того или иного района .

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Буддийский календарь и буддийские религиозные праздники Хотя буддизм наряду с Буддой и его многочисленными перевоплощениями признает еще 1000 богов и божеств, которые якобы населяют небо и каждый из которых «заведует» какой-нибудь маленькой, конкретной «отраслью»

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

21. Монастыри Вероятно, монастыри были созданы в Империи как места, куда направлялись вышедшие в отставку казаки=татары, то есть закончившие службу ордынцы (израильтяне). Как мы уже говорили , гл. 4:1, набор детей для военной службы на Руси был хорошо известной «тагмой» =

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

21. Монастыри Вероятно, монастыри были созданы в Империи как места, куда направлялись вышедшие в отставку казаки ^татары, то есть закончившие службу ордынцы (израильтяне). Как мы уже говорили , гл. 4:1, набор детей для военной службы на Руси был хорошо известной «тагмой» =

Из книги Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). автора Костомаров Николай Иванович

V. Монастыри Первые ростки восточного аскетизма, посаженные на девственной почве берегов Днепра, поднялись было роскошно в образе Печерского монастыря; но не дали ему ходу бурные перевороты южнорусской истории. Безопаснее стали возрастать его отпрыски, одни за другими,

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

МОНАСТЫРИ Серьезные изменения наметились и в ирландских монастырях. Эти перемены связаны прежде всего с именем святого Малахии из Армы (1094-1148), друга Бернарда Клервоского, главного монашеского реформатора Франции. После смерти святого Бернард написал «Житие

автора

Глава XII Буддийские боги и их отношения друг к другу и к людям Буддийское богословие различает богов и богинь, полубогов и гениев и делит их не только по личному значению, но и по их отношению к классам других существ.Но в общем в разных книгах нет

Из книги Азиатские Христы автора Морозов Николай Александрович

Глава III Буддийские культы в Индии, на Цейлоне и в Индокитае. Два раза в месяц, во время новолуния и полнолуния, когда происходят затмения солнца и луны, - говорит нам книга «Терагата» (стр. 1062), - сходились монахи, живущие в округе, чтобы держать пост. Буддизм есть религия

Из книги Исландия эпохи викингов автора Байок Джесси Л.

Монастыри Исландские монастыри играли важную роль в культурной жизни острова, но политическое и экономическое их влияние было невелико. Современные историки не стесняются утверждать, будто различные исландские религиозные учреждения имели существенные каналы влияния

Из книги Герои, творцы и хранители японской старины автора Мещеряков Александр Николаевич

Буддийские проповедники: СОЗИДАТЕЛИ ЧУДА Воздаяние за добро и зло неотступно, как тень. Радость и страдание следуют за добрыми и злыми деяниями, как эхо в ущелье. Исследователи, занимающиеся изучением буддизма в раннесредневековой Японии, основное внимание уделяют его

Из книги Древний Восток автора

Буддийские монахи Одним из центральных образов буддийской литературы является «чакравартин» («вращающий колесо»). «Колесо» стало символом буддийского учения (дхармы), «вращение колеса» обозначало продолжение существования учения и его развитие, а тот, кто «вращает

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Буддийские секты раннего периода В первые столетия существования буддийского учения, в период формирования буддийских общин и распространения буддизма на территории Индии, возникли различия в понимании доктринальных основ учения, что привело к разделению буддистов на

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Буддийские ступы из Санчи В Санчи (Западный Декан) находятся, пожалуй, самые известные и хорошо сохранившиеся древние буддийские ступы. Еще при Ашоке здесь существовала деревянная ступа; в последующие века, при династии Сатаваханов, она была подвергнута перестройке -

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Монастыри Практически же образование в тибетском буддизме продолжается в той или иной форме всю жизнь, будучи тесно связанным с религиозной жизнью. Всякий монастырь, помимо учебной, имеет еще и культовую функцию. Соответственно этой функции место для монастыря всегда

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

МОНАСТЫРИ

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

Буддийские монахи и сангха Монастыри стали главной и единственной формой организации буддистов, до этого не имевших иерархически организованной духовной олигархии и влиятельного храмового жречества. Именно монастыри стали центрами буддизма, очагами его

Из книги Священные войны в буддизме и исламе: миф о Шамбале автора Берзин Александр

Горы прежде, чем любое другое место на Земле, касаются неба. Здесь иные цвета, иные запахи и звуки. Здесь не задумываешься – чувствуешь - как скоротечна жизнь, как зачастую мелки, никчемны наши земные заботы и тревоги. И небо здесь выглядит по-другому: не как шатер, раскинувшийся над нашими головами, а как бездна, насквозь пронизывающая этот мир. Страсти, волнения, воспоминания растворяются сами собой, и ты ощущаешь, что стоит тебе захотеть, и ты полетишь, вверх, вверх, еще выше - если не телом, то душой. Днем солнце согревает твои замерзшие руки, а ночью звезды ведут с тобой разговор о самом сокровенном. Горный источник слаще любого вина – ты пьешь из него и крепнешь духом и телом. Каждый звук, произнесенный здесь еле слышно, громко и отчетливо звучит в душе. Сюда приходят искатели божественной красоты, сюда приходят монахи, чтобы избавиться от страстей, принять этот мир и себя в нем, почувствовать на вкус каждое слово молитвы и слиться духом с чистым светом.

Монастыри Метеоры

Вершины этих скал отшельники облюбовали задолго до 10 века. Спали они в пещерах, а для молитв выкладывали себе площадки, которые так и назывались - «молельные места».
Время от времени отшельники собирались для проведения совместных богослужений, поскольку в христианстве есть виды таинств, которые провести в одиночку или трудно, или невозможно. Для этого они спускались церкви, расположенные в городах Фессалии (это историческая область Греции, где, в частности, по преданию, родился Ахилл) или в скитах у подножий скал.
В 13 веке после захвата Фессалии турками, спускаться в города стало опасно. Постепенно горные отшельники начали объединяться в горные общины. Одна из них состояла из 14 человек. Возглавляемые монахом Афанасием (беженец с горы Афон), они поселились на столпе Стаги (Капель), высотой в 613 метров над уровнем моря или 413 метров над городком Каламбака, занялись строительством, завели монастырские законы, которых монахи в целом придерживаются до сих пор, и назвали свою и около тысячи местных скал «Метеорами», что значит «парящие в воздухе».
Сегодня монастырь не один, их тут несколько. Самый богатый из них – большой монастырь Святого Стефана, добираться до которого и раньше было проще, чем до других монастырей, сегодня он преобразован в женский. Вообще забраться в монастыри Метеоры еще в первые десятилетия прошлого века было непросто: по шатким переставным тридцатиметровым лестницам, по канату, или в веревочной сетке. Эти сетки до сих пор нередко используются для снабжения монастырей, хотя почти сразу после второй мировой войны тут была построена дорога-серпатин – не автобан, но подобраться можно. А уж дальше – по подвесным мосткам, переброшенным через пропасти.
Вот почему сегодня аскетический образ местной жизни время от времени нарушается вторжением суетного, мирского. А потому настоящему отшельнику в полумонастырях - полумузеях делать нечего. Нужно искать новые места. Видимо, оттого из двадцати четырех монастырей Метеоры сегодня действует только шесть.

Ронгбук

У подножия ледника Ронгбук на высоте 5100м над уровнем моря – всего на 200 метров ниже, чем северный базовый лагерь на склоне Эвереста - находится самый высокий в мире монастырь. Альпинисты, которые хотят подняться на Эверест с северной стороны, обязательно пройдут через Ронгбук, откуда открывается панорама на вершины Шишапангмы, Эвереста, Чо-Ойю и Гьячунг-Кан.
Как и монастыри Метеоры, этот монастырь был основан не на пустом месте. На протяжении четырех веков монахи и отшельники ставили здесь хижины, чтобы было где отдохнуть между медитациями. На стенах пещер, расположенных в окрестностях этой точки медитации - выше, ниже и в долине - можно увидеть вырезанные слова молитв, священных стихов и знаки.
Монастырь в 1902 году был основан ламой тибетской школы Ньингма, которая отличается тем, что в ней присутствуют элементы шаманства. Сегодня в нем обитает по разным подсчетам то ли тридцать монахов и тридцать монахинь, то ли двадцать монахов и десять монахинь. Чтобы это проверить, нужно сюда подняться. Сегодня это можно сделать и на автомобиле, который всего за три часа поднимет путешественников из долины от шоссе Дружбы до монастыря.
С давних пор и по сей день монастырь весьма активно посещается учениками и паломниками, в том числе из Непала и Монголии, проводятся здесь и специальные буддийские церемонии, хотя монастырь был разрушен дважды – в 1974 и 1989 году. После последнего пожара сейчас ведутся восстановительные работы, обновляется роспись, функционируют монастырские помещения и гостевой дом, есть даже небольшой, но уютный ресторанчик.
Монахи не очень рады тому, что альпинисты беспокоят дух гор, но всегда готовы помочь им, а также помолиться за их грешные души.

Сигирия

В середине 19 века на Цейлоне английский охотник на вершине 200-метровой горы обнаружил руины каменной постройки. Никто точно не знал, что это было за строение, но путешественники тех лет рассказывали, что своими глазами видели сохранившийся мраморный фонтан, окруженный садами и водоемами и выложенный драгоценными камнями. По преданиям и индийское достояние – дворец Тадж Махал, тоже был почти полностью выложен несметным количеством драгоценных камней, которые размеренно отколупывали злобные англичане и увозили к себе на родину. Правда это или нет - никто не знает, фотографий не сохранилось, но идея красивая.
Еще одно предание «открыло» нам историю легендарной Сигирии: Кассапа, старший сын царя, лишенный отцом власти, полагавшейся ему по праву, разгневался и убил несправедливого предка, и захватил власть в свои руки. И построил новую столицу, дворец-крепость на горе, напоминающей по форме спящего льва – символ Цейлона, где жил-поживал, добра наживал и врагов не боялся. Строил долго – целых 18 лет. Кстати, столько же - восемнадцать - осталось до наших дней и древних фресок, которых, предположительно, изначально было почти полтысячи. Когда из Индии с войны вернулся младший брат Кассапы, которому отец отписал престол, Кассапа решил с ним сразиться. Армия его не поддержала, и Кассапа перерезал себе горло, а его брат разрушил цитадель и вернул столицу на старое место. Эта версия сегодня числится официальной. Увы, она не отвечает на вопрос: где же в этом дворце были комнаты, спальни, туалеты? Почему во дворце, центральной частью которого является прямоугольная платформа размером 13х7 м, нет никаких признаков остатков крыши - и это в регионе, где 8 месяцев в году господствуют ветер и муссонные дожди? Археологи утверждают, что во 2 веке н.э. тут был монастырь, на территории которого по сей день сохранились остатки пещерных храмов, с остаткам росписей и надписей религиозного характера. Скорее всего, жившие в нем монахи были последователями учения Махаяна, в котором Будда из совершенного человека (таким его считали более старые течения буддизма) превратился в сверхъестественное существо, кроме того монах-махаянец мог прийти в монастырь на пару-тройку лет, а потом вернуться в мир - это совершенный нестандарт для ортодоксальных буддистов.
Кассапа поддерживал монастырь политически и финансовым образом, конечно же, бывал здесь, но жил в столице, которая оставалась на том же месте, что и при его отце. Смуту в описание его жизни и деятельности, а именно в хроники Махавамса, по-видимому, внесли авторы-летописцы, которые были приверженцами ортодоксального буддизма, что вполне объяснимо.
В пользу этой версии говорит и то, что во времена Кассапы Храм Зуба Будды оставался на своем месте – в старой столице, мало того, Кассапа построил в ней еще несколько значительных храмов, и, скорее всего, в ней же и жил, иногда наезжая в Сигирию. Также в рамки версии вписываются изображение на фресках Сигирии богини Тары, матери всех Буд, одной из самых почитаемых теми, кто исповедует Махаяну.

Гереме

На высоте 1000 м над уровнем моря на Анатолийском плато в Турции находится Каппадокия. Извержения вулканов, которые происходили здесь десятки миллионов лет тому назад, превратили эти места в сказочный пейзаж: причудливые горы, холмистые долины, скалы необычных форм. Породы здесь мягкие, поэтому человеку было не сложно строить себе жилища внутри скал. Когда-то в этих сооружениях жили Симон, Георгий Победоносец, Василий Великий, Григорий Богослов – христианские святые. Область Каппадокии площадью примерно в 300 кв.км, называемая национальным парком Гореме, это настоящий музей под открытым небом.
Не всегда ясно, в честь какого именно праздника были освящены алтари местных храмов, поскольку их народные названия, как правило, отражают только внешнюю подробность сооружений. В «Змеином Храме» Григорий Победоносец с Феодором Стратилатом копьями поражают большого змея, в «Храме с сандалиями» можно увидеть две выемки в форме человеческих ног, находящихся у входа, в «Темном Храме» царит полумрак – тут всего одно крохотное окошко.
Гереме – крупнейший монастырский комплекс Каппадокии, куда в первые века христианства верующие бежали из Иерусалима и из других мест, спасаясь от преследований официальных властей. Именно из этих мест происходили сорок севастийских мучеников-христан, принявших мученическую смерть за веру во Христа в Севастии - эта часть территории бывшей Малой Армении сегодня принадлежит Турции.
Чтобы заставить их принести жертву языческим богам, и тем самым отречься от Христа, римский военачальник Агрикола поставил их в ледяное озеро. Сломавшийся имел шанс отгреться в бане, поставленной на берегу озера. Не выдержал только один каппадокиец, но умер он сразу, как только вбежал в баню. Один из римских солдат, пораженный силой веры мучеников, присоединился к христианам, их снова стало сорок, и все они погибли.
Сегодня в Гереме 10 церквей и часовен, построенных в 900-1200 годы в византийском стиле, а украшенных в уникальном каппадокийском.

Таксанг-лакханг

В восьмом столетии Гуру Ринпоче трижды посещал Бутан. В третий раз он прилетел в Бутан на Таксанг на тигрице, в которую превратилась его жена, и благословил его, как второй Кайлас. Чтобы подчинить злые духи тех мест, Ринпоче принял форму страшного Джордже Дролло – одной из восьми своих эманаций – и освятил бутанский Таксанг, как место для защиты Драхм, то есть нематериальных частиц, составляющих основу жизни.
«Таксанг» переводится, как «Тигриное Логово» и это была одна из тринадцати священных пещер, в которых в Тибете и Бутане проводились медитации. Ринпоче провел в пещере Таксанга четыре месяца, и не только укротил гневными мантрами злых духов, но и наполнил пещеру своими глубинными сокровенными мыслями.
Первый маленький храм был поставлен тут в 13 веке, а сегодняшний монастырский комплекс состоит из 10 гомп, то есть храмов для духовного обучения и медитаций, и так же расположен на той самой священной пещере. Монастырь находится на скале высотой 3120 м, на 700 м над долиной Паро. Место это священное, наполненное драхмами, мыслями и эмоциями великих буддистов, таких как Миларепа или Шадбрунг, который сумел отделить бутанскую культуру от тибетской и фактически считается основателем Бутана, как государства. В 1998 году монастырь почти полностью сгорел, но уже на следующий день сюда пешком пришел король Бутана - поскольку другим образом сюда не добраться - чтобы узнать, какая именно нужна помощь.
Монастырь быстро и скрупулезно восстановили. Каждый бутанец считает, что раз в жизни должен побывать в Таксанге, когда будет к этому готов. Но не чаще – ни к чему беспокоить эти места. Кстати, это посещение достаточно опасное: последний километр пути проходит над краем пропасти. Редко, но, бывает, кому-то выпадает судьба так и не дойти до Таксанга.

Эмей-Шань

Эмей-Шань – одна из четырех наиболее священных для буддиста гор Китая. На ней было построено невероятное количество монастырей и храмов, как буддистских, так и дао, которые жили в мире согласии многие века. Годы культурной революции нанесли монашеским братствам серьезный урон и сегодня действуют только двадцать храмов, большинство из которых в удручающем состоянии.
Бодхистаттвой (то есть существом, который встало на путь превращения в Будду) здешних мест считается Самантабхадра, легендарный сподвижник исторического Будды, которого изображают верхом на трехголовом белом слоне и с цветком лотоса в руках. Улетел на своем белом слоне Самантабхадра именно с вершины Эмея, а потому гора Эмей-Шань стала местом его вечного пребывания. И потянулись сюда паломники-буддисты, и стали подниматься на Эмей китайские императоры, совершая ритуалы поклонения Небу и Земле, чтобы жизнь в Поднебесной была долгой и счастливой.
На вершине Эмея, на высоте 3077 м стоит прекрасно отреставрированный «Храм десяти тысяч лет»), построенный тут в первом веке, и реконструированный в девятом. Веками буддисты совершали сюда паломничество, и путь паломника был не близким около пятидесяти километров, пройти его нужно было, в частности, мимо обязательно мимо самой большой в мире каменной статуи Будды (71 метр), поставленной еще в 719 – 803 годах около городка Лешань в 30 км от Эмея. Сегодня туристы поднимаются на высоту 2500 м автобусе, и дальше на подъемнике. Но тот, кто у кого есть время не только на магазины и рестораны, кто хочет прочувствовать красоту этого места, по-прежнему поднимается на гору пешком.
Местные леса до сих пор полны обезьян. Наблюдая за ними, монахи из разных храмов придумывали свои стили борьбы, их много, но все они объединяются под названием школа Emei Wushu. Но монаха-воина сейчас тут увидеть трудно, зато по-прежнему несколько раз в год тут можно увидеть «ореол Будды» - это оптический феномен.
Сначала вокруг солнца возникает радужная корона, а потом человек, смотрящий на неё сторону вдруг начинает «видеть» Будду, принимая за него свою собственную тень с нимбом вокруг головы. Говорят, в прошлом, паломники, не знакомые даже с понятием «оптика», считали, что Будда зовет их за собой и прыгали вниз с отвесного склона.

Сюанькунсы в ущелье Хэн-Шань

С вершины самого высокого пика массива Хэн-Шань открывается вид, который создает впечатление, как будто вы достигли неба. На половине пути к вершине стоит павильон, на котором написано: «Упорно продолжайте путь, вы пока на половине пути. Исполнение ваших заветных чаяний близко, но вы должны принять вызов гор, чтобы добраться до их вершины». По теории дао пять первоэлементов, из которых состоит всё - металл, дерево, вода, огонь и земля – соответствуют и пяти направлениям на которых расположены Пять Священных гор, одна из которых Хэн-Шань.
Но не только даосисты почитают гору - внутри монастыря можно увидеть рядышком скульптуры Сакьямуни (Будды), Конфуция и Лаоцзы: тут мирно уживаются сразу три религии - буддизм, даосизм и конфуцианство. У подножья горы Хэншань находится храм Нанью площадью 9800 кв. м. Восемь даосских храмов на восточной стороне расположены симметрично восьми буддийским храмам на западной, что символизирует равенство этих двух религий.
В ущелье Хэншаньских гор находится знаменитый «висячий» монастырь Сюанькун-сы, прикрепленный к горе всего несколькими столбами. Со времени постройки, 491 года, он несколько раз был перестроен, реконструирован и, наконец, отремонтирован. Последний серьезный ремонт тут был проведен в 1900 году. Поэтому не все из более 40 залов и павильонов монастыря находятся в хорошем состоянии. Здания соединены друг с другом системой коридоров, проходов и мостов. На горе Хэнь-Шань находилась пещера совершенствования великого божества времени Тай-Суй, которого называют еще и Великий князь года, Великий герцог или Великий князь Юпитер, противодействовать которому, как и искать его покровительства – прямой путь к несчастью. А следовать указаниям Великого герцога в повседневной суете очень сложно: «Не иметь мыслей и не прилагать усилий - первый шаг к постижению Дао. Не идти никуда и не делать ничего - первый шаг к обретению покоя в Дао. Не иметь точки отсчета и не следовать никаким путем - первый шаг к обретению Дао». А потому самый популярный амулет у даосиста – талисман, защищающий от гнева Тай-Суй.
Хэнь-Шань – символ долголетия, так почитаемого в Китае, поскольку оно было одной из целей совершенствования, поэтому мест для совершенствования тут было великое множество. До сих пор тут можно то здесь, то там наткнуться на надписи на камнях, отдельно стоящие скульптуры или стелы. Городские жители летом часто приезжают сюда на выходные просто погулять и отдохнуть, а осенью – посмотреть: правда ли дикие гуси, которые в Китае символизируют ян, мужественность, свет, святой дух, надолго задерживаются тут перед своим дальним перелетом.

Сумела

Современный турецкий городок Трабзон во временя Трапезундской империи при греках назывался Трапезундом, так его до сих пор и называют православные христиане. Неподалеку от Трапезунда со времен византийской империи сохранился скальный монастырь пресвятой Богородицы или Сумела (ударение на последнюю букву), что значит «на горе Мелас». В 5 веке монахи Варрава и Софроний в пещере горы Зигана наш чудотворную икону Божией Матери Панагию Сумелу, написанную по преданию святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при земной жизни Пресвятой Богородицы. Икона первоначально хранилась в Афинах, отчего называлась «Atheniotissa», но под угрозой уничтожения и была спрятана в пещере Зигана.
Сегодня эта икона называется также и Богоматерь Черной горы. В 412 году по просьбе тетки Варравы, Марии, был построен скальный монастырь, в котором каждый год 15 августа отмечался праздник иконы Панагии Сумелы, на который стремились попасть паломники. Монастырь был четырехэтажным с 72-мя кельями и с пристроенным пятым этажом - галереей, несущей охранную функцию, в монастыре была большая библиотека. Это был крупный, но не единственный монастырь в этих местах. Огромное их количество в окрестностях Трапезунда выполняли также и функции пограничных крепостей.
Когда в середине 15 века Трапезунд был занят султаном Фатих Мехметом, этот монастырь, как и церковь Святой Софии в Стамбуле он взял под свое личное покровительство, дарил им земли и золото.Другой султан, Явуз Селим, охотился в местных горах, и серьезно заболел, но был излечен монахами монастыря. Вернувшись в Стамбул в знак благодарности он подарил Сумеле земли, золото и золотой подсвечник в 1.5 м высотой. Султанs Ахмет III и Махмуд I, правившие поочередно в первой половине 18 века, оплачивали реставрацию уникальных фресок монастыря, которые, к слову сказать, не соответствуют каноническим. В 19 веке, когда число братьев было около ста, милостью очередного султана монастырю были переданы в собственность близлежащих деревень. Османские правители понимали уникальность монастыря и сами совершали сюда паломничество, причем по обычаю того времени к этой святыне подниматься в гору паломнику нужно было на коленях.
В 1919 году Греция объявила войну туркам, которые постепенно захватывали её земли, и в этой войне проиграла. Христиан массово истребляли, и чтобы прекратить эту бойню, было решено переселить турков из Греции в Турцию, а греков из Турции в Грецию – по религиозному принципу. История называет это «Малоазиатской катастрофой». Монастыь в те годы опустел, а икона Богоматери была вывезена в Грецию, сначала в музей, а позже передана в Каламбаку, селение, находящееся у подножия Метеорских скал, в храм Успения Пресвятой Богородицы, куда и едут паломники.
Но в несколько последних лет паломники снова стремятся попасть в Сумелу 15 августа. Местные власти дают на это официальное разрешение, но мелко пакостят, то затягивая выдачу разрешения позже 15 числа, то запрещая священнослужителям свершать паломничество в соответствующем одеянии. И, хотя тут ведутся реставрационные работы, проводятся они спустя рукава, и нередко глаза христианских святых на фресках выколоты ножом, как, впрочем, и в Гереме. И всё же нужно помнить, что за свою долгую историю монастырь несколько раз был разрушен до основания, и снова восставал из руин, и, по-прежнему, в месте, намоленном веками, бьет из земли святой источник.

Тенгбоче

Это еще один тибетский монастырь по дороге к Эвересту, находящийся на высоте 3860 м. Он стал известен миру благодаря сэру Эдмунду Хилари и шерпу Тензин Ногрею, первым людям, совершившими восхождение на Эверест в 1953 году. С тех пор монастырские места стали очень оживленными: примерно 30 тысяч человек в год бывают тут, чтобы насладиться красотами гор Тенгбоче.
А в 16 веке тут медитировал только лама Сангва Дорже, который прилетел отсюда по воздуху из монастыря Ринпоче и предсказал, что и тут когда-нибудь будет монастырь. На одном из камней монастыря до сих пор сохранились отпечатки его ног. Первые постройки были сделаны из дерева под руководством ламы Гулу, но землетрясение 1934 года их разрушило.Монастырь был восстановлен. Но электричество которое провели сюда в 1989 году стало причиной пожара, который снова уничтожил монастырь. На средства международных организаций новые здания монастыря были сделаны уже из камня и расписаны Тарке Ла, известным тибетским художником, на работы ушло всего четыре года.
Особенность монастыря Тенгбоче еще и в том, что здесь исповедуется особое течение буддизма, Ваджраяну, которая в Тибете считается венцом учения Будды. Это некая оккультная модификация буддизма, в которой достичь просветления можно не через достоинства человека, а посредством тайных мантр. Возможности этих мантр настолько серьезны, что к занятиям Ваджраяной монаху можно приступать только после того, как он овладеет Махаяной (смотри выше), чтобы свою силу использовать исключительно на просветление, а не на злоупотребление своими возможностями.
Темная история произошла тут холодной зимой 1962 года: монахи увидел, что вокур монастыря бродит холодный-голодный йети, которого совместными усилиями затащили на кухню и накормили. Как в результате от большого йети остался только его череп, который хранится в соседнем монастыре Кхумджунг, история умалчивает – может, еда не подошла, может, старый был. Скептики утверждают, что все шкуры йети при детальном обследовании оказываются шкурами с шеи гималайской горной козы, которые используются местными монахами как зимние шапки.
Тем, кто свой юбилей решит отметить не в ресторане, а в каком-нибудь горном буддийском монастыре, стоит не забывать, что все святыни нужно обходить по часовой стрелке. Тогда только от этого будет толк, а путешествие завершится удачно и в срок.

Таунг Калат

Гора Попа (потухший вулкан Таунг Калат высотой 737 метров) в Бирме – самое мощное святилище местных духов (натов). Наты не безымянны, у каждого своя история, и когда-то давным-давно это были вполне живые люди. Теперь их духи живут на высоте 1520 метров над уровнем моря. Гора эта – настоящий оазис, здесь находится более сотни источников окруженных зелеными зарослями (неспроста «Попа» - на местном языке означает «цветущая»), из которых с удовольствием пьют воду толпы местных макак.
Тот, кто хочет подняться в монастырь, который находится на вершине Таунг Калата, должен сказать спасибо буддийскому монаху У Кханди, построившему лестницу с 777 ступенями, и не роптать, что она не в самом лучшем состоянии – когда-то не было никакой. У Кханди также известен своим оригинальным способом подвижничества: летом он лежал в горячей воде, зимой – в холодной.
На Попу нельзя приносить с собой мясо, чтобы не злить натов, которым в средние века во время праздников полнолуния дважды в год приносили в жертву огромное количество животных, но не теперь, хотя паломники по-прежнему стекаются сюда оба раза в те же дни, не нарушая в этом семисотлетнюю традицию.
Кроме того, нельзя надевать на себя красное или черное, и нельзя ступать на священную землю в обуви. К монастырю поднимаются босиком.
Монастырь со стороны выглядит впечатляюще, как корона на вершине горы, но сам по себе находится в состоянии средней запущенности - для Бирмы это нормально, разве что Шведагон и Баган сказочно ухожены, но они не расположены на горе. С высоты, на которой расположен монастырь, видимость в хорошую погоду достигает 60 км, с одной стороны с высоты птичьего полета виден древний Баган, хотя рассмотреть отсюда больше пяти тысяч храмов и пагод-ступ, конечно, трудно, с другой – завораживающе глубокий каньон.
Несколько лет тому назад на Рождество мы с мужем поехали в древний горный монастырь, в котором живёт чуть больше десятка монахов. Паломников было примерно столько же, и когда после службы мы встретились в трапезной монастыря, уже узнавали друг друга в лицо. Откуда-то «нарисовалась» парочка бутылок красного вина, конфеты, другие сладости, мы угощали друг друга, смеялись – получился настоящий праздник. Среди нескольких паломников из Греции был священнослужитель, который объяснял нам какие-то тонкости прошедшей службы. Я спросила его: «Вот интересно, ребята, которые служат в этом монастыре, почти все, как на подбор – молодые, крепкие, красивые. В обычной жизни у них всё могло сложиться прекрасно. Что их заставило уйти от жизни мирской? Как они решились на это? Что, каждый ищет свою истину?». Священник сказал мне: «Идем». Мы вышли из трапезной, и он подвел меня к старинной часовне. «Вот на этом самом месте с четвертого века и по сей день люди непрерывно обращаются к Богу с молитвами. Просят дать им веру. Любовь. Дать возможность быть ближе к истине – не своей, персональной, а твоей, моей, общей Истине. Ну, ты же понимаешь, что значит «намоленное место». И если сегодня не было бы здесь этих молодых ребят, связь времен могла бы прерваться. Вот почему они приходят сюда из Мира, вот почему незаметно для мира несут свое послушание. И вот почему у тебя есть возможность приезжать сюда – не в пустыню, не в чащу леса, а в монастырь, где тебя всегда примут. Для этих ребят такая служба Господу не тяжкий крест, а гордость и радость». Для меня тот разговор был серьезным поводом подумать о Жизни и Боге.

Китай Даосский Китай: священные горы и монастыри

Длительность тура

13 дней / 12 ночей

Цена от

Маршрут тура

Пекин - треккинг по Великой Китайской стене - монастырь Шаолинь - горы Цинченшань - Ченду - горы Эмейшань - Сиань - горы Хуашань

Этот непростой маршрут не каждый осилит, и не каждый выберет его для своего путешествия в удивительную и разнообразную страну Китай. Мы объединили в этой программе знакомство с действующими даосскими и буддийскими монастырями и посещение священных гор Эмейшань, Хуашань и Цинчэншань. Наш маршрут содержит экскурсионную, духовно-просветительскую и спортивную составляющие. Так, семикилометровый поход по нереставрированному участку Великой китайской стены или 15-километровый опасный подъём на гору Хуашань доступны только людям, находящимся в хорошей спортивной форме. При желании можно воспользоваться подъёмниками, которые сократят пеший путь вдвое. В любом случае, поразительная природа гор, встреча с настоящими монахами и последователями даосизма, и несколько дней, проведённых при действующих отдалённых монастырях, оставят незабываемые впечатления.

«Если вы посетили пять священных гор Китая, то можете в другие горы не ходить, а если вы посетили Хуашань, то и остальные четыре вам ни к чему», - говорят китайцы.

Минимальное количество участников поездки: 2 человека . Выезд возможен в любой день.

Программа тура

Вылет из Москвы из аэропорта Шереметьево регулярным рейсом авиакомпании «Аэрофлот» SU-571 в 22:35.
День 1 Прибытие в Пекин в 09:05. Встреча в аэропорту, трансфер в гостиницу, размещение и краткий отдых. Экскурсионная программа: посещение площади Небесного Спокойствия Тяньаньмэнь. Осмотр императорского дворца Гугун - «Запретного города». Прогулка по паркам Бэйхай и Цзиншань (откуда открывается замечательный вид на центр города). Во второй половине дня: летняя императорская резиденция - парк Ихэюань . Вечером: приветственный ужин - знаменитая «утка по-пекински».
День 2 Ранний выезд на трекинг по участку Великой китайской стены от местечка Циншанлин до урочища Симатай (с гидом). Во время 7-километрового пешего похода по стене мы насладимся прекрасными видами окрестных гор. При наличии свободного времени и сил, после окончания трекинга можно продолжить восхождение на один из наиболее впечатляющих участков стены в Симатае, где она проходит по гребню горного хребта с практически отвесными склонами до высоты 400 м. Примерно до середины пути можно добраться по канатной дороге (оплата на месте) - дальше пешком. С высоты открывается захватывающий вид на нереставрированный участок стены, сохранивший очарование древности. Возвращение в Пекин вечером.
День 3 Выезд в Чженчжоу на скоростном поезде D133 в 06:54. Прибытие в 11:58. Завтрак в поезде. По прибытии: встреча и трансфер к началу древнего монашеского пути к монастырю Шаолинь в горах Суншань. Размещение в отеле.
День 4 Посещение монастыря Шаолинь и «леса пагод» - Талинь. Посещение буддийских храмов-гротов Лунмэнь. Экскурсия в самый древний действующий буддийский храм в Китае - Баймасы. Вылет из Лояна в Ченду регулярным рейсом в 17:00. Прибытие в 18:50. Мы в провинции Сычуань. Считается, что именно здесь - самая острая кухня во всем Китае. Вечером на предоставляется возможность самим проверить это утверждение - ужин в ресторане национальной кухни.
День 5 Экскурсия на целый день к священным в даосизме горам Цинчэншань (Qincheng Shan, «Зелёная крепость»), осмотр по пути ирригационной системы в Дуцзянъяне (Dujianyan). В 2000 году горы Цинчэншань и комплекс сооружений Дуцзянъянь внесены в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Как пишут сами китайцы: «горы Цинчэншань представляют собой колыбель китайской религии - даосизма . Считают, что горы занимают пятое и девятое место по условиям для обучения даосов и по пейзажу для привлечения богов соответственно». Несложный трек в горах. Возвращение в Ченду.
День 6 Посещение старейшего даосского храма Китая Qingyang Gong и питомника панд. Переезд в Эмейшань . Подъём по канатной дороге на вершину. Ночёвка в буддистком гестхаусе при храме Десяти Тысяч Жизней. Наверху может быть довольно холодно, до +10, отопления в помещениях нет. Гора Эмей - одна из четырёх священных гор в китайском буддизме. Храмы горы Эмей датируются XIV веком.
День 7 Продолжение осмотра Эмейшани. Если повезёт, в утренние часы, когда туман опускается вниз, можно застать известный в китайской живописи пейзаж - «над морем облаков». Посещение гигантского Будды в Лейшани - это самая большая в мире статуя Будды, вырезанная в скалах, высота его более 70 метров. Возвращение в Ченду .
День 8 Вылет в Сиань утром. Размещение в гостинице и выезд на экскурсию на старинную крепостную стену города и в музей Бэйлинь («лес стел»). Посещение Большой и Малой Пагоды Диких Гусей. Вечером - «банкет пельменей», ужин традиционной кухни провинции Шэньси.
День 9 Переезд по красочной дороге к горе Хуашань . По пути - посещение раскопок-музея знаменитой Терракотовой Армии императора Цинь Шихуана (7000 тысяч глиняных воинов). Прибытие в городок Хуашань и прогулка к монастырю Нефритового Источника (Юцуаньюань). Вечером - отдых с видом на восхитительные священные даосские горы Хуашань.
День 10 Кульминация нашего путешествия - восхождение на гору Хуашань . Подъём по канатной дороге на северный пик горы Хуашань, а далее - серьезный пеший подъём по узким тропам и вырубленным в скалах ступеням . С высоты более 2000 метров открывается великолепный вид на плавающие над туманной пеленой пики окрестных гор. Вдоль дороги - небольше храмы, украшенные резными статуями, гроты и пещеры. После долгого и сложного подъёма, мы, наконец, достигнем вершины, где и заночуем в небольшом отеле-гестхаусе. Вечернюю трапезу с нами разделят и несколько местных жителей - последователей даосизма, служащих при монастырях.
День 11 Утро свободно для медитаций и спокойной встречи яркого восхода над Западным пиком. После обеда - прогулка по красочным горным тропам , рядом с которыми в скальных пещерах в прежние времена жили монахи-отшельники . Да и сейчас некоторые пещеры обитаемы - зачастую монахи приходят медитировать в отдалённые от главной тропы гроты. Во второй половине дня - спуск по канатной дороге к подножию горы, переезд в Сиань.
День 12 Трансфер в аэропорт, вылет в Пекин. Посещение главного даосского храма Пекина - Храма Белых Облаков (Байоньгуань).
День 13 Трансфер в аэропорт, вылет в Москву в 11:45 рейсом SU-528 авиакомпании «Аэрофлот». Прибытие в аэропорт Шереметьево в 17:40.

Стоимость программы на одного человека: 2870 USD

В стоимость тура не включено:

  • авиаперелёт Москва - Пекин - Москва (от 25000 рублей),
  • все личные расходы, все прочие расходы, не указанные в программе.

Внимание: для оформления визы не менее чем за 15 дней до начала тура необходимо предоставить следующие документы: оригинал загранпаспорта (со сроком действия не менее 6 месяцев на день подачи документов в посольство), 1 цветное фото 3×4 на белом фоне (без головного убора), анкетные данные (место рождения (город), домашний адрес, телефон, адрес места работы и рабочий телефон, занимаемая должность), справку с работы.

В старинном буддийском храме Линъиньсы, расположенном в провинции восточного Китая Чжэцзян, был сформирован отряд для противостояния террористам. В отряд вошло 20 монахов и 27 обычных охранников.
Храм Линъиньсы, основанный в 4м веке, является местом паломничества буддистов и популярной туристической достопримечательностью. Каждый день на территории храма бывает около десяти тысяч посетителей, число которых резко увеличивается во время праздников.
Отряд самообороны был создан для защиты туристов и паломников после террористической атаки в Куньмине, когда было убито 29 человек и ранено 130. Тренировкой охранников занимаются представители китайского спецназа. Монахи днем занимаются буддийской практикой, а по ночам тренируются.
На территории Китая расположено множество древних монастырей и храмов, являющихся духовным и культурным наследием страны. О самых знаменитых монастырях Поднебесной мы расскажем ниже.

1. Монастырь Шаолинь.

Этот монастырь стал легендой как место возникновения знаменитого боевого искусства Китая – ушу. Поныне с этим местом связано множество древних легенд. Помимо своих боевых искусств, Шаолинь издревле известен как святыня китайского направления буддизма - чань-буддизма. Эта религия пришла в Поднебесную в 5м столетии. В конце 5го столетия в империю приехал Бато – монах из Индии. Он завоевал расположение императора и тот приказал заложить монастырь на горе Суншань, после чего отдал его Бато. Так был основан Шаолинь. Согласно легенде Бато лично выбирал место строительства монастыря, ведь форма Суншань похожа на лотос, имеющий особое значения для буддистов. Шаолинь превратился в форпост и святыню китайского буддизма, который быстро завоевал популярность в Поднебесной благодаря работе Бато. Закрепил славу монастыря другой индийский монах, который прибыл туда спустя тридцать лет после Бато. Звали его Бодхидхарма. Он считается основоположником направления чань-буддизм и создателем знаменитого кунг-фу Шаолиня. Монахи не только занимались развитием буддизма, но принимали активное участие в жизни страны. Наибольшего расцвета Шаолинь достиг в 14м столетии. С этим периодом связана легенда о 40 шаолиньских монахах, отправившихся на побережье Китая сражаться с японскими пиратами. Монахи зарекомендовали себя как стойкие бойцы, но однажды угодили в пиратскую засаду и были убиты. Запись об этих событиях есть на каменных стелах в монастыре. Помимо прочего монахи помогали обездоленным крестьянам, чем снискали любовь местных жителей. За свою историю монастырь пережил многое: пожары, нападения. Но монастырь каждый раз восстанавливался, подтверждая превосходство духа. В сегодняшнем Китае к монастырю относятся также уважительно: в 1979м г. было признано монастырское самоуправление.

2. Монастырь Сюанькун.

Этот знаменитый «висячий монастырь» расположен в шестидесяти пяти км. от древнего китайского города Датуна. Монастырь крепится на отвесных утесах ущелья Цзиньлун. Храм был сооружен, чтобы умиротворить речного дракона, который по поверьям обитает в реке Хунь, протекающей в ущелье. Благодаря своему уникальному местоположению монастырь смог сохраниться в первозданном виде на протяжении 1500 лет. Основан он был в 491м году, на пути паломничества, к священной даосской горе Хэншань из Датуна. Монастырский комплекс составляют сорок павильонов и залов. Часть помещений монастыря вырублена в утесах и крепится посредством деревянных балок и опор. Несколько секций монастыря – висячие, а самая нижняя часть монастыря опирается на кирпичную кладку. Сюанькун является образцом смешения различных культур и религиозных течений. Там наши точки соприкосновения три главные религии Поднебесной – буддизм, конфуцианство, даосизм. Первое, даосское, название храма было «Храм Сокровенной Пустоты». Позже он был переименован просто в «висячий монастырь», по своим архитектурным особенностям. Три секции монастыря посвящены разным религиям. Нижняя часть отдана божествам даосского пантеона, управляющим природными стихиями. Средняя часть принадлежит буддистским святым – трем Буддам, наиболее почитаемым в буддизме. Третья секция включает статуи трех духовных отцов трех религий Китая – даосского ученого Лао-Цзы, создателя конфуцианской философии Конфуция и статую Будды Гаутамы – основателя буддизма.

3. Монастыри хребта Уданьшань.

Окутанная легендами гора Удан, о которой упоминается во многих романах и трактатах, по преданиям была местом зарождения даосизма. Храмы, расположенные на пиках хребта причислены к культурному наследию Китая и мира. Хребет Уданьшань расположен в провинции Хубэй, возле Шияня. Он насчитывает 72 горных пика, 36 скал, 24 долины. Главный горный пик Тяньчжуфэн достигает в высоту 1,6 км. Уданшань – самый популярный храмовый комплекс Китая, после шаолиньского монастыря. Монастыри Уаншаня были средоточием даосского учения. В горах располагался первый даосский университет, где студенты обучались традиционной медицине и фармакологии. Первый храм даоссов в Уданшане – Храм Пяти Драконов, был основан в 3м веке. Всего, на протяжении столетий в горах было возведено 36 монастырей, 12 павильонов, 72 храма, 39 мостов, которые вместе образуют 33 храмовых комплекса. Много монастырей было уничтожено в период Культурной Революции. Однако позже, для привлечения зарубежных туристов, они были реконструированы. Самым популярным туристическим местом является архитектурный комплекс на горе Тяньчжу – Запретный город, включающий Золотой павильон – крупнейшее сооружение из меди в Поднебесной и несколько храмов.